Пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области

2020-04-01 133
Пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие экономисты связывают эффективность управления и использования собственности с той или иной ее формой. Однако, что было бы наивным представлять эту зависимость прямолинейной. В сущности, все решает механизм управления.

Рассмотрим общеэкономическую эффективность управления собственностью (на уровне народного хозяйства страны). Как правило, интересы народного хозяйства учитываются, когда речь идет об эффективности того проекта управления, в котором участвуют регионы, отрасли, организации и предприятия.

Сравнение проектов (вариантов), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта, производится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта.

При его расчетах в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

· конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретений, «ноу-хау», программ для ПК и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

·   социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

·   прямые финансовые результаты;

·   кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления импортных пошлин и т.п.

Однако не всегда учитываются косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта, изменением доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затрат на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, восстановление природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) государственной поддержке проектов.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:

· региональные (отраслевые) - выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта - предприятиями региона (отрасли), за вычетом производственного потребления;

·   социальные и экологические - достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли);

·   косвенные финансовые - получаемые предприятиями и населением региона (предприятиями отрасли).

При расчетах показателей экономической эффективности на предприятии (фирме) в состав результатов проекта включаются:

· производственные - выручка от реализации произведенной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;

·   социальные - в части, относящейся к работникам предприятий и членам их семей.

С позиций государства целесообразно ввести понятие синергического эффекта, представляющего собой часть общеэкономического (народнохозяйственного) эффекта управления собственностью, измеряемого разностью между эффектом функционирования предприятий как целостной системы и суммой эффектов их изолированного взаимодействия.

Кроме приведенных показателей можно оценивать эффективность управления собственностью посредством использования других общесистемных показателей.

Высококачественный менеджмент, эффективность управления организационными системами ориентированы или характеризуются категориями результативности (эффективности) организации - действенности, экономичности, качества продукции (конкурентоспособности), производительности, качества жизни работников, прибыльности, инноваций.

Известно, что эффективное использование собственности напрямую связано с проблемой риска. Возникают необходимость и возможность организации специальной подсистемы управления риском. Конкретнее, речь идет об оценке риска, которая требует идентификации проблемных ситуаций, могущих нанести экономический ущерб предприятию, отрасли, региону и государству в целом. Процедуры, связанные с управлением риском, должны включать в себя оперативную деятельность, направленную на уменьшение вероятности нежелательных ситуаций.

Система других процедур ориентирована на оценку степени риска и финансирование мер по предотвращению возможностей появления проблемных ситуаций, чреватых отрицательными для объекта последствиями.

Процедуры первого типа включают:

· оценку надежности основного оборудования (с учетом проведения текущих среднесрочных и капитальных ремонтов);

·   ретроспективный анализ производственно-хозяйственной деятельности объекта собственности, помогающий найти причины возникновения непредусмотренных ситуаций;

·   осуществление конкретных мероприятий, уменьшающих вероятность появления источника таких ситуаций.

Процедуры второго типа предусматривают финансовую оценку риска. Содержание таких процедур связано опять-таки с ретроспективным анализом текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности объекта собственности. Такой анализ необходим для определения того экономического ущерба, к которому приведет возникновение той или иной непредусмотренной ситуации.

Можно привести следующие виды рисков, встречающиеся при управлении собственностью.

1. Внешние предсказуемые (но неопределенные) - рыночный риск в связи с ухудшением возможностей получения сырья и повышением его стоимости, изменением требований потребителей, экономическими изменениями, усилением конкуренции, потерей позиций на рынке; изменение валютных курсов; нерасчетная инфляция; налогообложение.

2. Внутренние нетехнические - срывы планов работ из-за недостатка рабочей силы, нехватки материалов и их поздней поставки, изменения возможностей заказчиков и подрядчиков, ошибок планирования, изменений в руководстве, нереального планирования; слабого управления, перерасход средств из-за срывов планов работ; неквалифицированного персонала, неправильных смет.

.   Внутренние технические - изменение технологии, ухудшение качества и производительности.

.   Страхуемые - прямой ущерб имуществу (транспортные инциденты, оборудование; материалы, имущество подрядчиков), косвенные потери (демонтаж и передислокация поврежденного имущества, перестановка оборудования), повреждение имущества, нарушение графика работ.

На основе результатов анализа формируется программа управления хозяйственным риском, предусматривающая конкретные меры и размеры расходов.

Затраты на разработку рассматриваемой подсистемы управления риском по сравнению с теми непредвиденными потерями, которые испытывает каждый объект собственности, окажутся ничтожными и самое главное обеспечат его рациональную производственно-хозяйственную деятельность.

Для повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области, прежде всего, необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, имеющими государственную долю капитала.

По нашему мнению, следует четко наладить работу подсистемы информационно-аналитического обеспечения данными о количестве акций, закрепленных в федеральной собственности; финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; пакетах акций, находящихся в федеральной собственности (в настоящее время отсутствует информация о поступлении доходов в федеральный бюджет и дивидендов по акциям, закрепленных в государственной собственности).

Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом имеет все возможности совместно с соответствующими территориальными и муниципальными комитетами принять необходимые меры по уточнению состава имущества на территории области, совершенствованию методики оценки объектов недвижимости, земельных ресурсов и других элементов, образующих собственность области.

Органам государственной власти субъекта федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности.

Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления. Нам представляется, что в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации.

Также еще хотелось бы добавить, что к основным задачам законодательного обеспечения эффективного управления федеральной, региональной и муниципальной собственностью можно отнести:

· структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности;

·   обеспечение полного и своевременного учета государственной и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

·   создание единой системы контроля за сохранностью государственной и муниципальной собственности и использованием ее по назначению;

·   выработку критериев оптимальных решений по распоряжению государственной и муниципальной собственностью;

·   повышение инвестиционной привлекательности государственной и муниципальной собственности.

Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации» (рабочее название). Данный закон должен содержать:

· цели, задачи и принципы управления государственной собственностью (по основным видам объектов собственности);

·   правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

·   особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;

·   правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;

·   правила и организационные основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;

·   принципы организации системы управления собственностью,

·   сферы компетенции органов государственной власти в отношении собственности;

·   общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;

·   правила и порядок приобретения и прекращения прав собственности;

·   критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

·   критерии и правила сохранения объектов собственности в качестве субъектов хозяйствования (принципы и условия реорганизации).

Итак, нами были предложены общие рекомендации, которые направлены на повышение эффективности использования региональной собственности Оренбургской области, благодаря этому будет увеличиваться доходность федерального бюджета, улучшится уровень контроля за деятельностью организаций и предприятий, будут решены проблемы эффективного использования региональной собственности и т.д.


 

Заключение

 

Как нами уже было выявлено собственность - это основа всей системы экономических отношений, именно от установившихся форм собственности зависят характер распределительных отношений в обществе, характер обмена и потребления, также зависят имущественное положение и уровень потребления отдельных социальных групп населения.

Региональная собственность представляет собой собственность субъекта Федерации, сюда входят средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

В нашей курсовой работе была дана географическая и социально - экономическая характеристика Оренбургской области. Наш край является уникальным, самодостаточным регионом с богатейшими природными кладовыми и является вторым по размерам зерновым полем в России, уступая лишь Башкирии. В Оренбуржье достаточно большое количество месторождений полезных ископаемых. Также примечательно сочетание аграрного и индустриального потенциалов, а узловое, промежуточное положение Оренбургской области обусловливает ее роль связующего, интегрирующего звена в системе связей и отношений Урала с Поволжьем, Сибирью и Казахстаном.

В региональной собственности Оренбургской области на 2012 год находится 8 стратегических предприятий, 23 предприятия лесхозы, 13 прочие. Чистая прибыль от деятельности предприятий в 2012 году составила 130 млн. руб. На 01.01.2013 Оренбургская область является собственником акций (долей) в 28 хозяйственных обществах, из них 22 открытых акционерных общества, 3 закрытых акционерных общества и столько же обществ с ограниченной ответственностью. Суммарная номинальная стоимость пакетов акций и долей хозяйственных обществ, находящихся в собственности Оренбургской области на 01.01.2013 составила более 4 млрд. рублей. В областной бюджет поступило дивидендов в размере 10 млн. руб. Увеличиваются доходы от аренды земельных участков с неразграниченной госсобственностью, расположенных в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге, также от аренды земельных участков государственной собственности Оренбургской области. В целом региональная собственность Оренбургской области используется эффективно, но все же есть некоторые недочеты, но органы власти пытаются использовать все средства, чтобы собственность использовалась рационально и с минимальными негативными последствиями.

Предложенные нами пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области позволят повысить эффективность использования региональной собственности, благодаря этому будет увеличиваться доходность федерального бюджета, улучшится уровень контроля за деятельностью организаций и предприятий, будут решены проблемы эффективного использования региональной собственности и т.д. Также, на наш взгляд, необходимо принятие нового Федерального закона, который бы содержал правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований, т.к. сейчас эти границы не совсем четкие, который также содержал бы общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы и т.д. В настоящий момент это необходимо.

Задачи, которые были поставлены перед нами, решены, а следовательно и цель нашей курсовой работы достигнута.


Библиографический список

 

1. Устав (основной закон) Оренбургской области от 25 октября 2000 г. №724. - 26 с.

2. Базылев Н. И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н. И. Бызылев, М. Н. Базылева. - Мн.: Книжный Дом, 2010. - 608 с.

.   Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 399 с.

.   Бухвальд Д. В. Регулирование отношений собственности между РФ и ее субъектами / Д. В. Бухвальд // Вопросы экономики. - 2011. - № 7. - С. 97 -111.

.   Ведрина Е. Б. Введение в экономическую теорию: учебное пособие / Е. Б. Ведрина. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 210 с.

.   Видяпин В. И. Экономическая теория (политэкономия): учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 640 с.

.   Груздев А. П. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки / А. П. Груздев // Общество и экономика. - 2012. - №1. - С. 115-120.

.   Гутман Г. В. Управление региональной экономикой: учебное пособие / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 176 с.

.   Камаева В. Д. Экономическая теории: учебник / В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачева. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 557 с.

.   Каменецкий В. Некоторые аспекты категории «собственность»: новое прочтение / В. Каменецкий // Труд и социальные отношения. - 2010. - №1. - С. 4 - 10.

.   Кошкин В. И. Управление государственной собственностью: учебное пособие / В. И. Кошкин. - М.: ЭКМОС, 2012. - 664 с.

.   Краткая географическая и социально-экономическая характеристика Оренбургской области [Электронный ресурс] // ГУ МЧС России по Оренбургской области: [web-сайт]. < http: www. 56. mchs. gov. ru/gu/?SECTION_ID=158 > (03.11.2012).

.   Лапыгин Ю. А. Реформа управления собственностью в регионе: учебное пособие / Ю. А. Лапыгин. - Владимир: Золотые ворота, 2010. - 187 с.

.   Мовсесян А. Н. Стратегии государственного регулирования Экономики / А. Н. Мовсесян // Экономист. - 2012. - №10 - С. 18-28.

.   Морозова Т. Г. Региональная экономика: учебник для вузов / Т. Г. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 360 с.

.   Новрузов Р. Я. Об эффективности управления государственной собственностью / Р. Я. Новрузов // Общество и экономика. - 2012. - №7. - С. 63-82.

.   Оренбургская область [Электронный ресурс] // Федеральный портал protown.ru: [web-сайт]. < http: www. protown. ru/russia/obl/obl1/info_177.html > (23.10.2012).

.   Оренбургская область в цифрах [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области: [web-сайт]. < http: www. orenstat. gks. ru/digital/default.aspx > (05.11.2012).

.   Петров А. Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / А. Н. Петров. - М.: Знание, 2012.

.   Радыгин А. А. Перераспределение прав собственности / А. А. Радыгин // Вопросы экономики. - 2012. - №1. - С. 46-53.

.   Скловский К. И. О сущности собственности / К. И. Скловский // Общественные науки и современность. - 2011. - №1. - С. 100-106.

.   Шупыро В. Н. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества - основа экономических реформ в России / В. Н. Шупыро // Вестник Московского университета. Серия Экономика. - 2009. - № 6. - С. 32 - 42.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.