Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту

2020-04-01 170
Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Консультирует Лариса Геннадьевна Скоробогатова, Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей

Темперамент нельзя изменить, но можно научиться его контролировать

В массовом сознании существует деление темпераментов на «легкие» и «трудные», «хорошие» и «плохие». Очень часто как достоинства, так и недостатки поведения человека мы объясняем его темпераментом. Так порой и говорим: «Что с него возьмешь? такой уж у него темперамент». Потому что никакой тип темперамента не обеспечивает человеку легкой жизни, и никакой тип темперамента не предохраняет его от трудностей и нарушений поведения. Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке и т.п. Один малыш, почувствовав дискомфорт, начинает плакать, другой - возмущенно кричать, а третий спокойно заснет, не обращая внимания на неудобства. Оценить особенности взаимодействия растущего организма и окружающей среды является понятие «хорошего или плохого соответствия», которое ввели известные американские исследователи темперамента Александр Томас и Стелла Чесс.

«Хорошее соответствие» возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются с возможностями и особенностями ребенка. В этом случае психическое развитие и деятельность ребенка, скорее всего, будут здоровыми. Например, если родители, видя, что их ребенок обладает слабой нервной системой и тонкой душевной организацией, будут лояльно и с пониманием относиться к его эмоциональным реакциям, обидчивости и утомляемости. Они не будут требовать, чтобы он, пересиливая себя, из последних сил добивался успеха всегда и во всем. А если ребенок сангвиник и родители знают, что его интересы не очень устойчивы, он страстно увлекается чем-то одним, а потом разочаровывается в этом и увлекается с такой же страстью чем-то другим, то родители зная эту особенность ребенка, никогда не будут настаивать, чтобы он, во что бы то ни стало, продолжал заниматься опостылевшим ему делом.

«Плохое соответствие», с другой стороны, возникает, когда ребенок не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, которые ему предъявляются окружающими. В таких случаях у ребенка обычно наступает чрезмерный стресс, и вероятность развития поведенческих отклонений становится довольно высокой.

Как выяснить, что ребенок по своему темпераменту не соответствует предъявляемым ему требованиям? Как правило, такое несоответствие проявляется уже в первые годы жизни ребенка. Он отвергает новую пищу, незнакомых людей, непривычные места, громко протестует, не имеет четкого режима сна, питания и туалета, часто буйствует, капризничает. Если родители осознают, что в основе такого поведения лежит темперамент, и относятся к ребенку соответственно – предъявляют ему дружелюбные, мягкие, спокойные, но при этом последовательные требования, малыш постепенно научится приспосабливаться к разным условиям, научится себя вести в соответствии с требованиями родителей.

Если же родители не понимают, что происходит, то они будут обвинять либо себя («плохо воспитываем ребенка»), либо ребенка («неудачный ребенок»), либо и себя и ребенка. Многие из нас под воздействием таких чувств начинают совершать все больше и больше воспитательных промахов и, в конце концов, ощущают себя жертвами террора стороны своего малыша. И тут мы начинаем давить на своего ребенка, задабривать его или запугивать, наказывать, но сделать ничего не можем.

Необходимо понять, что трудности в детском поведении– не наша вина, и в то же время они не вызваны зловредными прихотями самого ребенка. Скорее всего, причина в том, что мы ожидаем или требуем от ребенка таких реакций, такого поведения, на которое он просто не способен в силу своего темперамента. В таких случаях холерика хотят видеть покладистым, сангвиника – спокойным и тихим, флегматика – подвижным и быстрым. Подавление темперамента – частая причина детской нервности. За подавление эмоций и темперамента современный человек платит ростом психосоматических заболеваний.

Маленькие дети находятся всецело во власти темперамента. Но они растут, усваивают уроки воспитания, берут пример со старших. Со временем они научаться терпеть. Проявлять силу воли или наоборот, отступать. И пусть не сразу, но они овладеют механизмами, которым под силу справиться с врожденной стихией темперамента.

Как выглядят «чистые» темпераменты.

Сангвиник

быстр, мгновенно ориентируется в ситуации. Его стихия там, где требуется скорость, темп, где стремительны и круты повороты. Работа горит у него в руках. Преграду он перепрыгнет или обойдет, потому что он гибок и компромиссен, не “лезет на рожон”. Жизненные узлы он развяжет мигом, преграду преодолеет играючи. Сангвиник думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман. Он общителен и находит общий язык с любым. В детстве это – заводила, живчик.

Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будет жаловаться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относится не так и т. д.. Ставьте перед ним новые и новые задачи, постарайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии — это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

Меланхолик

— неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются. Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться. Важно выявить таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.

Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Наладьте доверительные отношения с ребенком... Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе. Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты. Учите самостоятельности и смелости; ему нельзя приказывать, категоричные обращения и отрицательные оценки усилят и без того вялые действия; с таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.

Холерик

по природе своей неутомим. Натиск его неудержим. Он идет прямо, тараня препятствия, не сворачивая с пути и не отступая. Узлы он не развязывает, а разрубает. Все у него мощно. Если он сердится, то с гневом, его трудно утихомирить. Это человек одной страсти, одной идеи, одной любви. Холерик побеждает силой, натиском, и безудержной смелостью.

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло, так как он может вступить в организации фанатиков фашистского, сатанистского или явно криминального толка. Их приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Это поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте информированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его в помощники на уроках или в домашних делах, но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьте активность подростка в нужное русло. Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях; занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.


Флегматик

медлителен в движениях, он тугодум, молчун. В нем есть сила, но она рассчитана на неспешность. Он еще более неутомим, чем холерик, если его не торопить. У него формируется упорный характер, если его воспитывают правильно, но это упорство терпеливого. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. Препятствия он точит, как вода камень. От борьбы он, как правило уходит, уступая право на нее холерикам и сангвиникам, но поставленный перед необходимостью борьбы, он не отступает и способен измотать не только сангвиника, но и холерика. Чтобы вывести его из терпения, нужно приложить большие усилия. Если он взрывается, то гнев дотоле тихого, невозмутимого флегматика страшен. Однако такое – редкость. Его, очень рано начинают уважительно называть по имени и отчеству. Родителей, если они не флегматики, безмерно раздражает его медлительность.

Важно учитывать в воспитании темп мышления и поведения флегматики, стремится не подгонять, а создавать резерв времени, о необходимости сменить вид деятельности, заняться чем-то другим говорить заранее, что бы ребенок имел время перестроится. Постарайтесь, что-бы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но ребенок может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

Развивайте в малыше любознательность и инициативность (в этом вам помогут любые игры на скорость, и ловкость); показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у вас переймет.

Опубликовано в журнале «Я покупаю» апрель2003г.


Заключение

 

Таким образом, мы изучили теоретические основы личности и темперамента, рассмотрели особенности по каждому из типов темперамента и какие существуют требования к темпераменту в различных профессиях. Немаловажная информация была описана о требовании в туристической индустрии к темпераменту, так как непосредственно именно эта индустрия интересует меня и моих будущих коллег-одногруппников. Нам необходимо уже сейчас понимать, какой тип темперамента приемлем в туризме, и в каких профессиях, какие особенности своего темперамента при своей профессиональной деятельности мы должны выделять, а какие компенсировать.

Исходя из данного материала, мы можем уже сделать для себя определенный вывод. Почему темперамент так важен в нашей жизни, когда темперамент уже начинает проявляться, как особенности темперамента скажутся на нашей профессиональной деятельности. Могу сказать, что темперамент играет очень значительную роль в нашей жизни, именно от темперамента зависят многие аспекты нашего поведения, то, как мы общаемся с людьми.

Хочется отметить, что темперамент проявляется у нас уже в самом младшем возрасте. Особенности воспитания ребенка с определенным типом темперамента были рассмотрены в данной работе, используя статью практического психолога Ларисы Геннадьевны Скоробогатовой «Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту». Благодаря некоторым методикам в воспитании, мы становимся на путь воспитания в ребенке большей части положительных его особенностей в темпераменте. Тем самым, родители только помогут своим детям развить свои особенности. Проявив снисходительность к ребенку, у которого темперамент требует этого, родители воспитают в ребенке чувство уверенности, инициативности в общении, и адаптации во внешнем мире.

В заключение хотелось бы сказать, что у каждого человека свой темперамента, у кого-то он ярко выражен, у кого-то смешанный тип, каждый человек индивидуален, и подход к каждому человеку особый. Нельзя конкретизировать определенный тип темперамента, выделять какие-то приоритеты у одного из типов, говорить о том, что именно этот тип подходит для определенного вида деятельности. На выбор деятельности, и проявление человека в нем, также зависит и от личностных качеств людей, то каким образом они себя преподносят и показывают. Но темперамент является неотъемлемой частью нашей жизни, и именно он является дополнением ко всем нашим личным качествам.


Список используемой литературы:

 

1. Гиппенрейдер Ю.Б. /Психология индивидуальных различий: ТЕКСТЫ

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога

3. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации - Донецк: ООО ПКФ "БАО", 2006. - 800 с - с.38-46

4. Небылицын В. Д. Темперамент

5. Платонов К.К./Краткий словарь системы психологических понятий - М. Высшая школа 1984 г.

6. Рогов Е.И/Общая психология - М. ВЛАДОС, 1995 г.

7. Скоробогатова Л.Г. Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту // Я покупаю, №04, 2003г.

8. Теплов Б. М. Психология. - Учпедгиз, Москва, 1953 г.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.