Глава 1. Основные положения о семье и браке в английском обществе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 1. Основные положения о семье и браке в английском обществе

2020-04-01 149
Глава 1. Основные положения о семье и браке в английском обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Для всестороннего изучения жизни и быта народов необходимо раскрытие семейно-брачных отношений, т.к. семья является производственной единицей общества. “В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства” [1].

Семья включает и духовные отношения, т.е. правовые отношения, которые складываются в процессе усвоения культурных достижений общества.

Таким образом, семья является связывающим звеном во взаимоотношениях между индивидуальной и общественной жизнью людей.

Тема моей работы: семья и семейный быт англичан в XIX веке.

Цель курсовой работы - раскрыть характер семейно-брачных отношений у англичан в XIX веке.

Актуальность темы состоит в том, что по данному вопросу практически нет никаких исследований.

Для раскрытия своей темы мною была использована литература:

Народы мира. Страны Зарубежной Европы. -М., 1966.

Очерки общей этнографии. / Под ред. С.П. Толстова. -М.

Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. / Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1999.

Народы Зарубежной Европы. Т.2. “Народы центральной и юго-восточной Европы”. А.Г. Харчев.

Семья и брак В СССР. -М., 1964.

Macfarlane A. Family life of Ralph Josselin. Cambridge, 1970.

Жизнь европейских народов. Е.Н. Водовозова. Т. 2. Жители Севера.  -Санкт-Петербург, 1889.

Cumberland letters, 1711-1784, 1912.

Luttrell N.A. Brief Relation of State affairs Oxford, 1857, vol. 6.

К сожалению, ни в одной из этих работ нет полного описания анализа интересующего нас вопроса, поэтому я поставила перед собой задачу раскрыть и описать семейные отношения и традиции англичан в XIX веке.

 


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ В АНГЛИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Гражданское законоведение

 

Гражданские законоведы признавали две формы заключения брачного контракта (marriage contract) без церковного оформления брака: der verba de Futuro и der verba de praesenti.

Контракт der verba de Futuro органом устное обещание жениться в будущем и мог быть расторгнут при обоюдном согласии партнеров. Если же партнеры вступили в супружеские отношения, то считалось, что брак должен был обязательно рано или поздно заключен. Для лиц католического вероисповедания этот контракт был действителен в первой его части. Из этой формы в последствии развились как помолвка (engagement, enment, betrothal), так и “отложенный брак” (delayed marriage), функционировавшие на равных в Англии на протяжении XIX века. “Отложенный брак” заключался до помолвки. По существу это был ранний этап той же помолвки. При контракте (der verba de praesenti) пара при свидетелях обменивалась фразами: “Я беру тебя в жены”, и “Я беру тебя в мужья” (ldo take the to my wifa. ldo take the to my husband).

Несмотря на борьбу церкви против остатков старины, в XVIII - XIX вв. вхождение в брачное состояние заключало много форм: письменную, закрепленную юридически; контракт между родными, оговаривавший финансовые условия и касавшийся приданного (wedding needs); устные обещания партнеров в присутствии свидетелей; церковное венчание, при котором публично удостоверялось обоюдное согласие вступавших в брак и союз получал формальное благословение; секс - осуществление брачных отношений. Все эти формы существовали и как последовательные ступени, и обособленно одна от другой. Такая сложная, неупорядоченная картина различных форм заключения брачных союзов создавала возможность обойти дорогостоящее венчание в церкви.

Наиболее известным местом в Лондоне, куда стекались желавшие заключить быстрые и дешевые браки являлись Флит-стрит, где уже в первой половине XVIII веке были развешаны доски с рекламным объявлением “Браки заключаются здесь”. Зазывалы приглашали прохожих: “Сэр, не изволите ли зайти и жениться”. Флит-стрит с практикуемой системой брачных лицензий (marriage licence) дала начало знаменитому в брачном деле XIX века учреждению Докторс Коммонс. Так назывался ряд зданий, принадлежавших начиная с XVIII века корпорации юристов, которые вели семейные, наследственные и другие дела клиентов в уездном суде. В зданиях Докторс Коммонс находилась также канцелярия генерального викария (заменителя лондонского епископа), выдавшего лицензию-свидетельство об освобождении вступавших в брак от оглашения в церкви. Эта система, действующая до 1857 г. (в этот год произошло упразднение Д. Кс), характеризовалась всеми чертами Флит-стрит и гражданских законодательных органов.


Брачный возраст

 

В 1604 году был установлен возраст для вступления в брак не ниже 21 года для жениха и невест. Это постановление церкви шло вразрез с каноническими правилами западной церкви, по которой возраст вступающих в брак англичан-протестантов для мужчин был 14 лет, для женщин - 12 лет. Браки, заключенные лицами моложе 21 года, признавались “несовершенными” (imperfect) и недействительными на протяжении последующих 7 лет. Из подобных браков развилась форма “условного брака” (arranged marriage). Однако установление возраста вступления в брак независимо от вышеприведенных постановлений в каждом конкретном случае определялось рядом обстоятельств социально-экономического характера.

Майорат, т.е. наследование по старшинству с одной стороны, и порядок вступления в брак детей по старшинству - с другой (направлен в А. На сохранение хозяйства), оставляли за ранними брачными узами младших сыновей и дочерей [3]. Младшие сыновья в подобной ситуации лишь откладывали свою свадьбу на неопределенный долгий срок для накопления необходимых при вступлении в брак материальных средств; в отношении дочерей перед семьями стояла задача непременно выдать их замуж. И если, несмотря на растущее оскуднение в среде зажиточных слоев, в конце XVI в. менее 5% дочерей не было выдано замуж, то уже в XVII в. незамужних дочерей, достигших 50 лет, насчитывалось 15%, а в XVIII в. - 25%. В XIX в. этот процент стал еще выше. Например, в г. Личфилд к концу XVII столетия около 10% всех женщин старше 30 лет были еще незамужем... в середине XIX в. уже насчитывалось 30%.

Наряду с ростом числа незамужних женщин, на протяжении ряда вв. происходил и рост числа мужчин, либо очень поздно вступивших в брак, либо вообще оставшихся одинокими. Тенденция повышения процента незамужних женщин и неженатых мужчин и установления возрастного лица вступления в брак с XVI по XIX вв. в Англии взаимосвязаны. В конце XVI в. средний возраст вступления в брак дочерей - около 20 лет; на исходе XVII в. и до начала XIX в. он вырос до 22-23 лет у зажиточных слоев, у людей, менее зажиточных, т.е. у рабочих сельского населения повысился с 24 лет в XVI в. до 27 лет к середине XIX в. Всего годом ниже был возрастной ценз для дочерей йоменов, землевладельцев и владельцев лавок, т.е. представителей мелкой буржуазии.

Средний возраст вступления в брак наследников сквайров был около 21 года в начале XVI в., 22 года - в конце XVI в. и 24-26 лет - в XVII и начале XVIII вв. В конце XVIII в. и до середины XIX в. он колебался в пределах 27-29 лет, оставаясь таким вплоть до конца XIX в.

У лиц, находившихся на более низкой, чем среднезажиточное население, социальные ступени, можно выделить свою модель вступления в брак. Начиная с XV в. возрастной ценз указанной категории лиц рос непрерывно, дойдя в XIX в. в среднем для мужчин - от 26 до 30 лет и для женщин - от 24 до 27 лет. Такой поздний возраст вступления в брак объясняется в первую очередь социально-экономическими причинами. Так же, как и младшим сыновьям более или менее зажиточных родителей, лицам из мало или необеспеченной группы населения следовало накопить достаточно средств в целях приобретения обстановки и жилья для будущей семьи, включая, естественно, и необходимый доход от какого-нибудь занятия, чтобы содержать семью.

В Англии было принято, что новобрачные сразу после свадьбы (wetting) поселялись отдельно от родителей; это требовало дополнительных средств для приобретения жилища для новой семьи.

Поздний возраст вступления в брак был связан также с отсутствием в Англии в рассматриваемый период сложных семей, а следовательно, и обычая сонаследования или выделения наследнику какой-нибудь доли в имуществе при жизни владельца. Для лиц, занятых в сельском хозяйстве, особенно характерен высокий брачный возраст. Как и фермеры, на вступление в брак в более позднем возрасте обрекались и лица, обучавшиеся с раннего возраста какому-то ремеслу или работавшие слугами в богатых домах.

С начала XVII в. до начала XIX в. действовал акт о детях бедных родителей, в соответствии с которым их принудительно отдавали в обучение; длившееся от 10 до 24 лет. Тем самым возможность вступить в брак для них отсрочивалась. В то же время рабочие и крестьяне, занятые в рассеянной ткацкой мануфактуре, заключали ранние браки в целях использования дарового труда жены и детей и получения приданного(cowry, trousseau - платье, белье, мебель со стороны невесты).

Закреплению традиции дифференциации брачного возраста у разных социальных слоев способствовали различные мероприятия властей. Так, например, местные власти всячески препятствовали сооружению новых домов на невозделанной земле в закрытых сельских приходах и рассматривали поселившихся лиц как незаконно вселившихся. Кроме того, городские власти не предоставляли новым жильцам право пользования привилегиями гражданства данного города.

Одним из факторов, резко повысивший средний брачный возраст женщин до 30 лет и мужчин до 38 лет у бедного населения, являлись последствия голода 1848 г.

Непосредственной отсрочной брака было также постановление муниципального совета Лондона от 1556 г. (просуществовавшее до середины XIX в.), которое повлияло на выработку закона о совершеннолетии, действующего и поныне. Муниципальный совет, обеспокоенный ростом бедности и усмотревший одну из причин этого роста в “сверхбыстрых браках и сверхскоро основанных домашних хозяйствах молодоженов”, устанавливал, что никто, будучи полноправным гражданином, не может вступить в Лондоне в брак раньше 24 лет. Еще одним из факторов, способствовавших установлению традиции позднего вступления в брак, было весьма распространенное мнение о вредных для здоровья последствиях ранних браков.

В начале XIX в. возник другой фактор, обостривший ситуацию, девочек рождалось больше, нежели мальчиков. К 1851 году женщин в стране было на 65300 человек больше, чем мужчин. Тем самым началась “погоня” за мужчинами. В городе функционировали самые настоящие национальные “брачные” ярмарки, где устанавливались собрания, балы и т.п., что способствовало сближению и знакомству молодых людей.

Затруднения на брачном рынке, возникшие в Англии, начиная с XVII в. вызывались еще и постоянным наплывом значительного числа лиц, желавших вступить в брак во второй, третий раз. Это явление было не только результатом коммерческой основы брака, но и очень коротким сроком продолжительности каждого брака.

Продолжительность брака

В Англии средняя продолжительность брака как в неимущих слоях, так и среди жителей колебалась в XVII - XIX вв. от 17 до 20 лет.

Таким образом, семья XVIII - XIX вв. была очень нестабильна, около 50% всех супругов (spouses) жили вместе только год или два после того, как их дети покидали дом. 1/4 всех браков были повторными. Многие браки были заключены отцами маленьких детей, чьи жены умерли при родах и которые срочно нуждались в няньке, кухарки и сексуальной партнерше. Кроме того, женщины у бедных слоев населения, потерявших своих мужей (husband), не смогли часто найти нового партнера.

Обнищание основной массы населения приводило к “разгрузке” брачного рынка, этот процесс продолжался вплоть до конца XIX в. Это было общество с большим количеством сирот и детей, имевших одного родителя (1/3 детей до 14 лет в XVII - XIX вв.).

Исходя из выше изложенного, можно заключить, что ряд аспектов семейной жизни у англичан XVI - XIX вв. - заключение поздних браков и их ранний распад, а также многочисленные повторные браки способствовали нарушению выработанной веками брачной традиции и обрядности у населения. Глубокое расхождение в возрасте вступавших в брак (от 10 лет при старшинстве мужчин в XVII - XVIII вв., до 4,5 лет в XIX в.) [4] также не способствовало сохранению брачных традиций.

Поздние браки

Заключение поздних браков зависимо от эндогамии, проявляемой в социально-экономической, профессиональной - бытовой и локальной сферах. Большинство браков заключалось между выходцами из семей со схожими экономическими ресурсами. Так, например, в XVII в. 9% заключенных в Ланкашире браков джентри были внутри только этого круга. В Кенте с XVII в. до середины XIX в. более 2/3 джентри и земледельцев женились на девушках своего круга. У ремесленников и мастеров эндогамия (профессиональная) менее проявлялась, однако пятой части торговцев мануфактурой, портных, мясников, сапожников и матросов женились на дочерях лиц той же профессии [5].

Границы заключения брака

Границы заключения брака были узки. В XVII в. 60% сквайров из Ланкашира выбирали невест из своих графств. В целом число вступавших в брак внутри одного региона, например, в Нортгемптоншире, в далеком Нортумберпенде, в графстве Гертфордишр близком к Лондону снизилось с 70% в XVI в. до 40% в XIX в.


Обряды

 

Традиционная свадебная обрядность наблюдалась у лиц, вступавших в брак в относительно молодом возрасте и наследовавших родительское имущество.

Помолвка соблюдалась во всех слоях английского общества, хотя период между помолвкой (engagement, enment), на котором происходит обручение (betrothal) молодых, и свадьбой длится очень долго, нередко до 7-8 лет.

Гадания

 

В более чистом виде и почти повсеместно сохранились не свадебные обряды, а предбрачные поверья и обычаи у молодежи, проживавшей в одном коллективе и на одном месте. Наиболее ярко данные обычаи проявлялись в гаданиях и поверьях, приуроченным к определенным дням. В канун дня св. Агнессы (20-21 января), являющейся патронессой молодых девушек, в Дербишире, Йоркшире, Дюргейме, Норфолке, Нортумберленде, Линкольншире и в других английских графствах девушки гадали на “полное молчание”, родниковую воду, чулки и подвязки, сложенные крест-накрест, на ботинки, поставленные носками к постели (“идя и приходя” - going and coming), на булавки и ветви различных растений, на песни под яблоней и сеяние злаков в полночь и т.п. [17].

Особо следует выделить гадание на “немой пирог”. Воздерживаясь от еды и разговоров, девушки ночью, в канун дня св. Агнессы, делали так называемый “немой пирог” (dumb-cake) из муки, соли и воды в равных пропорциях. После выпечки каждая девушка брала половину пирога и, идя спиной вперед к постели, поедала пирог, надеясь во сне увидеть своего будущего мужа. Нередко “немой пирог” заменяли вареным яйцом с солью вместо желтка [18].

Подвязки посылались в подарок и в канун дня св. Валентина (13-14 февраля), покровителя всех влюбленных. В этот день девушка, повстречав первого мужчину, верила, что он станет ее супругом. Уже в XV - XVI вв. в Англии полагали, что в указанный день люди, как и птицы, выбирают себе брачных партнеров. Начиная с XIX в. в Норфолке, Терфордшире, Линкольншире, Нортумберленде и Йоркшире парни посылали девушкам так называемые Валентины, т.е. подарки в виде изящных безделушек, к которым прикладывали такого рода стихи:

 

Если Вы любите меня, любите меня верно;

Пришлите мне ленту и пусть она будет голубой.

Если Вы ненавидите меня, так дайте знать мне;

Пошлите мне ленту и пусть она будет зеленой.

 

В Дербешире и Ланкошире сельские парни и девушки, собравшись вместе, устраивали жеребьевку, по которой на год назначались “мнимые супруги”, после чего день заканчивался танцами и угощениями. Эти пары должны были целый год ходить друг с другом [19]. В этот день был и другой обычай: рассеивали коноплю в полночь на приходском кладбище или по пути с него домой, произнося при этом соответственно строки, в надежде увидеть, как сзади будущий муж будет скирдовать скошенную траву (Дербишир и Девоншир).

Гадания с травой на суженного предпринимались и в канун дня св. Давида (1 марта). Накануне дня св. Марка (24 апреля) следовал третий цикл гаданий: с чашкой и водой, а также с сорочкой (Норфолк); заглядывание в полночь в окна церкви, держа в руках пучок травы, сорванной на церковном дворе (Линкольншир); поджидание суженного или суженой в полночь на гумне, гадания со свечой (Дербишир), гадания с оловянными горшочками, идя спиной вперед; гадание под названием “ужин наблюдения” (supper-watching); хождение к роднику спиной вперед и др. [20].

В отдельный разряд следует отнести гадания с подвязками и ботинками (“идущими и приходящими”), с шалфеем листовым (Линкольншир), с сеянием конопли (Норфолк и Суффолк). Такие мотивы гадания, как подвязки и яйцо, являются чертой предсвадебного и свадебного обрядов. Их происхождение теряется в далеком прошлом. Голубой цвет, является традиционно излюбленным цветом надежды у англичан, и голубые с зеленым ленты как мотив свадебного украшения органически вошли в традиционную свадьбу. Хождение спиной вперед, кольцо во время бега вокруг стога, манипуляции с растениями “ведьм”, сев как символ плодородия и сбор урожая “призраком” - супругом сочетают в себе и отголоски языческих верований, и символику церковного венчания. Яблоня и листочки вечнозеленых растений как символы “древа жизни” непосредственно отражали веру в плодовитость, а “немой пирог” как еще незрелый плод (добрачное состояние) созревает в подлинно вкусное блюдо, являющееся неотъемлемой частью свадебного пиршества. “Мнимые супруги” - это отзвуки старинного обычая пробного брака [21].

 

Гадания на суженного

 

Практиковались гадания на суженого (premised husband) или суженную (promised wise) и в канун мая (30 апреля), хотя и не в таком количестве и разнообразии, как в канун дней св. Агнессы, св. Валентина и св. Марка: на пучках боярышника, на полную Луну. В канун солнцестояния гадали на яблочную кожуру, на угольках, на обувь в виде Т, на заячью капусту, а также на сеяние конопли и на горящие вязанки ясеневых прутьев. Примечательным в этом цикле гаданий является гадание на угольках, отражающее древнее народное поверье в огни св. Бельтана, в честь которого костры горели по всей Англии в XIX в.

Все перечисленные виды гадания отражали пережитки дохристианских верований англичан, одновременно часть из них являлась и своевременным типом ухаживания. Так, необычной формой ухаживания был старинный обычай “связанный в узел”, наблюдавшийся в XIX в. у валийцев и англичан, проживавших на границе с Уэльсом. Одетых юношу и девушку связывали веревкой с закрепленным узлом и укладывали в постель. Если один из них не желал связать свою жизнь с другим, он развязывал ночью этот узел, а если узел к утру оказывался неразвязанным, то молодых людей признавали потенциальными женихом и невестой. В XIX в. матери, как правило, надевали на девушку так называемый чулок для ухаживания (counting-stocking), крепко стягивающий вместе ноги девушки. Вплоть до конца XIX в. в деревушках эти “чулки” передавались по наследству [22]. В этом интенсивном типе ухаживания нашел отражение обычай пробного брака в Англии и в Уэльсе, причем “чулки для ухаживания” появились, очевидно, значительно позже, чем сам обычай, с запрещением церковью в начале XVII в. добрачных половых отношений после заключения брачного контракта.

 

Свадьба

 

Выбор дня и месяца свадьбы (marriage, nuptial, wedding) не был безразличен для англичан в XIX в. Его придерживались даже те, кто не устраивал свадьбу как таковую, а просто регистрировал брак в гражданских учреждениях или венчался в церкви со скромным угощением.

Май считался не удачным для свадьбы. В XIX столетии в Чешире, Дербишире, Девоншире, Терефордшире, Ланкашире, Линкольншире, Норфолке, Нортумберненде, Стаффордшире, Суффолке и Йоркшире в ходу были поговорки: “Браки в мае не счастливы” и “Вступать в брак в мае - навсегда раскаяться”. Вступать в брак в великий пост также предвещали неудачу. Наиболее благоприятными для этого дела временем считалась неделя после троицына дня. Самым неудачным днем для заключения свадьбы была среда [23].

Перед днем свадьбы на особом столбе развешивали объявления. Но в XIX в. столбы встречались уже редко, что указывает на сужение круга гостей, и следовательно, на постепенное снижение старинного обряда, в котором некогда участвовало все село, к простому угощению. В редких случаях невеста с женихом проезжали через село на телеге, влекомой быками, у которых рога были увиты лентами, и приглашали всех на свадьбу. Друзья и доброжелатели в это время складывали в телегу свои дары, как правило, необходимые для домашнего хозяйства. На севере Англии дары доставляли во время свадьбы; приглашенные ехали верхом с тяжелыми седельными вьюками, набитыми мукой, битой домашней птицей, яйцами, беконом и маслом. Дополнительно молодой паре подносились на тарелке деньги, собранные приглашенными, в сумме около 200 фунтов. Иногда предметы обстановки и домашнего хозяйства приносились в качестве дара до свадьбы.Традиции правили всем свадебным днем (wedding-day). По пути следования свадебного поезда (marriage (meptial procession) разбрасывали цветы (болотный ирис, розмарин, ноготки). Нередко путь усеивали тростником, ракитником, а также пшеницей [24]. В свадебный поезд входили также родители, подружки невесты (best maids, bridesmaids) - обычно ее сестра, близкие родственники и подруги, - а также сестра жениха, и его дружки (best men, bridesmen), родственники и друзья жениха и невеста. Подружки невесты (около 6 часов) были одеты в платья, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее матери следовало оплатить их стоимостью. Среди подружек всегда имелась главная (best maid), которая несла букет невесты и в ходе церемонии венчания располагалась позади нее. Дружок (best man) жениха (брат, родственники или его друг) морально поддерживал его до свадьбы, платил гонорар священнику и чаевые церковнослужителям, а также вручал кольца жениху в церкви. Он должен был ухаживать за подружками невесты во время угощения и отвечать за произносимые тосты.

Шаферы (best men, bridesmen) стояли внутри церкви и спрашивали каждого из гостей: “ невеста или жених?” Друзей невесты они помещали налево от придела, друзей жениха - направо. Также они проделывали во время рассаживания гостей за столом. Шаферы раздавали в церкви бланки с текстом проповедей, если они не были разложены на церковных скамьях. Отца невесты, если его не было на церемонии, мог заменить его брат, близкий родственник или даже друг. Почетная роль посаженного отца (sponsor at wedding) доставалась отцу жениха, он подводил невесту к алтарю, отвечал на некоторые вопросы священника во время венчания, управлял всей свадьбой.

Все эти лица собирались в доме брачующихся, главная подружка невесты украшала входную дверь цветами и веточками мирта из букета невесты. Если этим занималась сама невеста, то считалось, что ее семейная жизнь будет неудачной. В церковь нередко отправлялись в сопровождении музыкантов, наигрывавших на скрипках и дудках с пением. Исполнялись многоголосые свадебные песни, наименование которых сохранилось еще со времен поселения на Британских островах англо-саксов, - “brydsang”. Вперемежку с песнями, в которых неоднократно упоминалась подвязка из туалета невесты, представители мужского пола, сопровождавшие свадебный поезд к церкви, усердно стреляли из ружей, что, по народным верованиям, отпугивало злую силу, и она не могла навредить новобрачным, по ходу продвижения свадебного поезда устраивали состязания в скачках на лошадях. Иногда свадебный поезд трижды огибал по часовой стрелке - на счастье - церковь. Считалось очень неудачным, если во время венчания начинался бой часов. Поэтому предпочитали немного подождать перед входом, пока они не пробьют. При прибытии к церкви и перед входом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь, что символизировало удачное преодоление ими всех преград в их будущей семейной жизни. При этом невеста как будто невзначай теряла с ноги подвязку, которую немедленно подхватывали молодые мужчины и с триумфом шли вокруг церкви. В Сомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшали цветами, или запирали перед ним церковные ворота. В этих случаях жених должен был выкупить путь деньгами. В Беркшире верили, что тот из молодых, кто первым поставит ногу на крутую церковную ступень, будет в дальнейшем властвовать в доме [25].

Венчание (wedding, marriage ceremony) должно было состояться в течение трех месяцев после оглашения в церкви, украшенной белыми цветами и синим орнаментом в середине восточного окна. Группа лиц со стороны невесты располагалась на левом крыле, со стороны жениха - на правом; подруги и друзья - на обоих флангах. После церемонии венчания новобрачные (the young couple) торжественно спускались со ступеней алтаря и в сопровождении родителей, ближайших родственников, шаферов, подружек невесты шли в ризницу подписывать свидетельство (marriage lines - церковное, certificate of marriage - гражданское) [26].

Вместе с этим уже в XX в. одновременно существовала и неполная церемония, вызванная теми или иными обстоятельствами, что, например, описано в романе Чарльза Диккенса “Большие надежды”. На венчание Уэммика с мисс Скиффинс присутствовал лишь отец жениха, исполнявший роль посаженного отца, друг Уэммика в качестве шафера, а также маленькая привратница в детском чепчике, притворявшаяся закадычной подругой мисс Скиффинс [27].

Венчание происходило обычно между 8 часами утра до 18 часов вечера в отделе записи актов гражданского состояния в здании регистрации в присутствии уполномоченного лица. Уведомление об этом давалось одному из партнеров, если жених и невеста проживали в различных округах, и именно тому, кто сделал заявление. Регистрация брака в этом случае происходила в регистратуре подавшего заявление и должна была состояться в течение 21 дня после того, как получено уведомление. Такая церемония характеризовалась скучным и торопливым обрядом, и многие девушки мечтали о “белой свадьбе”, т.е. о венчании в церкви [28].

Обряд церковного венчания у католиков в противоположность протестантам был первым и необходимым условием заключения брака. Обряд у католиков в целом мало отличался от того же обряда от протестантов. В некоторых местностях, например, в Девоне молодые направлялись после венчания к своему дому, получали от какой-нибудь старухи в дар корзину с орехами (“изобилие орехов - изобилие колыбелей”). В сельских свадьбах Шропшира до конца 40-х годов XIX в. на церковные ворота подвешивались собранные по всему селу серебряные ложки, высокие пивные кружки с крышками (тэнкеды), часы и украшения, перезвон всех этих вещей предвещал паре обилие детей. На свадьбах в Ноттингемшире молодых осыпали пшеницей, весело крича: “Хлеб для жизни и пудинг навсегда!” Символом счастья также являлись ботинки. На одной из свадеб в 1860 г. в Рестершире брат невесты по пути следования домой из церкви швырнул на дорогу из свадебного экипажа огромный старый башмак, и подруги невесты, не жалея своих красивых платьев, ринулись за ним на пыльную дорогу. Та, кто первая схватила башмак, первой и выйдет замуж. Такой ботинок обычно висел в доме на белой атласной ленте.

Свадьбы севера Англии были отмечены более буйным весельем с состязаниями молодых парней из-за приносящей счастье подвязки невесты. Этот обычай дожил до 40-х годов XIX в. Мужчины после венчания садились на своих коней и бешено скакали к дому новобрачных, там около дверей победитель ожидал на коленях свой приз. Новобрачная, подняв подол платья и обнажив ногу, протягивала ее победителю, желая ему и его возлюбленной при этом счастья в будущем. Нередко состязались из-за чашки с бульоном, приправленным овощами, иногда - из-за поцелуя с новобрачной. Все эти игры сопровождались стрельбой из ружей [29]. В свадебном застолье (bridal) главная роль отводилась пирогу (bride’s cake; wedding cake; bride cake). В Суссексе, например, в пирог помещали жареную курицу, наполненную сваренными в крутую яйцами. Свадьба никогда не кончалась без пирога, и это было обычным по всей Англии.

Такой пирог невесте следовало разрезать самой. Иногда, впрочем, после пирога напивались позита - горячего напитка из молока, вина и пряностей. Его подавали в огромном котле, на дно которого клали обручальное кольцо; достигший его первым из присутствующих холостых мужчин по поверию женится первым. После окончания застолья, которое могла продолжаться еще несколько дней, но не больше недели и на средства самих приглашенных, новобрачная первая переступила порог своего нового дома.

В Девоне порог поливали кипятком и новобрачная на счастье смачивала в нем свои туфли. При входе в дом с фасада она попадала в комнату, где находился камин - символ ее роли в доме как хранительницы очага и хозяйки. Если новобрачная спотыкалась, то это рассматривалось как зловещая примета, и поэтому во многих местах Англии ее проносили над порогом. Затем подружки сопровождали ее в спальню и укладывали в постель. Их обязанностью было следить за тем, чтобы в постели не оказалось иглы, булавки и острые предметы. Они могли принести новобрачным несчастье [30].

На этом, собственно, и кончался весь свадебный цикл; на молодоженах (newly - married couple) лежала только моральная обязанность - одарить впоследствии тех, кто в будущем сам будет вступать в брак и кто принес им на свадьбу подарки. Буквально на следующий день после свадьбы они начинали жить отдельной семьей.

Описанная выше свадьба уже почти полностью исчезла в Англии к середине XIX века. Лица из среднезажиточного строя, так же как и самые бедные (а они составляли большую часть населения), предпочитали обходиться без того дорогостоящего обряда. В лучшем случае они венчались в церкви в присутствии очень тесного круга лиц, а застолье - чаще всего это был завтрак, - устраивали где-нибудь в приличной кухмистерской или кафе [31].

Помимо оплаты самого обряда венчания жених должен был оплатить цветы в церкви, угощение, кольцо, лицензию, гонорары священнику, органисту и хору, чаевые священнослужителям, листы, на которых печатался текст службы, включая гимны и псалмы, букеты для матерей - своей и невесты, а также букеты для невесты и ее подружек, бутоньерки шаферов (wedding-favours), мелкие подарки подружкам невесты. Кроме того, он должен дать во время помолвки своей невесте кольцо на память с полудрагоценным камнем (engagement rind), стоимость которого колебалась в пределах пяти фунтов. Оно надевалось на безымянный палец левой руки и после свадьбы его носили вместе с обручальным кольцом (wedding-ring)[32].

На всем протяжении XIX века наиболее обычным для невест являлся белый цвет подвенечного платья (wedding-dress). С 1840 г. по 1880-е годы носили платье с высоким воротником. Материал подбирали преимущественно плотный - тяжелый шелк, бархат, атлас. На него нашивали белые кружева, женщины вступившие в брак повторно и вдовы, вновь выходившие замуж, одевались в платья, соответствующие той моде, которая господствовала в данное время, или очень часто надевали голубое платье, что соблюдалось и в начале XX века.

Мужчины с 20 годов XIX века для церемонии надевали сюртуки с длинными фалдами и короткой талией, голубого цвета, узкие из трико панталоны, не доходящие немного до щиколотки, черные чулки и лакированные башмаки; с 30-х годов длинные черные штаны со штрипками и фраки из черного сатина с белыми жилетками. В 50-е годы мужчины вместо фрака надевают пиджак [33].

Разведенные венчались в особых церквях; они не имел право носить и обручальные кольца [34]. Лица из малообеспеченных слоев населения также из экономии предпочитали регистрировать брак и даже венчаться в церкви в своей лучшей повседневной одежде. Но во всех слоях общества было общепринято по случаю помолвки или заключения брачного союза надевать (как женщины, так и мужчины) белые перчатки [35].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в курсовой работе представлена подробная и всесторонняя характеристика семейно-брачных отношений у англичан в XIX веке.

Для наиболее полного и всестороннего раскрытии заданной темы в работе с учетом исторических событий приведены общие сведения об англичанах, рассмотрены и проанализированы основные положения семейно-брачных отношений, которые существовали в английском обществе в XIX веке. Описаны формы заключения брачного контракта, влияние церкви на характер свадьбы и брачного союза, а также всесторонне рассмотрены правила и традиции о брачном возрасте, в том числе продолжительность брака, границы заключения брака.

При рассмотрении семейной обрядности в Англии, установлено, что одной из особенностей в обществе XIX века было существование предубеждения против выхода девушек замуж за лиц не своей национальности. Национально-смешанные браки встречались в среде католиков, выходцев из аристократии и крупных или среднебуржуазных семей. В целом английское общество XIX в. состояло из семей с однородным национальным составом. Характерная черта отношений между детьми и их родителями - это полнейшая самостоятельность детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, т.е. совершеннолетия.

В семейные отношениях и традициях англичан в XIX веке существовали свадебные обряды, гадания, предбрачные поверья и обычаи.

Можно сделать вывод о том, что брак - это одна из важнейших форм человеческих взаимоотношений, прошедшая очень сложный и долгий путь развития в английском обществе. Как и всякое официальное явление, становление института брака происходило под влиянием господствовавших у англичан в то или иное время социально-экономических отношений, и естественно, что брак приобретал ту форму, которая более отвечала их требованиям.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Народы мира. Страны Зарубежной Европы. -М., 1966.

2. Очерки общей этнографии. / Под ред. С.П. Толстова. -М.

3. Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. / Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990.

4. Народы Зарубежной Европы. Т.2. “Народы центральной и юго-восточной Европы”. А.Г. Харчев.

5. Семья и брак В СССР. -М., 1964.

6. Macfarlane A. Family life of Ralph Josselin. Cambridge, 1970.

7. Жизнь европейских народов. Е.Н. Водовозова. Т. 2. Жители Севера. - Санкт-Петербург, 1889.

8. Cumberland letters, 1711-1784, 1912.

9. Luttrell N.A. Brief Relation of State affairs Oxford, 1857, vol. 6.


[1] А.Г. Харчев. Семья и брак в СССР. -М., 1964, с. 3.

[2] Cobett  W. Op. cit. p. 2.

[3] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[4]:Banks J.A. Prosperity and Parenthhood. l., 1954, p. 48.

[5] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. / Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[6] Macfarlane A. Family life of Ralph Josselin. Cambridge, 1970 P. 95-97, 122-125.

[7] Cumberland letters, 1711-1784 l. 1912. P. 180,186,215.

[8] Cuttrell N.A. Brief Relation of State Affairs/ Oxford, 1857. vol. 6. p. 38.

[9] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[10] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[11] Там же, с.

[12] Водовозова Е.Н. Жизнь европейских народов. Т. 2. Жители Севера. - Санкт-Петербург, 1889, с. 71.

[13] Там же, с. 72.

[14] Водовозова Е.Н. Жизнь европейских народов. Т. 2. Жители Севера. - Санкт-Петербург, 1889, с. 72.

[15] Там же.

[16] Водовозова Е.Н. Жизнь европейских народов. Т. 2. Жители Севера. - Санкт-Петербург, 1889, с. 73.

[17] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[18] Там же, с.

[19] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[20] Там же, с.

[21] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[22] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[23] Там же, с.

[24] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1999, с.

[25] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[26] Там же, с.

[27] Там же, с.

[28] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[29] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1990, с.

[30] Там же, с.

[31] Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. /Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. -М.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.