Глава 2. Пушкин как одна из достопримечательностей страны — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 2. Пушкин как одна из достопримечательностей страны

2020-04-01 183
Глава 2. Пушкин как одна из достопримечательностей страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

"Поедем в Царское село! Там улыбаются мещанки Когда гусары после пьянки Садятся в крепкое седло..

Поедем в Царское село! Казармы, парки и дворцы, А на деревьях - клочья ваты, И грянут "здравия" раскаты На крик "здорово, молодцы!" Казармы, парки и дворцы.." Осип Мандельштам

 

Характеристика области

 

Город Пушкин структурно входит в Павловский и Пушкинский административные районы Санкт-Петербурга. В живописном и уютном городке проживает 109 тысяч человек. Наличие развитой системы высшего и среднего образования формирует большой контингент студентов и учащихся - около 20 000 человек.

В настоящее время в Пушкинском районе зарегистрировано более 2000 предприятий различных форм собственности. Наиболее значительные из них специализируются на деревообработке, машиностроении, металлообработке, ремонте строительных и дорожных машин, производстве архитектурного стекла, выпуске полиграфической продукции.

Пушкинский район имеет развитую транспортную инфраструктуру. Население района обслуживается пригородными электропоездами и автобусами. На территории Пушкинского района действуют 26 автобусных маршрутов, из которых 7 - пригородные, а также функционируют несколько маршрутных такси. В 1998 году Пушкинское автотранспортное предприятие располагало парком из 182 автобусов. На территории района расположены две железнодорожные станции - "Александровская" и "Шушары", на которых производятся погрузо-разгрузочные работы.

Город Пушкин - центр сельскохозяйственной науки.

Уникальные исследования осуществляют:

Северо-западный Научный центр Российской Академии Сельскохозяйственных наук;

Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных;

Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений;

Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии.

Всероссийский научно-исследовательский Государственный институт растениеводства им. Вавилова;

Научно-исследовательский институт химической мелиорации почв;

Научно-исследовательский институт экономики и организации сельскохозяйственного производства Нечерноземной зоны РФ;

Научно-исследовательский институт проектирования энергоснабжения.

В городе Пушкине расположены Санкт-Петербургский Государственный Аграрный университет Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации и Государственный Ленинградский областной Университет, которые готовят кадры для агропромышленных комплексов Северо-запада России.

Продолжают традиции подготовки военных кадров в Царском Селе Военно-морской инженерный институт, Военный инженерно-космический университет (филиал) и Учебная база № 2 Санкт-Петербургского военного инженерно-технического института. В городе 16 общеобразовательных школ, Музыкальная школа, Царскосельская гимназия искусств, Пушкинский филиал Российского лицея традиционной культуры, Художественная школа, Дворец творчества юных, 34 дошкольных образовательных учреждения.

В городе находятся несколько детских специализированных санаториев, баз отдыха, единственный в мире Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера Министерства здравоохранения Российской Федерации. Специалисты института выполняют уникальные хирургические операции на органах опорно-двигательного аппарата у детей. В институте разработаны специальные методики обучения лечащихся детей. Население города может воспользоваться медицинскими услугами в городской больнице № 38 имени Семашко, трех поликлиниках и ряде специализированных медицинских и оздоровительных центрах.

Исторический очерк

 

Более тысячи лет тому назад вся местность, где Петр Великий заложил новую русскую столицу, была заселена славянами и финскими племенами. Начальная летопись и древние скандинавские саги знают Неву, Ладогу, Ильмень, Лугу. Еще святая Ольга установила размеры дани и устроила административные центры в приневской области.

Земли по берегам Луги, Наровы, Невы и ее притоков, Славянки, Ижоры, Мьи были в течение многих столетий во владении лиц из все слоев новгородских граждан, владыки, князя, церквей и монастырей. Все время трехвековой борьбы Новгорода со шведами и с немецкими рыцарями, земли до Наровы не знали другой власти, кроме Новгородской. Территория, на которой в XVIII веке возникла пышная загородная резиденция Императорского Двора - Царское Село, входила издревле в состав внутренних Новгородских земель. Во второй четверти XIII века, с одной стороны немецкие рыцари, а с другой - шведы, пользуясь бедствиями Русской земли, решаются подчинить своей власти новгородских данников и захватить ключ к новгородской торговле - течение реки Невы.

Конец XVI и начало XVII веков ознаменовываются крупным успехом шведов. Впервые берега Невы и города Иван-Город, Копорье, Яма и Корела должны признать власть Шведского короля.

Петр Великий повел решительную борьбу со Швецией и, едва заняв своими войсками, течение Невы, основал на ее устье столицу. Война со Швецией еще далеко не была кончена, когда царь считал себя настолько крепким в возвращенном России крае, что вокруг своего "парадиза" стал строить "увеселительные замки", поощряя к тому же своих приближенных. Ораниенбаум, Царское Село, Петергоф, Екатерингоф возникли задолго до окончания Великой Северной войны. Cпор со Швецией продолжался еще целое столетие.

Петр Великий нашел край обезлюдевшим, запустевшим: многие деревни сохранили еще старые русские названия, но были заселены финнами и немцами колонистами. Заняв исток Невы, Петр назначает своего любимца Александра Даниловича Меньшикова Генеральным Губернатором Ингерманландии, Карелии и Эстляндии. В 1710 году Петр решил часть владения Меньшикова передать Екатерине Алексеевне, еще не объявленной государыней. Датой основания Царского Села является 24 июня 1710 года, о чем говорится в письме: "Его Царское Величество соизволил отдать Катерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи, и по получении сего те мызы со всеми принадлежащими к ним деревнями и прочим ей Катерине Алексеевне отдайте, и из окладных книг те мызы выпишите; а что в тех мызах в отдаче будет дворов и пашни, и лесу, и сенных покосов, и всяких угодий о том о всем ведомость пришлите". Как только Екатерина Алексеевна вступила во владение Сарской мызой, которая стала с 1725 годы официально именоваться Царским Селом, она деятельно принялась за ее улучшение. Еще при жизни Петра Великого Императрица Екатерина Алексеевна положила начало небольшому парку вокруг новых каменных палат и, назначив часть леса под зверинец, приказала огородить его тыном. Кроме ольховой рощи и елевых "перспектив", посаженных по границе парка, садовых дел мастеру Яну Розену было поручено развести вдоль нынешней Садовой улицы обширный плодовый сад, а у ограды зверинца устроить парники и оранжереи.

По смерти Екатерины I, в силу ее духовного завещания, Царское Село перешло в собственность Цесаревны Елизаветы.

Как ни старалась цесаревна возможно меньше тратиться на содержание Царскосельских палат и усадьбы, все же ей приходилось расходоваться на их ремонт. Плодовый сад, сенокосы, парники, оброк все шло на покрытие расходов. Каждый рубль был на счету у цесаревны. Она очень тщательно рассчитывала свои расходы и тратила их с большой осторожностью. Ей в течение 18 лет пришлось жить почти исключительно на доходы от своих вотчин. Единственная роскошь, которую она дозволила себе в Царском Селе за этот тяжелый период своей жизни, была постройка каменной Знаменской церкви, в которой она намеревалась поместить особо чтимую ею икону Знамения Божией Матери.

Поразителен контраст скромных расходов Цесаревны на любимую свою вотчину в эти трудные долгие годы с теми сказочными тратами, которые она допускала, став императрицей. Ничто не казалось ей достаточно великолепным для украшения В Царском Селе возникает великолепное каменное здание с мраморными колоннами, с светлыми залами, паркетными и мраморными полами, с блестящем куполом и монументальными лестницами, украшенными золочеными перилами, балюстрадами и статуями. Растрелли окружает весь зверинец каменной стеной и строит в нем охотничьи павильоны по углам (люстгаузы) и великолепный каменный Монбижу в центре; всё блещет позолотой, мрамором; художники расписывают стены, богатая резьба украшает двери и потолки. Императрица не любит большого количества прислуги во время стола - Растрелли проектирует Эрмитаж, где столы, блюда, тарелки невидимой рукой подаются в залу и прислуга не нужна. Вокруг дворца быстро увеличивается слобода - Царское Село с множеством жителей, так или иначе кормящихся дворцом. Тут живут рабочие, подрядчики, мастера, художники, архитекторы, придворные служители, войсковые команды, чиновники и лица царицыной свиты.

За время тридцатичетырехлетнего царствования императрицы Екатерины II Царское Село не только не пришло в упадок, но достигло высшей степени процветания. Чем лучше шли государственные дела, тем больше тратила Императрица на свою любимую резиденцию. К концу царствования Царское Село изменилось до неузнаваемости: выстроен Александровский дворец; Большой дворец увеличен пристройкой Агатовых комнат, Камероновой галереи, Великокняжеского корпуса, надстройкой Церковного корпуса и возведением Зубовского; сады расширены и украшены множеством новых зданий и памятников в честь сподвижников императрицы; по другую сторону озера возник новый уездный город София. Город София и Софийский собор должны были славить победы России в русско-турецкой войне, подобно памятникам, установленным в Царскосельском парке. Лучшие архитекторы того времени были выписаны императрицей из-за границы: А. Ринальди, Ч. Камерон, Дж. Кваренги - украсили своими работами дворец и парк.В. Неелов был послан за границу вместе с сыном для усовершенствования. Обратив внимание на недостаток воды в Царском Селе, Екатерина повелела провести водопровод от Таиц, достаточный для питания прудов и для снабжения питьевой водой Царского Села и Софии. Словом все, что сделала Екатерина в Царском Селе, было исполнено прочно, широко, тщательно отделано и выдержано в деталях.

Из всех загородных резиденций Екатерина больше всего любила Царское Село. Начиная с 1763 года, она, за исключением 2-3 лет, жила в Царском Селе весну, проводила почти все лето и уезжала осенью, когда наступали холода. Екатерина, переезжая в Царское с небольшой свитой, делила время между занятиями государственными делами и всевозможными развлечениями. Ежедневно совершала она прогулки пешком по парку, в сопровождении придворных кавалеров и фрейлин. В ноябре 1796 года государыню постиг апоплексический удар, от которого она скончалась. Она еще дышала, когда Наследник Престола уже занялся ломкой всего, сделанного императрицей. Наступило пятилетие тяжелого времени Императора Павла. Все неоконченные постройки в Царском Селе остановились.

В первые годы царствования Александра I Царское Село было, как будто, забыто. Двор жил летом на Елагином острове или в Петергофе; только в 1808 году император обращает внимание на запустение Царского Села.

Император Александр I, проведший все детство и юность в Царском Селе, как известно, в манифесте о вступлении на престол объявил, что будет царствовать "по закону и по сердцу в Бозе почивающей Августейшей Бабки Государыни Императрицы Екатерины Великой". В отношении к Царскому Селу слова эти, как будто, руководили императором во всех мероприятиях.

В память войны с французами были поставлены монументальные ворота "Любезным Моим Сослуживцам"; пришедшие в ветхость Большие оранжереи капитально перестроены одним из лучших архитекторов того времени - Стасовым; неподалеку от Александровкаго Дворца возникла Императорская ферма; на месте старого Люстгауза, была выстроена искусственная руина - Шапель; старая каменная ограда зверинца разобрана и материал от нее пошел на постройку фермы, Шапели и здания лам. По мысли императора Александра, в самом Большом дворце, во флигеле, построенном в конце царствования Екатерины для детей Павла Петровича, было учреждено новое высшее учебное заведение - Императорский Царскосельский Лицей.

Последний раз ночевал император в Царском Селе в1825 году по дороге в Таганрог, простившись уже, столь необыкновенным образом, с Петербургом. Здесь ранней весной 1826 года, встретили его бренные останки император Николай I и царская семья.

Родившись в Царском Селе, "Рыцарь Николай", став Императором, делил свой летний отдых между Петергофом и Царским Селом. Государь жил всегда в Александровском дворце.

При императоре Николае продолжалось украшение и развитие Царского Села. В самом Царском Селе построен был, по повелению Государя, городской Екатерининский собор; в парке, на месте старого Монбижу, закончена постройка Арсенала, в котором сосредоточилась богатейшая коллекция оружия, лично принадлежавшая Императору. На месте упраздненного благородного Лицейского пансиона, был помещен Александровский кадетский корпус для малолетних; парк украсился красивыми воротами, Турецкой баней и значительно расширился.

В царствование императора Николая I, в Царское Село была проведена первая в России железная дорога, на которую публика смотрела как на новое развлечение, а специалисты - как на вполне непрактичную в нашем климате затею. В царствование Императора Александра II город продолжал развиваться и в нем была открыта классическая гимназия, не было возведено каких-либо новых больших дворцовых зданий, но все существовавшее поддерживалось в образцовом порядке и разбит новый Баболовский парк.

В царствование императора Александра III Двор мало жил в Царском Селе. Государь избрал для своего пребывания левый флигель Александровского дворца. В это царствование на долю Царского Села выпала честь быть первым городом не только в России, но и в Европе, который весь был освещен электричеством. С 1894 года Царское Село развивается чрезвычайно быстро. До 1905 года Двор проводил в Царском Селе начало зимы и раннюю весну, а с этого года проводит всю зиму. По повелению Его Величества, в 1895 году были произведены значительные переделки в Александровском дворце. Царское Село получило образцовый водопровод и канализацию. Царское Село к началу XX века становится одним из наиболее здоровых и благоустроенных городов России.

Николай II, которому суждено было стать последним Российским Государем, родился Александровском дворце. Это был его любимый дворец в Царском Селе и сюда Николай II привез в 1895 году свою невесту, принцессу Алису Гессенскую. С 1905 года Александровский Дворец становится постоянным домом для царской семьи. Здесь родились четыре дочери императорской семьи. В Александровском Дворце проходили заседания Государственного Совета и аудиенции иностранных посланников, сюда приезжали с докладами министры, с этого времени Царское Село - малая столица царской империи.

марта 1917 года Николай II отрекся от престола. Через несколько дней, вернувшись из ставки главнокомандующего, стал арестантом в собственном дворце. Царская семья провела в заточении здесь несколько месяцев. В августе 1917 года семья была отправлена в Сибирь. В ночь с 17 на 18 июля 1918 царская семья была расстреляна в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

-й год разрушительным вихрем пронесся над Царским Селом. И изменил всю жизнь в Царском Селе. Город превратился в один из многих провинциальных городов России. Но все сокровища дворцов были открыты для обозрения. С 1919 года, после отстранения от должностей ведущих искусствоведов Детскосельских дворцов, начинается разбазаривание музейных ценностей. Как свидетельствуют документы, открывшиеся в последние годы, был разработан подробный план перевозки целого ряда картин в Эрмитаж. Тогда же многие, считающиеся "малоценными", предметы, принадлежащие ранее императорской фамилии, были розданы по решению Наркомпроса сотрудникам музея - Екатерининского Дворца.

Но особенно большой урон музейным коллекциям принесла деятельность Экспертной комиссии, созданной в феврале 1919 года и возглавляемой А.М. Горьким. В ее функции входило комплектование Антикварного экспортного фонда из национализированных культурных ценностей для продажи их за границу. За два года работы комиссия отобрала сотни тысяч экспонатов на сумму в несколько миллиардов золотых рублей. Затем для организации и налаживания связей с крупнейшими антикварными фирмами Запада в Берлин была направлена М.Ф. Андреева, а в Париж, Лондон, Флоренцию, Рим - другие члены комиссии.

Изъятием ценнейших предметов из дворцовых коллекций занимались в первые послереволюционные годы многочисленные ведомства. Об этом говорят постановления Совета Обороны от 10 октября 1919 года "об использовании ценностей для товарооборота", тезисы Совнаркома о создании "налогового фонда" из драгоценных камней для получения кредита от заграничных банков, постановление Совнаркома от 26 октября 1920 года, установившего премию за "Быстрейшую продажу за границей вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией".

В дальнейшем изъятие отдельных произведений искусства производилось не только по письменным распоряжениям, но и на основании простых телефонограмм. Но, несмотря на все сложности и проблемы, связанные с новым историческим периодом в жизни страны, в музеях и парках города налаживается музейная жизнь. В 30-е годы развернулась исследовательская и экскурсионная работа, издавались очень скромные путеводители, открывались новые выставки. Впервые миллионы экскурсантов увидели сокровища русской культуры.

В 1937 году в год 100-летия со дня гибели А.С. Пушкина город стал именоваться именем великого поэта - город Пушкин.

Страшное слово "война" ворвалось в мирную жизнь 22 июня 1941 года в солнечный день в разгар большого народного гулянья в Пушкинских парках. 17 сентября фашисты захватили город Пушкин. Оккупанты заняли под казармы и жилье для офицеров залы Екатерининского и Александровского дворцов, многие особняки, санатории, детские учреждения. В здании Лицея разместились танкисты, в павильоне "Эрмитаж" - зенитчики.

Свой штаб фашисты разместили в Александровском дворце, здесь же расположилось гестапо, в подвалах дворца тюрьма. Нижний этаж Екатерининского дворца был превращен в гигантский гараж, Дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для велосипедов и мотоциклов.

Два с половиной года находились оккупанты в городе Пушкине. Многие пушкинцы были отправлены в концлагеря. Людей расстреливали за любое нарушение оккупационного режима. Казни проводились в центре города. На одном из мест казни в 1998 году возведена Часовня Святого Благоверного Князя Игоря Черниговского. Летом 1942 года была вывезена облицовка стен знаменитой Янтарной комнаты, поиски которой ведутся и по сей день.

января 1944 года началось наступление советских войск по снятию блокадного кольца Ленинграда, а 24 января город Пушкин был освобожден от фашистских захватчиков. В послевоенные годы город Пушкин - сокровищница русской архитектуры, литературы и искусства, подобно птице фениксу, был возрожден из руин.

 

Памятники культуры

 

Дворцы и парки

С весеннего дня 1703 года, когда Петр I задумал основать новую столицу Российской империи на пустынных берегах Невы, начался отсчет истории царских резиденций, окружающих Санкт-Петербург подобно жемчужному ожерелью. В ряду замечательных пригородов Северной столицы ансамбль Царского Села занимает особое место: эта летняя резиденция русских императоров в течение трех веков каждый год с апреля по октябрь становилась центром государственной жизни страны.

Александровский дворец расположен в живописном уголке Царского Села - пейзажном Александровском парке, неподалеку от Екатерининского дворца. Зачастую он воспринимался как нарядная садовая декорация: до недавнего времени лишь немногим было известно, что во дворце сохранились подлинные интерьеры парадной анфилады и часть отделки апартаментов семьи последнего русского императора Николая II в левом крыле здания, а в коллекциях Екатерининского и Павловского дворцов-музеев - великолепные люстры, нарядные торшеры, парадные портреты и многие другие произведения, созданные для залов Александровского дворца.

Александровский дворец стал одним из шедевров Дж. Кваренги, который можно причислить к лучшим образцам мировой архитектуры. Известный историк искусства И. Грабарь отмечал: "В Петербурге и его окрестностях есть дворцы и больше, и царственнее этого, но прекраснее по архитектуре - нет! Чего стоит одна эта мощная, двойная колоннада, соединяющая боковые крыльца Дворца. По живописному размаху этой композиции, по угаданности впечатления и выписанности деталей - это один из мировых шедевров архитектуры и едва ли не лучшая жемчужина во всем творчестве великого мастера. Прекрасен и задний фасад дворца, построенный на чередовании двухсветных колонных окон с обычными небольшими окнами. Все стены совершенно гладкие, лишенные всяких барельефов, статуй или орнаментов. Кваренги, видимо, увлекала мысль добиться нарядности стен одной только гармонией масс и линий, только благородством пропорций". Дворец представляет собой двухэтажное здание с флигелями; они значительно выдвинуты вперед, образуя курдонер (парадный двор) перед главным фасадом со сквозной колоннадой из двух рядов стройных колонн коринфского ордера. Противоположный, парковый, фасад украшен полуротондой, перекрытой сферическим куполом. Входы в здание расположены по сторонам колоннад, в торцевых стенах ризалитов. Строгие фасады дворца практически лишены декоративной отделки. Внутренний двор между колоннадой и основным корпусом был первоначально вымощен мраморными плитами, что превращало его в открытый зал, однако позднее их заменили зеленым газоном. Александровский дворец прекрасно гармонирует с окружающим его пейзажным, так называемым английским, парком, раскинувшимся на обширной территории. Фасады здания отражаются в тихих водах прудов, окружающих его с трех сторон. Слева от дворца в 1795-1796 годах Дж. Кваренги соорудил Кухонный корпус (через столетие, в 1897 году, он был соединен с главным зданием подземным переходом, выстроенным по проекту придворного архитектора С. Данини).

Последние 50 лет здание дворца принадлежит Военно-морскому ведомству. Уникальные коллекции частично погибли; оставшиеся были рассредоточены по нескольким музейным собраниям. Сегодня в Александровский дворец возвращаются мемориальные предметы, судьба которых связана с жизнью дворца и его коронованных владельцев. В 1997 году была перевернута новая страница в многовековой истории замечательного памятника: открылась экспозиция "Воспоминания в Александровском дворце". За 200 лет существования дворец пережил многие важнейшие события отечественной истории, но в памяти поколений он всегда будет связан с трагедией последних Романовых.

Среди императорских резиденций под Петербургом Царское Село знаменито своими садами, многочисленными парковыми сооружениями и дворцами - Екатерининским и Александровским, давшими названия окружающим их паркам. Самый известный из царскосельских садов - Екатерининский парк. Его своеобразное очарование заключается в том, что наряду с садоводами, архитекторами, художниками его создателем была сама История, которая наполнила определенным смыслом парковые сооружения, павильоны, мостики, руины. Екатерининский парк с одноименным дворцом созданы на месте финского поместья Саари-мойс (Саарская мыза), которое Петр подарил будущей супруге Екатерине Алексеевне в 1710 году. Эти земли, принадлежавшие Новгороду, в начале XVII века были захвачены шведами и только восемьдесят лет спустя их вернули России в результате побед, одержанных Петром 1 в Северной войне (1700-1721). Разоренные войной области вокруг строящегося Петербурга Петр I раздал своим приближенным. Зная о страстной любви Петра 1 к устройству садов в европейском вкусе, Екатерина Алексеевна на месте финского сада с огородом затеяла строительство дворца и парка. С 1716 по 1726 годы, возводились новые каменные палаты и устраивался сад размером 300 на 100 сажень. Впоследствии парк увеличился, и ныне он занимает площадь в 102 гектара.

Екатерининский парк, распланированный на холме перед фасадом дворца, включает в себя планировку двух типов - регулярную и пейзажную. Старая регулярная часть создавалась в 1720-е годы по проекту архитектора Яна Роозена в виде уступов-террас, соединенных между собою лестницами. Прямые аллеи, цветники с "фигурным садом" украсили террасы перед дворцом. Затейливые узоры партера напоминали своеобразную мозаику из битого кирпича, угля, толченого стекла и песка различных оттенков. Ниже располагались шпалеры и беседки, а на третьем уступе были устроены два пруда, названные позднее Зеркальными, наполнявшиеся водой из родников. Тогда же появился Большой пруд и два канала - Рыбный и Малый (Нижний пруд). Б середине XVIII века Екатерининский парк был переделан и заполнен новыми архитектурными сооружениями. Любимая дочь Петра 1 императрица Елизавета Петровна, унаследовав старую усадьбу, начала проводить большие работы по ее перестройке. Царское Село занимало значительное место в ее жизни, здесь она провела детство, а после смерти родителей жила долгие годы - до своего восшествия на престол в ноябре 1741 года.

На берегу Большого озера был возведен нарядный Грот - легкий, как воздушный мираж, которому дочь Петра I велела придать вид морской пещеры. Фасады павильона украшают лепные композиции в виде рыб, морских чудовищ и дельфинов. Позднее Екатерина II превратила его в свой кабинет. В 1768 году Екатерина II решила изменить планировку Царскосельского сада. К старой регулярной планировке Екатерининского парка присоединили пейзажные ландшафты в модном английском стиле. Новые павильоны, сооруженные в классической манере, дополнялись романтическими каскадами, искусственными руинами, китайскими мостиками и беседками.

На берегу одного из каналов расположена Скрипучая беседка, стилизованная под китайский павильон. Скрипящий от дуновения ветра флюгер на крыше дал название всему сооружению. Опирающаяся на двенадцать столбов кровля с причудливыми краями и фигурами драконов по углам, замысловатые формы окон и дверей - все это свидетельствует о том, что экзотический колорит Востока оказал большое влияние на Екатерину II. По ее указу стали возводить Китайскую деревню, театр, а также Малый и Большой капризы - сооружения в виде искусственных гор, прорезанных арками. Большой каприз - гигантская арка через дорогу, разделяющую Екатерининский и Александровский парки, с китайской беседкой на вершине. Подобная арка с маленькой беседкой наверху - характерный мотив китайской парковой архитектуры. Построенный в 1770-е годы Б. Нееловым и И. Герардом Большой каприз при Екатерине II служил главным въездом в царскосельские парки. В 1855 году часть парка перед Зубовским южным флигелем Екатерининского дворца была превращена в Собственный садик. Архитектор А. Видов спроектировал для Собственного садика веранду-перголу, фонтан и цветники. В южном флигеле дворца располагались личные комнаты Екатерины II в бельэтаже и покои ее фаворита П. Зубова в первом этаже, которые позже переделали для императора Александра II. Зубовский флигель, спроектированный архитектором Ю. Фельтеном в классицистическом стиле, резко отличается от фасадов Растрелли, решенных в стиле барокко.

В роскошно оформленных залах Екатерининского дворца жили, принимали иностранных послов, устраивали парадные балы и маскарады, отмечали юбилейные даты все российские правители. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II проводили здесь не только летнее, но и зимнее время. Первой владелицей Царского Села была Екатерина I, в честь которой дворец получил название Екатерининского. Над созданием ансамбля, начиная с 1718 года, последовательно работали архитекторы: И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Б. - Ф. Растрелли, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, И. Монигетти, В. Стасов и многие другие. Ведущая роль с 1748 года в строительстве принадлежит Б. - Ф. Растрелли. Архитектурный образ Екатерининского дворца, построенный на световых эффектах и декоративных контрастах, поражал современников великолепием декоративного убранства фасадов. В интерьерах дворца отразились различные художественные стили - главным образом барокко и классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили отделку в стиле историзм.

Мемориальный музей - Лицей - один из самых известных и любимых посетителями музеев страны, филиал Всероссийского музея А.С. Пушкина. Это особый музей. Здесь нет ни этикеток, ни оградительных шнуров. Кажется, лицеисты совсем недавно покинули эти стены.

Восстановление мемориальных помещений третьего и четвертого этажей лицейского здания, где, в основном, протекала жизнь воспитанников, рекреационного зала, библиотеки, классов, дортуаров позволило говорить об уникальной школе начала XIX века. Одна из ее особенностей заключается в том, что, пожалуй, ни одно другое учебное заведение России, кроме университетов, не выпустило так много питомцев, прославившихся в самых разных областях - не только на государственной в науке, культуре, литературе, общественной деятельности.

Особый интерес вызывает музей сегодня, когда создаются лицеи, открываются гимназии, когда столь велик интерес к проблемам воспитания и образования молодого поколения, и в поисках нового неизбежно обращаются к старому, к прошлому. Музей-Лицей дает возможность узнать о лицейской системе образования, давшей столь блестящие результаты. Не случайно в музее проходят учительские конференции и семинары, для студентов и старшеклассников, интересующихся историей российского образования, проводятся специальные занятия "Особенный Лицей".

Екатерининский парк - великолепное произведение русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков, в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота преображенной северной природы. В его планировке можно обнаружить черты различных парковых стилей.

Регулярная часть парка находится между Екатерининским дворцом, Большим прудом и Каскадными прудами. Над её планировкой трудились садовники Я. Розин и И. Фохт. Исторически она носит название Старого сада, заложенного в самом начале XVIII века перед дворцом Екатерины I. В 1750-ые годы парк украсили многочисленные увеселительные павильоны. Пейзажная часть создана во второй половине XVIII века и расположена за Камероновой галереей. Парк одновременно наполнялся архитектурными сооружениями, воскресившими формы военных памятников Древнего Рима и стиль средневековых зданий, а также повторяющими китайские мотивы. "Большой каприз", соединяет Екатерининский и Александровский парки.

Александровский парк площадью 188 гектар делится на регулярный (Новый сад) и пейзажный парк. Первый создан по проекту Н. Жирара, работами руководили садовые мастера К. Шредер и М. Кондаков. Пейзажный парк расположен на месте бывшего Зверинца (лесного массива для содержания диких зверей) и создан по аналогии с английскими пейзажными парками, пришедшими на смену регулярным. Проект парка создан А. Менеласом и И. Ивановым. Парковую среду заполнили декоративные постройки в духе средневековой готики..

Янтарная комната

Греки верили, что янтарь - это окаменевшие лучи солнца.

Вообразите комнату, полностью покрытую панелями янтаря, пылающими и излучающими свет - неудивительно, что Янтарная комната в Царском Селе считалась Восьмым Чудом света.

Король Пруссии Фридрих Вильгельм I преподнес Комнату, как дипломатический дар Петру Великому в 1717, после того, как Петр восхитился этим чудом во время визита в Шарлоттенбург, Берлин. Янтарная Комната была сначала установлена в Зимнем Дворце, но в 1755 Императрица Елизавета поручила архитектору Франческо Растрелли переместить ее в Екатерининский Дворец. Отдельные панели янтаря 76 гвардейцев перенесли от Ст. Петербурга до Царского Села за шесть дней на руках. Они не были достаточно большие, чтобы заполнить новые 100 метров декора, поэтому были добавлены зеркальные вкладки, а верхняя часть стенок была специально окрашена, чтобы имитировать янтарь.

Во время Великой Отечественной войны оккупационные войска сняли янтарные панели и привезли их Альфреду Роду, руководителю Кенигсбергского Художественного Музея в Калининграде. Часть Янтарной Комнаты последний раз видели на выставке в Кенигсбергском Замке, прежде, чем она была спрятана в катакомбах. С этого момента начинается загадка. Сегодня существует много версий о ее местонахождении. Группа мастеров по янтарю "Царскосельской Янтарной мастерской" работала начиная с 1982 по воссозданию великолепной Янтарной Комнаты. Для возрождения старого искусства по янтарю, наши мастера глубоко исследовали и используют старые методы работы с янтарем.

Большой опыт, новые технологии и высокий уровень мастерства позволили воссоздать Янтарную Комнату к 300-летию Санкт-Петербурга.

В то же самое время, при воссоздании Янтарной Комнаты мастера "Царскосельской Янтарной мастерской" изготавливают множество объектов декоративного искусства.

Глубокие знания старых методов работы позволяют нашим мастерам копировать различные утерянные объекты только по фотографии или их описанию. Задача наших мастеров не только делать репликации, но также и искать собственный стиль изделий прикладного искусства из янтаря, слоновой кости, дерева и полудрагоценных камней.

Храмы Царского Села

Соборы и церкви Царского Села создавались самыми талантливыми зодчими России на протяжении двух столетий. До революции их насчитывалось более 20. Уцелели лишь несколько, и каждая хранит тайны прошлого.

Софийский собор ( Софийская пл., 1. Тел. 465-47-47) Величественное классическое здание строилось по Именному Высочайшему Указу Императрицы Екатерины II c 1782 по 1788 гг. (арх.Ч. Камерон, И. Старов). С 1817 года собор стал полковым храмом славного Лейб-гвардии Гусарского полка, хранил боевые трофеи России. После 1917 года подвергся разорению. Закрыт в 1934 г., служил складом, горел. Вернулся в лоно Церкви в 1989 году.

Католическая церковь Св. Иоанна Крестителя ( Ул. Дворцовая, 15. Тел. 465-81-97) Построена в 1824-1826 гг. архитектором Д. Адамини на средства, пожалованные Императором Александром I и Августейшей семьей. В костеле была усыпальница княгини Лович, супруги Великого Князя Константина. В 1938 году он был "ликвидирован". С 1991 года богослужения возобновлены, проводятся концерты.

Знаменская Церковь Ул. Дворцовая, 5. Тел. 466-24-90 Строилась с 1734 по 1747 годы по велению цесаревны Елизаветы Петровны (архитекторы М.Г. Земцов, И.Я. Бланк). Посещалась Высочайшими особами, придворными лицеистами, в их числе А.С. Пушкиным. Здесь хранилась чудотворная икона Знамения Божией Матери, спасавшая город от холеры и пожаров. После революции была разграблена, после Великой отечественной войны - закрыта. Возвращена верующим в 1991 году.

Церковь св. Иулиана Тарсийского Кадетский б-р, 15.

Церковь Лейб-Гвардии Кирасирского Его Величества полка построена в честь бракосочетания последних русских Императора и Императрицы в 1899 году (архитекторы В. Курицын и С. Данини). Под нею существовал пещерный храм. В 1924 года закрыта большевиками. Здание сохранилось.

Феодоровский Государев Собор Академический пр., 14.

Строился по Высочайшему Указу Николая II с 1909 по 1912 годы (архитектор В.А. Покровский). Нижний пещерный храм освящен во имя Святого Серафима Саровского. Любимая церковь последней царской семьи. Рядом был воздвигнут сказочный Федоровский городок, служивший госпиталем в годы Первой Мировой войны (здесь служил Сергей Есенин). Закрыт Собор в 1934 году, с тех пор грабился и разрушался. В 1991 году возвращен Церкви.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.