Сущность, значение, состав и тенденции развития розничного товарооборота — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сущность, значение, состав и тенденции развития розничного товарооборота

2020-04-01 157
Сущность, значение, состав и тенденции развития розничного товарооборота 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Товарооборот - это объём реализованной продукции, которая измеряется выручкой от реализации.

Как экономическая категория товарооборот представляет собой результат экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования по поводу обмена денежных средств на товары и услуги, а как показатель деятельности торговых организаций - это объём продажи товаров и услуг в денежном выражении за определённый период времени.

В зависимости от специфики операций купли - продажи товаров выделяют следующие виды товарооборота:

.   Валовой товарооборот - сумма продаж при многозвенном товародвижении;

2. Чистый товарооборот - освобождённый от повторного счёта.

.   Оптовый товарооборот - продажа товаров на оптовом рынке;

.   Розничный товарооборот - продажа товаров населению;

.   Внешнеторговый товарооборот - продажа товаров на экспорт и покупка импортных товаров;

.   Товарооборот по биржевому рынку - объём продаж на товарной бирже.

Розничный товарооборот служит количественным показателем продажи потребительски товаров конечному потребителю за наличный расчёт независимо от каналов их реализации. Как экономическая категория он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление.

С точки зрения системного подхода розничного товарооборота необходимо рассматривать в трёх аспектах:

.   Как систему обмена денежных доходов населения на товары народного потребления;

2. Как систему отношений общественного производства;

.   Как систему обратной связи с производством.

Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости потребительских товаров, изготовленных в процессе производства. Продажа товаров позволяет товаропроизводителям покрыть затраты на производство, создав тем самым условия для его дальнейшего развития в расширенных масштабах. В розничном товарообороте проявляются народно - хозяйственные пропорции: соотношение темпов роста производства, средств производства и предметов потребления; распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п.

Розничный товарооборот подразделяют на товарооборот розничной торговли и общественного питания и, соответственно, учитывается в розничных ценах, фактических продажных ценах, включающих оптово - отпускную цену товаропроизводителя и торговую надбавку, торговую надбавку и наценку, акциз, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, косвенные налоги.

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 21.10.2008 г. № 304 определены условия формирования розничного товарооборота торговли. В него включаются:

.   Продажа товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве:

за наличный расчёт;

по безналичному расчёту, а именно: по банковским карточкам, чекам, электронным картам и т.д.;

в кредит - по моменту отпуска товаров покупателям по ценам фактической реализации;

по почте - по моменту сдачи посылки отделению связи;

в магазинах беспошлинной торговли - по ценах их реализации;

по образцам и использованием электронных средств связи - по времени доставки их покупателю;

Стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей (денежно - вещевым лотереям и тому подобное) - по их фактической стоимости и по моменту стоимости отпуска товаров;

Стоимость упаковки, не входящая в цену товара;

Стоимость проданных по подписке печатных изданий (книга, газеты) и видеопродукции;

. Стоимость товаров, принятых на реализацию от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей включается в розничный товарооборот в ценах их реализации.

. Продажа отдельным категориям населения некоторых товаров со скидкой (лекарственных средств, топлива, автомобильных транспортных средств и других товаров) в розничный товарооборот включается та часть стоимости товаров, которая оплачена населением.

. Выручка от продажи товаров населению за иностранную валюту включается в розничный товарооборот в пересчёте на белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день продажи товаров.

В состав розничного товарооборота не включают:

.   Стоимость товаров проданных з пределами Республики Беларусь (на выездных ярмарках, выставках);

2. Стоимость проданных по безналичному расчёту продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

.   Стоимость товаров, отпущенных рабочим и служащим в счёт заработной платы в погашение задолженности по заработной плате;

.   Стоимость возвращённых покупателям товаров;

.   Стоимость реализованных проездных билетов и талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов;

.   Продажа почтовых марок, конвертов, открыток.

Розничная реализация товаров осуществляется в разных формах и отражается в различных видах розничного товарооборота:

I.  По формам торговли:

)   Розничный товарооборот государственной торговли

2) Розничный товарооборот частной торговли

II. По территориально - организованным признакам:

)   Розничный товарооборот в городе

2) Розничный товарооборот в селе

III. По видам оборота:

)   Товарооборот в розничной торговли

2) Товарооборот в общественном питании

IV. По структуре оборота:

)   Продажа продовольственных товаров

2) Продажа непродовольственных товаров

V. По каналам реализации:

)   Розничный товарооборот в торговых организациях

2) Розничный товарооборот в торговых центрах

Объём, структура, тенденции и перспективы развития розничного товарооборота зависят от множества условий. С одной стороны они определяются всеми факторами, которые формируют спрос и предложение, а тем самым - ёмкость рынка; с другой - факторами эффективности управления ресурсами торговой организации и факторами внутреннего характера действия.

На развитие розничного товарооборота оказывают как внешние, так и внутренние факторы.

Среди внешних факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота, можно выделить следующие:

состояние экономики в целом

уровень развития конкуренции

динамику денежных доходов и расходов населения

уровень развития промышленности

Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанны:

с обеспечением товарными ресурсами

с эффективностью использования трудовых ресурсов и основных средств численностью обслуживаемого населения и его денежными доходами.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.