III. Проблемы аудита материальных ресурсов, эффективности их использования на предприятиях разных организационно-правовых форм — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

III. Проблемы аудита материальных ресурсов, эффективности их использования на предприятиях разных организационно-правовых форм

2020-04-01 189
III. Проблемы аудита материальных ресурсов, эффективности их использования на предприятиях разных организационно-правовых форм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблемы аудита материально-производственных запасов тесно взаимосвязаны с проблемами учета материально-производственных запасов. Поэтому рассмотрим проблемы учета материально-производственных запасов.

Перечислим проблемы учета материально-производственных запасов:

) В соответствии с требованиями ПБУ 6/01 активы стоимостью до 20 000 руб. за единицу или иного более низкого лимита могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов. В то же время в ПБУ 5/01 прямо указано, что действие данного Положения не распространяется на активы, срок использования которых превышает 12 месяцев. У организаций возникает проблема, связанная с порядком отражения стоимости данных активов в бухгалтерском учете и отчетности, и в первую очередь с порядком списания стоимости данных активов на расходы.

В связи с обозначенными проблемами также возникают вопросы о порядке формирования первоначальной стоимости данных активов.

) проблема признания (или непризнания) материально-производственных запасов в бухгалтерском учете.

) В применении восьмого абзаца п.6 ПБУ 5/01 может вызвать затруднение неудачное требование о месте использования материально-производственных запасов.

) Фактическая себестоимость материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется в два этапа (п.10). Причем ко второму этапу организации приступают только в случае, если первый этап не дал результата.

На первом этапе устанавливают фактическую себестоимость полученных материалов как стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Если фактическая себестоимость на этом этапе не сформирована, то прибегают ко второму этапу. В этом случае стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.

Что делать в том случае если и во время второго этапа у организации возникли сложности в определении фактической себестоимости полученных материально-производственных запасов.

) В процессе погашения кредиторской задолженности происходит изменение формы оплаты с денежной на натуральную. В этом случае фактическая себестоимость ранее оприходованных материально-производственных запасов подлежит корректировке в соответствии с п.10 ПБУ 5/01, что нарушает требование п.12 ПБУ 5/01 о неизменности фактической себестоимости материально-производственных запасов.

) Нормативные акты по бухгалтерскому учету требуют при составлении бухгалтерского баланса подразделять активы на внеоборотные и оборотные. Пункт 19 ПБУ 4/99 содержит общий критерий дифференциации - срок погашения (обращения) до и выше 12 мес. В следующем п.20 того же ПБУ, где перечислен состав показателей бухгалтерского баланса, материально-производственные запасы отнесены к оборотным активам. В то же время среди материально-производственных запасов у организации присутствуют такие, перспективы использования которых сомнительны по причине морального устаревания, сворачивания производств и т.п. Возникают сомнения в правомерности признания подобных материально-производственных запасов вообще в качестве актива, и уж тем более в качестве оборотного, т.е. высоколиквидного актива.

) Проблемы учета приобретения оборудования, сырья, материалов и прочих материально-производственных запасов, могут быть отождествлены с проблемами учета приобретения импортных товаров.

Наиболее типичные ошибки, выявляемые при проведении анализа хозяйственной деятельности учреждения:

Ошибки в соблюдении и использовании методики учета материальных запасов, то есть отсутствие первичных документов и обязательных реквизитов в них; исправления в бухгалтерских проводках внесены без оформления, соответствующих справок; используемый вариант расчета не соответствует варианту, предусмотренному учетной политикой организации; отсутствуют договоры о материальной ответственности подотчетных лиц; не соблюдаются сроки проведения инвентаризации материальных запасов; не подтверждаются сальдо по счетам Главной книги, данным синтетического и аналитического учета; безвозмездно полученные активы не направлены на увеличение капитала.

Нахождение ошибок и их исправление, корректировка - очень сложная аналитическая процедура, требующая высокой профессиональной компетентности специалиста, осуществляющего ее.

Ошибки при ведении документооборота: неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами). Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Ошибки при проведении инвентаризаций. Часто встречаемая ошибка - несоблюдение сроков проведения инвентаризаций. Ошибки в самой процедуре проведения инвентаризации.

А также ошибки:

−  при составлении корреспонденции счетов. Ошибки в хронологии: хозяйственные операции отражены без соблюдения последовательности их совершения; хозяйственные операции отражены в зависимости от их содержания;

−  при составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ степени изношенности основных средств;

−  при составлении бухгалтерской отчетности. Информация, содержащаяся в пояснительных записках, не существенна, нарушены сроки представление бухгалтерской отчетности, не публикуется квартальная бухгалтерская отчетность теми организациями, которые обязаны это делать.

Наибольшее количество ошибок в использовании методики расчета оценочных значений, ошибки в точности, полноте и соответствии данных, служащих основой для расчета оценочного значения. Используемая в расчете информация, противоречит данным бухгалтерского учета. Ошибки при выборе руководством экономического субъекта методов расчета оценочных значений. Не соблюдены правила анализа информации оценочных значений.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, как в бюджетном, так и во внебюджетном учете.

 


IV. Рекомендации по совершенствованию учета

 

Особое значение имеет внедрение современных средств автоматизации и анализа материальных запасов.

Бухгалтерские задачи - очень широкое понятие, их содержание отражает поступление и выбытие товарных, материальных ценностей, денежных средств, вычисление результатов хозяйственной деятельности, отражение этих процессов на счетах бухгалтерского учета. Средства для решения бухгалтерских задач очень разнообразны, от настольных калькуляторов до больших электронно-вычислительных машин, как правило, средство ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях IBM-совместимые компьютеры и программы для них. Для ведения бухгалтерского учета на компьютерах данного класса учреждениями применяются два больших класса компьютерных программ: программы получившие название "электронные таблицы" и специализированные бухгалтерские программы. Различия между ними очень велики. По кругу охватываемых задач бухгалтерского учета в учреждении их можно разделить на общие и частные. Общие позволяют решать все стандартные задачи бухгалтерского учета, частные отдельные задачи, например: составление баланса и формы отчетности, учет материальных запасов и т.п. Программа составления баланса может включать в себя информацию других частных задач, если программа составлена одной и той же фирмой. Раздел общих программ для решения отдельных задач бухгалтерского учета не содержит такого разнообразия волнительных возможностей сервиса, как частная программа для решения тех задач.

Стоит отметить, что по количеству проданных специализированных бухгалтерских программ отечественных фирм одни из первых были: 1С-Бухгалтерия, Финансы без проблем, Турбо - бухгалтер, Парус. Каждой из них продано более 10 тысяч копий, такой тираж нельзя назвать большим. С точки зрения пользователя, это означает, что практически вся информация о программе будет получена, только от фирмы, он не найдет книг, статей, журналов и других альтернативных нефирменных каналов помощи. Цены на специализированные бухгалтерские программы разнообразны. Наиболее распространенным является "1-С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений". В данном учреждении используется программа "Парус".

Электронные таблицы, созданные в одной стране приемлемы и для другой. По мнению западных обозревателей, весь мир "завален" американскими программами. Это в полной мере относится и к электронным таблицам. Электронные таблицы всех ведущих производителей этого продукта переведены на русский язык. Точнее сказать, они продаются в русскоязычном варианте.

Анализ работы бюджетных учреждений в условиях нестабильного финансового положения в стране не возможен без поэтапного анализа всей структуры финансирования, и в особенности недостатков системы финансирования. Если расходы Федерального бюджета и республиканского бюджета будут финансироваться неэффективно, то это отразиться на эффективности работы.

Соответственно, при компьютеризировании учет материальных запасов в учреждении стал намного проще и для материально ответственных лиц, и для руководителей в ходе проверки. Появилась возможность работы в сети Интернет, для получения информации о новых методах и технологиях работы. Появилась также возможность находить поставщиков медикаментов, канцелярских товаров, хозяйственных товаров, ГСМ, мягкого инвентаря напрямую без посредников. Возможность ознакомиться с новыми законами и поправками к законам также не возможно без сети Интернет.

Основным направлением повышения эффективности использования материальных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование материальных запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки. Также не последнюю роль играет анализ эффективности, так как анализ использования - один из важнейших составляющих процесса учета и контроля материальных запасов. С помощью анализа эффективности использования материальных запасов бюджетное учреждение составляет отчеты (пояснительная записка к годовому отчету), а также прогнозы дальнейшей деятельности. Существенно улучшить учет материальных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко использовать накопительные документы (лимитно-заборные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на вычислительных машинах и др.

Важное условие повышения эффективности использования материальных запасов - усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.

Для решения задачи полной автоматизации оперативного учета материально-производственных запасов в последнее время широко применяют несъемные пленочные этикетки со штриховым кодированием, терминалы сбора данных и особое программное обеспечение.

Приобретение и внедрение любого программного комплекса с использованием технологии штрих-кодирования и идентификации - мероприятие) дорогостоящее, поэтому надо заранее подготовиться, чтобы его использование принесло максимальный эффект и действительно облегчило работу.

Штрих-кодовые этикетки, наподобие тех, какие можно увидеть на товарах в супермаркетах, - аналог инвентарной бирки. При попытке переклейки этикетки с одного объекта на другой штрих-код разрушается.

Для сбора информации о приходе, перемещении и снятии с учета помеченных объектов используются недорогие ручные компьютеры со встроенным сканером штрих-кода. Ручной компьютер позволяет производить сбор и предварительную обработку информации с последующим переносом ее в настольный компьютер.

Широкий выбор этикеток, устойчивых к влаге и другим внешним факторам, наличие различных вариантов исполнения ручных компьютеров позволяют успешно использовать данное решение как в помещениях (офис, отапливаемые склады и другое), так и на открытом воздухе в различных климатических условиях (неотапливаемые склады и другое).

Благодаря обязательной автоматизации, без которой невозможно внедрение новых правил бюджетного учета, оперативный учет государственного имущества может быть организован на новом уровне. При этом максимально эффективно решается задача маркировки имущества с целью предотвращения несанкционированной замены инвентарных единиц.

Пользоваться плодами современных технологий совсем несложно. В бухгалтерской программе уже есть справочник материальных запасов. Он перекачивается из бухгалтерской программы с помощью специального программного модуля, который забирает и обрабатывает эту информацию. Потом эта информация кодируется в штрих-коды и распечатывается на особом (термотрансферном) принтере.

Для печати этикеток можно использовать дешевую бумагу. Печать на особой бумаге, оставляющей после себя неудаляемое изображение, сигнализирующее о том, что наклейка прежде была на данном месте, рекомендуют в основном для усиления контроля за сохранностью объектов учета.

На терминал сбора данных устанавливается программа "Инвентаризация имущества" и загружаются справочники с перечнем объектов учета. Сотрудник: учреждения (оператор) считывает при помощи лазерного сканера штриховой код со всех подлежащих учету предметов. В процессе инвентаризации выполняется выбор места хранения и сканирование всех объектов учета. На каждый считанный код отображается его наименование. Если код не найден в справочнике - дается предупреждение, что объект учета с данным кодом не найден. Если оператор обнаружил плохую этикетку, то он может ее отметить как требующую замены. При этом поврежденный штрих-код имущества либо сканируется, либо вводится вручную. При невозможности определения кода оператор выбирает имущество из списка объектов учета, закрепленного за данным местом хранения.

Так, можно легко определить предметы, которые еще не учтены, а также учтены, но закреплены, скажем, за другим помещением. Существует и возможность объединения предметов учета в комплекты независимо от их месторасположения на территории. В специальные файлы (файл) записывается следующая информация, которая позже будет перенесена в обычный настольный компьютер:

−  ввод в базу нового имущества и его закрепление за местом хранения или материально ответственным лицом;

−  перечень имущества, которое подлежит реализации (списанию);

−  перечень имущества, этикетки на котором необходимо заменить.

В настоящее время на рынке программных продуктов представлены различные программные комплексы, позволяющие проводить инвентаризацию с помощью оборудования для нанесения и чтения этикеток со штрих-кодом. Наиболее удобным в настоящее время является программный комплекс Бюджет-21 "Инвентаризация", совместимый с такими системами для ведения учета, как "1С: Предприятие" и "Бюджет-21".

Таким образом, автоматизация системы бухгалтерского учета ведется в основном за счет внедрения отдельных программных комплексов полностью автоматизирующих отдельные участки учета, это позволяет облегчить труд бухгалтера избавить его от рутинной работы, больше остается времени для проведения экономического и финансового анализа работы учреждения, поиска резервов повышения эффективности работы. Внедрение автоматизации позволяет: более оперативно вести бухгалтерский учет, выводить оперативную информацию за определенный период времени, быстрый поиск и выведение необходимой экономической информации, автоматизация составления бухгалтерских и финансовых отчетов, уменьшается трудоемкость учетных работ и количество допущенных ошибок.


Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Инструкция по бюджетному учету (утв. приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н)

.   Приложение № 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" от 16 декабря 2010г. № 174н

.   Приложение № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" от 16 декабря 2010г. № 174н

.   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Электронный ресурс СПС "Гарант" (по состоянию на 01.07.2012г.)

.   Бюджетный кодекс Российской Федерации // Электронный ресурс: СПС "Гарант" (по состоянию на 01.07.2012г.)

.   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) с учетом изменений // Электронный ресурс СПС "Гарант" (по состоянию на 01.07.2012г.)

.   Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008г. № 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (с изменениями и дополнениями)

.   Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте"

.   Письмо Минфина РФ от 23 июля 2007г. № 02-14-10а/1911 об оформлении в бюджетном учете операции безвозмездной передачи материальных запасов между бюджетными учреждениями // Электронный ресурс СПС "Гарант" (по состоянию на 01.07.2012г.)

.   Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации. Пункт 6. Учет материальных запасов // Электронный ресурс СПС "Гарант" (по состоянию на 01.07.2012г.)

.   Годовой отчет для бюджетных организаций - 2008г. (под общ. ред. Ю.А. Васильева) ("АЮДАР", 2008г.).12.1 Объекты учета материальных запасов // Электронный ресурс СПС "Гарант" (по состоянию на 01.07.2012г.)

.   Дикова Н. Ю, Кузьмин. Применение бюджетной классификации Российской Федерации в 2009 году // БиНО: Бюджетные учреждения № 2, 2009г. - с.10

.   Воробьева Л.П., Особенности бюджетного учета материальных запасов ("Советник бухгалтера в здравоохранении", № 1, январь-февраль 2007г.).

.   Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. М.: Омега-Л, 2008г. - с.464

.   Иванова Д.Г. Инвентаризация имущества и обязательств // Бино: Бюджетные учреждения № 10, 2008г. -.5-9

.   Красноперова О.А. Бюджетный учет (3-е изд., перераб. и доп.). - "ГроссМедиа: РОСБУ" 2008г.

.   Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (7-е издание, переработанное и дополненное). - "Велби", "Проспект", 2010г.

.   Кальянова Е.А. Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях / Ваш бюджетный учет - 2009г. № 2

.   Комлева А.А. Особенности проведения проверок региональными контрольно-счетными органами // Бюджетный учет, №2, 2008г. с. - 19-20

.   Курочкина Г.Н. Передаем продукцию для нужд учреждения // Ваш бюджетный учет № 9, 2008г. - с18-21

.   Мельник М.В. Ревизия и контроль. М.: Кнорус, 2009г. - с.89

.   Романов С.В. В новый финансовый год с новой инструкцией // БиНО: Бюджетные учреждения №2, 2009г. - с.12-13

.   Романов С.В. Изменения - 2009г. // Бюджетный учет № 12, 2008г. - с.14

.   Сергеева К.В. Новый уровень автоматизации бюджетного учета // Бюджетный учет №3, 2009г. - с.10-14

.   Статья: Бюджетный учет материальных запасов ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009г, № 8)

.   Статья: Особенности учета и налогообложения (Окончание) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009г., № 7), пункт 6. Особенности организации бюджетного учета материальных запасов

.   Статья: Приобретение и списание материальных запасов ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008г., № 12)

.   Статья: Изменения в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009г., № 7) Изменения в учете материальных запасов

.   Бюджетная система Российской Федерации. Учебник под редакцией А.М. Година, Н.С. Максимовой, И.В. Подпориной. Учебник. - М., Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.