Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-04-01 | 243 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора
Введение
Загадка фольклорны й дошкольный речь
Теоретические основы изучаемой проблемы
Результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста по данным контрольного эксперимента
В контрольном эксперименте участвовали экспериментальная и контрольная группа детей. Методика его проведения была такая же, как и констатирующего - предлагалась серия заданий.
Анализ результатов этих заданий показал, что высказывания детей экспериментальной группы стали более логичны, последовательны; у детей сформировалось четкое представление о структуре загадки, о важности использования средств образности в загадках, которые составляли сами. В сочинениях детей экспериментальной группы чаще использовались метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты и другие средства выразительности, дети составляют загадки метафорического характера самостоятельно, но некоторые по аналогии или с помощью воспитателя, дети активно составляли рифмованные загадки самостоятельно и с помощью воспитателя. Контрольная группа справилась с этим заданием только с помощью воспитателя, использовался прием договаривания строки.
Количественный анализ результатов я оформила в таблице №2.
Таблица
Уровни | Показатели: | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
1 уровень | 30% | 20% |
2 уровень | 50% | 40% |
3 уровень | 20% | 20% |
4 уровень | - | 20% |
Данные, приведенные в таблице, так же, как и качественный анализ результатов, свидетельствуют о повышении уровня восприятия и использования образной лексики детьми экспериментальной группы. Дети аргументировали свой выбор, выделяли средства художественной выразительности, подбирали синонимы, антонимы, сравнения, пользовались в своей речи метафорами, гиперболами, определениями, эпитетами/.
|
Примеры загадок детей.
· Белая морковь в зиму растет.
/Сосулька/
· Желтый костер всю землю греет.
/Солнце/
· Белым одеялом улицу одела.
/Зима/
· Краше его узоров никто не сделает.
/Мороз/
· Пять сестричек в одной...
/Рукавичке/
· Пять братцев в одном теплом доме живут.
/Варежка/
· Не снимай с него одежку,
А то вам рыдать придется. /Лук/
· Рыжая сластена Всех кур собрала. /Лиса/.
· По двору идет, бородой трясет. /Козел/
· Летом - любит гулять, малину и мед собирать, зимой крепко спать- лапу сосать. /медведь/
· Клубок с иголками, носит грибы и ягоды в норку. /Еж/
· Солнышко, которое горит каждый вечер. /Лампа/
· Посмотри в него и себя увидишь. /Зеркало/
Выводы
1. Проблема исследования образности речи достаточно хорошо разработана, но больше всего внимания оказано на умственное воспитание детей, а на речевой аспект недостаточно. Ее решение предполагает не только развитие чуткости к восприятию образного строя фольклорных произведений, но и формирование умения использовать выразительные средства в своей речи.
2. Выявление уровней восприятия художественных произведений малых форм и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста показало, что у детей низкий уровень связности высказываний, который зависит от наличия запаса средств художественной выразительности речи.
. Ознакомление дошкольников с фольклорными жанрами, использование специальных занятий, дидактических игр, лексических упражнений и творческих заданий подводит дошкольников к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество, эмоциональный отклик на образное содержание фольклорных произведений, умение выбирать выразительные средства для своего изложения оказывают положительное влияние на развитие индивидуальных особенностей речи детей.
|
. Данный аспект развития детей должен быть более широко представлен в программе дошкольных учреждений, так как он дает толчок в развитии мыслительной деятельности дошкольников.
Список литературы
1. Абель И. Встречи с северным фольклором. /Дошкольное воспитание. - 1988, № 1.
2. Абель И. И чуть-чуть фантазии.//Дошкольное воспитание. -1990, №4.
. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.
4. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. СПб.: Детство -пресс, 2008.
5. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. -СПб.: «Детство - пресс», 2005
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1992.
7. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в 1 мл группе детского сада.- Воронеж «Учитель», 2003.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
9. Венгер Л. Угадай-ка.//Дошкольное воспитание. -
1991, № 9.
10. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей.//Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.
11. Ворошнина Л. Обучение творческому рассказыванию.//Дошкольное воспитание. - 1991, № 3.
. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М., 1956.
. Гавриш Н.Б. Использование малых форм народного творчества для развития образности речи дошкольников./Дошкольное воспитание. - 1991, № 9.
. Гавриш Н.Б. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. - Автореферат. Научно-исследовательский институт Дошкольного воспитания. - М., 1991.
. Гризик Т. Обучение детей списыванию предметов.//дошкольное воспитание. - 1989, №5.
. Говорова Р., Дьяченко 0. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей.//Дошкольное воспитание. - 1988, №2, № 5, №6.
. Добрынина Н. Кирилл и Аннушка входят в книжный мир./Дошкольное воспитание. - 1993, № 4.
. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975.
. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1982.
. Ни окон, ни дверей. - М., 1989.
. Нестеренко А. Страна загадок. - ТРИЗ. - Ростов-на-Дону, 1993.
22. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в 1 мл. группе детского сада. - Воронеж, 2007.
23. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М., 1990.
|
24. Кондратьева Н., Самкова 0. Как использовать модель для развития речевого творчества.//Дошкольное воспитание, -1991, № 10.
. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре, //дошкольное воспитание. - 1986, №9.
. Логинова В. Активный творец дошкольной педагогики/ /Дошкольное воспитание. - 1988, №11.
. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. /Избранные психологические произведения: в 2-х т. Ред. Давыдова В.Б. - М., 1983.
. Литература: справочные материалы. Кн. для учащихся. /Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.д. и др. - М., 1989.
29. Младший дошкольник в детском саду. Т.И. Бабаева и др.: - СПб «Детство - пресс», 2006.
30. Померанцев Е.В. О русском фольклоре, - М., 1977.
31. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения./Дошкольное воспитание. - 1990, №9.
. Придумай слово. /Под ред. О.С.Ушаковой. - М., 1996.
. Павлова Л. Фольклор для маленьких. //Дошкольное воспитание.- 1990-1991
. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.
. Радзиховский Л.А. Комментарии к работе "Мышление и речь"// Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. - М., 1982. Т.2.
. Решай, смекай, угадывай. Игры, ребусы, загадки для дош кольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т.И.Линго. -Ярославль, 1998.
. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей.//Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.
. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - М., 1989.
. Русский фольклор. - М., 1986.
40. Самые маленькие в детском саду/сост. В. Сотникова, М..: Линка- пресс, 2005.
41. Скажи по-другому. /Пособие для воспитателей детского сада.- Самара, 1994.
42. Сокольник И. Использование материала по художественно-речевой деятельности в индивидуальной работе с детьми.// Дошкольное воспитание. - 1983, № 10.
. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу "Введение в психологию". - М., 1997.
. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 1960.
. Сохин ф.а. О задачах развития речи.//дошкольное воспитание. - 1975, №9.
. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1979.
|
. Тихеева Е.И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/. - М., 1978.
. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов.//Дошкольное воспитание. - 1990, №10.
. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.- Под ред. В.А. Курбатовой, Н.И.Поддъякова. - М., 1984.
. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. - М., 1998.
. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.,1993.
. Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. -М.: ТЦ Сфера, 1998.
. Ушакова О.С. Развитие связной речи.//Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду./Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М., 1988.
. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1994.
. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. - М.,1996.
. Ушакова О.С. Развивайте речь ребенка./Дошкольное воспитание. - 1992, № 3-4.
. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду. /Дошкольное воспитание. - 1984, №11.
. Ушинский К.д. Родное слово: Кн. душ учащих//Собрание соч. М., 1948.
. Федореяко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977.
. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю./Дошкольное воспитание. - 1988, №5.
. Шевцова С. Использование народного творчества в развитии навыков художественно-речевой деятельности./Дошкольное воспитание. - 1986, № 5.
. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Программа- конспект._ СПб.: «Детство- пресс», 2010.
Приложение
Анкета для родителей
. Какая художественная литература для детей есть в вашей домашней библиотеке?
. Есть ли книги о русском народном фольклоре? Какие?
. Как часто Вы читаете книги ребенку?
. Чаще покупаете игрушки или книги для детей?
. Наблюдаете ли вы с ребенком в повседневной жизни за изменениями в окружающей действительности?
. Назовите любимое произведение вашего ребенка
Индивидуальная беседа с ребенком.
. Расскажи, что такое загадка?
. Какие загадки ты знаешь?
З. А умеешь ли ты их отгадывать?
. Придумай и загадай мне загадку.
. А теперь я тебе загадаю загадки, а ты их отгадаешь. (подбираются загадки разных видов)
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
За ширмой раздается смех.
В.: Кто там весело смеется?
Петрушка: А это же я смеюсь. Я смеюсь так громко. Скорее откройте занавес, а то меня ребята не видят! Быстрее открывайте!
В.: Петрушка, а почему ты так громко смеешься?
П.: А это я сам с собой смеялся! Просто у меня сегодня хорошее настроение. Потому что я самый красивый, самый веселый, самый умный. Вот!
В.: Петрушка, да разве красиво хвастаться? Надо быть скромным.
|
П.: Я - Петрушка. А правда я самый красивый? Посмотрите, какая у меня шапочка, штанишки, ни у кого таких нет. А какой у меня нос? Я еще самый умный, все на свете знаю! Что не спроси - отвечу!
В.: Раз так, мы тебя проверим. Отгадай загадку.
v Я в ярко-красном колпаке,
И с бубенчиком в руке,
Развеселая игрушка,
А зовут меня....
П: Да это любой отгадает. Это же лягушка. Нет, не лягушка. Тогда это подушка. Опять не отгадал /ватрушка, кадушка/.
В.: Петрушка, как тебе не стыдно! Вот видишь, что значит хвастаться раньше времени. Сам про себя не смог загадку отгадать.
П.: Я больше не буду хвастаться! Ой, ребята, какие вы умные. Все знаете! Хотите я вам загадку загадаю?
v Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
У меня когда-то был красный шар. Улетел он, да так и не вернулся. Вот еще одна загадка:
v Я лягу на кровать,
Перестану болтать,
Глаза закрываются,
Что начинается?
Петрушка засыпает.
В.: Что ж ты уснул, Петрушка? Петрушка!
П.: Ой-ой - ой! Да что же это я уснул? Я еще столько загадок знаю.
v Этот тесный, тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
С тоненькими...
Ребята, а вы берете дома спички? И я тоже, я их боюсь.
v Возле леса, на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый и пушистый
Ядовитый …
Никогда его не рвите, ребята, пусть себе красуется.
v Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка резко зазвенела,
Пейте чай! Вода вскипела!
П.: Ребята, а вы любите пить чай? И я очень люблю, с сахаром. Молодцы же вы, все загадки отгадали.
Устраивается чаепитие.
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора
Введение
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!