Раздел 1. Становление средневекового общества — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел 1. Становление средневекового общества

2020-04-01 103
Раздел 1. Становление средневекового общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Становление средневекового общества

Тема 1. Дофеодальные общества Западной Европы. Занятие 1: Древние германцы по трудам Цезаря

Вопросы для обсуждения:

1. Характер источника и особенности их источниковедческой критики.

2. Уровень хозяйственного развития и особенности быта по трудам Цезаря.

3. Община, род, семья у древних германцев по трудам Цезаря.

4.Землепользование и землевладение. по трудам Цезаря

5.Социальная структура германского общества по трудам Цезаря.

6.Система управления у древних германцев по трудам Цезаря

7.Верования древних германцев по трудам Цезаря.

***

Задания для самостоятельной работы:

  1. Самостоятельно прочитать текст главы I работы А.Я. Гуревича (см. список лит. пункт1) определить с какими целями было написано произведение, и подумать, как эти цели могли повлиять на создаваемый авторами образ германцев.
  2. Самостоятельно прочитать текст и сформулировать уточняющие вопросы к каждому пункту плана
  3. Найти прямые и косвенные ответы на поставленные вопросы, зафиксировать их в таблице (см. Практикум Ч.1)

Список литературы:

Источники

1. Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне // Ртищева Г.А. История Средних веков. Практикум. М, МГПУ, 2015. – С.10 – 19.

2.    Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне // Опыт тысячелетий. Средние века и эпоха возрождения: быт, нравы, идеалы. – М.: Наука, 1996 – С.28 – 30

3.    Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне //Практикум по истории средних веков. \ М.Л. Абрамсон, Г.А. Ртищева, М.М. Фрейденберг. М.: Просвещение, 1988. – С.11– 15.

 

Основная литература

1.    Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров. // История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма: в 3-х тт. / АН СССР, Ин-т всеобщей истории. – М.: Наука, 1985. –Т. 1. – С. 90-136

3.    Неусыхин А.И. Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства. Аграрный строй варваров. // История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма: в 3-х тт. / АН СССР, Ин-т всеобщей истории – М.: Наука, 1985 – Т. 1. – С. 137-177

 

Дополнительная литература

1.    Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов/ В.П. Буданова. – М.: Наука. 2000. – 541 с.

4.    Грацианский Н.П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Из социально-экономической истории западноевропейского феодализма. – М.: Изд – во АН СССР, 1960. – 130 с. – С. 51–71.

5.    Гуревич А.Я. Избранные труды в 2 т. Том 1: Древние германцы. Викинги. / А.Я. Гуревич. – СПб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования «Университетская книга», 1999. Т. 1. – 352 с.

6.    Гуревич А.Я. От пира к лену // Одиссей. Человек в истории. Трапеза. 1999. – М.: Наука, 1999. – С. 7–13

7.    Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. /А.И. Неусыхин – М.: Наука, 1974 – 538 с.

8.    Репина Л.П. Варварский мир. // Средневековая Европа глазами современников и историков. – Ч.I. – Рождение и становление средневековой Европы V-XI вв. – М.: Интерпракс, 1995. – Ч.I. – С. 44 – 48.

9.    Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. / М. Тодд – М.: Центрполиграф, 2005. – 225 с.

Раздел 2. Развитое средневековое общество

Тема 1. Своеобразие византийского государства и общества Занятие 1: Византийское государство Х I в. по «Советам и рассказам» Кекавмена

Вопросы для обсуждения:

1. Государственные структуры Византии и специфика их деятельности

2. Восстание Никулицы Дельфина

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите жанр текста и подумайте в какой мере мы можем доверять автору.

2. Используя данные источника определите социальное и имущественное положение семьи Кекавмена.

3. Читая текст дома, подберите материал для ответа на вопросы: византийский чиновничий аппарат и его деятельность; положение в армии

 

Список литературы:

Источники

Документы Темы I из издания: Ртищева Г.А История Средних веков. Практикум. Часть II. – / Г.А. Ртищева. – М., 1014.

Советы и рассказы Кекавмена / пер. Г.Г. Литаврина. – М.: Наука, 1972. — С. 119—299.

Пселл Михаил. Хронография; Краткая история / Михаил Пселл, Я.Н. Любарский. – СПб.: Алетейя, 2003. – 396 с.

 

Основная литература

Каждан А.П. Византийская культура Х–ХII вв. / А.П. Каждан. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – 280 с.

Литаврин Г.Г. Восстание болгар и влахов в Фессалии в 1066 г./Г.Г. Литаврин//Византийский временник, 1956, т.11. – С.123-134

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1994. – 254 с.

 

Дополнительная литература

Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 546 с.

История Византии: в 3 тт. / АН СССР, Ин-т истории. – М.: Наука, 1967. – 507 с. –Т.2. – С. 236-294

Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI – XII вв. / Г.Г. Литаврин; АН СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 472 с.

Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. / Г.Г. Литаврин. – М.: Наука, 1977. – 436 с.

 

Тема 5. Средневековый город и городское ремесло

Образовательные технологии

 

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Наименование раздела дисциплины Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
Лекционное занятие 1. Введение в курс истории средневековья. Предмет и его изучение. Лекция опирается на видеоряд, представленный с помощью ТСО. По ряду вопросов ведется диалогическое общение с целью выявления уровня знаний и заинтересованности аудитории 1
Лекционное занятие 2. Социально экономическое своеобразие Византии IV- начала VI вв. Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей 2
Лекционное занятие 3. Византия в эпоху правления Юстиниана Лекция построена на основе диалогического общения, с целью дальнейшего усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО 2
Лекционное занятие 4. Кризис VII -VIII вв. в Византии. Внутренняя и внешняя политика императоров конца VI – VIII вв.   Лекция носит проблемно-поисковый характер, построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. 2
Лекционное занятие 5. Социально-экономическое своеобразие Византии IX-XI вв. Византийское чиновничество   Лекция построена на основе диалогического общения, с использованием метода группового решения опирается на тексты источников, представленные с помощью ТСО. 2
Лекционное занятие 6. Франкское общество и государство V – начала VIII в. Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 7. Империя Карла Великого. Процесс феодализации в VIII – начала IХ вв.   Лекция построена на основе диалогического общения, с целью диагностики и коррекции представлений о процессе феодализации опирается на тексты источников, видеоряд. 2
Лекционное занятие 8. Процесс феодализации в IX– нач. XII в.    Лекция построена на основе диалогического общения, с целью диагностики и коррекции представлений о процессе феодализации опирается на тексты источников, видеоряд. 3
Лекционное занятие 9. Становление рыцарства и рыцарской этики   Лекция по ряду вопросов проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников 2
Лекционное занятие 10. Норманны. Походы викингов. Британия и Ирландия эпохи норманнских завоеваний.   Лекция опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 15. Западная христианская церковь в раннее средневековье. Разделение христианской церкви Лекция построена на основе диалогического общения, опираются на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используется, как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 16. Крестовые походы Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация, используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 17. Социально-экономическое и демографическое своеобразие западноевропейского общества в XII-ХV вв.   Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используется, как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 18. Развитие ремесла, сельского хозяйства и коммуникаций в Европе XII–XV вв. Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация, используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 19. Крестьянско-сеньориальные отношения в XIII–XV вв. Крестьянство: условия жизни и своеобразие ментальности   Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация, используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
  20. Средневековый город и его влияние на развитие Западной Европы   Лекция опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используются как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 21. Верования, христианская церковь, её роль и деятельность в XII–XV вв.    Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленный с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используются как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 22. Священная Римская империя германской нации и подвластные ей народы в ХII – начала XIV в.   Лекция опирается на тексты источников, видеоряд, представленный с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используются как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 23. Социально-экономическое и политическое развитие Англии в XIII – начале XIV в.   Лекция построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО.   2
Лекционное занятие 24. Социально-экономическое и политическое развитие Франции в XIII – начале XIV в.   Лекция построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО.   2
Лекционное занятие 25. Причины и начало Столетней войны. Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. 2
Лекционное занятие 26. Демографический, социальный и идеологический кризис XIV в. в Европе.   Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО.   2
Лекционное занятие 27. Столетняя война после Мира в Бретиньи до 1453 г. Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО.   2
Лекционное занятие 28. Социально-экономическое и политическое развитие Англии и Франции в период позднего средневековья   Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, построена на основе диалогического общения, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация, используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 29. Чехия и Германия в XIV – XV вв. Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация, используется как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 30. Пиренейские государства в конце XI ­­— XV вв. Лекция опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация, используется, как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 31. Италия в конце XIII — XV вв. Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. При этом источники и визуальная информация используется, как объект исследования, сравнения, сопоставления, для выявления различных взаимосвязей, образных ассоциаций и иллюстрации важных положений и идей   2
Лекционное занятие 32. Византия и турки-сельджуки. Падение Константинополя Лекция по ряду вопросов носит проблемно-поисковый характер, опирается на тексты источников, видеоряд, представленные с помощью ТСО. 2
Практическое занятие 1   Дофеодальные общества Западной Европы. Занятие1: Древние германцы по трудам Цезаря   Практическое занятие ведется методом исследовательского обучения, нацелено на выработку самостоятельного умения формулировать проблему.       6
Практическое занятие 2 Дофеодальные общества Западной Европы. Занятие2: Древние германцы по трудам Тацита Занятия проводятся на основе метода проектов: написание текстов микро-статей   6
Практическое занятие 3 Дофеодальные общества Западной Европы. Занятие3:Франки в эпоху «Салической правды»   Практическое занятие ведется методом исследовательского обучения, нацелено на выработку самостоятельного умения формулировать проблему и проводить собственное микроисследование.     4
Практическое занятие 4 Генезис феодализма Занятие 1: Причины, пути и результаты потери земли и свободы крестьянами в процессе феодализации (6 часа)   Практическое занятие ведется методом исследовательского обучения, постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения.   4
Практическое занятие 5 Генезис феодализма Занятие 2: Основные черты феодальной структуры общества Практическое занятие ведется дискуссионно-групповым методом, нацелено на выработку самостоятельного умения формулировать проблему и проводить собственное микроисследование.   4
Практическое занятие 6 Христианская церковь в средневековом западноевропейском обществе (VI-XI вв.) Практическое занятие ведется методом исследовательского обучения.  Особое внимание уделяется самостоятельному отбору материала и формулированию вопросов исследования. Тема может предлагаться для самостоятельной работы.   4
Практическое занятие 7 Своеобразие византийского государства и общества Занятие 1: Византийское государство ХI в. по «Советам и рассказам» Кекавмена Занятия проводятся на основе метода проектов: написание текстов микро-статей. Особое внимание уделяется самостоятельному поиску и обсуждению   стратегии поиска 4
Практическое занятие 8 Своеобразие византийского государства и общества Занятие 2: Своеобразие этоса византийского чиновника   Занятия проводятся на основе метода проектов: написание текстов микро-статей. Особое внимание уделяется разработке стратегии исследования мировоззрения   4
Практическое занятие 9 Положение французского и английского крестьянства в ХII - ХIII вв.   Практическое занятие ведется методом исследовательского обучения, нацелено на выработку самостоятельного умения формулировать проблему и проводить собственное микроисследование.   4
Практическое занятие 1 0 Освобождение крестьян во Франции   Занятие проводятся на основе дискуссионно-группового метода. нацелено на выработку самостоятельного умения формулировать проблему и проводить собственное микроисследование 4
Практическое занятие 1 1 Средневековый город   Занятие проводится как семинары с прослушиванием микро-докладов и их последующим рецензированием. Тема может предлагаться для самостоятельной работы. 6
Практическое занятие 1 2 Средневековый цех и его трансформация. Новые формы производства.   Практическое занятие ведется методом исследовательского обучения, нацелено на выработку самостоятельного умения формулировать проблему и проводить собственное микроисследование.   6
Практическое занятие 1 3 Великая хартия вольностей   Занятия проводятся на основе метода проектов: написание текстов микро-статей. Особое внимание уделяется самостоятельному поиску и обсуждению   стратегии поиска. Тема может предлагаться для самостоятельной работы. 4
Коллоквиум 1 К коллоквиуму по исторической географии средних веков   На первом занятии ведется опрос по контурной карте на знание географических и исторических объектов. Вторая часть коллоквиума проводится по методу проектов: метод группового решения - в микрогруппах определяется необходимый материал, распределяются роли, и готовится историческая карта выбранного периода, затем рецензируются работы других групп.   3
Коллоквиум 2 Основы работы с научной литературой по истории Средних веков Деловая игра, мозговой штурм, Коллоквиум представляет собой имитацию деятельности корректора и редактора в научном издательстве исторической литературы. Определяется вид и жанр предложенных работ, проводится поиск ошибок в оформлении сносок и списков литературы, проводится выбраковывание ненаучных текстов. 3
Тестирование (6 тестов) Тесты на знание хронологии и терминологии Средних веков  Проводятся на основе компьютерного тестирования 5
      Итого 125 час.

 

 

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине

Усвоение дисциплины «История Средних веков» происходит чрезвычайно сложно. Это связано с тем, что краткое знакомство с ней (в рамках одного полугодия), будущие студенты получили в 11-12-летнем возрасте, который определяет небольшой объем материала, его специфический отбор. До изучения дисциплины в вузе студенты получают информацию о Средних веках главным образом из научно-популярной литературы и массмедиа. Поэтому преподаватель должен стремиться сформировать научные представления по истории Средневековья и постараться сделать занятия максимально результативным.

Лучшим средством освоения дисциплины является самостоятельная работа над ней. Поэтому изучение истории Средневековья преподаватель должен построить как процесс, который требует постоянного выполнения самостоятельной работы. Эта работа должна проводиться в процессе совместной работы студентов и преподавателя на лекциях, на практических занятиях и коллоквиумах, а также в ходе разных форм самостоятельной внеаудиторной работы.

Для лекционного курса преподаватель должен подготовить папки с файлами, содержащими планы занятий, даты и термины темы; с видиорядом исторических объектов и текстов источников, материалом для обсуждения.

Независимо от формы работа преподавателя должна строиться таким образом, чтобы студенты не воспринимали материал пассивно. Акцент делается на том, чтобы студентам постоянно приходилось, решать проблемы и применять новые знания. На лекциях это достигается путем проблемного, диалогового её построения и использования видеоряда и фрагментов письменных источников, которые призваны, не столько иллюстрировать положения лекции, сколько служить исходным материалом для тех или иных выводов и построения концепций.

Педагогу надо стремиться к тому что бы практические занятия были организованы как исследовательская работа. При этом желательно чтобы педагог от прямого руководства деятельностью студентов постепенно переходил к её фасилитации. То есть студенты (в группах и индивидуально) должны научиться самостоятельно формулировать проблему своего микроисследования, разрабатывать стратегию поиска и исследовать проблему.

Важной целью педагога, должно стать развитие у студентов рефлексии по отношению к полученному опыту и, к своим действиям. Это позволит им не только обрести прочные знания по данному предмету, но также приобрести аналитические навыки необходимые для их будущей деятельности. Лучшей формой для такой учебной работы являются практические занятия, на которых можно организовывать поисковую работу.

 

9. Методические рекомендации преподавателям для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Курс «История Средних веков» включает чрезвычайно большой объем материала, который не может быть полностью раскрыт на лекциях, основная работа по усвоению материала ложится на плечи самого студента. Чтобы организовать равномерную его работу в межсессионный период и помочь студенту освоить материал прочно и качественно, преподавателю необходимо разделить материал на части и регулярно давать задания, позволяющие освоить часть материала. Получить информацию об усвоении материала студентом преподаватель может на тестировании, которое проводится три раза в семестр. Преподаватель может разрешить тем, кто не прошел тестирование повторное тестирование. Той же цели служит проверка конспектов лекций и конспектов по пропущенным темам.

Важной формой самостоятельной работы студента является самостоятельная работа по подготовке к коллоквиумам, на коллоквиуме, у преподавателя есть возможность скорректировать результаты работы студентов.

Проводить эту коррекцию можно во время индивидуальной беседы или в микрогруппах (4-6 студентов). В последнем случае можно организовать самостоятельный сравнительный анализ основных умений, приобретенных студентами в ходе работы и передачу положительного опыта работы.

   Итоговая оценка знаний студента по предмету проходит на экзамене. Каждый экзаменационный билет по курсу содержит два вопроса. На консультациях необходимо ориентировать студентов на логичное и связное освещение проблем и на использование при ответе научной терминологии.   

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся

  1. Подготовка и сдача тестов на знание понятий, терминов, имен и событий истории Средних веков

Знание понятий, терминов, имен и дат по разным периодам истории Средних веков отражают результаты освоения учебного материала и оцениваются в ходе компьютерного тестирования. Программы составлены по материалам лекций и учебника: История средних веков: учебник т.1/Под ред. С.П. Карпова. Задания содержат два варианта вопросов. При ответе надо либо вписать термин (понятие, имя), либо выбрать вариант из меню.

Баллы выставляются по количеству правильных ответов на случайно отобранные программой 15 вопросов. На выполнение теста отводится 12 минут. Если в течение этого времени тест не закончен, или количество правильных ответов менее 6-ти, в базе данных фиксируется незачет.

Всего по данной работе студенты сдают 4 теста.

Чтобы подготовиться к сдаче первого теста на знание понятий, терминологии, событий и исторических личностей надо проработать конспекты лекций и текст учебника История средних веков: в 2 т. Т.1: Учебник/ Под ред. С.П. Карпова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2008/10. С. 11- 99, 143-168, 250- 265, -565-571

К сдаче второго теста на знание понятий, терминологии, событий и исторических личностей необходимо проработать конспекты лекций и текст учебника История средних веков: в 2 т. Т.1: Учебник/ Под ред. С.П. Карпова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2008/10. С. 100- 115, 185-242, 265-270. 548-558, 571-574.

К сдаче третьего теста на знание понятий, терминологии, событий и исторических личностей необходимо проработать конспекты лекций и текст учебника История средних веков: в 2 т. Т.1: Учебник/ Под ред. С.П. Карпова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2008/10. С. 273-333, 362-387, 403-424, 439-450, 481-490, 558-559, 574-580.

Чтобы подготовиться к сдаче четвертого теста на знание понятий, терминологии, событий и исторических личностей необходимо проработать конспекты лекций и текст учебника История средних веков: в 2 т. Т.1: Учебник/ Под ред. С.П. Карпова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2008/10. С. 293-301, 333-360, 387-402, 424-438, 450-479, 490-493, 534-547, 559-564, 580-582.

 

2. При достаточном ресурсе времени возможна подготовка и сдача тестов на знание хронологии Средневековья

Знание хронологии является важнейшим средством осознания хода исторического развития, его закономерностей и специфики. Кроме того, межсессионная проверка знаний по исторической хронологии дает представление об объеме освоенного материала и позволяет скорректировать усилия студента. 

Первый этап работы

Задание - составить презентацию по хронологии политических событий и событий культурной жизни в эпоху жизни или правления одного из деятелей Средневековья. Первое задание – с IVв. по начало XIIв. Второе задание – с XIIв. по конец XVв.

Задача этой работы – создать общий для группы обучающий ресурс по хронологии Средних веков, который позволит выучить ее и сдать тесты по хронологии. Для этого каждому студенту необходимо составить презентацию, выслать ее для проверки. После проверки студенты получают доступ к наиболее успешным презентациям, могут копировать их и использовать для подготовки к тесту.

Результатом этой работы должно стать освоение хронологии одного из периодов Средневековья. В целом для группы - создание общего фонда материалов для подготовки к сдаче теста по хронологии Средних веков.

Требования к работе.

Презентация создается по следующему плану:

1 кадр - тема, автор, курс, группа;

2 кадр – историческая личность (государь, полководец, церковный деятель, художник…), портрет или криптопортрет (с атрибуцией) и даты жизни или правления (для дат необходимо использовать функцию «вылет»).

! Далее наверху каждого последующего слайда мелко – его имя и годы;

3 кадр – карта страны или региона периода его жизни (карту необходимо озаглавить);

4 - 7 кадр – на каждом - важнейшее событие в его стране (битвы, подписание договоров, принятие законов, восстания, основания…), иллюстрированные изображением событий или предметов близкой эпохи и того же региона (иллюстрация из средневекового текста, здание, построенное в эту эпоху, оружие или другой предмет этого времени, все - с атрибуцией). На кадре - иллюстрация, потом – событие, потом – дата (для события и даты-функция «вылет»);

8 – 10 - важнейшие события в мировой истории…), также иллюстрированные изображением событий или предметов близкой эпохи и того же региона (например, иллюстрация из средневекового текста, здание, построенное в эту эпоху, оружие или другой предмет этого времен, все - с атрибуцией). На кадре - иллюстрация, потом – событие, потом – дата (для события и даты-функция «вылет»);

11-14 – на каждом кадре - знаменитый современник, живший в той же или других странах, с указанием дат их правления или жизни с портретом или криптопортретом. Сначала - имя, потом – иллюстрация, потом – дата.

15 кадр - список источников (книг, статей, сайтов)

Для выполнения этой работы необходимо читать обязательную литературу к курсу, выписывая имена, даты, события, использовать словари, справочные издания и Интернет-ресурсы. Помощь при подготовке к первому тесту по хронологии может оказать список важнейших дат средневековья в учебнике: История средних веков: в 2 т. Т.1: Учебник/ Под ред. С.П. Карпова. -М.: Изд-во Московского ун-та, 2008/10. – Хронологические таблицы до 1122г. Именно оттуда Вы выбираете историческую личность и события. Во втором тесте студенты сдают знание хронологии истории Средних веков с XII в. до конца XV в. Помощь при подготовке ко второму тестированию может оказать тот же список важнейших дат средневековья в учебнике: История средних веков: в 2 т. Т.1: Учебник/ Под ред. С.П. Карпова. -М.: Изд-во Московского ун-та, 2008/10. – Хронологические таблицы с 1122г. Работа высылается или сдается за неделю до коллоквиума на электронном носителе.

Оценивается объем корректность (строгое соответствие поставленным задачам), самостоятельность подбора материала, качество оформления, точность атрибуции, наличие списка использованной литературы и Интернет-ресурсов.

Второй этап работы

  При подготовке к тестам на знание хронологии средневековья, сначала постарайтесь запомнить, в какие века произошли те или иные события, затем для каждого века попытайтесь распределить и запомнить их по трем периодам: начало, середина и конец столетия. После этого Вы обнаружите, что какие-то даты Вы уже помните. Попробуйте соотнести с ними другие события, это поможет Вам выучить большую часть дат. Несмотря на то, что у каждого могут быть собственные мнемотехники, лучше всего даты событий запоминается при чтении учебников и исторических трудов, так как в них события излагаются в последовательности или событийной связи. Особую пользу Вам окажет, созданный группой фонд презентаций по хронологии. Благодаря этим работам, Вы сможете установить связи между событиями, людьми, запомнить хронологию, связать ее с исторической картой.

Тесты по хронологии истории Средних веков 

Проверка знаний по хронологии осуществляется путем компьютерного тестирования один раз в семестр.

Результаты определяются автоматически компьютерной программой по двум критериям: знание последовательности исторических событий и знание конкретных дат важнейших событий.

Вопросы отобраны программой тестирования случайным образом. Тест считается сданным при ответе на все вопросы о последовательности исторических событий и половину (из 6 - 12) вопросов на знание конкретных дат.

Раздел 1. Становление средневекового общества


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.