Навык как ведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Навык как ведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника

2020-04-01 133
Навык как ведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всякое обучение и приобретение целостного навыка требует немалых усилий. Необходимо овладеть каждым из отдельных составляющих, а затем соединить все элементы в комплексный навык. На этом этапе требуются большое терпение, выдержка и желание достичь цели. По мере последовательного усвоения основ рисования происходит количественное и качественное накопление навыков, которые позволяют, в какой- то момент перейти к свободному рисованию, не задумываясь над тем, как это делается, подобно тому, как пишут, или читают.

Одной из первых, кто применил в своей практической педагогической деятельности открытия Сперри о двойственной природе человеческого мышления, была Бетти Эдвардс. Свои идеи в отношении обучения рисованию она изложила в книге «Открой в себе художника». Ее ключевой принцип: «рисование – это комплексный, или целостный навык, требующий лишь ограниченного набора базовых компонентов». [25]

Она считает, что усвоив все компоненты основ рисования и собрав их вместе, любой человек может научиться рисовать, подобно тому, как однажды он научился ходить, читать, писать, применять таблицу умножения, ездить на велосипеде и т.д. При этом она подчеркивает, что приобретенные базовые навыки рисования со временем становятся автоматическими, как чтение или вождение автомобиля. Научиться рисовать можно за относительно короткое время.[18, с.24]

Эдвардс определила пять базовых навыков рисования. Первый – восприятие краев. Второй – восприятие пространства. Третий – восприятие соотношений. Четвертый – восприятие света и тени. Пятый – восприятие целостного образа.

Самое сложное для ребёнка – это научиться правильно держать карандаш, кисть и т.п. Так же необходимым навыком можно назвать овладение линией. Линия это азбука рисования, так как текст составляется из букв, так рисунок состоит из линий. В зависимости от содержания рисунка, выбирается линия, она может быть прямая, жесткая, тяжелая толстая, или волнистая, легкая воздушная, тонкая и другие. Вначале надо увидеть предмет в целом: не только то, как он выглядит спереди, но и какова его форма со всех остальных сторон. Наиболее сложным навыком в рисовании является умение передавать в рисунке трехмерную глубину пространства, используя знания законов линейной и воздушной перспективы, и особенно сложно это сделать ребёнку, тем более что в младшем школьном возрасте дети изображают все предметы «плоско».

Следующим навыком, который необходим для рисования является усвоение «логики светотени». Она заключается в том, что свет, падающий на формы рисуемого объекта, создает калейдоскоп бликов, освещенных поверхностей, теней собственных и падающих, отраженного света и целой гаммы полутеней. Светотень это один из способов передачи объема. Перед тем, как начать рисовать более сложные предметы, нужно расчленить ее на простейшие геометрические объемы, имеющие понятные детям формы, это позволяет усвоить «логику светотени» всей модели и правдиво передать в рисунке пространственность и объем.

Очень важным средством образного выражения и художественного изображения, позволяющим выразить мысли, чувства и настроение является композиция. Это же является и самым трудным процессом для нашего логически рационального образа мышления. Трудно объяснить на словах что такое упорядоченная взаимосвязь между частями или элементами художественного произведения.

-Первым этапом работы над композицией картины является замысел.

-Вторым этапом композиции является накопление материала в виде набросков и зарисовок элементов основного и дополнительного плана замысла.

-Третий этап это выполнение эскиза, а еще лучше нескольких эскизов возможного решения воплощения замысла в художественное произведение.

-И, наконец, четвертый этап, это процесс создания законченного художественного произведения. [19 с.45]

Центром композиции называют ту часть картины, которая концентрированно выражает основной замысел. Он может находиться как в центре картины, так и быть смещенным в любую ее часть.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования - не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

К сожалению, современные программы обучения в школе вербальный и невербальный процесс мышления полностью игнорируют. Уроков рисования в школьных программах недопустимо мало, а методики их проведения являются источником проблем, с которыми сталкиваются дети на уроках рисования, и того мнения, что талант дается избранным. Зерно таланта посеяно в каждом ребенке, а вот почва для его культивирования бывает разной. На наш взгляд, лучшее, что могла бы дать детям школа на уроках рисования, это не навязывать им свои методики и темы, а дать возможность вылить свои фантазии на бумагу. Вначале ребенок должен почувствовать приятное удовлетворение от бурлящего потока фантазий и возможности воплотить их в рисунке, а потом у него появится потребность рисовать. К пониманию необходимости освоения навыков академического рисунка дети приходят сами, примерно к десяти годам, если к этому времени у них не «отобьют» охоту рисовать.[2 с.15]

Из каждого ребенка может вырасти художник, хотя не все ими станут. Но целенаправленно развитая способность творчески мыслить и обострившееся чувство интуиции помогут им в любой области, в которой они будут работать, лучше справляться с трудными задачами и принимать более правильные решения.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.