Понятия мотивации и мотива учения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятия мотивации и мотива учения

2020-04-01 211
Понятия мотивации и мотива учения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения

Глава 2. Экспериментальное исследование мотивов учения субъекта

Приложение 1

Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным.

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Опросный лист (для студентов)

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.

 

Список мотивов  
1. стать высококвалифицированным специалистом  
2. получить диплом  
3. успешно продолжить обучение на последующих курсах  
4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»  
5. постоянно получать стипендию  
6. приобрести глубокие и прочные знания  
7. быть постоянно готовым к очередным занятиям  
8. не запускать изучение предметов учебного цикла  
9. не отставать от сокурсников  
10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности  
11. выполнять педагогические требования  
12. достичь уважения преподавателей  
13. быть примером для сокурсников  
14. добиться одобрения родителей и окружающих  
15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу  
16. получить интеллектуальное удовлетворение  

 

Обработка и интерпретация результатов

Определяется частота названия мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.).

 


Приложение 2

Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения

Понятия мотивации и мотива учения

педагогический обучение студент профессиональный

Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современного образования, делом общественной важности.

Как ведущий фактор регуляции активности личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. Различные школы современной психологии пока ещё не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив» - они расходятся в понимании некоторых деталей.

Мотивация - единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения [14, c.25]. В современной психологии существует ни один десяток психологических концепций мотивации. Не смотря на это «в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия».

Большинство исследователей считают, что мотивация включает в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, убеждения, установки, эмоции, цели, ценности, и др. в их сложном переплетении и взаимодействии. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием. Мы будем рассматривать мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, как «сплав» движущих сил его поведения и деятельности. Высшим уровнем регуляции является сознательно-волевой.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определённой потребности. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление достигнуть этой цели. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни.

Мотивы обладают количественными (сильные-слабые) и качественными (внутренние-внешние) характеристиками. При делении мотивов на внутренние и внешние имеется ввиду отношение к содержанию деятельности.

Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:

. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?

. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации).

. Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации).

Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень её активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Личности этого типа склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчетливо [1, c.72].

Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Ещё не успев что либо сделать, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Личности этого типа малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность студента и на овладение знаниями, и на получение хорошей оценки, и на установление желаемых отношений с сокурсниками и более дальние цели.

О мотивах учения надо говорить специально, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой процесс обучения, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Обычно исследователи связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха. Основными мотивами сознательного учения являются естественное стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения - потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и постоянного самообразования.

Выбор профессии - исключительно сложный, сугубо индивидуальный акт, непосредственно обусловленный интересами и склонностями молодого человека, его самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях, о своей возможной социальной и профессиональной роли. Вот почему профессиональная ориентация всегда обращена к личности в целом, является составной частью её всестороннего развития. Он должен быть сознательным и самостоятельным. Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится всё более трудной задачей, поскольку само общество становится всё более сложным [14].

Для эффективной учебной и производственной деятельности у обучающегося должно быть сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной (производственной) работе. Направленность активности на достижение предмета потребности. Надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами деятельности. Стремление к самообразованию должно быть присуще личности на каждом этапе жизни. Всякая деятельность будет успешной при повышении осознанности человека.

При управлении обучением взрослых задача осложняется тем, что нужно в процессе занятий не только развить мотивацию учения у бывшего школьника, но во многих случаях впервые сформировать ее и далее сделать устойчивой. Надежной основой для таких изменений выступает удовлетворенность собственно процессом учебной деятельности. Чем благоприятнее воспринимает обучающийся индивид учебные ситуации, тем более устойчива структура мотивов и стабильнее успех. Достижение эффекта устойчивости мотива учебной деятельности с момента поступления в вуз и его окончания многие видят в рамках концепции педагогики индивидуальности. При индивидуальном подходе мотивационные структуры формируются и укрепляются в прямой зависимости от роста успеваемости. Основным механизмом данного процесса является «результативная обратная связь», а в зависимости от нее и увеличивающееся стремление к повышению достижений [9, c.106].

Обучение взрослых оказывается эффективным, если его цели, содержание и методы будут связаны с проблемами самих учащихся (курсантов, студентов, слушателей), ориентированы непосредственно или опосредованно на их практическую деятельность, а также, если перед учащимися откроются перспективы действенной помощи в решении задач, связанных с избранной профессией.

Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Ильин Е.П. понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.

Одним из основных мотивов сознательного учения является стремление подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация всегда обращена к личности в целом, является составной частью её всестороннего развития.

Особенность обучения взрослых заключается в том, что нужно в процессе занятий не только развить мотивацию учения у бывшего школьника, но во многих случаях впервые сформировать ее и далее сделать устойчивой. Надежной основой для таких изменений выступает удовлетворенность собственно процессом учебной деятельности.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.