Анализ деятельности ООО «ямалтур» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Анализ деятельности ООО «ямалтур»

2020-04-01 110
Анализ деятельности ООО «ямалтур» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Общая характеристика ООО «ЯмалТур»

Виды деятельности и организационно-правовая форма

Наименование юридического лица — ООО «ЯмалТур».

Правовой статус — Общество с ограниченной ответственностью «ЯмалТур».

Форма собственности — частная.

ООО «ЯмалТур» было создано в 2006 году с целью развития туризма Ямало-Ненецком Автономном округе.

Организация была создана в форме Общества с ограниченной ответственностью, которая предусмотрена в п.2 ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации, деятельность которой регулируется ст. 87-94 Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федеральным Законом от 8 февраля 1998 года № 14-83 «Об Обществах с Ограниченной Ответственностью».

Центральный офис турфирмы ООО «ЯмалТур» расположен по адресу: 629008, Тюменская область, ЯНАО, г. Салехард, ул. Чубынина, 24.

Тел.: (34922) 4-15-15. Факс: (34922) 4-49-49.

E-mail: \n [email protected].

Режим работы: с 10.00 до 18.00. Выходные: суббота, воскресение

Существует также офис продаж в г. Лабытнанги по адресу: г.Лабытнанги, ул. Школьная, д.23 «Б».

Турфирма ООО «ЯмалТур» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и удовлетворении спроса населения на услуги турагентства.

Учредительными документами ООО «ЯмалТур» являются:

- Учредительный договор, подписанный его учредителями;

- Устав, утвержденный участниками;

- Договор о совместной деятельности (Протокол учредительного собрания №1).

Учредительные документы ООО «ЯмалТур» содержат условия:

- о размере уставного капитала общества;

- о размере долей каждого из участников;

- о составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;

- о ответственности участников за нарушение вкладов;

- о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений;

- о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Законом.

В протоколе учредительного собрания указывается:

- порядок и сроки разработки учредительных документов;

- распределение прав участников;

- согласование внесенных долей уставного капитала;

- рассмотрение организационной структуры предприятия;

- рассмотрение бизнес-плана.

Туристическая компания «ЯмалТур» является туроператором внутреннего туризма.

В 2007 году ООО «ЯмалТур» зарегистрировано в Едином Федеральном реестре туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного и внутреннего туризма. Реестровый номер — МТЗ 002348. Также ООО «ЯмалТур» является членом Российского Союза Туриндустрии (регистрационный номер 0465). Паспорт ООО «ЯмалТур» в Едином федеральном реестре туроператоров приведен в Приложении 1.

Кроме того, учреждение принято на консульское обслуживание в Представительстве МИД России в г. Екатеринбурге. Регистрационный номер — 991.

ООО «ЯмалТур» в своей деятельности формирует свой, индивидуальный опыт работы в сфере туризма, используя лучшие технологии и программы. За короткий срок работы учреждение зарекомендовало себя как надёжный партнёр для сотрудничества и как организация, осуществляющая качественное обслуживание клиентов.

В ООО «ЯмалТур» работает более 40 сотрудников. Также фирма привлекает дополнительных специалистов для сотрудничества в высокий сезон. Все сотрудники имеют надлежащее профессиональное образование, подготовку и опыт работы.

Свою миссию ООО «ЯмалТур» видит в том, чтобы организовывать качественный отдых и помогать клиентам находить оптимальные варианты из расчёта «цена-качество». В процессе своей деятельности работники фирмы руководствуются принципом — «Максимальное качество и удобство в интересах каждого клиента».

ООО «ЯмалТур» работает на рынке преимущественно как туроператор в области внутреннего туризма, как группового, так и индивидуального, продает готовые турпродукты, а также формирует их под заказ.

В настоящее время компания осуществляет и развивает несколько направлений деятельности на туристическом рынке. Это:

- реализация турпродукта других операторов по России, странам ближнего и дальнего зарубежья;

- развитие внутреннего и въездного туризма на территории ЯНАО.

В рамках въездного туризма фирма занимается организацией туров различного вида и направлений:

- этнографические туры. Проживание в чуме, национальная кухня, северное многоборье, участие в национальных праздниках (День оленевода, День рыбака,Вороний день, Медвежий праздник). Ямал — территория проживания малочисленных народов Крайнего Севера, которые и сейчас ведут традиционный образ жизни: ханты, ненцы, коми, селькупы;

- экскурсионные и событийные туры. Участие в археологических раскопках (Усть-Полуй, Мангазея, пойма реки Юрибей); посещение заказников и заповедников;

- охотничьи и рыболовные туры. Сезонная трофейная охота (осень, весна — водоплавающая дичь; зима — пушной зверь, полярный волк; бурый медведь, дикий олень, лось). Национальная рыбалка (нельма, хариус, голец, окунь, щука);

- туры выходного дня, корпоративный и семейный отдых;

- спортивно-оздоровительные активные туры: пешеходные, горнолыжные, лыжные, водные (сплавы и путешествия по рекам). Восхождения; пешие и лыжные походы, водные путешествия и сплавы (катамараны, байдарки, лодки);

- отдых на горнолыжном комплексе «Октябрьский» (горные лыжи, тюбинги, сани, сноуборд, катание на снегоходах, гостиница, сауна, бильярд).

С 2009 года начал работу горнолыжный комплекс ООО «ЯмалТур» в пос. Октябрьский. Комплекс оборудован современным пунктом проката со всем необходимым для активного отдыха. К услугам клиентов трасса протяженностью 630 м, перепадом высот 110 метров и средним уклоном — 16 градусов, бугельный подъемник и бэби-лифт, гостиница, кафе-бар, баня–сауна, автостоянка. На территории комплекса предлагаются этнокультурные услуги: катание на оленьих упряжках, возможность пообщаться с шаманом и другие.

В рамках всех туров организовано предоставление отдельных видов услуг:

- трансфер и транспортное обслуживание;

- услуги сопровождающих, гидов-проводников, экскурсоводов, переводчиков;

- организация деловых мероприятий: семинары, конференции (бронирование гостиниц, конференц-залов, транспорта и др.);

- оформление туристических виз и приглашений для граждан зарубежных стран;

- предоставление отдельных услуг по приёму граждан РФ и зарубежных стран.

Примерные программы некоторых туров приведены в Приложении 2.

Стоимость отдельных туров приведена в таблице 6.

 

Таблица 6

Наименование туров Стоимость
Охота и рыбалка от 55 тыс. руб.
Этнографические походы от 38 тыс. руб.
Рафтинг по горным рекам от 70 тыс. руб.
Горнолыжный курорт (в стоимость входят: проживание в ГЛ-комплексе, питание, прокат лыж, баня) от 12 тыс. руб./сутки

 

Ежегодно ООО «ЯмалТур» обслуживает за сезон более 6 тысяч любителей активного отдыха из России и зарубежья.

Структура управления и производственная структура организации

Организационная структура — это один из основных элементов управления предприятия. Внутренним выражением основных элементов организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подразделений предприятия.

Структура управления ООО «ЯмалТур» приведена на рис. 3.

Как видно из представленной схемы, организационная структура данной фирмы относится к типу линейно-функциональных, то есть является наиболее распространенной.

В ООО «ЯмалТур» существует функциональное разделение труда, которое основывается на формировании групп работников, выполняющих одинаковые функции: планирование, организация, мотивация, контроль и др.

Так, руководитель высшего уровня — директор — принимает важнейшие для организации решения, определяет стратегию ее поведения и развития.

Главными задачами директора являются:

- определение видения, миссии и целей развития организации;

- установление стратегических целей и направлений развития организации;

- разработка и проведение политики развития ключевых подсистем

 

 

 

 


Рис. 3. Организационная структура ООО «ЯмалТур»

 

 

- организации: производства продукции (услуги), маркетинговых исследований и нововведений и т. д.;

- разработка финансовой и инвестиционной политики;

- вопросы социального развития и управления персоналом;

- управление подсистемами, обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подразделений и организации в целом.

Заместитель директора по туризму руководит работой отделов по внутреннему и въездному туризму и социальным проектам и информационному обеспечению, контролирует работу менеджеров по туризму, менеджера по работе с иностранными туристами, веб-дизайнера, маркетолога, менеджера по связям с общественностью, определяет маркетинговую политику предприятия, перспективы развития, руководит разработкой новых перспективных туров и в целом планов развития организации.

Заместитель по организационным и правовым вопросам руководит работой юрисконсульта, менеджера по кадрам, системного администратора, административно-хозяйственной части, уборщика помещений, а также отдела транспортного обеспечения.

Управляющий горно-лыжным комплексом руководит работой горнолыжного курорта, его торгово-закупочной деятельностью, заключает договора с поставщиками и заказчиками, контролирует их выполнение, обеспечивает все необходимое для работы турбазы.

Главный инженер руководит технической деятельностью предприятия, занимается жизнеобеспечением персонала и клиентов, контролирует результаты работы технической службы и транспортного парка, состояние трудовой и производственной дисциплины, определяет техническую политику предприятия, способствует созданию наиболее благоприятных и безопасных условий труда и повышению культуры производства.

К функциям главного бухгалтера относится обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств организации, формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики организации, контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии организации, составление в установленные сроки бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и предоставление ее в соответствующие органы, а также проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерия ведет учет реализации турпродуктов, проводит инвентаризацию в отделах; проверяет калькуляцию себестоимости туров; выявляет источники образования потерь и излишков; ведет учет и расчет торговой наценки; сверку сданной выручки с кассой, банком; контроль за правильным ведением книг кассира-операциониста по кассовым аппаратам; учет по соответствующим счетам, обработку приходно-расходных документов по складу; учет материалов по службам предприятия; учет в системе «1C: Бухгалтерия».

Старший менеджер координируют и контролируют работу сотрудников более низких уровней. Характер их работы определяется содержанием работы своего подразделения.

Менеджер — это сотрудник, являющийся непосредственно исполнителем работ. В обязанности менеджеров входит составление, расчет и продажа клиентам туров в соответствии с их пожеланиями. Каждый менеджер отвечает за калькуляцию данных для туров и услуг. За счет проверенных туроператоров-партнеров компания может вырабатывать выгодные цены.

Целесообразным будет отметить, что персонал турфирмы ООО «ЯмалТур» должен отвечать следующим требованиям:

- знать основные документы российского законодательства в сфере туризма и потребления туристских услуг, нормативные документы, определяемые требования к безопасности туристских маршрутов;

- знать иностранный язык в объеме, соответствием выполняемой работе;

- знать методы управления, основ педагогической деятельности и психологи личности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, а также готовность к кооперации с коллегами по работе;

- уметь дать четкие, точные ответы на поставленные посетителем вопросы;

- владеть информацией, необходимой для потребителя;

- повышать свою квалификацию на курсах, семинарах, ездить в рекламно- информационные туры.

Менеджер должен знать свои должностные обязанности:

- работа с российской и зарубежной клиентурой;

- ведение делопроизводства (умение на научной основе организовывать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере туристской деятельности);

- использование офисной оргтехникой (телефоном, факсом, ксероксом, персональным компьютером);

- владение деловой корреспонденцией;

- использование специализированной справочной литературы;

- оперативное предоставление информации клиентам;

- владение культурой межличностного общения;

- формирование туристского продукта;

- оформление турпакета;

- бронирование, подтверждение и оформление услуг.

Маркетолог в ООО «ЯмалТур» также должен выполнять следующие работы:

- проведение маркетинговых исследований в туристской индустрии;

- проведение рекламных кампаний, презентаций;

- составление и дизайн рекламных материалов;

- владение методикой распространения рекламных материалов и продвижения турпродукта;

- проводить мероприятия по повышению продаж туристского продукта.

Так как фирма относительно молодая, то ее организационная структура постоянно совершенствуется адекватно её стремительному развитию. Штатное расписание отдела внутреннего и въездного туризма компании ООО «ЯмалТур» представлено в таблице 7.

 

Таблица 7

Оплата труда отдела внутреннего и въездного туризма ООО «ЯмалТур»

  Наименование показателей     Значение
Численность работников отдела, чел. 5
Оплата труда руководства фирмы, в том числе:  
- директор 49000
- заместитель директора 47000
- главный бухгалтер 45000
Оплата труда персонала отдела внутреннего и въездного туризма, в том числе:  
- старший менеджер 41000
- менеджер 38500
- менеджер по работе с иностранными туристами 39500
- гид-переводчик 35000

 

Такой значительной, по сравнению с центральными районами РФ, заработной платой работники обязаны не только кадровой политике руководства фирмы, но также в основном надбавкам за работу в условиях Крайнего севера (так называемым «северным коэффициентам»). Также надо сказать, что условия труда в таких суровых погодных условиях являются достаточно тяжелыми, особенно у работников, занимающихся непосредственно работой с клиентами, организацией и проведением туров.

 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей

 

Рассмотрим динамику технико-экономических показателей деятельности предприятия за 2006-2008 гг. (табл. 8) на основе данных бухгалтерской отчетности (Приложение 3).

Проанализируем данные, представленные в таблице.

 

Таблица 8

Динамика технико-экономических показателей ООО «ЯмалТур» за 2006-2008 гг., тыс. руб.

 

Показатели

Годы

Отклонение, %

2006 2007 2008 07/06 08/07
Выручка от реализации услуг 6331 7901 9575 124,8 121,2
Себестоимость реализации услуг 4883 5462 7023 111,9 128,6
Среднесписочная численность работающих, чел. 51 54 56 105,9 103,7
Производительность труда 124,1 146,3 171,0 117,9 116,9
Фонд заработной платы 1774,8 2003,4 2111,2 112,9 105,4
Среднемесячная з/плата одного работающего, руб. 34,8 37,1 37,7 106,6 101,6
Валовая прибыль (убыток) 1448 2439 2552 168,4 104,6
Чистая прибыль 966 1497 1708 155,0 114,1
Рентабельность производства 15,3 18,9 17,8 124,2 94,1
Затраты на 1 рубль ТП, коп. 0,77 0,69 0,73 89,6 106,1
Среднегодовая стоимость ОПФ 4313 4653 5409 107,9 116,2
Фондоотдача, руб./руб. 1,47 1,70 1,77 115,7 104,2
Фондоемкость, руб./руб. 0,68 0,59 0,56 86,4 95,9
Фондовооруженность 84,6 86,2 96,6 101,9 112,1
Дебиторская задолженность 4601 2303 3606 50,1 156,6
Кредиторская задолженность 4289 4790 2756 111,7 57,5

 

Результаты, представленные в таблице, показывают, что выручка от реализации предприятия возросла на 3244 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с 2006 годом, в том числе на 1674 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с 2007 годом (рис. 4).

Себестоимость продукции предприятия возросла на 2140 тыс. руб. за период с 2006 по 2008 год, в том числе на 1561 тыс. руб. за период с 2007 по 2008 год. Этот рост является следствием увеличения продаж туристических услуг.

Анализируемая таблица показывает, что за период с 2006 года по 2008 год увеличилась валовая прибыль: на 1104 тыс. руб., и чистая прибыль — на 6545 тыс. руб. В период с 2007 года по 2008 год предприятие получило сумму чистой прибыли в 1235 тыс. руб. Оно заняло устойчивую позицию на рынке, продает туры, пользующуюся спросом, тем самым увеличивая свою прибыль, как валовую, так и чистую (рис. 5).

 

Рис. 4. Динамика выручки от реализации и себестоимости продукции предприятия за 2006-2008 гг.

Рис. 5. Динамика валовой и чистой прибыли предприятия за 2006-2008 гг.

 

Численность работников предприятия за анализируемый период увеличилась на 5 человек. При расширении деятельности молодому предприятию требуется все больше работников. В то же время предприятие уделяет большое внимание профессионализму и квалификации работающих. Однако при этом растет и производительность труда, что свидетельствует об эффективности использования персонала (рис. 6).

 

Рис. 6. Среднесписочная численность работников предприятия

 

Относительно основных производственных фондов можно сказать, что их стоимость также увеличилась — на 1096 тыс. руб. за период с 2006 по 2008 год, так как фирма постоянно приобретает новое оборудование, в том числе транспорт.

Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Показатель фондоотдачи тесно связан с производительностью труда и фондовооруженностью труда.

Показатель фондовооруженности труда увеличился в течение анализируемого периода от 84,6 до 96,6.

Рост фондоотдачи произошёл в результате повышения отдачи активной части основных средств, за счет изменения структуры ОПФ. Кроме того, рост фондоотдачи связан с превышением темпов изменения производительности над темпами роста фондовооруженности труда. Но увеличение фондовооруженности труда снижает фондоотдачу.

Динамика показателей использования основных фондов представлена на рис. 7.

 

Рис. 7. Динамика показателей использования основных фондов предприятия за 2006-2008 гг.

 

Показатель фондоемкости снизился на 0,12 с 2006 по 2008 год. То есть предприятие за эти периоды добилось снижения потребности в основных средствах. А это говорит о том, что предприятием была достигнута экономия в дополнительных долговременных финансовых вложениях.

Положительным результатом работы предприятия за период с 2006 года по 2008 год является также увеличение уровня рентабельности на 2,6 (хотя за 2008 год по сравнению с 2007 она снизилась). Однако в целом за период имеется тенденция к увеличению рентабельности. Это значит, что хозяйствующий субъект получил прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции за 2008 год больше по сравнению с 2007 годом.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво. Увеличение показателей выручки от реализации, рентабельности, заработной платы положительно характеризует работу предприятия. Большая сумма чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия, свидетельствует об эффективной работе предприятия.

 

2.3 Анализ системы трудовой мотивации ООО «ЯмалТур»

 

Значительную роль для компании, особенно туристической, играет ее персонал. Уход профессионального сотрудника с большим опытом работы и клиентской базой, как правило, приводит к потере клиентов. Немаловажна и финансовая заинтересованность сотрудников. В случае отсутствия таковой пропадает мотивация и, как следствие, ухудшается качество работы менеджеров либо не исключаются факты «левачества», что, по сути, является воровством.

Также очень важен профессионализм персонала — ведь принятие решения туристом о покупке путевки на 50% может зависеть от менеджера турагентства, которому непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми. Далее проанализируем количественный и качественный состав персонала ООО «ЯмалТур».

 


2.3.1 Количественный и качественный анализ персонала

Трудовой потенциал предприятия характеризует общая численность работников, состав, структура кадров и их движение. Источниками информации для анализа управления персоналом служат статическая отчетность и первичная документация по труду: договора, контракты, приказы (распоряжения) о приеме на работу и о прекращении трудового договора, личная карточка, записка о предоставлении отпуска, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, наряды на выполнение работ, нормы, расценки, простойные листки, лицевые счета, расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости персонала и др.

В анализе человеческих ресурсов также используют планово-нормативные документы, в том числе: баланс рабочей силы, баланс рабочего времени, план снижения трудоемкости, план по фонду оплаты труда и фонду материального поощрения, где содержатся данные о потребности в рабочей силе и источниках ее обеспечения, кадров, высвобождении работников, повышении квалификации работающих, повышении производительности труда, трудоемкости производственной программы, нормативы по труду и заработной плате, размер фонда оплаты труда по категориям, смета материальных поощрений, положения о премировании работников.

Основным показателем трудового потенциала является среднесписочная численность работников (рабочих и служащих) предприятия.

Фактические показатели содержатся в отчетности предприятия: по труду и его оплате, о выполнении плана повышения эффективности производства, по трудоемкости производства, о движении средств целевого финансирования, об использовании фонда поощрения и др.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность организации нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

В частности, от обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования и, как результат, — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Кадровый потенциал фирмы характеризует общая численность работников, состав и структура кадров. Основным показателем кадрового потенциала является среднесписочная численность работников организации.

Представим ряд аналитических таблиц, характеризующих использование трудовых ресурсов ООО «ЯмалТур» (таблицы 9-11).

 

Таблица 9

Обеспеченность трудовыми ресурсами ООО «ЯмалТур»

Категория персонала

Численность за 2006 год

Численность за 2007 год

Численность за 2008 год

 07/ 06

08/07

чел. в % чел. в %
ВСЕГО, в том числе:

51

54 56 3 105,9 2 103,7
рабочие 37 41 43 4 110,8 2 104,9
служащие, из них:

14

13 13 -1 92,9 0 100,0
руководители 6 6 6 0 100,0 0 100,0

специалисты

8 7 7 -1 87,5 0 100,0

 

Среднесписочная численность на 01.01.2008 составляет 56 человек. По сравнению с 2006 годом она увеличилась на 8,33%. Численность аппарата управления — 6 чел., специалистов — 7 чел., рабочих — 43 чел. Наглядно динамика численности персонала за 2006-2008 гг. отражена на рис. 2.6.

 


Рис. 8. Динамика численности персонала ООО «ЯмалТур» за 2006-2008 гг.

 

Из приведенных данных таблицы и рисунка видно, что рост численности персонала обусловлен в основном увеличением числа рабочих.

Изменение структуры трудовых ресурсов представлено в табл. 10.

 

Таблица 10

Изменение структуры трудовых ресурсов ООО «ЯмалТур»

Категория персонала

Структура персонала

Изменение удельного веса по сравнению с 2006 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

чел. % чел. % чел. % 2007 г. 2008 г.
Персонал основной деятельности ВСЕГО, в том числе:

51

100

54

100

56

100 - -
● рабочие 37 72,5 41 75,9 43 76,8 3,4 4,2
● руководители 6 11,8 6 11,1 6 10,7 -0,7 -1,1

● специалисты

8 15,7 7 13,0 7 12,5 -2,7 -3,2

 

Согласно таблице, наибольшую долю в структуре персонала в 2006-2008 годах занимают рабочие — в среднем около 75%. Доли руководителей и специалистов в структуре персонала равны и составляют менее 25%, что соответствует нормативным показателям управляемости.

Рассматривая движение рабочей силы в ООО «ЯмалТур», следует учитывать, что частая смена работников сдерживает рост производительности труда. Самая большая проблема во многих турфирмах — это то, что из них уходят профессионалы и на их место приходят молодые сотрудники без опыта работы, либо с неправильным представлением о работе в туризме вообще. Элементарное незнание продукта приводит к утечке клиентов, которые не хотят общаться с непрофессионалами. Может иметь место воровство со стороны персонала, но этого можно избежать при правильной организации оплаты труда.

Поэтому важно проанализировать, нет ли текучести кадров (состояние социального обеспечения, прогулы, уход по собственному желанию и др.), рассмотреть динамику состава увольнений: индивидуальное и коллективное, перемена служебного положения, число переводов на другие должности, уход на пенсию, истечение срока контракта и др.

В кадровой политике выделяются увольнения:

- желательные для организации (замены, переводы по службе, сокращение численности и т. д.);

- не желательные для организации (увольнения нужных работников по собственному желанию, уход на пенсию, уход до окончания срока контракта).

В процессе анализа рассчитывают коэффициенты, позволяющих сравнить интенсивность движения кадров. При изучении движении рабочей силы организации различают необходимый оборот и излишний оборот.

Коэффициент необходимого оборота (%) рассчитывается путем деления числа работников, уволенных за данный период по причинам производственного или общегосударственного характера, на среднесписочную численность работников за тот же период:

 


В состав лиц, выбывших по причинам производственного или общегосударственного характера, включают уволенных в связи с сокращением численности и переводом на другие предприятия, поступлением на учебу, призывом на воинскую службу, потерей трудоспособности.

Коэффициент излишнего оборота, или коэффициент текучесть кадров (%), определяется как отношение числа работников, уволенных за данный период по собственному желанию, а также за нарушения трудовой дисциплины, к среднесписочной численности работников за тот же период:

 

 

Коэффициент выбытия кадров (%) найдем как частное от деления числа работников, уволенных по всем причинам, на среднесписочную численность работников за тот же период:

 

 

Коэффициент приема кадров (%) можно установить делением числа работников, принятых на работу за данный период, на среднесписочную численность работников:

 

 

Коэффициент стабильности кадров находят по формуле:

 

Рассчитаем показатели движения кадров на основе следующих исходных данных (таблица 11).

 

Таблица 11

Показатели движения трудовых ресурсов за 2006-2008 гг., чел.

Показатели

 

2006 г.

 

2007 г.

 

2008 г.

Изменение, %

 07/ 06 08/07
1.Среднесписочная численность работников 51 54 56 105,9 103,7
2.Принято работников, всего 16 17 24 106,3 141,2
 в том числе          
Закончивших учебные заведения 6 2 7 33,3 350
Переведено из других организаций 1 100
Принято предприятием 10 15 17 150 113,3
3.Выбыло работников всего 4 14 22 350,0 157,1
 в том числе          
Переведено в другие предприятия 1 100
Призыв на военную службу, уход на пенсию, переход на учебу и по другим причинам 1 2 1 200,0 50,0
По собственному желанию 3 11 20 366,7 181,8
Уволено за нарушение трудовой дисциплины 1 1  — 100,0

 

Причины увольнения работников, как видно из данных таблицы, в подавляющем большинстве связаны с уходом по собственному желанию (11 из 14 человек — в 2007 году, 20 из 22 — в 2008 году). Видимо, условия работы на предприятии не вполне удовлетворяют людей и они уходят на другие предприятия.

Кроме того, небольшая часть работников была призвана на военную службу, ушла на пенсию и т. д. Процент увольнений за нарушения трудовой дисциплины незначителен (1 человек — в 2007 г., 1 человек — в 2008 г.).

Динамика показателей движения кадров приведена на рис. 9.

 

Рис. 9. Динамика показателей движения кадров предприятия за 2006‑2008 гг., чел.

 

По данным таблицы 11 рассчитываются показатели текучести кадров ООО «ЯмалТур», которые представлены в таблице 12.

 

Таблица 12

Коэффициенты движения кадров ООО «ЯмалТур» за 2006-2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение, %

07/ 06 08/07
1.Среднесписочная численность работников, чел. 51 54 56 105,9 103,7
2.Коэффициент необходимого оборота, % 2,0 3,7 1,8 188,9 48,2
3.Коэффициент излишнего оборота, % 5,9 20,4 35,7 346,3 175,3
4.Коэффициент выбытия кадров, % 7,8 25,9 39,3 330,6 151,5
5.Коэффициент приема кадров, % 31,4 31,5 42,9 100,3 136,1

 

По данным таблицы, коэффициент текучести (необходимого оборота) на данном предприятии в 2006-2008 годах составляет от 1,8 до 3,7% — это очень незначительная величина, которая вряд ли скажется на деятельности предприятия.

Изменения коэффициента излишнего оборота следующие: в 2006 году — 5,9%, в 2007 — уже 25,9%, в 2008 году он увеличился до 39,3%. Это значительная величина, которая свидетельствует о том, что достаточное количество работников не устраивает работа на данном предприятии.

Оборот рабочей силы происходил в основном за счет приема и увольнения работников. Однако, если в 2006 году значение коэффициента оборота по приему примерно в четыре раза превышало значение коэффициента оборота по выбытию, то в 2007-2008 году коэффициент приема превысил коэффициент выбытия всего на 5-6%: оборот рабочей силы происходил больше за счет приема работников, чем за счет их выбытия, а это значит, что предприятие за рассматриваемый период расширило свою деятельность.

Таким образом, можно констатировать, что, хотя на ООО «ЯмалТур» наблюдается некоторое увеличение значения коэффициентов выбытия, в целом предприятие обеспечено квалифицированным персоналом. Однако сохранение тенденции к увеличению выбытия персонала может в дальнейшем привести к нехватке кадров.

Далее проведем анализ численности ООО «ЯмалТур» по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

Проанализируем состав трудовых ресурсов предприятия по профессиям (таблица 13).

 

Таблица 13

Профессиональный состав работников ООО «ЯмалТур» за 2006-2008 гг.

Показатель

Годы

Отклонение, %

2006 г. 2007 г. 2008 г. 07/ 06 08/07
Среднесписочная численность рабочих, чел., из них 37 41 43 110,8 104,9
- менеджеры, консультанты 32 36 37 112,5 102,8
- повара 2 2 2 100,0 100,0
- другие 3 3 4 100,0 133,3

 

По данным таблицы видно, что в 2006-08 гг. количественные изменения в структуре качественного состава персонала произошли не очень большие. В основном увеличилось количество менеджеров — на 5 человек. Очень мало изменилось количество других специальностей — на 1-2 человек.

Половозрастная структура рабочей силы характеризует долю лиц соответствующего пола и возраста в общей численности работающих и позволяет судить о перспективах развития пре


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.