Глава 1. Обжалование актов и действий налоговых органов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1. Обжалование актов и действий налоговых органов

2020-04-01 250
Глава 1. Обжалование актов и действий налоговых органов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена рассмотрению основных составляющих механизма обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится: организациями и индивидуальными предпринимателями - путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством; физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в указанные выше сроки.[23]

Цель данной курсовой работы: рассмотрение механизма обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях.

При написании работы ставились следующие задачи:

- охарактеризовать стороны и предмет обжалования;

-   рассмотреть сроки обжалования актов налоговых органов;

    охарактеризовать предварительные мероприятия по обжалованию действий налоговых органов (должностных лиц).

Основными источниками, использованными при написании курсовой работы, являются НК РФ, ГК РФ, АПК РФ. Также использованы материалы с официального сайта ФНС РФ.

 


ГЛАВА 1. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ И ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Сроки обжалования

 

В соответствии со статьей 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. [4]

При оспаривании в судебном порядке дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц рассматриваются в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. [1]

Срок является пресекательным, то есть по его истечении налогоплательщик теряет право на обжалование.

Начало течения сроков на обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов обусловлено моментом, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав. Срок для обжалования такого акта начинает течь с момента, когда налогоплательщик получил или должен был получить соответствующий документ.

На основании пункта 5 статьи 101 НК РФ копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки. [10]

Когда предметом обжалования является бездействие должностных лиц налогового органа, то течение срока начинается, как правило, с момента, когда определенное действие в соответствии с требованиями НК РФ должно было быть выполнено. При этом налогоплательщику не следует дожидаться какого-либо документа от налогового органа для того, чтобы обратиться в суд.

Например, согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ решение о зачете излишне уплаченного налога принимается на основании заявления налогоплательщика в пятидневный срок с момента его получения. О принятом решении налогоплательщик должен быть проинформирован в течение двух недель со дня подачи заявления о зачете (пункт 6 статьи 78 НК РФ). Именно с этого момента начинается течение срока на обжалование бездействия налогового органа.

Если сложилась ситуация, когда налогоплательщик не знает о том, что в отношении его в противоречие с законом не совершается действие, которое должно быть совершено, или, напротив, совершено действие, которое не должно было иметь места, то три месяца следует рассчитывать с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что его права нарушены. [10]

Дела, возникающие их административных правоотношений, например об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, рассматриваются в порядке главы 22 АПК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 208 АПК РФ в суд можно обратиться только в течение 10 дней после того, как была получена копия оспариваемого документа.

Правила, установленные главой 24 АПК РФ, в частности 3-месячный срок, определенный статьей 198 АПК РФ, не распространяются на имущественные, то есть исковые по своему характеру, требования, вытекающие из налоговых правоотношений. Такие имущественные, исковые по своему характеру, требования могут быть заявлены в суд к рассмотрению независимо от оспаривания ненормативного акта (действий или бездействия) налогового органа

Если в исковом заявлении налогоплательщика соединены требование имущественного характера, на которое не распространяется 3-месячный срок, например об обязании возмещения процентов за просрочку в возмещении НДС (пункт 4 статьи 176 НК РФ), и требование неимущественного характера, на которое распространяется 3-месячный срок, например требование о признании незаконным бездействия ФНС, выразившегося в невозмещении (невыплате) процентов за просрочку в возмещении суммы НДС, то дело в отношении требования имущественного характера не может быть прекращено, даже если в отношении требования неимущественного характера дело прекращено по причине истечения 3-месячного срока [10]

Часто арбитражный суд, установив не на стадии предъявления иска, а на стадии судебного разбирательства, что заявление подано налогоплательщиком с пропуском 3-месячного срока, установленного статьей 198 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства по делу со ссылкой на пункт 1 статьи 150 АПК РФ как делу, не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде. Однако нарушение сроков, предусмотренных процессуальным законодательством, не может являться основанием для прекращения производства по делу со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, а должно являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 года N 9316/05 по делу N А56-33002/2004).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ механизма обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях позволяет сделать следующие выводы:

    в соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;

    к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

    простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;

    рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.

    быстрое рассмотрение жалобы;

    отсутствие необходимости уплаты пошлины;

    обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

    в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем. [25]

При этом следует учитывать, что согласно главе 4 Налогового кодекса РФ право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители.

Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор, руководитель, председатель и т.д.).

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители). [25]

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физическое либо юридическое лицо, уполномоченный представлять интересы налогоплательщика на основании надлежаще оформленной доверенности. Порядок оформления доверенности регулируется ст. ст.185-189 Гражданского Кодекса РФ.

Для представления интересов налогоплательщика - физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) доверенность должна быть нотариально удостоверена либо приравниваться к нотариально удостоверенной (п.3 ст.29 НК РФ).

При подписании жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к экземпляру жалобы, направленному в налоговый орган, должна быть приложена доверенность либо ее надлежаще удостоверенная копия. [25]

Указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт) является ее существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В жалобе нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, если таковые имели место.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

    жалоба не подписана заявителем,

    представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,

    пропущен установленный законом срок подачи жалобы,

    жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,

    имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 12.07.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»

.   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Справочная правовая система «Гарант».

.   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Справочная правовая система «Гарант»

.   Белова М. С., Кинсбурская В. А., Ялбулганов А. А. Налоговый контроль и ответственность: анализ законодательства, административной и судебной практики / под общей ред. А. А. Ялбулганова. - М.: Academia, 2008. - 416 с.

.   Налоговое право: практикум / под ред. А. Н. Козырина. - М.: Норма, 2009. - 240 с.

.   Налоговое право России / под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова. М.: Норма, 2010. - 320 с.

.   Налоговый практикум: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н.Козырина и А.А.Ялбулганова. - М.:Юстицинформ, 2008. - 586 с.

.   Налоговые процедуры / под ред. А. Н. Козырина. - М.: Норма, 2008 - 256 с.

10. Божанова Н. Г. Налоговые споры: право на обжалование актов действия (бездействия) // Налоги (газета). - 2007. - № 35. - <http://www.fin-buh.ru/text/114086-1.html>

.   Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении жалоб налогоплательщиков. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3815415/

.   Не подлежит рассмотрению по существу жалоба налогоплательщика при наличии судебного решения, вступившего в законную силу. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3807197/

.   Об обжаловании решения налогового органа, вынесенного в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3819439/

.   Обращение налогоплательщика с жалобой в вышестоящий налоговой орган не должно иметь для него негативных последствий. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3857986/

.   О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/

.   О последствиях подачи налогоплательщиком отзыва жалобы. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3826205/

.   О приостановлении исполнения обжалуемых акта или действий налогового органа. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3802810/

.   О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган. - http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3782497/

.   О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/

.   Отсутствие на жалобе оттиска печати юридического лица. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3832594/

.   Подтверждение полномочий представителя физического лица при обращении в налоговый орган с жалобой. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/

.   Порядок исчисления сроков рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3854142/

.   Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. - http://slovari.yandex.ru

.   Порядок обжалования действий/бездействия, ненормативных актов налоговых органов. - http://www.nalog.ru/mnsrus/docs/3779492/

.   Порядок обжалования действий налоговых органов. - http://www.klerk.ru/inspection/112886/

.   Последствия подачи жалобы в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации на решение нижестоящего налогового органа в части, которая не была ранее обжалована в апелляционном порядке. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/info/3836928/

.   Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/

.   Что необходимо знать гражданину при подаче жалобы. - http://www.nalog.ru/mnsrus/audit_info/


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Образец жалобы

 

Управление ФНС России по г. Москве

, Москва, ул. Б. Тульская, 15

От ИП Петрова П.П.

ИНН 779889988998

г. Москва, ул. Сидорова, д. 30

 

Жалоба на действия (бездействие) Инспекции ФНС России №77 по г. Москве

 

г. Москва

 

апреля 2010 года в Инспекцию ФНС России №77 по г. Москве мною подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц. Вместе с налоговой декларацией я подал заявление на подтверждение права получения имущественного вычета, в связи с покупкой объекта недвижимого имущества.

К указанному заявлению приложены платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств по произведенным расходам.

По состоянию на 30.11.2010 года мною не получен ответ из Инспекции ФНС России №77 по г. Москве.

Прошу разобраться в сложившейся ситуации и принять меры по решению моего вопроса.

 

ИП Петров П.П. _______ подпись


Приложение 2

 

Образец апелляционной жалобы

 

В Управление

ФНС России по г. Москве

, г. Москва,

ул. Б. Тульская, д. 15

от Индивидуального предпринимателя

Сидорова С.С.,

, г. Москва,

ул. Московская, д. 601

 

Апелляционная жалоба на решение от 14.10.2010 № 13/20-5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

 

г. Москва 21 октября 2010 г.

 

Инспекцией ФНС России № 77 по г. Москве в отношении Индивидуального предпринимателя Сидорова Семена Сергеевича (далее - ИП Сидоров С.С.) по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (акта камеральной налоговой проверки от 16.09.2010 № 61-20 и других материалов) вынесено решение от 14.10.2010 № 13/20-5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании данного решения:

налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в сумме _____ руб.;

начислена недоимка по НДФЛ в сумме _____ руб.;

начислены пени в сумме ______ руб. за несвоевременную уплату НДФЛ.

Считаю, что указанное решение является незаконным и необоснованным, так как в нарушение пункта 2 статьи 101 Кодекса я не был извещен налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В связи с изложенным на основании пункта 2 статьи 140 НК РФ прошу:

отменить решение Инспекции ФНС России N 77 по г. Москве от 14.10.2010 № 13/20-5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью и прекратить производство по делу.

 

ИП Сидоров С.С. подпись

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена рассмотрению основных составляющих механизма обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится: организациями и индивидуальными предпринимателями - путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством; физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в указанные выше сроки.[23]

Цель данной курсовой работы: рассмотрение механизма обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях.

При написании работы ставились следующие задачи:

- охарактеризовать стороны и предмет обжалования;

-   рассмотреть сроки обжалования актов налоговых органов;

    охарактеризовать предварительные мероприятия по обжалованию действий налоговых органов (должностных лиц).

Основными источниками, использованными при написании курсовой работы, являются НК РФ, ГК РФ, АПК РФ. Также использованы материалы с официального сайта ФНС РФ.

 


ГЛАВА 1. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ И ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.