Особенности развития связной образной речи детей /по данным констатирующего эксперимента — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности развития связной образной речи детей /по данным констатирующего эксперимента

2020-04-01 195
Особенности развития связной образной речи детей /по данным констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Целью начального этапа эксперимента было выявление уровня развития у детей образности и умения отгадывать различные типы загадок.

Для эксперимента было отобрано 10 человек из группы, работа проводилась только с этой подгруппой детей.

Дополнительно было проведено анкетирование родителей, целью которого было определение содержания работы, проводимой с детьми дома по данной проблеме /анкету см. в приложении/.

Результаты анкетирования показали, что практически у всех родителей есть книги о народном фольклоре, однако их предпочитают другим жанрам детской литературы: сказки, рассказы, стихи.

Все родители знают загадки, но используют их ограниченно. Родители совершенно не знакомы с приемами отбора загадки и соответственно не умеют подбирать их в соответствии с содержанием, формой и возрастными особенностями детей.

Обследование детей проводилось в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком в первой половине дня.

Использовались следующие тестовые задания:

а/ детям предлагали придумать сказку самостоятельно, используя выразительные средства; отслеживалось то, как ребенок может логически последовательно, строить сюжет в соответствии с заданной темой, какими образными средствами он будет пользоваться при изложении.

После беседы о любимых сказках ребенка, предлагали сочинить свою сказку, дать ей название, строить последовательное изложение, напоминали, что сказка имеет структуру (начало, середину, конец).

Если ребенок затруднялся, ему давали план, образец рассказа, либо сочинить сказку по аналогии с предложенной, а так же использовались схемы.

Анализ результатов теста проводился по следующим критериям:

1. Целостность высказывания /единство темы, соответствие всех микротем главной мысли/.

2. Структурное оформление /начало, середина, конец/.

.   Связность /логические связи между предложениями и частями моно лога/.

.   Количество предложений.

.   Образность речи.

.   Использование разнообразных синтаксических конструкций.

В соответствии с критериями распределили детей на следующие группы:

. Высокий уровень: /20% детей/:

ребенок самостоятельно осмысливает тему, определяет ее границы, отбирает необходимый материал; самостоятельно составляет связное, логическое, последовательное высказывание, четко придерживаясь структуры; использует разнообразные синтаксические, лексические средства образности, речь богата метафорами.

. Средний уровень /40% детей/;

ребенок составляет целостное, связное, последовательное высказывание самостоятельно или по плану воспитателя, использует логические связи между предложениями и частями монолога; в речи пользуется сравнениями, эпитетами, реже метафорами.

. Ниже среднего /20% детей/:

при самостоятельном изложении темы ребенок нарушает композиционное оформление, логическую последовательность, использует план и образец воспитателя, эпитеты; объем высказывания мал.

. Низкий уровень /20% детей/;

ребенок не осознает структуру высказывания, нарушает логические связи между грамматическими конструкциями, частями рассказа, существуют паузы в процессе рассказывания, речь бедна образными средствами.

Для большей части сочинений детей было характерно нарушение логичности, последовательности высказывания. Причем, была отмечена зависимость использования образного слова от умения связывать изложение в единый сюжет, дети использовали в своей речи сравнения, но метафоры, гиперболы, эпитеты использовались редко.

б/ Для выявления индивидуального уровня развития умения детей в отгадывании и составлении загадок, в понимании ее структуры проводилась беседа на тему: Что такое загадка?

1. Какие загадки ты знаешь?

2. А умеешь ли ты их отгадывать?

.   Придумай и загадай мне загадку.

.   А теперь я тебе загадаю загадки, а ты отгадаешь.

·   Цветное коромысло над лесом повисло /Радуга/.

·   Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло. /Лед/.

·   Шел долговяз в сыру землю увяз. /Дождь/

·   Конь бежит- земля дрожит /Гром/.

·   Бежит, бежит не выбежит, течет, течет- не вытечет /Река/.

Многие дети не понимали значения использования метафор в загадках, не могли их объяснить. При самостоятельном составлении образный язык был беден, дети упражнялись лишь в подборе эпитетов.

Анализ ответов детей о структуре загадки показал, что у них не сформировались еще четкие представления об этом. Однако, некоторые дети осознают значимость использования образных выражений для обогащения и украшения речи. В/ Выявляя умения детей понимать образное содержание загадок и выделять средства художественной выразительности из их текста, предложено задание отгадать загадки такого типа:


 

·   Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет.

Крохи собирает. /Воробей/.

·   За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала,

Нет ни дыма, ни пожара. /Лиса/

·   Желтый одуванчик

По двору идет,

Желтый одуванчик

Зернышки клюет. /цыпленок/

 

По загадкам детям задавали вопросы на выявление образных средств выразительности. И оценивали понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, метафор, сравнений, эпитетов.

Следует отметить, что у 50% детей зафиксировано непонимание образного содержания загадок и неправильное объяснение метафор. Не было особых трудностей в выделении сравнений и эпитетов.

Анализ особенностей восприятия детьми малых фольклорных форм позволил мне выделить 4 уровня восприятия детьми образной речи, пользуясь следующими критериями:

уровень, «Высокий».

Отмечается умение детей выделять выразительные средства в произведениях малых фольклорных форм; ребенок самостоятельно составляет связное, логическое, последовательное высказывание с использованием синтаксических, лексических средств образности, речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, доказывают отгадку, приводя логические доводы. Примеры загадок:


 

- Кто над рекой спину дугой выгнул? /Мост/

    Железный охранник дом сторожит. /Замок/.

 

уровень. «Средний».

Ребенок отмечает художественные средства выразительности, в речи использует сравнения, эпитеты, реже метафоры; составляет загадку самостоятельно или по плану воспитателя, умеет привести доказательства к отгадке.

Примеры загадок:

 

Лает, лает, никого на двор не пускает.

/Собака/,

    Живут пять соседей в одном домике. /Варежка/.

 

уровень. «Ниже среднего».

Выделяет и воспроизводит в речи эпитеты, при самостоятельном составлении характерно нарушение логической последовательности,

композиции текста, пользуясь планом, образцом воспитателя, составляют загадки по аналогии.

Примеры загадок:

 

Желтая, круглая, ночью землю освещает. /Луна/.

Он зимой в берлоге спит, мед любит. /Медведь/.

 

уровень- «низкий».

Речь ребенка бедна средствами художественной выразительности, не осознает структуру загадки, значимость использования метафор, сравнений, эпитетов в изложении, составляют простые описательные загадки.

Пример загадки:


 

- Он бывает красным, зеленым, лепим из него.

/Пластелин/.

Количественный анализ результатов в таблице 1

 

Таблица 1

уровни

показатели

1

уровень

20 %
2

уровень

40 %
3

уровень

20 %
4

уровень

20 %
       

 

Вывод: На основе анализа выполнения детьми заданий констатирующего этапа работы можно говорить о том, что большинство детей не осознают значения средств художественной выразительности для украшения и обогащения речи, в основном используются эпитеты и сравнения, реже метафоры, гиперболы. У детей недостаточно сформировано понимание структурного оформления загадки.

Таким образом, педагогам следует наметить новые способы, методы и приемы формирования образной речи дошкольников.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.