Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 222 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методика обучения младших школьников искусству иллюстрации как предмет исследования рассматривает особенности работы педагога с учащимися.
Под словом методика понимается, прежде всего, совокупность рациональных (эффективных) методов и приемов обучения и воспитания.
Согласно цели исследования нами была спроектирована и проведена экспериментальная работа, состоящая из трех этапов:
I. этап: Констатирующий эксперимент (выявление уровней обучения младших школьников иллюстрированию).
II. этап: Преобразующий эксперимент (реализация методики обучения младших школьников иллюстрированию).
III. этап: Контрольный эксперимент (контрольный срез и анализ результатов).
В эксперименте приняло участие 20 учащихся 4-го б класса школы № 15.
Констатирующий эксперимент имел своей целью:
1. Выявление уровня знаний и представлений учащихся о творчестве художников-иллюстраторов:
а) знаний об особенностях творчества и фактах из биографии художников-иллюстраторов;
б) знаний о материалах и инструментах, которые использует художник-иллюстратор.
2. Выявление уровня знаний детей о средствах художественной выразительности:
а) знаний об особенностях книжной иллюстрации как вида изобразительного искусства (отличается от других видов или нет);
б) каковы представления об особенностях книжных иллюстраций (средства художественной выразительности)
3. Выявление знаний учащихся о последовательности процесса иллюстрирования и умений выполнять иллюстрации.
4. Выявление уровня знаний и представлений родителей об особенностях искусства иллюстрации (при помощи анкет).
При этом мы использовали следующие методы: диагностика, беседы с детьми, анкетирование родителей, математическая обработка результатов.
|
Проблема разработки критериев является наиболее дискуссионной. В своих крайних формах, как считал Б.М.Неменский, «математизация» гуманитарных наук (в точности изображаемого искусства) может противоречить самой сути и принципам гуманитарного образования. Поэтому нельзя не учитывать и субъективный элемент в самом предмете исследования. Учитывая исследования Н.М.Зубаревой, А.А. Люблинской, мы выделили следующие критерии и показатели уровней обучения учащихся искусству иллюстрации.
№ | Критерии | Показатели |
1 | Отзывчивость учащихся на красоту искусства иллюстрации: | а) эмоциональность; б) заинтересованность. |
2 | Содержательность знаний: | а) знания о творчестве художников-иллюстраторов; б) знания о средствах художественной выразительности; в) знания об инструментах и материалах, используемых художниками-иллюстраторами. |
3 | Осознанность значимости результатов художественного творчества иллюстраторов: | а) глубокая; б) неглубокая. |
На основе данных критериев и показателей мы охарактеризовали уровни обучения младших школьников искусству иллюстрации следующим образом:
Уровень | Описание |
Высокий уровень (В) | Учащийся проявляет эмоциональную отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, глубоко осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, владеет знаниями о творчестве художника-иллюстратора, об инструментах и материалах, используемых ими, о средствах художественной выразительности иллюстраций. Ребенок дает правильные ответы на вопросы диагностики (см.далее), но, возможно, не отвечает или отвечает не верно на 1-2 из вопросов, выполняет отличную иллюстрацию. |
Средний уровень (С) | Учащийся проявляет эмоциональную отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, но, возможно, не глубоко осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, владеет минимальными знаниями о творчестве художника-иллюстратора, о средствах художественной выразительности иллюстраций, материалах и инструментах, которые используют художники; учащийся дает правильные ответы на большинство вопросов, но, возможно, не отвечает или отвечает не верно не более, чем на 3 вопроса, выполняет хорошую иллюстрацию. |
Низкий уровень (Н) | Учащийся не проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, не осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, не владеет знаниями, необходимыми в искусстве иллюстрации: не может ответить или отвечает не верно на 4 и более вопросов, выполняет плохую иллюстрацию. |
|
В ходе констатирующего эксперимента учащимся были предложены следующие вопросы и практические задания для выявления уровней приобщения детей к искусству иллюстрации:
1. Что такое иллюстрация? В чем заключается ее значение?
2. К каким литературным произведениям выполнены данные иллюстрации? Назови художника. (детям предлагаются иллюстрации: 1) Ю.Васнецова к сказке «Три медведя» Л.Н.Толстого; 2) Е.Рачева к сказке «Колобок»; 3) И.Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина; 4) Е.Чарушина к рассказу «Волчишко»).
3. Каких еще детских художников-иллюстраторов, кроме названных, ты знаешь?
4. Кто такой иллюстратор-анималист? Кто из детских иллюстраторов работает в анималистическом жанре?
5. Назови материалы и инструменты, которые использует художник-иллюстратор.
6. Какие средства художественной выразительности иллюстраций ты знаешь? Попробуй их определить на данных рисунках. (см.задание 2)
7. Как будешь работать, получив задание проиллюстрировать какое-либо художественное произведение? С чего начнешь? Как продожишь работу?
8. Нарисуй иллюстрацию к сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди».
Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблицах.
Таблица 1.
Матрица ответов учащихся и выполнения задания 8
№ | Фамилия, имя учащегося | Номер вопроса (задания) | Результат (уровень) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Антропова Н. | + | 0 | - | + | + | 0 | + | + | В |
2 | Анашкина С. | 0 | 0 | - | - | + | - | 0 | 0 | Н |
3 | Азанова Н. | + | 0 | - | 0 | + | 0 | + | + | С |
4 | Жолобова А. | 0 | - | - | 0 | 0 | - | 0 | 0 | Н |
5 | Дымшаков С. | 0 | 0 | - | - | 0 | - | - | - | Н |
6 | Кочуров Л. | + | 0 | - | + | + | 0 | 0 | 0 | С |
7 | Мочалов С. | 0 | - | - | - | 0 | - | 0 | 0 | Н |
8 | Нестерова В. | + | + | - | - | + | 0 | + | 0 | С |
9 | Никитин О. | + | 0 | - | 0 | + | - | + | + | С |
10 | Овдеева Н. | 0 | 0 | - | + | + | - | + | + | С |
11 | Оскалов Д. | + | 0 | - | 0 | 0 | 0 | + | + | С |
12 | Перцев Г. | 0 | - | - | - | + | - | 0 | - | Н |
13 | ПономареваТ. | 0 | - | - | 0 | 0 | - | 0 | 0 | Н |
14 | Сименчук Д. | + | + | 0 | 0 | + | 0 | + | + | В |
15 | Сафаров Н. | + | 0 | 0 | + | + | - | 0 | + | С |
16 | Смерных А. | + | 0 | - | - | + | - | + | + | С |
17 | Тюшняков К. | 0 | - | - | - | 0 | - | 0 | - | Н |
18 | Теребенина И. | + | + | - | - | + | 0 | 0 | + | С |
19 | Хохлов М. | + | - | - | 0 | + | 0 | + | + | С |
20 | Юрина А. | 0 | 0 | - | - | + | - | + | 0 | Н |
|
Условные обозначения:
«+» получен хороший, полный, грамотный ответ (или выполнена отличная иллюстрация), то есть с заданием справился.
«0» получен не совсем полный ответ, в нем допущены неточности (или в иллюстрации допущены не очень серьезные ошибки), то есть с заданием справился наполовину.
«-» ответ неправильный или не получен совсем (плохая иллюстрация), то есть с заданием не справился.
Примечание: два «0» засчитывается за «-».
В – высокий уровень приобщения к искусству иллюстрации.
С – средний уровень приобщения к искусству иллюстрации.
Н – низкий уровень приобщения к искусству иллюстрации.
Таковы данные констатирующего эксперимента, которые были учтены нами в разработке методики ознакомления младших школьников с искусством иллюстрации: высокий уровень ознакомления детей с искусством иллюстрации показали 8% детей, средний – 50% и низкий уровень зафиксирован у 42% младших школьников.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!