Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации

2020-04-01 222
Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методика обучения младших школьников искусству иллюстрации как предмет исследования рассматривает особенности работы педагога с учащимися.

Под словом методика понимается, прежде всего, совокупность рациональных (эффективных) методов и приемов обучения и воспитания.

Согласно цели исследования нами была спроектирована и проведена экспериментальная работа, состоящая из трех этапов:

I. этап: Констатирующий эксперимент (выявление уровней обучения младших школьников иллюстрированию).

II. этап: Преобразующий эксперимент (реализация методики обучения младших школьников иллюстрированию).

III. этап: Контрольный эксперимент (контрольный срез и анализ результатов).

В эксперименте приняло участие 20 учащихся 4-го б класса школы № 15.

Констатирующий эксперимент имел своей целью:

1. Выявление уровня знаний и представлений учащихся о творчестве художников-иллюстраторов:

а) знаний об особенностях творчества и фактах из биографии художников-иллюстраторов;

б) знаний о материалах и инструментах, которые использует художник-иллюстратор.

2. Выявление уровня знаний детей о средствах художественной выразительности:

а) знаний об особенностях книжной иллюстрации как вида изобразительного искусства (отличается от других видов или нет);

б) каковы представления об особенностях книжных иллюстраций (средства художественной выразительности)

3. Выявление знаний учащихся о последовательности процесса иллюстрирования и умений выполнять иллюстрации.

4. Выявление уровня знаний и представлений родителей об особенностях искусства иллюстрации (при помощи анкет).

При этом мы использовали следующие методы: диагностика, беседы с детьми, анкетирование родителей, математическая обработка результатов.

Проблема разработки критериев является наиболее дискуссионной. В своих крайних формах, как считал Б.М.Неменский, «математизация» гуманитарных наук (в точности изображаемого искусства) может противоречить самой сути и принципам гуманитарного образования. Поэтому нельзя не учитывать и субъективный элемент в самом предмете исследования. Учитывая исследования Н.М.Зубаревой, А.А. Люблинской, мы выделили следующие критерии и показатели уровней обучения учащихся искусству иллюстрации.

Критерии Показатели
1 Отзывчивость учащихся на красоту искусства иллюстрации: а) эмоциональность; б) заинтересованность.
2 Содержательность знаний: а) знания о творчестве художников-иллюстраторов; б) знания о средствах художественной выразительности; в) знания об инструментах и материалах, используемых художниками-иллюстраторами.
3 Осознанность значимости результатов художественного творчества иллюстраторов: а) глубокая; б) неглубокая.

 

На основе данных критериев и показателей мы охарактеризовали уровни обучения младших школьников искусству иллюстрации следующим образом:

Уровень Описание
Высокий уровень (В) Учащийся проявляет эмоциональную отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, глубоко осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, владеет знаниями о творчестве художника-иллюстратора, об инструментах и материалах, используемых ими, о средствах художественной выразительности иллюстраций. Ребенок дает правильные ответы на вопросы диагностики (см.далее), но, возможно, не отвечает или отвечает не верно на 1-2 из вопросов, выполняет отличную иллюстрацию.
Средний уровень (С) Учащийся проявляет эмоциональную отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, но, возможно, не глубоко осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, владеет минимальными знаниями о творчестве художника-иллюстратора, о средствах художественной выразительности иллюстраций, материалах и инструментах, которые используют художники; учащийся дает правильные ответы на большинство вопросов, но, возможно, не отвечает или отвечает не верно не более, чем на 3 вопроса, выполняет хорошую иллюстрацию.
Низкий уровень (Н) Учащийся не проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, не осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, не владеет знаниями, необходимыми в искусстве иллюстрации: не может ответить или отвечает не верно на 4 и более вопросов, выполняет плохую иллюстрацию.

 

В ходе констатирующего эксперимента учащимся были предложены следующие вопросы и практические задания для выявления уровней приобщения детей к искусству иллюстрации:

1. Что такое иллюстрация? В чем заключается ее значение?

2. К каким литературным произведениям выполнены данные иллюстрации? Назови художника. (детям предлагаются иллюстрации: 1) Ю.Васнецова к сказке «Три медведя» Л.Н.Толстого; 2) Е.Рачева к сказке «Колобок»; 3) И.Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина; 4) Е.Чарушина к рассказу «Волчишко»).

3. Каких еще детских художников-иллюстраторов, кроме названных, ты знаешь?

4. Кто такой иллюстратор-анималист? Кто из детских иллюстраторов работает в анималистическом жанре?

5. Назови материалы и инструменты, которые использует художник-иллюстратор.

6. Какие средства художественной выразительности иллюстраций ты знаешь? Попробуй их определить на данных рисунках. (см.задание 2)

7. Как будешь работать, получив задание проиллюстрировать какое-либо художественное произведение? С чего начнешь? Как продожишь работу?

8. Нарисуй иллюстрацию к сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди».

Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблицах.

Таблица 1.

Матрица ответов учащихся и выполнения задания 8

Фамилия, имя учащегося

Номер вопроса (задания)

Результат

(уровень)

1 2 3 4 5 6 7 8
1 Антропова Н. + 0 - + + 0 + + В
2 Анашкина С. 0 0 - - + - 0 0 Н
3 Азанова Н. + 0 - 0 + 0 + + С
4 Жолобова А. 0 - - 0 0 - 0 0 Н
5 Дымшаков С. 0 0 - - 0 - - - Н
6 Кочуров Л. + 0 - + + 0 0 0 С
7 Мочалов С. 0 - - - 0 - 0 0 Н
8 Нестерова В. + + - - + 0 + 0 С
9 Никитин О. + 0 - 0 + - + + С
10 Овдеева Н. 0 0 - + + - + + С
11 Оскалов Д. + 0 - 0 0 0 + + С
12 Перцев Г. 0 - - - + - 0 - Н
13 ПономареваТ. 0 - - 0 0 - 0 0 Н
14 Сименчук Д. + + 0 0 + 0 + + В
15 Сафаров Н. + 0 0 + + - 0 + С
16 Смерных А. + 0 - - + - + + С
17 Тюшняков К. 0 - - - 0 - 0 - Н
18 Теребенина И. + + - - + 0 0 + С
19 Хохлов М. + - - 0 + 0 + + С
20 Юрина А. 0 0 - - + - + 0 Н

 

Условные обозначения:

«+» получен хороший, полный, грамотный ответ (или выполнена отличная иллюстрация), то есть с заданием справился.

«0» получен не совсем полный ответ, в нем допущены неточности (или в иллюстрации допущены не очень серьезные ошибки), то есть с заданием справился наполовину.

«-» ответ неправильный или не получен совсем (плохая иллюстрация), то есть с заданием не справился.

Примечание: два «0» засчитывается за «-».

В – высокий уровень приобщения к искусству иллюстрации.

С – средний уровень приобщения к искусству иллюстрации.

Н – низкий уровень приобщения к искусству иллюстрации.

Таковы данные констатирующего эксперимента, которые были учтены нами в разработке методики ознакомления младших школьников с искусством иллюстрации: высокий уровень ознакомления детей с искусством иллюстрации показали 8% детей, средний – 50% и низкий уровень зафиксирован у 42% младших школьников.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.