Осмотр помещений проверяемой организации — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Осмотр помещений проверяемой организации

2020-04-01 125
Осмотр помещений проверяемой организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При осуществлении налогового контроля в ходе выездной налоговой проверки недостаточно просто посетить помещение налогоплательщика, где хранится его финансовая отчетность. Счета должны быть проверены, и помимо этого необходимо проследить, чтобы налоги аккуратно уплачивались. В связи с этим проведение выездной налоговой проверки целесообразно начать с первичного осмотра всех помещений проверяемой организации.

Если должностным лицам налоговых органов, предъявившим служебные удостоверения и решение о проведении проверки, было отказано в доступе в помещение налогоплательщика, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, то такие действия влекут административную ответственность. В подобных случаях налоговые органы для проникновения в искомое помещение могут привлечь сотрудников органов внутренних дел.

Осмотру подлежат помещения, в которых:

принимаются заказы или реализуется продукция;

происходит выписка счетов;

регулируются финансовые вопросы и ведется финансовый учет.

Обязательному осмотру также должны быть подвергнуты производственные и складские помещения, места отгрузки и получения товаров и т.д.

Например, в ходе непосредственной проверки торговых точек, принадлежащих налогоплательщику, может быть получена следующая важная информация:

визуальные, документальные или иные свидетельства любой деятельности, не отраженной в учетных документах налогоплательщика;

информация о фактических торговых наценках и продажных ценах товаров;

различная информация о товарах, которая может пригодиться при проведении последующих проверок.

В случае, если деятельность организации осуществляется по нескольким адресам за счет создания различных обособленных подразделений (что непременно должно быть указано в информационном досье налогоплательщика), необходимо разработать программу подготовки и проведения осмотра каждого из мест ведения бизнеса в течение установленного периода времени, при этом нельзя пропустить ни одно из них. При необходимости там, где филиалы находятся в различных регионах страны, местные налоговые служащие могут самостоятельно произвести осмотр на основании направленного в их адрес запроса и от имени инспекции по месту нахождения головной организации.

Начиная осмотр, инспектор должен связаться с ответственным лицом (директором, управляющим, владельцем и т.д.). Первый контакт очень важен, т.к. именно он определяет сущность, значение визита, дает инспектору возможность познакомиться с высшим руководством.

В ходе осмотра, как и на протяжении всей выездной проверки, инспектор не должен пытаться отвечать на вопросы гипотетически, и ему не следует участвовать в дискуссиях относительно налогового законодательства. Он также не должен отвечать на вопросы, если не уверен в правильности ответа, однако в таких случаях он всегда должен изыскать возможность дать правильный ответ позднее по телефону или в письменном виде.

Не столь существенно, будет ли лицо, с которым инспектор встретился в первую очередь, сопровождать налогового работника в течение всего визита, но проведение первичного интервью с ним - дело обязательное. Ответственное лицо, с которым установлен контакт, просят подтвердить, что информация относительно деятельности организации содержится в официальных книгах учета и соответствует действительности. В ином случае это лицо должно указать на все произошедшие изменения. При завершении первичного интервью инспектор должен попросить о встрече с лицом, которое отвечает за подготовку налоговой декларации, или с тем, кто отвечает за ведение бухгалтерской документации, на основе которой и заполняется налоговая декларация

В ходе осмотра проверяющему необходимо выполнить также следующие дополнительные действия:

установить контакт с основными сотрудниками организации;

добиться приемлемого уровня понимания характера деятельности организации;

узнать ее организационную структуру;

понять систему бухгалтерского учета, применяемую в организации;

составить полный список фамилий и должностей служащих организации, находящихся на своих рабочих местах во время проверки;

определить списки дополнительной информации, которую необходимо проверить, и документов, которые понадобятся при проверке;

определить помещение, в котором будет работать проверяющая группа.

Контролирующему субъекту в ходе осмотра необходимо также сопоставить разумность масштаба деятельности и количество занятых лиц с объемом деятельности, указанным в отчетности налогоплательщика.

Полезно проводить осмотр организации в той последовательности, в какой на ней осуществляется деловой процесс, что, в свою очередь, позволяет оценить целостность заявленного вида деятельности.

В случае выявления в ходе осмотра признаков, указывающих на возможные нарушения налогового законодательства, необходимо зафиксировать детали этих нарушений в специальном отчете. В дальнейшем зафиксированные события необходимо учесть при проведении проверки финансовых документов.

В завершение осмотра следует еще раз проверить рабочие документы, привлекая всю полученную существенную информацию. Следует подшивать в дело копии всех документов, предоставляемых во время осмотра. На данном этапе очень важно еще раз встретиться с руководителем организации или другим ответственным лицом, чтобы проинформировать его о проблемах или поблагодарить за сотрудничество и содействие в работе. Руководитель должен быть в курсе дальнейших событий, если речь идет о возможном доначислении налога, и проинформирован о предполагаемой сумме занижения налогов. Затем ему должны быть представлены подробное требование и копия документа о результатах осмотра его предприятия.


Проверка документов

 

В список документов, подлежащих проверке в первую очередь, должны входить документы, определяющие статус предприятия по налогообложению, по форме собственности, виду и объему имущественной и финансовой ответственности, а также документы, дающие право на льготные налоги либо освобождающие предприятие от уплаты налогов.

Алгоритм проверки документов на предмет выявления признаков возможного противоправного поведения в общем виде выглядит следующим образом.

Документы, удостоверяющие личность, образование, право собственности, ценные бумаги проверяются на предмет определения, полиграфическим ли способом они выполнены. При осмотре документа обращается внимание на:

форму, размер и однообразие шрифта;

ровность линий верхнего и нижнего оснований строк;

наличие и правильность защитных средств;

точность воспроизведения оттисков символов и знаков;

способ тиснения;

качество материала обложки и бумаги документа;

способ и форму обреза края листов;

равномерность расположения красителя в штрихах;

форму линии внешней границы штриха;

степень интенсивности красителя;

наличие признаков печати, выполненной с помощью средств оперативной полиграфии.

Особое внимание уделяется анализу расположения ободков и текста оттиска печати на фотографии и на сопредельных с нею участках бумаги на предмет выявления признаков, могущих свидетельствовать о переклейке фотографии или замене на ней изображения.

В отношении всех документов:

проверяется нумерация листов;

проверяется совпадение на них серии и номера;

устанавливается количество листов;

документ проверяется на предмет наличия признаков повторного брошюрования;

изучаются записи и оттиски печатей и штампов с позиций выявления признаков подчисток, исправлений, дописок, травления;

анализируется почерк в различных частях документа или различных документов, осматриваются подписи, выполненные от имени разных лиц.

При наличии признаков самодельного изготовления документа или внесения изменений в его содержание во всех случаях проводится криминалистическое исследование документа с помощью специалистов.

Изучается логическое соответствие всех реквизитов между собою:

совпадение или различие дат;

содержание текста и оттисков печатей и штампов;

соответствие практической возможности выполнить указанные в документе действия за определенный промежуток времени определенным количеством лиц с помощью или без помощи технических средств;

оценивается реальная возможность протекания событий (процессов, указанных в документе).

Выполняется арифметическая проверка цифровых записей документа. При этом учитывается, что несоответствия в итогах при подсчете денежных сумм чаще всего могут быть вызваны:

приписками штрихов к первоначально исполненным цифрам (например, цифра "1" путем дописки превращена в цифру "4");

допиской цифр впереди выполненного числа, что приводит к увеличению его разряда (скажем, когда первичная запись - число 62 - путем дописки преобразуется в 162).

Сделанные записи сопоставляются со смыслом хозяйственных операций, ибо приписки и дописки могут вызвать несоответствие:

между общей массой всего товара и массой одного места (упаковки);

между массой всего товара и количеством мест (упаковок);

между количеством груза, выраженного в кубических метрах, и его массой, а также между ними и грузоподъемностью транспортного средства (автомобиля, погрузчика и пр.).

Следует отметить, что может проводиться как сплошная, так и выборочная проверка документов. Могут исследоваться документы как на машинных, так и бумажных носителях с точки зрения правил оформления, соответствия содержания законодательству, а также может проводиться арифметическая проверка.

 

Требование о представлении документов

 

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о представлении вышеуказанных документов (см. Приложение 2) должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Вышеуказанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения. Форма требования приведена в приложении N 2 к утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 инструкции МНС России N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" (далее - Инструкция МНС России N 60).

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, - штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Просрочка исполнения по уважительным причинам (большой объем документов, отдаленность места нахождения истребуемых документов и т.д.) обычно признается судебными органами обстоятельствами, смягчающими ответственность налогоплательщика.

При этом если в требовании не содержится конкретного перечня истребуемых документов и их количества, то судебная практика делает обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения к ответственности за каждый непредставленный документ. Доводы о том, что налоговый орган перед проверкой не располагает сведениями о наличии у налогоплательщика конкретных документов и поэтому в требовании они не конкретизированы, не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ. НК РФ не допускает привлечения к ответственности налогоплательщика за непредставление документов, количество которых определяется расчетным путем.

 

Выемка документов

 

При отказе налогоплательщика добровольно выдать документы проводится выемка документов, причем допускается вскрытие помещений, сейфов.

Выемка документов осуществляется на основании постановления, которое может быть утверждено руководителем налогового органа как предварительно, так и по итогам выемки.

По общему правилу, изымаются только копии документов. В ряде случаев это требование не соблюдается, и производится изъятие подлинных документов. При изъятии подлинников налоговые органы снимают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются. Изъятые документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или в прилагаемых к нему описях. При этом должны быть приведены наименование, количество, признаки, позволяющие индивидуализировать изъятый документ.

Налогоплательщик может удостовериться в том, что изъятые документы пронумерованы, прошнурованы, скрепить их своей подписью и печатью, сделать необходимые замечания, а также потребовать представления копии акта об изъятии документов.

Встречаются случаи изъятия оригиналов всех документов, что, по существу, парализует нормальную хозяйственную деятельность налогоплательщика. В судебной практике имеются примеры признания судами незаконными действий (бездействия) по невозврату изъятых документов.

Выемка документов, так же как и ряд других действий, в том числе осмотр, оформляются протоколом и проводятся с обязательным присутствием понятых (они не должны быть должностными лицами налоговых органов).

 


Встречная проверка

 

Налоговые органы вправе истребовать связанные с деятельностью налогоплательщика документы у лиц, владеющих соответствующей информацией о проверяемом налогоплательщике, для сопоставления полученной информации с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Эти документы необходимы налоговым органам для выяснения, например, факта совершения сделки, полноты оприходования продукции (выручки) у проверяемого ими налогоплательщика.

При этом лицо, обладающее информацией о налогоплательщике, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Исходя из этого встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, непосредственно осуществляющим проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, с которым связана деятельность проверяемого налогоплательщика.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение организацией данной обязанности наказывается штрафом.

Встречная проверка может проводиться только в случае осуществления камеральной или выездной налоговой проверки.

В ходе встречной проверки проверяющий сопоставляет разные экземпляры одного и того же документа. Налоговые инспекторы проверяют содержание каждого экземпляра документа, которое в условиях правильного отражения хозяйственной деятельности должно быть идентичным. В случаях сокрытия доходов от налогообложения экземпляры одного и того же документа могут выписываться в разных вариантах либо документы оформляются лишь в одном экземпляре. При сопоставлении разных экземпляров документа могут не совпадать, например, количество товара, его цена. Отсутствие экземпляра документа в каком-то из подразделений тоже может быть признаком сокрытия доходов от налогообложения.

Сложившаяся практика определяет следующую схему проведения встречной проверки.

. Налоговый орган, проводящий камеральную или выездную налоговую проверку, посылает запрос в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту регистрации контрагентов, банка или клиентов проверяемого налогоплательщика. В запросе указываются документы, необходимые для проведения камеральной или выездной налоговой проверки и подтверждения достоверности отчетности налогоплательщика.

. Инспекция Министерства по налогам и сборам на основании решения руководителя производит истребование документов у указанных в запросе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а при необходимости получает их письменные объяснения.

. Истребованные документы направляются в налоговый орган, составивший запрос.

. Производится сопоставление истребованных документов с документами и отчетностью проверяемой организации, что позволяет дать заключение о степени достоверности данных, представленных проверяемым налогоплательщиком.

. Выявленные нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов отражаются в акте камеральной или выездной налоговой проверки.

Методика взаимного контроля документов. При использовании в процессе проверки метода взаимного контроля документов производится исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятиях построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах, т.к. наряду с бухгалтерским есть оперативно-технический и статистический учет, кроме первичного отражения операции проводится их обобщение с различных точек зрения.

В ходе проверки правильности расчетов по налогам методом взаимного контроля используют следующие варианты различных действий:

сведения, приведенные в формах расчетов по налогам, сопоставляются с данными бухгалтерского баланса и приложений к нему, а также с записями в Главной книге, данные расчетов по налогам сопоставляются с первичными документами;

данные первичных документов сопоставляются со сводными документами (отчетами материально ответственных лиц), с документами чернового (неофициального) учета;

сопоставляются первичные бухгалтерские документы либо различных подразделений предприятия, либо различных организаций.

 


Оформление результатов проверки

Справка о проведенной выездной налоговой проверке. Акт выездной налоговой проверки

 

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения. Форма справки приведена в приложении N 3 к Инструкции МНС России N 60.

НК РФ не предусмотрена обязанность проверяющих предоставлять налогоплательщику справку о проведенной проверке непосредственно по окончании выездной налоговой проверки.

Согласно Инструкции МНС России N 60 не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки. Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику с приложениями, в состав которых входит справка о проведенной проверке.

Форма акта приведена в Инструкции МНС России N 60. Этой Инструкцией установлены единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, а также к порядку производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками.

В соответствии с подпунктом 1.10.2 Инструкции МНС России N 60 вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения (постановления) руководителя налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

Акт подписывается уполномоченными должностными лицами налоговых органов и налогоплательщиком либо его представителем.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные объяснения, возражения, а также их обосновывающие документы.

По истечении двухнедельного срока, определенного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит одно из трех решений (ст. 101 НК РФ):

) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение и (или) требование налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, то решение и (или) требование отправляется(ются) по почте заказным письмом и считается(ются) полученным(ми) по истечении шести дней после его (их) отправки.



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.