Беседа о творчестве Натальи Салиенко. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Беседа о творчестве Натальи Салиенко.

2020-04-01 197
Беседа о творчестве Натальи Салиенко. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Продолжить развитие у младших школьников эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций. Познакомить их с творчеством Н.Салиенко. учить детей выделять средства художественной выразительности в иллюстрациях художницы. Воспитывать интерес к профессии иллюстратора.

Оборудование: Портрет художницы, книги с ее иллюстрациями («Песенки» К.Чуковского, «Сказки» Э.Фарджон, «Друг детства» В.Драгунского, «Ревушка» А.Барто и др.)

  Предварительная работа: Дети рассматривают иллюстрации Н.Салиенко и выделяют в них средства художественной выразительности, высказывают свое эмоциональное отношение к ним (какие чувства пробуждают рисунки художницы, что в них нравится, что не очень, почему), определяют их своеобразие.

Ход беседы.

- Что объединяет просмотренные вами иллюстрации? (они выполнены одним художником – Н.Салиенко). Чем своеобразны ее иллюстрации? (часто грустные, печальные).

- Скажите, кто такой пессимист?

- Так вот, Н. Салиенко - художник пессимистического склада, который все вокруг видит «в черном цвете», что отражается и в ее иллюстрациях. Она признается: «Не получается мне сделать из себя «жизнерадостного идиота», я начинаю лгать». Среди людей, знакомых с творчеством Салиенко, распространено мнение, что ее книги имеют трагически-драматический отпечаток. Наталья не скрывает этого – её рисунки действительно часто печальны, но эта грусть несет в себе оттенок ностальгии. Чтобы быть понятной детям, она обращается к своему детству, вспоминая себя ребёнком и соизмеряя себя и свои ощущения с маленьким читателем, которому адресованы её иллюстрации.

- Она считает, что для художника очень важна самодисциплина. Определяя специфику своего творчества, Наталья говорит: «В молодости я пыталась научиться делать всё. Но теперь основой моего творчества является доверительная интонация, искренность и предельная честность. Самое главное для меня - не обманывать читателя.»

- Произведения какого жанра иллюстрирует художница?

- Особенно нравится ей иллюстрировать женскую поэзию, а также книги С. Маршака, В. Драгунского, Л. Пантелеева, А. Барто, Е. Благининой и некоторых других.

- Для неё важно при внимательном прочтении текста перенимать эмоциональную канву, внедряясь в уже созданную его автором эстетику. Может быть, Наталья Салиенко приводит странное сравнение, но для художника-иллюстратора, как и для врача, главном принципом является «не навредить», т. е. не разрушить хрупкий мир, сотворенный писателем. Художник должен соблюдать меру и такт при соприкосновении с текстами писателей. В этом и заключается этика и дисциплина иллюстратора.

- Так в чем заключается этика иллюстратора?

- Творчество Натальи Салиенко можно разделить на два периода. К первому относятся такие книги, как «Песенки» К. Чуковского (1988), «Друг детства» В. Драгунского (1991), «Сказки» Э. Фарджои (1993). Их главной отличительной чертой является особая манера: стремление к пластичности рисунка, объединению рукописного шрифта и иллюстраций. Для второго периода характерно обращение к психологическому портрету, трагически-драматической интонации. Преобладающим компонентом становится декоративность.

- Своими любимыми книжками Салиенко считает «Песенки» К. Чуковского и «Ревушку» А. Барто - именно они являются началом обоих периодов. «Рёвушку» можно назвать переломным этапом в творчестве художника. Вот как она сама говорит об этой книге: «Девочка - ревушка - это я. В детстве я сама все время рыдала, часто без причины. Поэтому этот образ мне очень близок эмоционально....»

- В иллюстрациях Натальи Салиенко проявляются некая степень гротеска, утрирование, а порой искажение пропорций. Это не бросается в глаза, т. к. в общем контексте образует определённую образную концепцию, атмосферу, в которой живут герои книги и в которую предстоит погрузиться читателю.

- На какие периоды можно разделить творчество Н.Салиенко?

- Какую книжку можно назвать переломным этапом в творчестве художницы?

- Почему образ Ревушки близок Н.Салиенко?

Конспекты уроков иллюстрирования.

Урок первый.

Тема: Иллюстрирование сказки А.А.Милна «Винни-Пух и все-все-все»

Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказкам; формировать у учащихся умение находить оптимальные цветовые и композиционные решения своего рисунка, выделять главное в иллюстрации, передавать смысловые связи предметов в пространстве; совершенствовать навыки работы детей красками (акварельными, гуашевыми); развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству художников детской книги, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: иллюстрации Э.Васильева, К.Сулима к сказке «Винни-Пух и все-все-все», игрушечный мишка, рисунки с изображениями медведя, поросенка, зайца, совы, тигра, листы бумаги с линейным рисунком, карандаши, краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, 13 комплектов шаблонов (по 1 комплекту на парту).

Литература:

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач.шк.: Учеб.пособ.для студ-ов пед.вузов. - – М.: Академия, 1999.

5. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1970.

6. Волшебный ларец./ Составитель А.Ципоруха. – Киев; ПТОО «А.С.К.», 1994.

Ход урока.

I. Орг.момент.

Начинается урок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели. Ноги вместе.

Принадлежности на месте:

Лист бумаги, шаблоны, карандаши, краски, кисти, вода, палитра.

II. Сообщение темы урока.

- О ком это стихотворение? Он и весел, и не злобен

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на лед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Винни-Цух)

- Из какой он сказки? («Винни-Пух и все-все-все»).

- Сегодня на уроке мы будем выполнять к этой сказке иллюстрацию.

III. Вводная беседа.

- Кто автор этого произведения? (Алан Александрович Милн).

- Сначала он сочинял и рассказывал истории про медвежонка своему маленькому сыну, а затем написал книгу.

- Назовите других героев этой сказки. (ослик Иа-Иа, Кенга и Крошка Ру, Тигра, Кролик, Сова) (показ иллюстраций Э.Васильева и К.Сулима к данной сказке, а также иллюстрации учащегося Янгельских Антона)

- К таким эпизодам сказки выполнены данные иллюстрации? (Винни-Пух отправляется в гости к Кролику; день рождения Иа; Кристофер Робин отправляется в экспедицию к Северному Помосу; Винни-пух пытается добыть лед).

- Отличаются ли игрушечные герои сказки от настоящих животных? Чем? (демонстрация рисунков с изображением настоящих медведя, поросенка, кролика, совы, ослика и сравнение).

- С помощью каких средств художники добились выразительности своих иллюстраций? (анализ средств художественной выразительности учащимися)

- Какая из данных иллюстраций вам нравится больше и почему?

- Сейчас вы тоже будете выполнять иллюстрацию к сказке «Винни-Пух и все-все-все». Перед вами лежат листы бумаги с намеченной композицией. Что изображено в центре? (пруд с камышом, вокруг которого дорожка). Ваша задача – расположить героев, подумайте, как сделать это лучше, обвести их по шаблону, дорисовать части тела, можно дополнить иллюстрацию деревьями, цветами, облаками, бабочками и т.д., соблюдая при этом плановость композиции. Что это значит? (то, что изображено на переднем плане, выглядит более крупно, а чем предмет дальше, тем он меньше).

После того, как закончите карандашный рисунок, приступите к цветовому решению, определите, чем будете работать: акварельными красками, гуашью, цветными карандашами или др.

- Какого цвета небо? (голубое). А облака? (белые).

- Как получить более светлый цвет? (взять больше воды и больше краски). Приступайте к работе.

IV. Самостоятельная работа учащихся, во время которой учитель следит за последовательностью выполнения рисунков. Проводит индивидуальную работу, предупреждает возможные или указывает на имеющиеся ошибки, проводит физ.минутку для снятия физического напряжения кистей рук, спины, глаз.

V. Анализ выполнения иллюстраций проводится по следующим критериям:

1) композиционное решение (выполнены ли смысловые связи между деталями (частями) рисунка);

2) изображение пространства (чем предмет расположен дальше, тем он выглядит меньше);

3)передача пропорций изображаемых предметов;

4)цветовое решение.

VI. Итог. Выставление оценок.

Второй урок.

Тема: Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина.

Цель: обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке, передавать основные события произведения, смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение6 располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе, находить оптимальные (цветовое и композиционное) решения своей иллюстрации; совершенствовать навыки работы детей касками; развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству ведущих художников детской книги, творческое воображение и эмоциональность учащихся.

Оборудование: иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, (для игры «Изобразительное лото»), для учащихся: лист бумаги, карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Литература:

4. Курчевский В.В. А что там за окном. – М.: Педагогика, 1983.

5. Пушкин В иллюстрации. // Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач.шк.: Учеб.пособ.для студ-ов пед.вузов. - – М.: Академия, 1999.

Ход урока.

I. Орг.момент.

- Урок изобразительного искусства. Проверьте, все ли готово у вас к уроку. У вас на партах должны лежать: лист бумаги, карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка. Кто готов к уроку, может присаживаться.

II. Сообщение темы урока.

- Послушайте отрывок и скажите, из какого он произведения:

…Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу…

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Сегодня на уроке мы будем выполнять иллюстрацию к этой сказке.

III. Вводная беседа.

- «Сказка о рыбаке и рыбке» представляет собой весьма своеобразную переработку сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жизни».

- Гримовская Ильзебилль – типа рыбака так же корыстлива, как пушкинская старуха. Обе повышают свой, так сказать, социальный статус с помощью камбалы-рыбы (у Гриммов) или золотой рыбки (у Пушкина). Но сам характер волшебства в пушкинской сказке существенно отличается от того, что проявлен в сказке Гриммов. Ничего за свое спасение камбала-рыба рыбаку не обещала, она лишь откликается на просьбы, которые испытывают ее далеко не беспредельное терпение.

- А как действует золотая рыбка в пушкинской сказке? (по условию договора. При чем этим условием является свобода рыбки. Пожелав, чтобы рыбка была бы у ней на посылках, то есть покушалась на свободу рыбки, старуха преступила черту).

- Какие художники иллюстрировали «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (И.Билибин, В.Канашевич, Б.Дехтерев).

Игра «Изобразительное лото»: иллюстрации И.Билибина, В.Канашевича, Б.Дехтерева к «Сказке о рыбаке и рыбке» прикрепляют на отдельные карточки одного размера. Их раскладывают на столе чистой стороной вверх. Ученик берет иллюстрацию, отгадывает имя художника и ставит ее на полку с соответствующей табличкой. Следующее задание: взять иллюстрации разных художников к одному эпизоду и сравнить их между собой.

- Что играет важную роль в передаче образа моря, то есть его состояния? (цвет).

- Сейчас вы будете выполнять свою иллюстрацию к данной сказке. Какие эпизоды вы хотите проиллюстрировать? (несколько учеников называют)

- Выберите формат рисунка в соответствии со своим замыслом, определите, где проходит линия горизонта, наметьте главных героев и их окружение. После этого приступите к прорисовке деталей. Не следует сильно нажимать на карандаш и стирать рисунок резинкой, так как это помешает работе красками.

- Работать в цвете можно по-разному. Один из вариантов – начинать работу цветом с главных героев, а потом переходить к их окружению. Другой вариант – начинать работу с окружения, главных героев не закрашивать, оставлять лист белым. А главных персонажей раскрасить после того, как краска вокруг подсохнет. Если будете работать акварельными красками, не забывайте о таких приемах как «по сырому», растяжение цвета

IV. Самостоятельная работа учащихся, во время которой учитель следит за последовательностью выполнения рисунков. Проводит индивидуальную работу, предупреждает возможные или указывает на имеющиеся ошибки, проводит физ.минутку для снятия физического напряжения кистей рук, спины, глаз.

I. Анализ выполненных работ проводится по следующим критериям:

1) композиционное решение (выполнены ли смысловые связи между деталями (частями) рисунка);

2) изображение пространства (чем предмет расположен дальше, тем он выглядит меньше);

3)передача пропорций изображаемых предметов;

4)цветовое решение.

V. Итог. Выставление оценок.

Консультации для родителей

1. Тема: «Совместное творчество ребенка и родителей как залог эмоционального комфорта в семье (по принципу работ с иллюстрацией)».

Цель: Дать родителям представление о роли совместного творчества (ребенка и родителей); показать примерную организацию работы с иллюстрациями, служащую цели оздоровления психологического климата в семье, рекомендации, соблюдение которых позволит родителям укрепить творческие силы ребенка, помочь ему увидеть свои достижения и поставить задачи роста.

Содержание консультации:

Гармоничные взаимоотношения между членами семьи – это основа психологического комфорта каждого, в особенности ребенка. Помимо биологических потребностей, для правильного развития личности вашего ребенка необходимо также удовлетворять его психологические и социальные требования. Роль семьи в этом процессе трудно переоценить. Но если семья по каким-либо причинам не удовлетворяет потребности ребенка, он ищет удовлетворения вне ее, в своем окружении, а это весьма и весьма трудно поддается контролю.

Известно, что совместное творчество несет в себе большой потенциал для сближения людей, для гармоничного развития личности ребенка. Важная роль принадлежит также совместным играм ребенка и родителей.

Покажем, как можно организовать такую работу на примере работы с иллюстрациями. Игры (задания) могут быть следующими:

1. «Семейные рисунки». Иллюстрация к тексту создается так, чтобы и родители, и сестры и братья, а может сосед или друг поучаствовали. Затем можно попросить близкого человека, не участвующего в создании иллюстрации, угадать, кто что нарисовал.

2. «У каждого свой цвет». Ребенок и родитель выбирают сюжет из приложения для иллюстрации, а также цвет карандаша (краски) и больше не меняют его в процессе работы. Необходимо нарисовать иллюстрацию так, чтобы, например, цвета использовались поровну. Эта игра способствует тому, чтобы ребенок и родитель прислушивались к мнению друг друга, корректировали степень участия в общем деле.

3. «Собери иллюстрацию». Иллюстрации (художников или собственные) расстригаются в виде пазлов. Затем между ребенком и родителями можно провести соревнование, кто быстрее соберет иллюстрацию, желательно установить, к какому она произведению и кто ее автор (если иллюстрация художника).

4. «Экранизация» – творческая работа, требующая создания серии иллюстраций. Необходимо выбрать произведения и сюжеты (кадры) внутри его для иллюстрирования. После создания ребенком совместно с родителями их подписывают снизу и располагают в определенной последовательности, соответствующей сюжету произведения и склеивают между собой в виде ленты. Затем изготавливают «телевизор», размер его экрана равен размеру 1 кадра ленты. Экран вырезают таким образом, чтобы посередине его осталась связующая горизонтальная полоска (для держания ленты), т.е. экран состоит из двух прямоугольников. После этого можно вставлять ленту и «смотреть кинофильм», передвигая кадры и одновременно озвучивая их своим голосом (читая подписи внизу к иллюстрациям).

5. «Создание книги». Ребенок, совместно с родителями, может придумать сказку или стихотворение, а затем создать макет своей книги: напечатать текст, выполнить иллюстрации. Конечно, при этом важная роль отводится взрослым. Данная работа очень интересна и увлекательна, приносит большие положительные эмоции ребенку и его родителям.

6. Игра «Найди картинку к тексту». Родитель читает текст той или иной сказки (или приложения другого жанра), а ребенок подбирает к нему соответствующие иллюстрации. Можно дать обратное задание: ребенок находит текст к иллюстрации.

Можно придумать и другие виды работы над иллюстрациями, например, изготовить детское лото и т.д.

Далее приведем следующие общие рекомендации для родителей.

Неуважение родителей к рисункам (иллюстрациям) ребенка – это неуважение к нему самому. Ведь ребенок чувствует, что отдает другому частицу себя, когда вешает свой рисунок над кроватью матери, дарит его бабушке или смущенно сует понравившемуся гостю.

Для рисующего ребенка исключительно важно общение с заинтересованным взрослым собеседником, особенно, если это будет родитель, который поменяет его взрослые и личные проблемы, способен вместе с ним проанализировать результаты.

Разбор и обсуждение иллюстраций вместе с ребенком – интересное, серьезное и ответственное дело. Оно должно быть конструктивным и положительным по эмоциональному настрою, осторожным и точным по форме.

Как же психологически грамотно построить такую беседу? Как сделать, чтобы такой разговор укрепил творческие силы ребенка, помочь ему увидеть свои достижения и поставить задачи роста?

1.Помните, что в вашем отношении к рисунку его автор чувствует отношение к себе. Будьте осмотрительны и дипломатичны.

2. Уважение к иллюстрациям ребенка означает ваше признание ценности их существования, их значимости как авторских произведений, независимо от их качества. Уважение к работам ребенка формирует его собственное уважение к людям и к самому себе.

3.Никогда не уничтожайте рисунок в наказание ребенку.

4.Старайтесь отбирать иллюстрации (другие рисунки) для хранения вместе с ребенком.

5.Коллекция детских рисунков – это запечатленная история развития личности ребенка. Позаботьтесь о ее наличии и периодическом общении с ней ребенка, так как это имеет большое значение для его личностного роста и самосознания.

6.Отношение к собственным рисункам характеризует отношение их автора к самому себе.

7.Рост творчества и самосознания зависит во многом от заинтересованности взрослого.

2. Тема: «Краткий обзор творчества некоторых знаменитых детских художников – иллюстраторов».

Цель: Познакомить родителей с творчеством ведущих детских художников - иллюстраторов.

Оборудование: Иллюстрации ниже перечисленных художников, дымковские игрушки (для знакомства с творчеством Ю.Васнецова)

Содержание консультации:

Данная консультация предназначена для того, чтобы дать вам, родителям, минимум знаний о творчестве художников, помочь ориентироваться в мире иллюстраций.

Итак, иллюстрация оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка и в то же время в ней самой обнаруживается формирующая личность младших школьников (если иллюстрация выполнена им).

В разные времена, в разных странах виднейшие мастера изобразительного искусства обращались к работе над иллюстрацией. Достаточно вспомнить такие имена, как Рубенс, Дюрер и многие другие.

Но мы поведем разговор о творчестве детских художников. Наиболее известны следующие:

1) Евгений Иванович Чарушин. Он является одновременно писателем и иллюстратором. На своих рисунках Евгений Чарушин изображает животных: забавных, милых, серьезных... Все они такие разные, у каждого свой характер. Цветовыми пятнами художник создает впечатления силуэта и объема. Используя всего 3-4 краски он добивается ощущения чувственного богатства меха, оперения животных. Поэтому герои Е.Чарушина словно живые. Он намеренно упрощает рисунок, упуская лишние детали, сосредотачивая внимание на образе (показ иллюстраций).

С детства в доме Е.Чарушина были животные. Вместе со своей мамой он лечил и выхаживал уток, тетерок. Часами наблюдал за своими питомцами, маленький Евгений начал зарисовывать понравившиеся моменты из жизни животных.

Став взрослым, он водил своего сына Никиту в зоопарк, учил рисовать зверей с натуры, замечать и запоминать самое главное, характерное.

Сын, Никита Чарушин, также стал иллюстратором – анималистом.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных.

2) Евгений Михайлович Рачев – другой знаменитый художник – анималист. Но рисует он не реальных зверей, а сказочных. Его звери разговаривают, смеются, плачут, взаимоотношения между ними чисто человеческие, живут они по человеческим законам. Е.Рачев использует подмеченные природные качества, повадки и привычки животных, водит в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода (показ иллюстраций).

Рисовать он начал еще в детстве. Тогда шла I Мировая война, наверно, поэтому рисовал бои и сражения (батальные сцены). Е.Рачев считает, что в детстве ребенок может рисовать, что ему хочется и как хочется. Но со временем каждому маленькому ребенку нужно пройти суровую школу.

Е.Рачев умел видеть красоту природы, и не только в пейзаже, но и красоту отдельной веточки, букашки, не проходить мимо самого милого и незаметного.

3) Юрий Алексеевич Васнецов родился в г.Вятке, в котором проходили веселые ярмарки «Свистуньи» – праздники веселых игрушек.

С детства Ю.Васнецов полюбил и навсегда запомнил яркие дымковские игрушки. И когда создавал иллюстрации с изображением лошадей, то для их украшения использовал традиционные элементы дымковской росписи (показ иллюстраций и дымковских игрушек).

У Ю.Васнецова (как и у Е.Рачева) многие звери наделены человеческими качествами, живут по человеческим законам (например. В сказке «Три медведя»). Но его животные удивительные: розовый кот, зайчиха в валенках и с палочкой, кисонька в нарядной юбке, с бантиком на шее и т.д. (показ иллюстраций).

Птицы и звери похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны детям потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия.

Один из самых любимых приемов Ю.Васнецова – рисунок на цветном фоне (например «Шутка – прибаутка» А.Прокофьева идет на синих фонах).

4) Иван Билибин. Работы И. Билибина стоят у истоков современной детской книги, для которой характерна особая структура. Прежде всего, пожалуй, бросается в глаза своеобразная монументальность этих тоненьких тетрадок. Они кажутся внушительными, весомыми – и не только от качества плотной бумаги, но прежде всего от тяжести глуховатых тонов и плотности цветных заливок. Первый признак книги – обилие иллюстраций, их равенство с текстом, а нередко и преобладание над ними, второй – обилие цвета. И обложка, и текст, и иллюстрации – все четко очерчено. Цвет живет в строгих рамках черного контура, рисунок в строгих орнаментальных рамках.

И.Билибин делал книгу неторопливо и обстоятельно, с академической точностью прорисовывая детали. Рядом с жесткостью Билибинских рамок современные детские книги выглядят легковесными и пустоватыми. Орнамент связан с заключенным в нем рисунком. Так грибы, растущие в глуши леса под ногами Василисы Прекрасной, составляют и орнамент рамки, а болотные цветы – обрамляют встречу Ивана – царевича с Царевной – лягушкой (показ иллюстраций).

5) Леонид Владимирский. С его работами знакомы многие дети по полюбившимся сказкам А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», А.Толстова «Золотой ключик»... и других. Всех своих героев (и положительных, и отрицательных) художник старается рисовать смешными (Например, в сказке «Никита – Кожемяка» он постарался изобразить влюбленного дракона с букетом ромашек в лапах). Чтобы не увлекаться сказочными ужасами и всегда добавлять в них капельку юмора Л.Владимирский даже повесил над рабочим столом памятку, ставшую девизом творчества: «Ха-ха-ха, как страшно!» (показ иллюстраций).

Прежде чем приступить к созданию литературных образов, он десятки раз перечитывал произведение, пытался представить себе, какими их видел автор, и отыскать свой «интерес» к книге. У многих его героев были прототипы.

Например, «свою» Людмилу (к поэме «Руслан и Людмила») художник нарисовал под впечатлением портрета Н.Гончаровой (жены Пушкина), а соседка по квартире воодушевила Л.Владимирского на создание образа злой волшебницы для сказки А.Волкова «Желтый туман».

На вопрос: Считаете ли вы себя счастливым человеком? – он ответил: «Счастлив всякий, кому удается посадить и вырастить хоть маленькое семечко добра и красоты в родной земле».

Невозможно рассказать о творчестве всех известных детских художников – иллюстраторов, ведь их слишком много: В.Лосин, В.Перцов, Б.Диодоров, В.Канашевич, Е.Монин, Н.Салиенко, Т.Иваницкая, А.Елисеев, Р.Стопа и многие другие.

3. Тема: «Роль семьи в формировании (повышении) у ребенка интереса к изобразительному искусству (искусству иллюстрации в частности), в выявлении у него иллюстративных способностей».

Цель: Познакомить родителей (для дальнейшего его осуществления) с возможностью формирования или повышения интереса ребенка к искусству иллюстрации. Помочь в выявлении иллюстративных способностей ребенка.

Ход консультации:

В повседневной жизни родители часто откладывают заботы о развитии ума и души ребенка «на потом», ссылаясь на действительные и надуманные трудности, нехватку времени, перекладывают эти заботы на школьных учителей, воспитателей.

Между тем, родители могут играть большую роль в формировании у своего ребенка интереса к учебной деятельности, к изобразительному искусству. Родителям принадлежит важное значение в вопросе раннего распознавания одаренности и ее развития у детей.

Даже мы приводим пример того, как можно выявить иллюстраторские (художественные) способности ребенка, а так же формировать (в случае отсутствия) или повышать интерес ребенка к искусству иллюстрации.

Для этого рекомендуем провести следующую беседу, вопросы которой основаны на знаниях детей, полученных в школе. Если ребенок затрудняется, сами сообщите ему правильный ответ. (см. в скобках)

- Многие иллюстраторы любят изображать зверей и птиц. Как называют такой жанр и художников, работающих в этом жанре? (Жанр – анималистический, художники - анималисты)

- В книжной графике, иллюстрациям к сказкам, басням животные часто «очеловечиваются». Как, по-твоему, что это значит? (Животное наделяется присущими людям чертами, с поступками и переписыванием, свойственными человеку, животных одевают в костюмы).

- Иллюстрации каких художников служат ярким примером? (Юрия Васнецова, Евгения Рачева)

- Какие еще иллюстраторы работают в анималистическом жанре? (Евгений Чарушин)

- Расскажи о творчестве этих художников? (Герои Е.Чарушина и реалистичны, и сказочны одновременно. Художник любил изображать звериных детенышей – пушистых, мягких и еще совсем беспомощных. Чарушин стремиться выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Он рисует, можно сказать, антиконтурно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым» пятном, но в нем ощущаются особенности позы, движения)

- Каких еще детских художников-иллюстраторов и что ты можешь рассказать об их творчестве? (Покажите ребенку серию иллюстраций, попросите его назвать художника, выполнившего каждый из этих рисунков и определить, к какому произведению данная иллюстрация).

Проведите с ребенком игру «Вхождение в иллюстрацию», активизирующие воображение. Задайте вопросы типа: «Если бы ты вошел в картинку, огляделся и прислушался, что бы ты увидел и услышал?", "Что бы ты увидел впереди себя или позади себя?» и т.д.

Другая игра «В книжном магазине»: предложите ребенку выбрать ту или иную книгу с иллюстрациями, объяснить, чем они понравились, кто их нарисовал (пусть ребенок самостоятельно найдет в книге фамилию художника), определить средство художественной выразительности, которые были использованы автором (если для ребенка это задание трудно – не настаивайте на ответе).

Незаурядные иллюстраторские способности вашего ребенка могут проявляться в том, что он:

- не робеет высказать собственное мнение об иллюстрациях художников, причем даже может критиковать их, приводя вполне разумные доводы;

- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

- в своих иллюстрациях отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

- серьезно относится к работам художников-иллюстраторов, можно легко определить средства художественной выразительности;

- когда имеет свободное время, охотно иллюстрирует, комбинирует материалы и краски.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.