Гражданский брак - немного истории. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Гражданский брак - немного истории.

2020-04-01 112
Гражданский брак - немного истории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интересно ознакомиться с истоками возникновения и развитием Гражданского брака, поскольку в настоящее время именно он распространен больше всего во многих странах (наравне с фактическим браком).

Гражданский брак — форма установления супружеского союза без участия Церкви, но при содействии светских органов государственной власти. Гражданский брак есть одно из юридических учреждений, относительно которых в русском обществе существуют превратные представления: многие даже образованные люди называют Гражданский брак простым незаконным сожитием или вообще союз, не освященный Церковью или же заключаемый на срок. На самом деле Гражданский брак является во многих отношениях более затруднительною формой установления супружества, чем брак церковный; так, например, для заключения Гражданский брака в западных государствах требуется согласие родителей — требование, чуждое каноническому праву.

 С другой стороны, только недавно явилась, например, во Франции, возможность прекращать Гражданский брак разводом. На 3ападе Гражданский брак есть продукт новой истории. В средние века не было ни Гражданский брака, ни обязательного церковного; брак устанавливался путем соглашения, которым могло следовать церковное благословение; но лишь Тридентским собором (1563) установлена была обязательность церковного брака. В том же XVI в. государство (в Англии — в 1538 г., во Франции — в 1579 г.) впервые начинает принимать меры для регистрации актов гражданского состояния (рождение, брак и смерть), столь необходимой для устранения путаницы в личных и имущественных отношениях семейственного права и в области наследования. Публичный церковный брак представлял все удобства для правильной регистрации, и потому на первых порах государство всюду берет его под свое покровительство. В XIX в. везде распространилось убеждение, что церковный брак как единственная форма установления семьи не удовлетворяет современным потребностям. В странах, где существует антагонизм между светскою и духовною властью и где отделение церкви от государства составляет один из самых жгучих вопросов, гражданский брак является необходимым выражением эмансипации государства; в этих странах государство не может оставлять одно из важнейших общественных учреждений — брак — в распоряжении независимой от него корпорации, которая по-своему определяла бы условия законности брака. Гражданский брак является здесь только одним из проявлений и тенденции гражданского права к секуляризации. Современное государство не может, с другой стороны, не считаться с тем фактом, что нигде более народ не представляет однообразной группы верующих; отсюда необходимость таких законов и учреждений, которые не нарушают ничьих верований и воззрений. Но так как церковный брак имеет, в свою очередь, глубокие корни в обычаях и верованиях народных масс, то возникает вопрос законодательной политики — об отношении Гражданский брак брака к церковному. История показывает, что это отношение может быть троякое. Гражданский брак может играть роль простого суррогата церковного брака, существовать для тех случаев, когда церковный брак невозможен; это — Гражданский брак по нужде, из крайности (Nothcivilehe). Гражданский брак может быть учреждением совершенно равноправным с церковным — учреждением факультативным, так что от каждого гражданина зависит избрать ту или другую форму брака. Наконец, государство, игнорируя церковный брак, оставляя совершение его на совести верующих, может создать Гражданский брак как единственную форму установления законной семьи. Гражданский брак "по нужде" есть учреждение исключительное, вызываемое к жизни существованием в стране иноверцев и диссидентов, не имеющих своей церковной организации, а также потребностью в форме для узаконения смешанных браков, недопустимых с церковной точки зрения. Факультативный Гражданский брак представляет как бы поощрение религиозного индифферентизма со стороны государства, заявляющего, что для него совершенно безразлично, на какой из двух форм остановятся брачующиеся. Как установление обязательное для всех, без различия вероисповедания, Гражданский брак не дает никаких поводов к столкновению с церковью и нисколько не колеблет ее престижа. Статистика разных стран показывает, что с введением обязательного Гражданский брак в самой незначительной степени падает число случаев обращения к церкви за ее благословением. Тем не менее, нельзя отрицать, что, отчасти благодаря боевой позиции, занятой католическою церковью в отношении Гражданский брака, западные государства лишены пока возможности быть последовательными и совершенно не касаться церковного брака; приходится регулировать вопрос о взаимном отношении обеих форм во времени. Во Франции и Германии духовенству под страхом уголовного наказания воспрещается венчать в церкви лиц, не заключивших еще гражданского брака. Это имеет свои неудобства, особенно во Франции, где Гражданский брак обставлен более строгими формальностями и не может быть совершен чиновником гражданского состояния без оглашения даже ввиду угрожающей смерти, вследствие чего священник лишен возможности успокоить совесть умирающего, который хотел бы узаконить свое сожитие хотя бы с церковной точки зрения. Это приводит, далее, к столкновениям неверующих мужей с верующими женами, так как нередко, обвенчавшись у мэра, муж отказывается идти к алтарю, и суды вынуждены признавать за оскорбленными в своих религиозных чувствах женами право на прекращение супружества. Но зато это гарантирует от более опасных в социальном отношении случаев, какие возможны были в Италии при действии кодекса 1866 г. Народная масса, уверенная, что формы церковного брака совершенно достаточно, вовсе не обращается к Гражданский браку и, таким образом, основывает в сущности незаконные семьи. Эта опасность вынуждает всюду, где существует обязательный Гражданский брак (Голландия, Швейцария), воспрещать церковное венчание до заключения Гражданского брака.

Впервые Гражданский брак появился в Нидерландах в XVI столетии. Реформатское правительство штатов Голландии и западной Фрисландии ввело в 1580 г. Гражданский брак в интересах многочисленных диссидентов и католиков; он был, однако, создан не исключительно для них, но и для приверженцев господствующей церкви. В 1656 г. Гражданский брак был распространен на все Нидерланды. Большинство населения разных вероисповеданий продолжало, однако, предпочитать церковный брак по правилам своей веры. Свой факультативный характер Гражданский брак сохранял до учреждения в 1795 г. Батавской республики, когда был введен обязательный Гражданский брак, усвоенный потом и действующим уложением 1833 г.

В Англии Гражданский брак был установлен как обязательное учреждение при Кромвеле, в 1653 г.; он явился результатом желания индепендентов очистить церковь от светских элементов и удалить от духовенства соблазн в виде извлечения доходов от венчаний. Гражданский брак был распространен и на Шотландию и Ирландию. Регистрация браков, которая со времени закона 1538 г. лежала на духовенстве, теперь возложена была на выборных гражданских чиновников. С восстановлением Стюартов Гражданский брак как детище революции пал сам собою, без особого законодательного акта. Тем не менее, церковный брак в течение целого столетия еще не был обязателен. В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путем простого обмена выражений согласия. Благодаря отвращению общественного мнения к публичности при установлении брака получили огромное распространение тайные браки, для заключения которых выросла целая организация в лице священников, сидевших в лондонской долговой тюрьме Fleet. Только в 1753 г. актом Гардвика объявлена была обязательность церковного брака. Закон этот вызвал негодование в демократических слоях английского общества, которые видели в одном из основных его пунктов — в требовании родительского согласия — меру против неравных в сословном отношении браков. Особенно печальны были последствия этого "патрицианского" закона для диссидентов и католиков, которые также поставлены были в необходимость обращаться к англиканскому духовенству; венчаться по своим обрядам разрешено было только квакерам и евреям. Соседство с Шотландией, где в самой широкой мере господствовал принцип законности брака, установленного путем бесформенного соглашения, дало англичанам возможность уклоняться от действия несимпатичного закона 1753 г. Так как по английскому праву законность брака обсуждалась по месту его совершения, то англичане массами начали устремляться на шотландскую границу, в деревню Gretna Green, где сперва местный кузнец, а потом его наследники, выслушивали обмен выражений согласия и выдавали желающим свидетельства о вступлении в законный брак. Лишь в 1856 г. в Англии объявлены были законными только такие шотландские браки, заключению которых предшествовало проживание в Шотландии в течение трех недель. После нескольких частных попыток ослабить вредные результаты закона 1753 г., в особенности после совершившейся эмансипации католиков, законодательство пришло в 1836 г. к созданию факультативного Гражданский брака. Законами 1836 г. была упорядочена регистрация, и заключение браков было объявлено законным как в церквах и молитвенных домах, так и в канцелярии окружного инспектора регистраторов, при открытых дверях, между 8 и 12 часами утра; обряд состоит в обмене выражений согласия. — В Шотландии исключительно путем обычая выработалась форма Гражданский брака пред мировым судьею: супруги являлись к судье, говорили ему, что их обвенчал священник, которого они не могут назвать, вносили небольшой штраф за вступление в брак без церковного оглашения и получали от судьи свидетельство о браке. Кроме того, в Шотландии остался в силе бесформенный способ установления брака; благодаря нравам он редко приводит к обольщениям и другим гибельным последствиям. В Ирландии в 1844 г. также введен факультативный Гражданский брак.

Во Франции королевская власть вскоре после Тридентского собора, в постановлениях которого она видела покушение на свою независимость, взяла в свои руки законодательную регламентацию брачного права. Ордонансом 1579 г. впервые установлена была обязательность церковного венчания и вместе с тем создана регистрация браков в каждом приходе. Священник сделался, таким образом, светской властью. При действии Нантского эдикта такая же роль лежала на протестантском духовенстве; с отменою же этого эдикта протестанты поставлены были в необходимость обращаться для венчания к католическому духовенству. В течение столетия, начиная с 1685 г., протестанты лишены были, таким образом, возможности создавать законные союзы, и только накануне революции, в 1787 г., установлена была регистрация протестантских браков через судебных чиновников, т. е. создан для них факультативный Гражданский брак. Конституция 1791 г. провозгласила брак простым Гражданский брак договором и установила обязанность законодательной власти создать специальные светские органы для регистрации браков. Не дожидаясь учреждения таких органов, многие, руководясь воззрением, что брак есть обыкновенный договор, стали обращаться для заключения браков к нотариусам и судебным приставам. Временно это привело к страшной путанице в регистрации; но закон 20 сентября 1792 г., создавший специальный орган для регистрации актов гражданского состояния в лице муниципалитетов, открыл возможность узаконить и браки, возникшие за этот промежуток времени. В силу закона 20 сентября обязанность регистрации была возложена на избранных членов коммунальных советов, а за отсутствием их — на мэров. Браку должно было предшествовать, по крайней мере, за неделю, оглашение. В публичном зале общинного дома стороны в сопровождении свидетелей выслушивают от чиновника содержание документов, относящихся к заключению брака, после чего каждая из сторон громко произносит формулу «je déclare prendre (имя) en mariage», и вслед за этим чиновник объявляет их соединенными в браке. В 1800 г. органами регистрации сделаны были меры, и, наконец, в 1803 г., с обнародованием главы Code Civil об актах гражданского состояния, издан был действующий закон о Гражданский браке. Все отличие от закона 1792 г. состоит в том, что оглашение должно быть сделано дважды, хотя в исключительных случаях можно ограничиться одним; брак должен быть совершен в течение года со времени оглашения. Брак регистрируется в двух книгах, из которых одна хранится в общинном архиве, другая в архиве суда.

В Германии церковный брак установился не вследствие требований протестантской церкви, которая отвергала в браке характер таинства, а вследствие постановлений государственной власти, которая смотрела на священника как на своего представителя. В XVI веке церковный брак считался подтверждением брака, уже установленного путем обручения. В XVII веке начинает пробиваться воззрение, что брак устанавливается самым актом церковного венчания, в XVIII веке появляется церковный брак в собственном смысле, и только в конце XVIII и начале XIX в. церковный брак получает во всей Германии значение обязательного учреждения. Французское владычество в прирейнских землях сопровождалось установлением обязательного Гражданский брака; в период до 1848 г. здесь обнаружилось законодательное течение против Гражданского брака, но в конце концов учреждение уцелело. В 1848 г. отделение церкви от государства, провозглашенное на франкфуртском национальном собрании, логически требовало установления обязательного Гражданского брака. И действительно, один из основных законов, вотированных собранием, гласил, что "гражданская сила брака зависит только от совершения гражданского акта; церковное венчание может следовать только за совершением гражданского акта; различие вероисповеданий не служит препятствием для Гражданского брака; книги гражданского состояния ведутся гражданскими чиновниками". Хотя этот закон и не получил действительной силы, тем не менее под его влиянием в некоторых частях Германии был введен Гражданский брак, то как обязательное учреждение (Франкфурт на Майне), то как факультативное (Ольденбург). В течение следующих двадцати пяти лет область действия Гражданского брака постепенно распространялась; наконец, закон 6 февраля 1875 г. "о засвидетельствовании гражданского состояния и о заключении брака" ввел с 1 января 1876 г. обязательный Гражданский брак брак во всей Германии. Чиновники, которым поручена регистрация, принадлежат к составу органов местного самоуправления и содержатся на общинные средства.

Католическая реакция упорно боролась против обязательного Гражданского брака в Бельгии в промежуток между 1814 и 1830 гг.; но учреждение это было окончательно утверждено законом 5 февраля 1831 г. В Италии Гражданский брак был введен вместе с французским кодексом в 1806 г., но отменен почти повсеместно после возвращения в 1814 году старых династий. Образование Итальянского королевства, сопровождавшееся изданием нового уложения в 1866 г., имело последствием восстановление обязательного Гражданского брака. В классической стране канонического права, в Испании, Гражданский брак был введен республикой как обязательное учреждение в 1870 г., но с правом предварительно венчаться в церкви; уже в 1875 г. Гражданский брак сделан был только факультативным, а затем и вовсе отменен. В Португалии кодекс 1868 г. установил две равноправные формы брака — Гражданский брак и церковный, причем первый допущен только для не-католиков. В Румынии кодекс 1864 г. заимствовал из французского кодекса Гражданского брака, но оставил наравне обязательной с ним и церковную форму. В различных кантонах Швейцарии действовали различные системы до федерального закона 24 декабря 1874 г., которым с 1 января 1876 г. введен во всей стране обязательный Гражданский брак. В Австрии, где кодекс 1811 г. регулировал церковный брак как государственное учреждение, клерикальная реакция 1856 г. сумела вернуть законодательство к постановлениям Тридентского собора; но в 1868 г. введен был гражданский брак "по нужде" для лиц, которым было отказано в церковном венчании по причинам, неизвестным гражданскому кодексу, а затем в 1870 г. — обязательный Гражданский брак перед общинными властями для диссидентов, т. е. для лиц, не принадлежащих ни к одному из признаваемых государством культов; это дало возможность обходить закон, воспрещающий смешанные браки между христианами и нехристианами, так как последние стали объявлять себя не принадлежащими ни к какой вере (confessionslos). Проект введения обязательного гражданского брака (1874 г) не имел успеха. — Такой же Гражданский брак для лиц, стоящих вне господствующей церкви и других признанных культов, введен в 1873 году в Швеции. В Норвегии еще в 1845 г. лица нелютеранского исповедания получили возможность заключать браки у нотариусов. В С.-А. С. Шт. продолжает действовать старое английское и шотландское право, признающее установление брака путем бесформенного соглашения, даже без свидетелей; этому приписываются частые случаи двоеженства и других злоупотреблений, хотя, с другой стороны, эта система делает почти невозможным конкубинат. Но затем Штаты знают и церковный брак, и формальный Гражданский брак перед мировыми судьями, перед членами высшего суда, перед магистратом. В некоторых штатах, где с самого начала обитало смешанное население, не принадлежавшее поголовно к англиканской церкви, или где сразу оказался недостаток в священниках (Кентукки, Массачусетс), сперва был введен обязательный Гражданский брак, и уже позднее явился факультативный церковный брак. — В России законом 19 апреля 1874 года введена светская регистрация раскольничьих браков. Браки раскольников приобретают силу, и последствия законного брака через записи в метрические книги, ведение которых возложено на органы полиции, а именно, с 1889 г. в столицах — на участковых приставов, в городах и уездах — на исправников, в больших городах — на полицеймейстеров. Раскольник, желающий, чтобы брак его был записан в метрическую книгу, должен уведомить об этом местное полицейское управление или волостное управление, которое обязано составить особое объявление и выставить его на семь дней на видном месте, после чего, если ниоткуда не последовало заявлений о препятствиях к записи (препятствия же эти те же, что и для православных), выдается свидетельство о том, что объявление было сделано. С этим свидетельством оба супруга в сопровождении поручителей должны явиться в полицейское управление, где от них отбирается подписка в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам или обрядам другой церкви, после чего брак записывается в книгу. Отказ в записи может быть обжалован по принадлежности губернскому правлению или градоначальнику, а затем первому департаменту правительствующего сената. В случае отмены определения полиции брак считается законным не со дня записи, а со времени первоначального заявления. Несоблюдение при записи установленных правил не делает брак недействительным.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.