Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.

2020-04-01 924
Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Опросный лист

Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.

)   Лучшая атмосфера занятий - атмосфера свободных высказываний.

)   Обычно я работаю с большим напряжением.

)   У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

)   Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

)   Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

)   Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

)   Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

)   Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

)   Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

)   Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

)   Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

)   Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

)   От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.

)   При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).

)   Самое замечательное время жизни - студенческие годы.

)   У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

)   Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

)   При возможности я поступил бы в другой вуз.

)   Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.

)   Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

)   Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

)   Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

)   Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

)   Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

)   Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

)   У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

)   Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

)   Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

)   Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

)   Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.

)   Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.

)   Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

)   Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

)   Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

)   Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

)   Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

)   Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

)   Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

)   Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

)   Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

)   Меня весьма тревожат возможные неудачи.

)   Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

)   Мой выбор данного вуза окончателен.

)   Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.

)   Чтобы убедить в чем - либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.

)   У меня обычно ровное и хорошее настроение.

)   Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

)   До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

)   Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

)   Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.

Обработка и интерпретация результатов

КЛЮЧ к опроснику

Шкала «Приобретение знаний»

за согласие («+») c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 - 3,6 балла; по п. 26 - 2,4 балла; - за несогласие («-») с утверждением по п. 28 - 1,2 балла; по п.42 - 1,8 балла.

Максимум - 12,6 балла.

Шкала «Овладение профессией»

за согласие по п. 9 - 1 балл; по п.31 - 2 балла; по п.33 - 2 балла; по п.43 - 3 балла; по п.48 - 1 балл и по п. 49 - 1 балл.

Максимум - 10 баллов.

Шкала «Получение диплома»

за несогласие по п. 11 - 3,5 балла; - за согласие по п. 24 - 2,5 балла; по п. 35 - 1,5 балла; по п. 38 - 1,5 балла и по п. 44 - 1 балл.

Максимум - 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

 


Приложение 3

 

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Опросник

1. а. Ухаживать за животными б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

2. а. Помогать больным людям, лечить их б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы

.   а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок б. Следить за состоянием и развитием растений.

.   а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

.   а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

.   а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

.   а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

.   а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

.   а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

.   а. Лечить животных б. Выполнять вычисления, расчеты.

.   а. Выводить новые сорта растений б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

.   а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

.   а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

.   а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

.   а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

.   а. Делать лабораторные анализы в больнице б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

.   а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

.   а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

.   а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

.   а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)


Обработка результатов и интерпретация

П Т Ч З Х
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19a   19б  
20а     20б  

 

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек - природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере «человек - техника» (технические профессии), третья графа - по сфере «человек - человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере «человек - знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - «человек - художественный образ» (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.

Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.