Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

2020-04-01 291
Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

1.1 Типология неблагополучных семей

1.2 Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями

2. Основные направления социальной работы с неблагополучными семьями

2.1 Неблагополучные семьи в ХМАО-Югре: статистические показатели

2.2 Направления работы с неблагополучными семьями

2.3 Деятельность государственных и общественных учреждений ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПриложениЕ


Введение

Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Цель исследования - изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

- рассмотреть типологию неблагополучных семей;

-  исследовать формирование социальной политики в отношении неблагополучных семей;

-  изучить статистические показатели неблагополучных семей в России и ХМАО-Югре;

-  привести примеры деятельности государственных и общественных структур ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными семьями.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями. Во второй главе исследуются основные направления социальной работы с неблагополучными семьями. В заключении делаются основные выводы и приводятся рекомендации по социальной работе с неблагополучными семьями.

В ходе написания курсовой работы были задействованы учебники, учебные пособия, периодические издания, сеть интернет, законодательные акты, учебно-методическая литература.

Так в учебниках рассматриваются понятия, виды, формы социальной работы с неблагополучными семьями. В законодательных актах прописаны правовые аспекты, относящиеся к регулированию положения социальной работы с неблагополучными семьями. В интернет источниках находятся обширные статистические данные проблем неблагополучных семей.

 

 


Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

Типология неблагополучных семей

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Основные социальные проблемы семьи [4, с.223]:

- трудное материальное положение семьи;

-  ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

-  злоупотребление алкоголем и наркотиками;

-  жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

-  антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы.

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. [17, с.338]

Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. [10, с.142]

Типология неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

- деструктивная семья;

-  дисфункциональная семья;

-  семьи группы риска;

-  негармоничная семья.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной; правовой; материальной; медицинской; психологической; педагогической и др.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [9, с.82]:

. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

- конфликтные семьи;

-  проблемные семьи;

-  асоциальные семьи;

-  аморально-криминальные семьи;

-  семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) - это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. В таких семьях:

- формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;

-  проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);

-  проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;

-  ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. [9, с.83]

Признаки семьи с алкогольной зависимостью:

- размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие - нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка;

-  отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг;

-  непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения;

-  низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых;

-  недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. [9, с.83]

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью».Возможны следующие варианты созависимости:

- вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих;

-  в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа;

-  все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в семье с алкогольной зависимостью:

- оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («этот ужасный секрет семьи»);

-  живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);

-  ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);

-  испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий - в пьяном);

-  наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей - это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;

-  испытывают страхи и тревожные предчувствия - страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;

-  испытывают разочарования - родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;

-  слишком быстро взрослеют - старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;

-  испытывают оскорбления и унижения, насилие - пьющие родители теряют контроль над своим поведением.

Как правило, такие дети предоставлены сами себе - что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка, у них пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Чаще всего они живут в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить - вплоть до мыслей о смерти родителей.

Признаки конфликтной семьи:

- в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;

-  конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность - норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;

-  конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье: [9, с.86]

. Ребенок - свидетель семейных конфликтов:

- испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

-  необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;

-  душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;

-  агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;

-  капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.

2. Ребенок - объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) - обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот - родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания - непоследовательность требований родителей к ребенку

. Ребенок - орудие разрешения семейных споров

- мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;

-  ребенок оказывается перед выбором - мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;

-  у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;

-  проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

- повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;

-  слабые контакты с окружающими;

-  нередки длительные конфликты с родственниками;

-  в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.

Дети в недоверчивой семье:

- у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;

-  подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;

-  конфликты с учителями и воспитателями;

-  непризнание детьми ошибок и собственной вины;

-  трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья:

- отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;

-  склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;

-  семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);

-  семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.

Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Хитрая семья:

- ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;

-  часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;

-  стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;

-  к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.

Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка - нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

- ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);

-  упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;

-  у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;

-  срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).

Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

- ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным;

-  проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.

Семьи известных людей:

- семья постоянно находится в поле зрения общественности

-  недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям

У детей в таких семьях возможно два типа поведения: [9, с.92]

. Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни.

. Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

- семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;

-  тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;

-  родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).

Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.

Семьи с детьми-инвалидами:

- типичная первоначальная реакция - отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;

-  вторичная реакция - чувство гнева, беспомощности, безысходности

-  часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;

-  родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;

-  чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;

-  проявляют к ребенку гиперопеку;

-  заключительная реакция - эмоциональная адаптация;

-  в подобных семьях часто бывают разводы.

Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся: семья-крепость(все вокруг против нас, члены семьи - соратники в борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей - профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.[9, с.94]

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

- разведенная семья;

-  осиротевшая семья;

-  мать-одиночка с ребенком.

Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского влияния:

- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);

-  менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);

-  затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

-  становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме [12, с.95]:

. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.

. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.

. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:

- шок - молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;

-  отрицание смерти;

-  поиски;

-  отчаяние - осознание невозможности вернуть умершего;

-  гнев - ребенок сердится на родителя, который его покинул - истерики, отказ от общения, грубость;

-  тревога и чувство вины - ведут к депрессии;

-  боязнь повторного брака родителя.

Ребенок из семьи матери-одиночки:

- внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей - социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;

-  ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;

-  нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);

-  слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 1994. - 62 с.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 2009. - 48 с.

.   Трудовой кодекс Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 2008. - 154 с.

4. Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Сборник законов РФ. - 1995.

. Баркер, Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. - М.: Институт социальной работы, 1994. - 134 с.

6. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивная практика в России / С.А. Беличева. М.: Социальное здоровье России, 2004. - 235 с.

7. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 1999. - 440 с.

8. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова. - М., 2000. - 416 с.

. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

10. Коныгина, М.Н. Отечественный опыт социально-помогающей деятельности в формировании национальной модели социальной работы в России / М.Н. Коныгина, Н.И. Клушина // Социальная работа: традиции и инновации. - 2006. - №1. - С. 55-59.

11. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 480 с.

12. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - СПб.: Петрополис, 2008. - 276 с.

13. Пейн, М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / М. Пейн; пер. с англ. О.В. Бойко, Б.Н. Мотенко; под ред. Дж. Кемплинга. - М.: Академия, 2007. - 400 с.

14. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие / Л.И. Савинов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2006. - 215 с.

15. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

16. Филатов, В.А. Технология социальной работы: учеб. пособие / В.А. Филатов, М.В. Станкова, Т.В. Щитова, Е.М. Кузнецова. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 124 с.

17. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

18. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 668 с.

19. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: учеб. пособие / В.М. Целуйко. - М.: Владос, 2003. - 272с.

20. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254с.

21. Ярская, В.Н. Опыт работы Саратовской ассоциации работников социальных служб / В.Н. Ярская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №4. - С. 39-42.

22. Официальный сайт «Здравомыслие» [электронный ресурс]

23. Официальный сайт «Педагогическая библиотека» [электронный ресурс]

24. Официальный сайт «Перспективное детство Югры» [электронный ресурс]

. Официальный сайт «Российская газета» [электронный ресурс]

26. Официальный сайт «Словари и энциклопедии на Академике <http://dic.academic.ru>» [электронный ресурс]

27. Официальный сайт Берёзовского района ХМАО-Югры [электронный ресурс]

28. Официальный сайт Бюджетного учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» [электронный ресурс]

29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» «Документы ООН о детях, женщинах, образовании» [электронный ресурс]

30. Официальный сайт органов государственной власти ХМАО - Югры [электронный ресурс]

. Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Кондинский район ХМАО-Югры» [электронный ресурс]

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект административного регламента по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей»

1. Общие положения

Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее - административный регламент), разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее - государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги, и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации.

Социальный патронаж - это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и оказания необходимых услуг, которые предоставляются семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно преодолеть ее, в течение срока, необходимого для преодоления данной ситуации.

Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" трудная жизненная ситуация определена как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, определена как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальный патронаж как государственная услуга организуется в рамках индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

Социальный патронаж для семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей, как государственная услуга организуется в рамках оказания социальной помощи семье на длительной основе.

Государственная услуга «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» включает в себя предоставление следующих услуг:

- Выявление несовершеннолетних, или семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

-  Содействие в разработке индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и организация постановки на учет семей с несовершеннолетними;

-  Социально-бытовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-  Социально-экономические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-  Социально-медицинские услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-  Социально-правовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-  Социально-педагогические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-  Социально-психологические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу.

1.2 Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

- направление в органы опеки и попечительства ходатайства об отобрании несовершеннолетнего у родителей в случае систематического несоблюдения ими своих родительских обязанностей;

-  снятие семьи с патронажа при условии возникновения позитивных изменений в семье, в связи с переездом в другой район, либо по достижению детьми возраста совершеннолетия.

1.3 Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Социальный патронаж неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми проводится в сроки, необходимые для оказания ребенку и членам его семьи социальной и иной помощи или до устранения причин и условий, способствовавших неблагополучию в семье.

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

-  Конвенцией о правах ребенка;

-  Семейным кодексом РФ;

-  Постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 г. №25 "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";

-  Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

-  Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

-  Федеральным законом от 02.12.2004 г. №143-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения»;

-  и иными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере учета и организация работы по патронажу семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

1.5 Право на получение государственной услуги имеют:

- семьи с несовершеннолетними детьми, сам несовершеннолетний, достигший возраста 14-ти лет, проживающие на данной территории, нуждающиеся в предоставлении социальной помощи.

1.6 Государственная услуга предоставляется бесплатно.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

1.1 Типология неблагополучных семей

1.2 Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями

2. Основные направления социальной работы с неблагополучными семьями

2.1 Неблагополучные семьи в ХМАО-Югре: статистические показатели

2.2 Направления работы с неблагополучными семьями

2.3 Деятельность государственных и общественных учреждений ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПриложениЕ


Введение

Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Цель исследования - изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

- рассмотреть типологию неблагополучных семей;

-  исследовать формирование социальной политики в отношении неблагополучных семей;

-  изучить статистические показатели неблагополучных семей в России и ХМАО-Югре;

-  привести примеры деятельности государственных и общественных структур ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными семьями.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями. Во второй главе исследуются основные направления социальной работы с неблагополучными семьями. В заключении делаются основные выводы и приводятся рекомендации по социальной работе с неблагополучными семьями.

В ходе написания курсовой работы были задействованы учебники, учебные пособия, периодические издания, сеть интернет, законодательные акты, учебно-методическая литература.

Так в учебниках рассматриваются понятия, виды, формы социальной работы с неблагополучными семьями. В законодательных актах прописаны правовые аспекты, относящиеся к регулированию положения социальной работы с неблагополучными семьями. В интернет источниках находятся обширные статистические данные проблем неблагополучных семей.

 

 


Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.