Пути развития рынка труда и службы занятости — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Пути развития рынка труда и службы занятости

2020-04-01 207
Пути развития рынка труда и службы занятости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Динамика трудоустройства и переквалификации с помощью службы занятости. Объективность и своевременность информации о рабочих местах, размер и динамика выплат пособий по безработице, темпы ее индексации в условиях инфляции

 

В ближайшее пятилетие ожидается увеличение спроса работодателей Омской области на рабочую силу, что связано с модернизацией экономики Омской области, реализацией на территории Омской области инвестиционных проектов.

Потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности, строительства, транспорта и связи, а также организации бюджетной сферы, особенно учреждения здравоохранения в муниципальных районах Омской области.

В 2013-2017 годах в условиях сложившейся демографической ситуации и экономического развития Омской области прогнозируется дальнейшее увеличение потребности в рабочей силе.

Реестр вакантных рабочих мест обновляется и публикуется на сайтах Минтруда (www.omskmintrud.ru) и Главного управления занятости (www.omskzan.ru) винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» на территории Омской области предоставляются государственные услуги в области содействия занятости населения, в том числе:

) содействие гражданам в поиске подходящей работы;

) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;

) организация проведения оплачиваемых общественных работ.

В соответствии с Законом Омской области «Об отдельных вопросах осуществления полномочий в области содействия занятости населения и о внесении изменений в статью 5 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» в Омской области реализуются дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения:

) организация профессионального обучения отдельных категорий граждан, не зарегистрированных в качестве безработных;

) содействие работодателям в обеспечении занятости отдельных категорий граждан;

) содействие безработным гражданам в организации собственного дела и создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

) стажировка выпускников образовательных организаций профессионального образования;

) содействие работодателям в обеспечении трудовых прав работающих инвалидов.

Малое предпринимательство является источником экономического роста Омской области, поэтому Правительство Омской области оказывает поддержку в создании и развитии собственного дела. Основным элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Омской области является бюджетное учреждение Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор» (далее - бизнес-инкубатор), начавшее свою работу в 2006 году. В целях дальнейшего совершенствования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Омской области в 2007 году создана некоммерческая организация «Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства». В 2008 году сфера деятельности бизнес-инкубатора значительно расширена за счет создания на его базе ЕвроИнфо-Корреспондентского Центра. В 2010 году создана Региональная общественная организация Омской области «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» с отделениями во всех муниципальных районах Омской области. Постановлением Правительства Омской области от 1 апреля 2009 года № 49-п принята долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009-2013 годы)», которая в 2010 году дополнена блоком мероприятий по поддержке начинающих и действующих инновационных компаний.

Кроме этого, в рамках реализации долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 28 ноября 2012 года № 243-п, оказывается поддержка в организации сельскохозяйственного производства на основе крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств путем предоставления из областного бюджета:

) грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство;

) субсидий на возмещение части затрат, связанных с оформлением в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

) субсидий на возмещение части затрат личных подсобных хозяйств по производству молока, на улучшение пастбищ для выпаса сельскохозяйственных животных посредством приобретения и высева семян многолетних трав, субсидии личным подсобным, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам.

Система образования Омской области включает более двух тысяч образовательных организаций и обеспечивает доступность образования детям, подросткам и молодежи. Численность учащихся и студентов, охваченных всеми видами обучения, превышает 280 тыс. человек.

На территории Омской области функционируют 872 государственные и муниципальные образовательныеорганизации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и 23 негосударственныеорганизации.

Кроме того, работают группы дошкольного образования в специальных (коррекционных) образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В конце 2012 года очередь в детские дошкольные организации детей в возрасте от 3 до 7 лет составляла 17,0 тыс. человек (при общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет - 83,3 тыс. человек). Указанную проблему в Омской области планируется решить в ближайшие 3 года.

Количество общеобразовательных организаций Омской области составляет 776 единиц.

В системе дополнительного образования детей работают центры детского и юношеского творчества, центры технического творчества, туристско-краеведческие, юннатско-биологические центры, детско-юношеские клубы физической подготовки и спортивные школы.

Сеть организаций дополнительного образования детей представлена 109 муниципальными и 6 государственными образовательными организациями, работающими по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественное.

Довузовское образование реализуется в центрах довузовской подготовки и профориентации, в профессиональных школах, действующих при факультетах в образовательных организациях для подготовки профессионально ориентированных на специальности факультетов выпускников образовательных организаций, способных участвовать и выдержать конкурсный отбор при поступлении в учебные заведения высшего профессионального образования Омской области.

Система профессионального образования Омской области включает в себя образовательныеорганизации высшего и среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование по подготовке кадров высшей квалификации в Омской области представлено ресурсными центрами, институтами, факультетами повышения квалификации работников и служащих, а также осуществляется через аспирантуры, докторантуры и систему соискателей.

Решение проблемы занятости, повышение оплаты труда, улучшение социальных условий труда и жизни. Господдержка системы образования, политика приоритетного отношения экономики

 

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 18 июля 2012 года № 136-п «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Омской области» Министерством труда и социального развития Омской области на основании сведений, представленных органами исполнительной власти Омской области, федеральными органами исполнительной власти и отделениями государственных внебюджетных фондов, находящихся на территории Омской области, разработан прогноз баланса трудовых ресурсов Омской области на 2013-2015 годы (далее - прогноз).

Прогноз разработан на основании:

Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18;

прогноза социально-экономического развития Омской области на 2013 год и на период до 2015 года, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 16 октября 2012 года № 158-рп.

При разработке прогноза использовалась Методика разработки баланса трудовых ресурсов, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 178н.

I. Численность трудовых ресурсов.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, в 2011 году по сравнению с 2007 годом численность трудовых ресурсов сократилась на 47,6 тыс. человек (на 3,6 процента) и составила 1257,2 тыс. человек. Среднегодовые потери регионального трудового потенциала за 2008-2011 годы составили 11,9 тыс. человек.

По прогнозу, сокращение трудовых ресурсов Омской области продолжится: в 2015 году численность трудовых ресурсов Омской области по сравнению с 2011 годом уменьшится на 36,3 тыс. человек (на 2,9 процента) и составит 1220,9 тыс. человек, что обусловлено влиянием демографических процессов.

Численность основного источника формирования трудовых ресурсов - трудоспособного населения в трудоспособном возрасте - в 2011 году уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 64,5 тыс. человек и составила 1176,8 тыс. человек. Ежегодные потери этой части населения в Омской области составили 16,1 тыс. человек, причем они носят долгосрочный характер, обусловленный снижением показателей рождаемости в 90-х годах прошлого столетия, а также неблагоприятным сочетанием поколений на входе в трудоспособный возраст и на выходе из него. Происходит не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение: старение экономически активной части населения.

По прогнозу, в 2015 году по сравнению с 2011 годом численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в Омской области сократится на 38,0 тыс. человек (или на 3,2 процента) и составит 1138,8 тыс. человек.

На воспроизводство трудовых ресурсов оказывает влияние изменение численности работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки). В 2011 году в Омской области число работающих пенсионеров и подростков насчитывало 66,2 тыс. человек (5,3 процента трудовых ресурсов) и по сравнению с 2007 годом данная категория работающего населения увеличилась на 14,8 тыс. человек или почти на треть.

По прогнозу, в 2015 году по сравнению с 2011 годом численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, увеличится на 4,4 тыс. человек (или на 6,6 процента) и составит 70,6 тыс. человек. Следует отметить, что в прогнозном периоде ожидается рост численности работающих пенсионеров при одновременном снижении численности работающих подростков, что связано с влиянием демографических процессов.

При этом прогнозируется, что за счет увеличения уровня экономической активности населения лиц старше трудоспособного возраста произойдет некотороесмягчение последствия сокращения численности населения в трудоспособном возрасте.

Численность иностранных трудовых мигрантов, по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, в 2011 году составила 14,2 тыс. человек. По информации Управления Федеральной миграционной службы по Омской области, их число в 2013-2015 годах составит 11,5 тыс. человек, что ниже уровня 2011 года на 19 процентов, что соответствует тенденции снижения объемов привлечения иностранной рабочей силы в целях обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан.

II. Распределение трудовых ресурсов.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, в 2011 году по сравнению с 2007 годом численность населения, занятого в экономике, продолжает оставаться стабильной. В структуре трудовых ресурсов доля занятых повысилась в 2011 году до 75,2 процента (в 2007 году - 72,3 процента). За 2007-2011 годы численность занятых увеличилась на 2,1 тыс. человек (0,2 процента) и насчитывала в 2011 году 945,5 тыс. человек.

В прогнозируемых условиях развития Омской области численность занятых в экономике увеличится по сравнению с 2011 годом на 11,0 тыс. человек и составит в 2015 году 956,5 тыс. человек.

Численность населения Омской области, не занятого в экономике, в 2011 году составила 311,7 тыс. человек (24,8 процента от численности трудовых ресурсов Омской области), из них:

112,6 тыс. человек составляли учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы;

15,5 тыс. человек - безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения;

183,6 тыс. человек - численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике (выполнявшие домашние обязанности, ухаживающие за детьми и другими членами семьи, находившиеся в местах лишения свободы и другие незанятые).

В 2011 году по сравнению с 2007 годом численность населения, не занятого работой и обучением, сократилась на 30,0 тыс. человек (или на 13,1 процента).

Повышение экономической активности и вовлечение на рынок труда части неактивного населения является точкой роста в решении проблемы оптимизации имеющегося трудового потенциала в Омской области.

В прогнозном периоде в условиях сложившейся демографической ситуации и экономического развития Омской области прогнозируется увеличение потребности в рабочей силе, в связи с чем ожидается снижение числа лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и учебой.

В этой связи в 2015 году численность населения Омской области, не занятого в экономике, по отношению к 2011 году снизится на 26,4 тыс. человек (или на 8,5 процента).

Численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы, снизится с учетом демографических факторов в 2015 году по сравнению с 2011 годом на 10,4 тыс. человек и составит 102,2 тыс. человек.

Вместе с тем в связи с дальнейшей модернизацией экономики Омской области, а также решением задачи по повышению доступности государственных услуг в области содействия занятости населения ожидается увеличение числа обращений незанятых граждан за содействием в поиске подходящей работы в органы государственной службы занятости населения Омской области (с 56,0 тыс. человек в 2012 году до 59,0 тыс. человек в 2015 году).

При этом среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013-2015 годах будет составлять около 12,6 тыс. человек, что соответствует уровню зарегистрированной безработицы 1,2 процента от численности экономически активного населения.

III. Распределение занятых в экономике по видам экономической деятельности.

За 2007-2011 годы произошли изменения в структуре занятости населения Омской области. За указанный период отмечено снижение численности занятых в таких видах деятельности, как образование (на 14 процентов), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (на 9,4 процента), гостиницы и рестораны (на 5 процентов), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 4,6 процента), сельское хозяйство, транспорт и связь (на 2,8 - 2,9 процента), обрабатывающие производства (на 1,9 процента). При этом возросла численность занятых в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 24,6 процента), строительства (на 11,8 процента), финансовой сфере (на 5,5 процента), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 4,6 процента).

В прогнозируемом периоде динамика численности занятых Омской области в разрезе основных видов экономической деятельности имеет следующие тенденции.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в 2015 году по сравнению с 2011 годом сократится на 2,7 тыс. человек (или на 1,9 процента) и составит в 2015 году 140,8 тыс. человек, что обусловлено переводомсельскохозяйственного производства на новые технологии, предполагающие меньшую численность работников, и, соответственно, ожидаемое сокращение численности работающих.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» в 2013 году по сравнению с 2011 годом снизится за счет сокращения объемов добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в соответствии с программами освоения Крапивинского нефтяного и Тевризского газоконденсатного месторождений. В связи с ожидаемым в 2014 году запуском первой очереди горно-обогатительного комплекса по производству кварцевых песков на базе Кормиловского месторождения стекольных песков и созданием около 200 рабочих мест численность занятых в 2015 по указанному виду экономической деятельности возрастет и составит 0,5 тыс. человек.

. Основой роста промышленного производства в Омской области в прогнозируемом периоде станут обрабатывающие производства. Увеличится объем производства в промышленности строительных материалов и деревообработке. Относительно высоких темпов роста объемов промышленного производства предполагается достичь в машиностроительном комплексе, металлургии и легкой промышленности.

В прогнозируемом периоде ожидается дальнейшее развитие организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет проведения реконструкции, модернизации действующих и введения новых производственных мощностей на территории Омской области, расширения рынков сбыта готовой продукции.

В этой связи численность занятых по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличится на 0,9 тыс. человек (или на 0,6 процента) и составит в 2015 году 139,4 тыс. человек.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличится на 0,4 тыс. человек (или на 1,6 процента) и составит 25,1 тыс. работающих, что связано с реализацией в Омской области инвестиционных проектов в энергетике.

. В среднесрочной перспективе продолжатся высокие темпы капитальных вложений в экономику Омской области, в первую очередь, на строительные работы по реализации крупнейших инвестиционных проектов, среди которых: подстанция «Восход», обход Омского железнодорожного узла, комплекс глубокой переработки сельскохозяйственной продукции «Биокомплекс», комплекс производств по повышению качества продуктов нефтепереработки, организация производства цельно-металлокордных крупногабаритных шин; увеличение мощности магистральных электрических сетей на 286 мВт; расширение золоотвалаОмской ТЭЦ-5; увеличение объемов производства действующими предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Продолжится развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе строительство водоподъемного Красногорского гидроузла на р. Иртыш, Омского метрополитена, окружной дороги г. Омска, автомобильных и железнодорожных дорог, объектов социального назначения.

В результате объем выполненных работ и услуг по виду деятельности «строительство» за три года увеличится на 31,9 процента к уровню 2012 года.

В этой связи ожидаемая численность занятых в строительстве в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет более чем на 13 процентов и составит 85,0 тыс. человек.

. Увеличение спроса, связанное с ростом доходов населения и, как следствие, улучшением платежеспособности, а также умеренной потребительской инфляцией, скажется на дальнейшем приросте объемов оборота розничной торговли и платных услуг населению в 2013-2015 годах. Рост оборота розничной торговли в 2015 году составит 18 процентов к уровню 2012 года, объем платных услуг населению - 19,8 процента.

В 2013-2015 годах планируется расширение федеральных торговых холдингов и открытие двух гостиничных комплексов, что сформирует дополнительную потребность в трудовых ресурсах в объеме 3,2 тыс. человек. Это повлияет на увеличение количества занятых по видам экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и «гостиницы и рестораны» до 150,4 и 15,7 тыс. человек соответственно.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «транспорт и связь» в 2011-2015 годах увеличится на 0,6 тыс. человек и составит в 2015 году 76,2 тыс. человек за счет роста потребности в кадрах на новых транспортных объектах, а также прогнозируемого роста объемов коммерческих грузовых и пассажирских перевозок, обусловленного динамичным развитием экономики Омской области и ростом транспортной подвижности населения региона.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «финансовая деятельность» в 2011 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,8 тыс. человек (или на 5,5 процента). В прогнозном 2015 году по сравнению с 2011 годом ожидается дальнейший рост численности занятых по указанному виду экономической деятельности на 1,0 тыс. человек (6,5 процента).

. Ожидаемая среднегодовая численность занятых по виду экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» в 2011-2015 годах вырастет на 5,5 процента и составит в 2015 году 74,3 тыс. человек.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование» в 2015 году сократится к уровню 2011 года на 4,8 тыс. человек (8,6 процента) и составит 50,9 тыс. человек, что связано с проводимыми и планируемыми мероприятиями по оптимизации численности работающих, а также исходя из динамики среднегодовой численности занятых в 2007-2011 годахзанятых данного вида экономической деятельности.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «образование» в 2011-2015 годах снизится на 3,5 тыс. человек (или на 4,4 процента). В прогнозируемом периоде продолжится оптимизация системы профессионального образования Омской области путем создания двухуровневых образовательных комплексов среднего профессионального образования, в которых реализуются программы начального и среднего профессионального образования, что позволит обеспечить потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих и специалистах. В процессе оптимизации ожидается высвобождение незначительной части работников.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «здравоохранение и предоставление социальных услуг» в 2011-2015 годах снизится на 2,5 тыс. человек (или на 3,3 процента), что связано с реализацией мер по оптимизации сети и штатной численности государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения Омской области. В процессе оптимизации ожидается высвобождение части персонала.

. Численность занятых по виду экономической деятельности «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» в 2011-2015 годах снизится на 3,4 тыс. человек (или на 10,4 процента), что связано с тенденцией снижения численности занятых по указанному виду экономической деятельности.

Таким образом, на рынке труда Омской области произойдет перераспределение занятых между видами экономической деятельности. Однако даже с учетом данного перераспределения потребность экономики Омской области в трудовых ресурсах не будет удовлетворена в полном объеме.

IV. Оценка сбалансированности трудовых ресурсов.

При сопоставлении численности трудовых ресурсов Омской области с суммой численности занятых в экономике и численности населения, не занятого в экономике, в прогнозном периоде ожидается дефицит трудовых ресурсов, величина которого в 2013 году составит 11,4 тыс. человек, в 2014 году - 17,1 тыс. человек, в 2015 году - 20,9 тыс. человек.

Раздел «Справочно».

Динамика численности экономически активного населения в 2013-2015 годах соответствует прогнозу социально-экономического развития Омской области на 2013 год и на период до 2015 года, утвержденному распоряжением Правительства Омской области от 16 октября 2012 года № 158-рп.

Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, за прогнозируемый период в Омской области сократится с 85,8 тыс. человек в 2011 году до 71,6 тыс. человек в 2015 году и составит по отношению к численности экономически активного населения 6,6 процента.

Для достижения планируемого значения показателя сформирован и реализуется Комплекс мер по обеспечению занятости населения и поэтапному снижению уровня общей безработицы в Омской области на 2012-2013 годы (далее - Комплекс мер).

Основной блок Комплекса мер приходится на мероприятия, направленные на стимулирование привлечения дополнительных инвестиций в Омскую область, обеспечение благоприятных условий для создания новых хозяйствующих субъектов и увеличение количества рабочих мест. Также запланированы мероприятия по оказанию содействия субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам открытия, поддержки и развития собственного дела.

В целях снижения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы будут реализованы мероприятия по масштабному привлечению работодателей к вопросам обеспечения экономики квалифицированными кадрами, включая разработку и реализацию отраслевых (ведомственных) комплексов мероприятий по развитию кадрового потенциала, осуществление мониторинга текущей и перспективной потребности работодателей в кадрах.

Предусмотрены мероприятия по содействию трудоустройству незанятого и безработного населения Омской области.

Таким образом, принимаемые меры, направленные на регулирование и управление процессами на региональном рынке труда, позволят обеспечить в прогнозном периоде положительную динамику уровня общей безработицы.


Выводы и предложения

 

Одной из проблем рынка труда Омской области является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, дефицит квалифицированных рабочих и специалистов. Суть дисбаланса заключается в том, что соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места не соответствуют запросам ищущих работу. Проблема осложняется старением работающего населения. Не все выпускники Омской области находят работу по специальности. Таким образом, встает задача необходимости обеспечения экономики достаточным количеством трудовых ресурсов в соответствии с реальной потребностью в кадрах.

Важным шагом к решению данной задачи является проведение в соответствии с Концепцией развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 30 августа 2013 года № 121 (далее - Концепция), Министерством труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда) совместно с органами исполнительной власти Омской области мониторинга текущей и перспективной потребности в специалистах и рабочих работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области (далее - мониторинг).

Цель мониторинга - разработка прогноза потребности работодателей в кадрах и выработка мер по снижению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда, а также по формированию объемов и профилей подготовки кадров в образовательных организациях.

Основными задачами мониторинга являются:

) оценка текущей и перспективной потребности работодателей в рабочих и специалистах в разрезе видов экономической деятельности и укрупненных групп, подгрупп и составных групп занятий;

) выявление источников замещения рабочей силы в разрезе видов экономической деятельности;

) обеспечение механизма регионального заказа на подготовку рабочих и специалистов в образовательных организациях Омской области;

) оптимизация направлений подготовки специалистов и рабочих на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями работодателей в Омской области;

) замещение иностранной рабочей силы региональными ресурсами.

Порядок проведения мониторинга утвержден приказом Министерства труда от 12 апреля 2010 года № 27-п, организация проведения мониторинга и участие органов исполнительной власти Омской области, представителей субъектов предпринимательской деятельности, общественных институтов и организаций в 2013 году утверждена распоряжением Министерства труда от 9 июля 2013 года № 456-р.

На официальном сайте Министерства труда в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» размещались нормативные документы, регламентирующие сроки и порядок проведения мониторинга, анкета и форма для заполнения работодателями, а также порядок их заполнения.

В соответствии с утвержденным порядком, обследование проводилось на всей территории Омской области в форме выборочного наблюдения путем анкетных опросов работодателей, независимо от их формы собственности, по видам экономической деятельности (с учетом отраслевой принадлежности).

Сбор данных для мониторинга осуществлялся при содействии органов исполнительной власти Омской области. Также к сбору данныхпривлекались расположенные на территории Омской области общественные объединения работодателей.

В 2013 году мониторинг проводился с прогнозным периодом 5 лет.

Обработка результатов мониторинга осуществлялась с использованием на отдельных этапах автоматизированной информационной системы.

Формирование итогов обследования по профессиональным группам работников осуществлялось в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 298 с 1 января 1995 года.

Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих.

Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы.

В классификаторе приняты следующие укрупненные группы:

) руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий;

) специалисты высшего уровня квалификации;

) специалисты среднего уровня квалификации;

) служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием;

) работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности;

) квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства;

) квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр;

) операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики;

) неквалифицированные рабочие.

Также в рамках проведения мониторинга работодателями определены источники замещения рабочей силы по видам экономической деятельности. Определены следующие источники замещения рабочей силы, за счет:

) внутреннего перемещения рабочей силы в организации;

) привлечения рабочей силы из других организаций (без совмещения);

) внутренней трудовой миграции (перемещение трудовых ресурсов между регионами или между городом и селом);

) незанятого населения и безработных граждан, в том числе по направлениям центров занятости;

) выпускниковобразовательных организаций различного уровня;

) иностранной рабочей силы.

В 2013 году в мониторинге принимали участие следующие органы исполнительной власти Омской области:

Министерство здравоохранения Омской области;

Министерство культуры Омской области;

Министерство образования Омской области;

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области;

Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области;

Министерство экономики Омской области;

Министерство труда и социального развития Омской области;

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области;

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области;

Главное управление лесного хозяйства Омской области;

Главное управление ветеринарии Омской области.

В целях оперативного сбора информации, качественного заполнения работодателями формы и анкеты, получения достоверных результатов, к мониторингу привлекались волонтеры из числа студентов экономических факультетов образовательных организаций высшего образования (ФБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», ФБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»).

Для организации взаимодействия с работодателями по обеспечению доступа волонтеров к работодателям Министерством труда и социального развития Омской области было подготовлено типовое сопроводительное письмо, с пояснением цели и важности проведения данного обследования.

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволит выработать и принять стратегические и оперативные меры в сфере государственного регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг, развития кадрового потенциала по видам экономической деятельности на принципах согласования интересов всех заинтересованных участников социально-экономических процессов, происходящих на региональном рынке труда, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов. А также для определения объемов привлечения иностранной рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе при соблюдении приоритетного права российских граждан на занятие вакантных должностей.

Приоритетные задачи перспективного развития рынка труда Омской области:

) планирование мероприятий по содействию занятости населения с учетом демографических процессов, проходящих на территории Омской области;

) работа с работодателями, реализующими и планирующими к реализации на территории Омской области инвестиционные проекты, в части изучения текущей и перспективной потребности в трудовых ресурсах;

) содействие постоянной занятости социально незащищенных категорий населения путем увеличения количества работодателей, создающих рабочие места на постоянной основе;

) развитие системы информирования о текущем состоянии рынка труда, которое позволит работодателям оперативно получать объективную оценку ситуации на рынке труда и, руководствуясь этим, качественно формировать и менять кадровый состав, а гражданам, ищущим работу, объективно оценивать потребности рынка труда;

) эффективная реализация постановления Правительства Омской области «Об организации деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Омской области» для всех категорий населения в пользу рабочих и профессий технических специальностей;

) учет внутрирегиональных потоков трудовой миграции при развитии мест приложения труда на территории муниципальных образований;

) расширение пропаганды рабочих профессий в рамках конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии» с широким освещение в средствах массовой информации, а также создание новых направлений пропаганды рабочих профессий.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Агеенко А.А. - Омский областной статистический ежегодник: Стат.сб. в 2 ч./ Омскстат. - Омск, 2010 - 432 с.

2. Гребне<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.