Организация процесса обучения плаванию — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация процесса обучения плаванию

2020-04-01 262
Организация процесса обучения плаванию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно-урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системеосновными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Цель работы: изучить состояние вопроса путем реферативной обработки литературных данных

Задачамикурсовой работы являются:

. Проанализировать состояние вопросов по данным специальной литературы.

. Изучить технику плавания различными способами.

. Рассмотреть ошибки в технике различных способов плавания и пути их устранения.

Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен тренерам, преподавателям и инструкторам по физической культуре для подготовки спортсменов, а также студентам факультета физической культуры при подготовке к занятиям; для коррекции основной направленности тренировочного процесса прыгунов с шестом.

 


Жесты в плавании

Командные жесты

1. Внимание - и.п. - стоя лицом к обучаемым, поднять руки вверх, опустить в стороны. Сводить и разводить руки (5-6раз).

2. В воде разомкнулись на вытянутые руки - и.п. - стоя лицом к обучаемым, поднять руки (5-6раз).

3. Закончить упражнение - и.п. - стоя лицом к обучаемым, поднять руки в стороны - вверх. Скрещивать руки над головой (5-6раз).

4. Выходи из воды - и.п. - выполнить жесты внимание, затем «закончить упражнение», оставить выпрямленную левую руку вверху, правую опустить вниз и размахивать ей вправо, влево.

Имитационные жесты

5. Выполняй упражнение:

а) движение ногами кролем- и.п. - стоя боком к обучаемым выполнять движения вверх-вниз вытянутыми руками;

б) движение руками кролем - и.п. - стоя лицом к обучаемым выполнить упрощенную схему движения руками.

6. Исправь ошибку - и.п. - продемонстрировать (3-4раза) простейшую условную схему неправильного и правильного положения головы, туловища, движений конечностями;

а) опусти голову ниже в воду- и.п. - стоя боком к обучаемым, правая рука согнута в локте так, чтобы ладонь была напротив лба. Дотрагиваться ладонью лба, одновременно отводя голову назад, слегка прогибаясь (при ошибках в кроле на спине); часто дотрагиваясь ладонью правой руки затылка, одновременно наклоняя голову и туловище вперед до полунаклона (при ошибках в кроле на груди);

б) исправь положение стопы - и.п. - стоя боком к обучаемым на левой ноге, правую приподнять вперед, стопа приведена, голова наклонена и взгляд обращен на ногу, указательным пальцем правой руки показывать на ногу; выпрямить стопу и возвращать ее на и.п.;

в) исправь положение кисти рук - и.п. - стоя лицом к обучаемым, правая рука вверху, кисть повернута, как перед гребком в плавании кролем на спине. Смотреть на кисть и выполнять приведения и отведения кисти.

7. Выполняй выход из воды - и.п. - стоя лицом или боком к обучаемым: показать указательный палец (3-4раза) на широко открытый рот, затем сделать губы «трубочкой», слегка наклонить голову и показать указательным пальцем в рот и от него легкими покачиваниями (3-4раза) вниз.

8. Удерживай уровень воды в середине лба - и.п. - то же, что и 7. Потереть ребром ладони посередине лба.

Условные жесты

9. Хорошо - и.п. - стоя лицом к обучаемым, поднять правую руку в сторону - вверх, утвердительно покачивая головой.

10.Плохо - и.п. - то же, что и 9. Поднять руку вверх, согнуть ее в локтевом суставе и периодически размахивать предплечьем из стороны в сторону перед своим лицом, одновременно отрицательно покачивая головой.

11.Оценка за технику выполнения - и.п. - стоя лицом к обучаемым, поднять в сторону либо вверх правую руку с определенным количеством выпрямляемых и растопыренных пальцев, что соответствует такой же оценке в балах за технику выполнения упражнений.

На начальном этапе обучения плаванию применяются методические приемы, позволяющие педагогу акцентировать внимание занимающихся на правильном расположении частей тела в движениях, к ним относятся ориентиры. Использование ориентиров несколько упрощает технику плавания, но улучшает обучение.

В качестве примера можно привести нижеследующую систему простейших ориентиров:

 

Кроль на спине

1 - уши должны быть погружены в воду; 2 - живот должен всплыть; 3 - пальцы стоп должны показываться на поверхности воды; 4 - начинать движение бедром; 5 - продолжать голенью; 6 - завершать стопой. Стремиться делать движение так, как если бы подбирать футбольный мяч, плавающий в воде.

При полном цикле движений прямой рукой касаться то уха (перед входом руки в воду --7), то бедра - 8. Проносить руку по воздуху так, чтобы вода не стекала с нее на лицо - 9. Вкладывать руку в воду ребром кисти - 10.

Кроль на груди

1 не отрывать щеку от поверхности воды; 2 - при вдохе погружать голову в воду до бровей; 3 - пятки должны показываться над водой; 4 - носки оттянуты; 5 - начинать движение надо бедром; 6 - продолжать голенью; 7 - завершать стопой; 8 - большим пальцем кисти касаться бедра;9 - выход руки из воды локтем вверх; 10 = погружать руку в воду кистью на линии плеч («вколоть воду»); 11 - гребок под туловищем до бедра.

Брасс

1 - поднимать голову для вдоха, не отрывать подбородок от поверхности воды; 2 - плечи приподнять; 3 - перед вдохом опускать голову в воду до линии бровей, середины лба; 4 - во время подтягивания ног большие пальцы должны касаться друг друга; 5 - гребок ногами заканчивается касанием пяток; 6-8 - кисти наружной стороной касаются одна другой, начиная гребок - разворачиваются снаружи; 7 - с окончанием гребка кисти перед головой; 9 - локти сводятся к туловищу, гребок руками до линии плеч (вдох), кисти у подбородка (выдох).

В зависимости от степени овладения техникой плавания ориентиры могут меняться, приобретая соответствующее значение.

При решении задач обучения плаванию, когда происходит закладка фундаментальной основы «Школы плавания», занимающиеся осваивают большое количество подготовительных упражнений по освоению с водой, упражнений для изучения элементов техники спортивных способов плавания, для успешности их освоения необходимо осуществлять постоянный контроль за выполнением.

Каждый этап освоения нового навыка и умения требует своего уровня контроля за выполнением движений.

Как пример такого контроля можно проиллюстрировать на группах подготовительных упражнений по освоению с водой:

1. Для группы упражнений передвижения: бег 7-10м вперед спиной, вперед грудью с помощью гребковых движений руками; 5 подпрыгиваний вверх, из воды по пояс, с погружением в воду до подбородка; опустить лицо в воду.

2. Для группы упражнений погружения: собрать 3-5 предметов с глубины по пояс за одно погружение на 1-2м; держась за опору на уровне воды всплыть на поверхность воды.

3. Для группы упражнений всплывания: погружение по лестнице (шесту) на глубину до 1-2м, всплывание на поверхность воды и лежание 2-5 секунд.

4. Для группы упражнений лежания: выполнить упражнения «поплавок», «медуза», лежание на груди и на спине с изменением положений конечностей.

5. Для группы упражнений скольжения: скольжение по поверхности воды 5-7м без движений на груди и на спине с различными положениями рук, конечностей.

6. Для группы упражнений дыхания: выполнить 15-20 выдохов в воду, не нарушая ритма, стоя на месте или в ходьбе вперед.

Проводя контрольные упражнения в детских группах, где оценка имеет значительное психологическое воздействие на процесс обучения, необходимо оценивать выполнение упражнений в балльной системе. Для этого в контрольных упражнениях необходимо произвести их градацию по баллам. Чем больше преподаватель будет применять упражнений в парах, использовать поддерживающие средства, широкую вариативность выполнения упражнений, контрастные приемы и другие методические приемы, тем наибольшего успеха может достигнуть. Использование различных методов и методических приемов должно быть не изолировано, а в зависимости друг с другом.


Передвижения по дну

 

Упражнения этой группы направлены па дальнейшее ознакомление со свойствами воды. Передвижения выполняются в различных положениях (грудью, спиной, левым или правым боком вперед), с различной скоростью и с изменением направления движения (сначала вперед, затем назад, в различные стороны и т. д.). При выполнении упражнений используются простейшие способы передвижения: обычным шагом, скрестными шагами, приставными шагами, бегом, прыжками и т. д. Эти способы можно применять в различных сочетаниях: изменять направление и способ передвижения, менять скорость передвижения и положения рук, изменять движения руками (попеременные на одновременные и наоборот) и направление движения или скорость и др. Во время гребковых движений руками кисть должна принимать вертикальное положение.

Упражнения: ходьба по дну в полный рост грудью, спиной, левым (правым) боком вперед различными шагами в колонне, в шеренге, парами и в других построениях; бег в различных положениях и построениях; передвижения прыжками в различных положениях со сменой направлений и изменением скорости движения.

Погружения

 

Упражнения этой группы позволяют приобрести навык полного погружения в воду и почувствовать выталкивающую (подъемную) силу.

Вначале целесообразно выполнять погружения без удержания за опору: предварительно выполнив небольшой вдох, спокойно погрузиться в воду. По мере освоения этих упражнений длительность пребывания под водой увеличивается. Необходимо держаться руками за опору, противодействуя всплыванию.

Занимающихся надо приучать находиться в воде с открытыми глазами. Однако открывать глаза нужно после погружения лица в воду, ибо в противном случае поверхностный слой воды сильно раздражает роговицу глазного яблока, вызывая покраснение глаз и болевые ощущения.

Упражнения: стоя в положении наклона вперед, набрать в ладони воду и опустить в нее лицо; наклониться вперед и спокойно опускать лицо в воду; погрузиться в воду до уровня шеи, подбородка, глаз и с головой; опустить лицо в воду и открыть глаза; погрузиться в воду с головой и открыть глаза; многократно выполнить погружения в воду с головой.

Упражнения для дыхания

 

Упражнения для дыхания являются важнейшей группой подготовительных упражнений для освоения с водой и основным средством обучения выдоху в воду.

В обычных условиях акт дыхания у человека выполняется без какой-либо видимой задержки между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом. На основе этого непрерывного биологического акта и должно изучаться дыхание в воде. Сразу же после погружения лица в воду необходимо выполнять энергичный, но равномерный и полный выдох, не раздувая щеки и выпуская воздух через сжатые губы. Для того чтобы у занимающихся возникла потребность в очередном вдохе, нужно сделать в воду полный выдох. Лишь в этом случае, подняв лицо из воды и широко открыв рот, можно без всяких затруднений сделать быстрый глубокий вдох.

Известны два основных варианта дыхания - непрерывное и взрывное. Суть первого состоит в том, что после вдоха, вслед за погружением лица в воду, начинается выдох, продолжительность и интенсивность которого определяется временем нахождения лица в воде, что в свою очередь зависит от темпа движений. Взрывное дыхание отличается от непрерывного тем, что после вдоха и погружения лица в воду следует задержка дыхания, время которой определяется продолжительностью нахождения лица в воде. Перед подниманием головы из воды выполняется очень быстрый и активный выдох, но обязательно в воду, затем вдох и т. д.

Начинать изучение дыхания нужно только с непрерывного варианта, второй используется лишь квалифицированными пловцами. Правильность выполнения полного выдоха в воду нужно контролировать: по активному выходу на поверхность воды пузырьков воздуха и по выдоху остатка воздуха после того, как рот появится над водой (это типичный пример неполного выдоха в воду).

Упражнения: наклониться и дуть на воду, «как на горячий чай», стараясь образовать маленькие волны; опустив рот в воду, сделать активный выдох; опустив лицо в воду, сделать выдох через рот, через нос; погрузив голову в воду, выполнить активный выдох через рот, через нос; многократные выдохи в воду через рот и через нос.

 

Всплывания

 

С помощью этой группы упражнений учащихся убеждают в том, что если они сделают глубокий вдох и погрузятся в воду с головой, то выталкивающая сила воды быстро оторвет их от дна, поднимет на поверхность воды и будет удерживать в этом положении. Одно из главных условий правильного выполнения упражнения на всплывание - умение после выполнения глубокого вдоха задерживать дыхание.

Упражнения: сделать глубокий вдох, присесть и погрузиться в воду с головой, затем руки и ноги развести в стороны и выпрямиться, расслабиться и в таком положении всплыть на поверхность спиной вверх; подняв руки вверх, сделать глубокий вдох и резко наклониться вперед-вниз, опустить голову в воду, руками коснуться дна и в таком положении всплыть поясницей к поверхности воды («медуза»); сделать глубокий вдох, погрузиться в воду с головой, плотно сгруппироваться, обхватив кистями голеностопные суставы, и в таком положении всплыть («поплавок»).

 

Лежания

 

Основная задача, которую решают упражнения этой группы,- формирование навыка горизонтального положения тола в воде. Для того чтобы подготовить занимающихся к освоению способов плавания, необходимо научить их свободно лежать на поверхности воды на груди и на спине с различными положениями рук и ног. Движения конечностей помогают усвоить прочный навык лежания на поверхности воды.

Упражнения: из положений «поплавок» или «медуза» всплыть к поверхности воды, широко развести руки и ноги, подбородок прижать к груди и задержать дыхание («звездочка»); в положении «звездочка» последовательно сводить и разводить руки и ноги, одновременно сводить руки, ноги и фиксировать это положение; сводить руки и ноги поочередно, медленно и с ускорением} лечь на спину, широко развести руки и ноги и смотреть вверх («звездочка на спине»); выполнить попеременные, последовательные и одновременные сведения и разведения рук и ног в положении на спине; выполнить повороты из положения на груди в положение на спине и наоборот.


Скольжения

 

Упражнения этой группы направлены на приобретение прочного навыка придавать телу такое положение после старта и поворотов, которое обеспечивает ему наименьшее сопротивление воды и наибольшую скорость движения вперед. Кроме того, с помощью этих упражнений вырабатывается умение правильно принимать исходное положение для последующего выполнения движений в каждом способе плавания. Скольжения выполняются на груди, па спине и на боку с различными положениями рук, толчком от дна или стенки бассейна. Перед толчком делается глубокий вдох и дыхание задерживается до конца упражнения. Скользить нужно у поверхности воды до полной остановки. Скольжения следует выполнять с различными положениями рук и головы, что способствует овладению навыком равновесия и приучает занимающихся правильно регулировать горизонтальное положение тела в воде. Правильность упражнения определяется положением головы, туловища, рук и ног (голова опущена в воду, туловище прямое без прогибом, руки и ноги выпрямлены и соединены), а также силой толчка ногами и его направлением (толчок должен быть направлен вдоль продольной оси тела).

Упражнения: выполнить скольжение на груди, руки впереди, голова между руками, дыхание задержано; выполнить скольжение на груди, правая (левая) рука впереди, другая прижата к туловищу; то же, но руин прижаты к туловищу; выполнить указанные скольжения на спине и на боку.


Изучение техники дыхания

 

Дыхание - важнейший элемент техники. Оно выполняется в соответствии с особенностями (последовательностью) изучаемой координации движений.

Во всех облегченных способах плавания, которые предусматривают движение тела спортсмена в положении на груди, дыхание осуществляется за счет поднимания лица из воды (вдох) и его последующего опускания в воду (выдох). Ознакомление с техникой дыхания необходимо проводить на суше в положении наклона вперед, руки на коленях. В этом же положении дыхание вначале изучается в воде. Необходимо учить энергичному и полному выдоху в воду, а также движению головы вперед-вверх настолько, чтобы' рот показался над водой и был широко открыт для выполнения глубокого вдоха. Если позволяют условия, можно выполнять упражнения по изучению техники дыхания в усложненных условиях: продвигаясь по дну водоема в положении наклона вперед, руки опущены вниз (вытянуты вперед, назад вдоль туловища). Дыхание должно быть непрерывным, с акцентом па полный выдох в воду.

Упражнения для изучения техники дыхания

В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, руки на коленях, подбородок у воды,- глубокий вдох и полный выдох через рот (нос) в воду. 2. То же, но поворачивая голову для вдоха в правую (левую) сторону, 3. Идя по дну в положении наклона вперед, многократно выполнять полные выдохи в воду через рот (нос).

Классификация ошибок

Первая группа ошибок - это отдельные и комплексные. Первые встречаются редко на первых шагах обучения.

Вторая группа - в конкретных двигательных действиях (например, сгибание ног в коленных суставах) и ошибки общие (положение тела в воде).

Третью группу составляют неавтоматизированные и автоматизированные ошибки. Последние возникают в результате многократного повторения неправильных движений.

К четвертой группе ошибок относят существенные (грубые) и незначительные (мелкие). Первыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия, они больше всего мешают обучению. Мелкие ошибки характерны для отдельных частей действия.

Пятую группу составляют типичные и нетипичные ошибки. К первым относятся ошибки, имеющие массовый характер, встречающиеся чаще всего. Появление таких ошибок можно заранее предупредить.

 

Причины ошибок

 

Причинами ошибок являются нарушения правил организации и условий обучения. Среди них особенно типичными будут следующие причины:

Неправильное понимание учеником задачи обучения;

Несовершенство проекта решения задачи, а также несоответствие его мышечным ощущениям;

Недостаточная общая физическая подготовленность;

Неуверенность в своих силах;

Отрицательное влияние ранее изученных действий;

Нарушение требований к организации урока, ведущее к преждевременному утомлению;

Несоответствие мест занятий педагогическим требованиям;

Недостаточный самоконтроль движений.

Знание причин возникновения ошибок позволяет предусмотреть меры, предупреждающие их появление. Предупредить - значит в полной мере соблюдать все требования и принципы обучения.

Зная классификацию ошибок и причины их появления, можно определить наиболее эффективные меры по их исправлению. Главное - выявит причину ошибки. Способы выявления ошибок в практике массового обучения ограничиваются наблюдениями с последующим анализом и оценкой. Умение наблюдать - это прежде всего умение анализировать и оценивать увиденное.

Выявив ошибки и установив причины их возникновения, педагог должен наметить пути их устранения, где необходимо соблюдать


Правила исправления ошибок

 

К наиболее распространенным среди них относятся следующие:

Ошибка должна быть понята учеником. Наиболее полезным, в практических действиях, может оказаться прием противоположных, т.е. контрастных упражнений;

Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, тех, которые нарушают основу техники;

Указания учителя об исправлении ошибки должны соответствовать возможностям ученика;

Появление исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений, с помощью которых данная ошибка исправлялась.

Недопустимо показывать совершенные учеником ошибки в утрированном виде.

 

Способы исправления ошибок

 

Они должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок. К таким способам можно отнести:

·   Повторение пройденного материала;

·   Применение подводящих и подготовительных упражнений;

·   Изменение условий выполнения.

Основными способами исправления недостатков принято считать прямой и косвенный способы исправления ошибок в технике плавания, а также методические приемы контрастных заданий и утрированных движений.

Прямой способ исправления ошибок заключается в ряде непосредственных указаний на данный недостаток с указанием как надо выполнять движение.

Методический прием контраста - это исправление данного недостатка путем изменения формы движений. Например, при плавании кролем на спине слишком узкое вкладывание рук в воду, предложить занимающимся вкладывать руки шире обычного правильного положения, а затем добиться нужной формы движений.

Методический прием утрирования, при котором занимающемуся, в нашем примере, предлагают вкладывать руки еще уже, что даст ему почувствовать неправильность его движений. Методический прием как непосредственная помощь тренера будет выражаться в непосредственном контакте тренера с учеником, который буде корректировать форму движения своими действиями, как на суше, так и в воде.

Косвенный способ исправления ошибок заключается в исправлении недостатка, связанного с конкретной ошибкой и влияющего непосредственно на нее. Например, ошибка в кроле на груди - движение ногами, глубоко погруженными в воду. Одна из причин может заключаться в высоком положении головы, обучаемому необходимо предложить опустить голову поглубже в воду.

Для применения косвенного метода нужно знать причину данной ошибки, т.е. знать другую ошибку, которая порождает предыдущую.

К косвенному способу относятся такие методические приемы, как демонстрация движений спортсменами высокой квалификации, демонстрации кинофильмов и других наглядных пособий.

В процессе обучения плаванию необходимо постоянно контролировать усвоение техники выполнения упражнений, для чего нужно учитывать определенные особенности в методике контроля, к которым относятся:

Техника движений на первом этапе обучения (разучивания0 не должна быть слишком детализированной.

Основными источниками информации о качестве выполнения упражнений являются слово преподавателя и собственный зрительный контроль.

Для облегчения самоконтроля необходимо ввести зрительные ориентации на самых главных моментах двигательного акта.

Сравнительные задания, которые должны дать возможность сравнивать правильное и неправильное выполнение движений.

 


Заключение

 

Начальное обучение плаванию детей нужно строить на основе двигательной избирательности. Суть ее состоит в том, что каждому ребенку присуща способность к более быстрому и качественному освоению наиболее доступных для него движений и их последующему развитию.

Теоретическая концепция, определяющая работу по обучению и совершенствованию техники плавания, должна базироваться на представлении о плавании как целостном упражнении. При необходимости выделения из плавания отдельных компонентов (фаз, элементов), следует помнить об искусственном характере этой процедуры в реализации педагогических действий, обеспечивающих последующую взаимосвязь техники в целостное плавание.

При обучении облегченным способам плавания в первую очередь изучаются движения ногами. В каждой из описанных выше групп эти движения неодинаковы. Поэтому целесообразно на первых же занятиях начать обучение движениям ногами из всех групп облегченных способов в такой последовательности: кролем на груди и на спине, как при плавании брассом, как при плавании дельфином, как при плавании на боку. После этого изучаются Движения руками, которые во всех группах облегченных способов (кроме пятой) одинаковы. Затем детям представляется возможность опробовать различные сочетания движений и выбрать для последующего изучения такие, которые показались им более доступными и в силу этого лучше других освоенными. Способность детей более быстро и качественно осваивать наиболее доступные движения, проявлять определенный «двигательный вкус» называется двигательной избирательностью. Она осуществляется при активной направляющей роли педагога.

Особенностью развития и освоения техники плавательных движений является усложнение их выполнения. В условиях водной среды должен обеспечиваться процесс осмысления приобретенных на суше навыков и технических действий. Необходимо помнить условие - только усвоив выполнение простого упражнения можно переходить к изучению более сложного. Чем больше вариантов движений в упражнениях освоит обучаемый, тем быстрее и прочней будет формироваться плавательный навык того или иного способа. Такое направление в начальном обучении в полной мере соответствует педагогическим правилам: от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.

 


Введение

 

Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно-урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системеосновными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Цель работы: изучить состояние вопроса путем реферативной обработки литературных данных

Задачамикурсовой работы являются:

. Проанализировать состояние вопросов по данным специальной литературы.

. Изучить технику плавания различными способами.

. Рассмотреть ошибки в технике различных способов плавания и пути их устранения.

Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен тренерам, преподавателям и инструкторам по физической культуре для подготовки спортсменов, а также студентам факультета физической культуры при подготовке к занятиям; для коррекции основной направленности тренировочного процесса прыгунов с шестом.

 


Организация процесса обучения плаванию

 

Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно - урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно - урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система. Полноценное решение задач обучения по плаванию возможно только при сочетании и преемственности различных форм, которые группируются по двум направлениям.

Рассматривая структуру организации занятия по плаванию, необходимо выделить несколько звеньев этой работы, она может быть представлена в виде схемы:


 

 

Используя различные способы проведения упражнений, нужно учитывать контингент занимающихся и решаемые задачи на занятии, регулируя воздействия упражнений с помощью различных вариантов нагрузок: малой, средней и большой.

Рассмотрев общие вопросы организации занятий по плаванию, необходимо остановиться на организации построения учебного процесса, который имеет свои закономерности.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися. Основные принципы, методы и средства обучения плаванию приводятся ниже.

Принципы обучения плаванию:

· сознательность и активность;

· наглядность;

· доступность и индивидуализация;

· систематичность и последовательность;

· повторность и постепенность.

Методы обучения плаванию:

· словесные;

· наглядные;

· практические;

· контроля и оценки.

Средства обучения плаванию (упражнения):

· общеразвивающие;

· для развития физических качеств;

· игры и развлечения;

· имитационные;

· подготовительные:

для освоения начального плавания;

для изучения техники облегченных способов плавания;

учебные прыжки в воду;

· подводящие;

· специальные:

для разучивания техники спортивных способов плавания;

для устранения ошибок;

для совершенствования техники;

· контрольные.

Одной из форм организации занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания является урок. В связи с основными дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

1) комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они располагаются на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная; в воде - подготовительная, основная, заключительная; на суше - заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план - график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план - конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план - конспект по описываемой ниже форме.

Во второй графе план - конспекта последовательно указываются части урока, и продолжительность каждой части. В третью графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В четвертой графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В пятой графе указываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники.

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и в воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально - гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определять длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок.

О системе подачи си


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.