Год. Первая версия законопроекта — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Год. Первая версия законопроекта

2020-04-01 56
Год. Первая версия законопроекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Резюме

История вопроса

Год. Первая версия законопроекта

Проект Федерального закона N 1183390-6 "О профилактике семейно-бытового насилия" [1]  был впервые внесён в Государственную думу
8 сентября 2016 года депутатом С.Ш. Мурбазаевой и сенатором А.В. Беляковым. В пояснительной записке к документу отмечалось, что в России недостаточно развиты защитные механизмы для потерпевших (психологическая и юридическая помощь, сеть убежищ, реабилитационных центров), отсутствуют охранные предписания и программы по реабилитации[2]. Также приводится статистика семейно-бытового насилия в России со ссылкой на данные «Национального центра по предотвращению насилия «АННА» (далее — центр «АННА»): «в настоящее время проявление насилия в семье в различных его формах приобрело угрожающие масштабы… В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье».

Версия законопроекта была отклонена в первом чтении и направлена на доработку. Противники закона отмечали противоречие документа существующему законодательству. Отдельные положения законопроекта противоречили Семейному Кодексу и Конституции Российской Федерации, а другие, по сути, дублировали уже существующее законодательство.[3] В указанной версии было представлено широкое толкование ключевого понятия: «Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия»[4]. Также критике подвергалась приведённая в пояснительной записке статистика центра «АННА», которая противоречила данным МВД и Росстата. В частности, согласно официальным данным, актуальным на тот период, удельный вес официально зарегистрированного семейного насилия в отношении женщин составляет 18,7%, а на долю несемейного приходится 81,3%»[5].

Год. Новый законопроект

Подготовку нынешней версии вели три рабочие группы — в Совете Федерации, Государственной думе и президентском Совете по правам человека. Рабочую группу Совета Федерации возглавила Галина Карелова. В думской рабочей группе были представлены депутаты Оксана Пушкина, Татьяна Касаева и Валентина Кулиева, а также судьи Конституционного суда, представители Следственного комитета и привлечённые общественники. В число последних входят адвокат Мари Давтян и Алёна Попова (создатель сети взаимопомощи для женщин #ТыНеОдна, или «Проект W»)[15].

По мнению Оксаны Пушкиной, закон о домашнем насилии необходим ввиду распространённости внутрисемейного насилия. Она полагает, что Уголовный Кодекс, который «защищает граждан от всех форм насилия», начинает «действовать после совершения преступления», и поэтому не позволяет решить проблему. Помимо того, уголовные дела «по факту избиения жены мужем» возбуждаются полицией неохотно, а пострадавшие женщины в подавляющем большинстве случаев не знают, «как проходить судебно-медицинскую экспертизу и куда вообще нужно обращаться за помощью». Кроме того, утверждает Пушкина, у полиции «нет инструментов, чтобы защитить женщину от супруга-тирана», поэтому для защиты жертв семейного насилия вводятся такие меры, как защитное предписание, на срок действия которого «обидчику могут предложить покинуть квартиру, даже если он является собственником жилья»[16].

Частью кампании в поддержку законопроекта был «флешмоб», запущенный в интернете летом 2019 года. Участницы выкладывали фотографии с макияжем, которым на их телах были изображены последствия побоев и выведен хештег #ЯНеХотелаУмирать. В акции приняли участие 16000 человек[17].

Текущий вариант законопроекта опубликован на сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года. До 15 декабря на него принимались отзывы, которых пришло около 11 тысяч. Согласно официальной формулировке, «регулирует отношения, возникающие в сфере профилактики семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Полная версия Законопроекта о профилактике домашнего насилия была опубликована 9 декабря и существенно отличается от сокращённой версии, рассматриваемой Советом Федерации[18].

Социология вопроса

Электронные петиции

На электронном ресурсе Change.org в 2014 году была создана петиция под заголовком «Требуем принять закон против домашнего насилия», автором которой является юрист и сторонник законопроекта Алёна Попова. На данный момент (13.01.19) петицию поддержали 901 510 человек. Однако надо отметить, что данное количество людей набралось в течение 5 лет [36].

На электронном ресурсе «Российская общественная инициатива» была создана Инициатива № 77Ф5553 «Принять закон о профилактике домашнего насилия. Для этого не затягивать сроки рассмотрения проекта закона, разработанного СПЧ при Президенте РФ еще в 2014 году». За данную инициативу, в настоящий момент (13.01.2019) подано 21 260 голосов, а против 19 851 голос [37].

Социологические опросы

16 декабря 2019 года ВЦИОМ провёл опрос, согласно которомуТакже россиян спросили о том, нужен ли закон о профилактике семейно-бытового насилия. Большинство россиян уверены, что такой закон нужен в нашей стране (70%). При этом женщины чаще отвечали положительно, нежели мужчины (80% женщин vs. 57% мужчин). Почти каждый пятый опрошенный (17%) заявил о маловажности данного вопроса[40].

Согласно мнению противников законопроекта данный опрос показывает отношение респондентов к домашнему насилию как таковому, а не к законопроекту, с которым большинство из них незнакомы [41].

Существуют альтернативные исследования на данную тему, проведённые ранее начала активного обсуждения законопроекта. Так, согласно исследованию, опубликованному 25 июня 2019 года компанией «Михайлов и партнеры. Аналитика» 61% опрошенных не считают актуальной для России проблему насилия в семье. Исследователи отметили, что говорить с респондентами о насилии в семье было трудно, так как они старались отвечать «правильно». Тем не менее 39% опрошенных допустили применение силы к близким, а 10% заявили, что не считают принуждение жены к сексу изнасилованием. 47% опрошенных подчеркнули, что домашнее насилие — частная проблема, и государство либо общество не должны в нее вмешиваться[42].

На сайте Общественной палаты РФ 23 декабря 2019 года был запущен интернет-опрос «О проекте федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». На 13 января количество ответивших составило 394 человека. На данный момент только 48 человек целиком согласны с основной формулировкой закона «Семейно-бытовое насилие — умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.»

 

 

Электронное голосование

В социальной сети ВКонтакте в группе Государственной думы РФ 21 октября 2019 года было проведено анонимное электронное голосование на тему «Нужен ли в России закон о профилактике домашнего насилия?». В нём приняли участие 213 901 человек (на 13.01.2019). За закон о профилактике домашнего насилия высказалось 129 331 чел. Против – 81 267 чел. Однако необходимо отметить, что опрос проводился до публикации нынешней версии законопроекта[43].

Открытые письма

За законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в его изначальном варианте было подано открытое письмо президенту в сентябре 2019 года. Его подписали 73 организации, среди них международная правозащитная группа «Агора», фонд «Общественный вердикт», благотворительная организация «Ночлежка», центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», проект «Русь сидящая», благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» и многие другие[44].

В ответ на него 15 октября 2019 года было подано письмо, где против законопроект о профилактике семейно-бытового насилия выступили 181 организация [45]. Письмо подписали крупнейшие и наиболее авторитетные просемейные объединения, в частности, ОО Общественный уполномоченный по защите семьи (Санкт-Петербург), МОО «За права семьи», РОО «Иван Чай», Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), Общероссийская общественная организация в защиту семьи и традиционных семейных ценностей "АРКС", Всероссийское Общественное Движение Сорок Сороков, Проект CitizenGO Россия и многие другие[46].

 

Международный опыт

Анализ законопроекта

Резюме

История вопроса

год. Первая версия законопроекта

Проект Федерального закона N 1183390-6 "О профилактике семейно-бытового насилия" [1]  был впервые внесён в Государственную думу
8 сентября 2016 года депутатом С.Ш. Мурбазаевой и сенатором А.В. Беляковым. В пояснительной записке к документу отмечалось, что в России недостаточно развиты защитные механизмы для потерпевших (психологическая и юридическая помощь, сеть убежищ, реабилитационных центров), отсутствуют охранные предписания и программы по реабилитации[2]. Также приводится статистика семейно-бытового насилия в России со ссылкой на данные «Национального центра по предотвращению насилия «АННА» (далее — центр «АННА»): «в настоящее время проявление насилия в семье в различных его формах приобрело угрожающие масштабы… В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье».

Версия законопроекта была отклонена в первом чтении и направлена на доработку. Противники закона отмечали противоречие документа существующему законодательству. Отдельные положения законопроекта противоречили Семейному Кодексу и Конституции Российской Федерации, а другие, по сути, дублировали уже существующее законодательство.[3] В указанной версии было представлено широкое толкование ключевого понятия: «Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия»[4]. Также критике подвергалась приведённая в пояснительной записке статистика центра «АННА», которая противоречила данным МВД и Росстата. В частности, согласно официальным данным, актуальным на тот период, удельный вес официально зарегистрированного семейного насилия в отношении женщин составляет 18,7%, а на долю несемейного приходится 81,3%»[5].


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.