Глава 2. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 2. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

2020-04-01 99
Глава 2. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Усыновление - единственная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая ведёт к решению проблемы социального сиротства через уменьшение численности таких детей, поскольку они становятся полноправными членами новых семей. Так, в 2012 году в Республике Беларусь 571 ребёнок обрёл свою новую семью в лице усыновителей [Марчук, с.9]. Как отмечает Н.Ф. Синкевич, "институт усыновления прочно вошел в жизнь нашего общества и является, в определенном смысле, мерилом гуманности любого общества и государства" [25].

КоБС определяет усыновление как основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми [7, ст.119].

Усыновление, являясь юридическим фактом, влечет за собой с одной стороны, установление правовой связи между усыновителем и усыновленным, а также между усыновленным и родственниками усыновителя, а с другой стороны, прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению [22, с.116]. Из чего следует, что усыновление, как юридический факт, является правообразующим и правопрекращающим.

Усыновлению подлежат дети, единственный или оба родителей которых: умерли; лишены родительских прав; дали согласие на усыновление ребенка; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; неизвестны [7, ст.120].

В отношении здоровья усыновляемого ребенка законодательством ограничений не установлено. При этом усыновителю предоставляется вся информация о состоянии здоровья усыновляемого ребёнка, а также имеющаяся информация о его близких родственниках и состоянии их здоровья [7, ст.120].

В отношении усыновителей законом определён ряд ограничений, которые призваны обеспечить защиту ребёнка от ряда рисков при помещении в новую семью. Так, согласно ст.125 КоБС, усыновителем может стать дееспособное лицо любого пола, за исключением:

-  лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

-  лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть усыновителями;

-  лиц, лишенных родительских прав;

-  бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

-  лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

-  лиц, имеющих судимость за умышленные преступления;

-  лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

-  лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с ч.1 ст.85.1 КоБС;

-  лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

-  лиц, которые на момент усыновления не имеют необходимого дохода;

-  супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным [7, ст.125].

Отсюда следует, что в законодательстве не определено, что лица, привлекавшиеся к административной ответственности, не могут быть усыновителями, хотя данный факт может определенным образом охарактеризовать кандидата в усыновители. Однако, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, суд может потребовать от кандидатов в усыновители дополнительные сведения, которые могут повлиять на разрешение дела по существу [2, ст.179].

Недопустимо также усыновление ребенка двумя лицами, не состоящими между собой в браке [7, ст.125], так как лица, не состоящие в браке, не являются семьей с точки зрения права, в то время как усыновление относится к семейной группе форм воспитания детей.

КоБС также предусматривает, что при усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. Один из супругов может усыновить ребенка без согласия второго, если тот признан безвестно отсутствующим на основании ст.38 Гражданского Кодекса Республики Беларусь [7, ст.131; 22, с.121].

Усыновителями в отношении белорусских детей могут быть не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане. Гаагская Конвенция по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления закрепляет, что международное усыновление имеет место только после того, как были должным образом рассмотрены возможности помещения ребенка в пределах государства, и международное усыновление наиболее соответствует его интересам [17, ст.4]. Интересы ребенка, усыновляемого иностранными гражданами, необходимо особо учитывать, как подчеркивает Н.Ф. Синкевич, поскольку "усыновление, исходя из семейно-правового принципа приоритета прав детей, допускается, прежде всего, в интересах детей, а не потенциальных усыновителей" [25].

Интересами ребенка в данном случае признается обеспечение полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. То есть суд в каждом конкретном случае проверяет и в равной мере учитывает такие обстоятельства, как нравственные и личные качества усыновителя, состояние его здоровья, проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, и другие. Данные обстоятельства оцениваются управлением (отделом) образования по месту жительства кандидатов в усыновители либо уполномоченными им организациями в течение одного месяца со дня обращения кандидатов в усыновители. По желанию кандидатов в усыновители психологическое обследование может осуществляться специалистами Национального центра усыновления по направлению управления (отдела) образования [7, ст.181; 20, п.18; 15, п.5].

С целью соблюдения интересов ребенка устанавливается также необходимость в получении заключения органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком [20, п.6].

Особое место в правоприменительной практике усыновления занимает тема сохранения тайны усыновления.

КоБС в отношении тайны усыновления предписывает, что суд, вынесший решение об усыновлении ребенка, должностные лица, осуществившие регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка под страхом ответственности по законодательству Республики Беларусь [7, ст.136].

Решение о том, будет ли знать ребёнок о своей истории происхождения и о факте своего усыновления, закон оставляет за самими усыновителями. На наш взгляд, в данном контексте правовые гарантии защиты тайны усыновления противоречат установленному в Конвенции "О правах ребенка" праву насколько это возможно, знать своих родителей, а также праву ребенка на информацию, закрепленному в Законе Республики Беларусь "О правах ребенка" [19, ст.7; 18, ст.11]. И хотя данная конвенция обладает юридической силой в Республике Беларусь и является обязательной, что подтверждено Верховным Судом Республики Беларусь, данный институт продолжает быть закреплен на законодательном уровне [20, п.1].

При этом усыновленный ребенок по достижении совершеннолетия вправе получить от органов, осуществляющих функции опеки и попечительства, а также от суда сведения, касающиеся его усыновления [7, ст.136]. Однако если тайна усыновления будет сохранена, и ребенок не будет знать о своих кровных родителях и о том, что он усыновлен, то он не сможет воспользоваться данным правом, что также является недостатком данной нормы.

Одним из значимых аспектов при рассмотрении вопроса о соблюдении интересов ребенка является то, что значительная часть детей, подлежащих усыновлению, имеют братьев и сестер. Законодательство старается не допустить их усыновления разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление отвечает интересам детей. Усыновление братьев и сестер по отдельности возможно, но тогда необходимо сообщить им друг о друге, и об их месте нахождении. Из чего можно заключить, что при сохранении тайны усыновления разъединение братьев и сестер недопустимо. С другой стороны, данная норма проявляется в том, что при наличии братьев и сестер усыновители, принимающие в семью одного из них, не могут в полной мере воспользоваться правом на сохранение тайны усыновления от ребенка.

Рассмотрим установленную законом разницу в возрасте усыновителей и усыновляемых. Согласно ст.126 КоБС, она должна быть не менее шестнадцати лет и не более сорока пяти лет [7, ст.126]. Это определяется тем, что отношения усыновления по своему характеру в законодательстве максимально приближены к отношениям между детьми и родителями. Однако в ряде случаев при усыновлении дети знают, что усыновители не являются их родителями, исходя из чего отпадает необходимость в правдоподобной разнице в возрасте, которая лишь неоправданно сужает круг кандидатов в усыновители. Предельный возраст кандидатов в усыновители не оговорен, хотя практически он складывается из максимального возраста усыновляемого ребенка (18 лет) и максимальной разницы в возрасте с усыновителем (45 лет), исходя из чего, усыновитель не может быть старше 63 лет. Однако судом обычно учитывается реальная возможность усыновителя преклонных лет выполнять свои обязанности по воспитанию, содержанию и удовлетворению потребностей ребенка.

Семейное законодательство устанавливает, что для усыновления ребенка, достигшего 10 лет, необходимо его согласие, которое выявляется органом опеки и попечительства, консульским учреждением Республики Беларусь или судом при вынесении судебного решения. Исключение могут составлять дети, уже проживающие и воспитывающиеся в семье усыновителей, и считающие их своими родителями [7, ст.130].

Также необходимо согласие обоих либо единственного родителя. Если родители ребенка - несовершеннолетние, не состоящие в браке и не обладающие полной дееспособностью лица, то необходимо получить помимо их согласия, еще и согласие их законных представителей [7, ст.127; 22, с.119]. Важно отметить, что согласие на усыновление ребёнка родители могут дать только после его рождения. КоБС устанавливает закрытый перечень случаев, когда согласие родителей не требуется. Согласно нему, для усыновления ребенка не требуется согласия родителей, если они неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, или признаны судом безвестно отсутствующими либо умершими [7, ст.128]. Ограниченная дееспособность родителя не является основанием для усыновления ребенка без согласия родителя, так как ограничивается только имущественной ответственностью [1, ст.30; 20, п.16].

Согласие может быть дано абстрактно, либо на усыновление конкретными лицами. Родители вправе отозвать свое заявление в любое время до вынесения решения суда об усыновлении. Письменное согласие требует нотариального удостоверения либо заверения руководителем учреждения, в котором находится ребенок. Согласие родителей на усыновление ребенка не имеет срока давности, если он не оговорен в самом заявлении. Родители имеют право без объяснения причин отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда об усыновлении.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, по месту жительства (нахождения) ребенка или по месту жительства усыновителей. Усыновление иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь производится по их заявлению областными судами по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, а в городе Минске - Минским городским судом.

Дела об усыновлении, поскольку в них отсутствует спор между сторонами, рассматриваются судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь. Согласно этому порядку суд рассматривает заявление об усыновлении в течение 15 дней со дня его подачи [7, ст.122; 2, ст.3943] Однако, как отмечается в "Исследовании барьеров развития национального усыновления в Республике Беларусь", вследствие прямого переноса порядка искового судебного производства, при котором не учитывается особенный порядок рассмотрения дел об усыновлении, при приеме заявления об усыновлении нередко суд информирует усыновителей о рассмотрении дела в двухмесячный срок, что является нарушением [5, с.51].

При рассмотрении дел об усыновлении обязательно участие самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а по делам о международном усыновлении - также с участием Национального центра усыновления [20, п.4].

Ребенок считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту вынесения решения, а также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей либо в Национальный центр усыновления [7, ст.122].

Учет лиц, желающих усыновить детей, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляется органами опеки и попечительства и Национальным центром усыновления [15, п.10].

Действия по подбору и передаче детей на усыновление от имени или в интересах лиц, желающих их усыновить, осуществляемые лицом, не уполномоченным на это законодательством Республики Беларусь (посредничество при усыновлении), не допускаются [7, ст.124].

Процедура отбора и подготовки граждан к усыновлению, всесторонней оценки их ресурсов для воспитания ребёнка, к сожалению, не позволяет полностью избежать случаев отмены усыновления и возврата ребёнка в "сиротскую" категорию. За 2012 год было отменено усыновление в отношении 9 детей, что составило 1, 57 % от общего числа усыновлённых [9, с.9].

Отмена усыновления производится районным (городским) судом, а в отношении международного усыновления - областным (Минским городским) судом, вынесшими решение об усыновлении ребенка. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об его отмене [7, ст.137].

В качестве оснований к отмене усыновления определено:

-  признание усыновителей недееспособными или ограниченно дееспособными;

-  усыновители являются больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

-  усыновители уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;

-  усыновители злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с усыновленным ребенком;

-  усыновители не могут выполнять родительские обязанности в связи с наличием заболевания, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

-  усыновители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на усыновленного ребенка [7, ст.138].

Согласие ребенка на отмену усыновления не требуется, но учитывается его мнение, если ребёнку исполнилось 10 лет. По достижении усыновлённым ребёнком совершеннолетия отмена усыновления недопустима [20, п.22; 7, ст.138, ст.141].

Иск об отмене усыновления могут предъявлять родители ребенка, усыновители, органы опеки и попечительства и прокурор, а по делам о международном усыновлении - также Национальный центр усыновления, ребенок, достигший 14 лет (ст.139 КоБС), государственные органы и юридические лица (ч.1 п.1 ст.85 ГПК), а также профсоюзы (ст.86 ГПК) [20, п.23].

Правовые последствия отмены усыновления, определяемые в ст.140 КоБС, предусматривают обязанность бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребёнка [7, ст.140]. Это связано с тем, что законодательством отношения усыновления приближены к отношениям кровных детей и родителей, соответственно в данной части уравнены правовые последствия утраты родительских прав к последствиям отмены усыновления.

На основании проведённого анализа можем сделать вывод о том, что приоритет усыновления в ряду форм семейного устройства детей, лишённых попечения родителей, определяется максимальным сближением правоотношений в семье усыновителей и в традиционных биологических семьях. Помимо возможностей полноценного развития, успешной социализации и реализации в обществе, усыновлённый ребёнок получает все права полноценного члена семьи усыновителей. Для общества усыновление - оптимальный путь решения проблемы сиротства в случаях, когда реабилитация биологической семьи невозможна. Однако, являясь приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление, не обеспечивает на данный момент в Республике Беларусь решения проблемы устройства всех детей, нуждающихся в семье, в связи с чем сохраняется актуальность таких форм как опека (попечительство) и приёмная семья.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.