Состояние и актуальность проблемы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состояние и актуальность проблемы

2020-04-01 174
Состояние и актуальность проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Характеристика волейбола как средства физического воспитания и развития школьников

Характеристика методов скоростно-силовой подготовки

Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Характеристика скоростно-силовых качеств, необходимых в спортивной деятельности волейболиста

Периоды развития скоростно-силовых качеств волейболистов

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Стремительное развитие спорта, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью физических нагрузок, диктует необходимость поиска новых форм, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса, адекватных встающим перед современным спортивным движением задачам.

С момента своего "изобретения" игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

Специфика волейбола отчасти заключена в самом его названии: "волей" - на лету, "бол" - мяч.

Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно "выйти на мяч" - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.

Цель исследования:

Выявление взаимосвязи между уровнем скоростно-силовой подготовленностью и уровнем физического развития старших школьников в возрасте 14-17 лет, занимающихся волейболом.

Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:

. Дать литературный обзор по изучению развития физических качеств у занимающихся волейболом;

. Изучить взаимосвязь между уровнем скоростно-силовой подготовленностью и уровнем физического развития старшеклассников.

. Определить круг основных упражнений для совершенствования (развития) скоростно-силовых качеств - быстроты передвижения, прыгучести, скоростной выносливости.

. Проверить эффективность предложенных методических средств для совершенствования (развития) физических качеств волейболистов.

Гипотеза: данный возраст - 16-17 лет - наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств спортсменов - волейболистов.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Методы исследования:

1. Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юношеских волейбольных команд.

. Методы тестирования.

. Педагогический эксперимент.

. Статистическая обработка материала.

Цель наблюдения - определить эффективность разработанного комплекса упражнений.

 


 

Методика исследования

 

При составлении программы тестирования скоростно-силовых качеств мной учитывались мнения ряда авторов (Б.А. Ашмарин, М.А. Годик, В.И. Лях, и др.), которые считают возможным использование метода моторных тестов как основного метода диагностики скоростно-силовых качеств.

Исследование проводилось на базе секции волейбола в СОШ №67 г. Брянска, где я проходил практику январе - феврале 2008, сентябрь - октябрь 2008 г.

Перед началом эксперимента на занятиях в секции волейбола учащиеся выполняли тестовые упражнения скоростно-силовой направленности для подготовки организма занимающихся к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений. Контрольная группа занималась по стандартной программе, экспериментальной был предложен дополнительный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств, необходимых волейболистам (Приложение №1).

Цель исследования:

Анализ основных характеристик развития физических качеств, используя основные упражнения, ибо в практике волейбола основные упражнения применяются в основном для совершенствования и обучения технике и тактике игры.

Задачи исследования:

. Определить круг основных упражнений для совершенствования (развития) быстроты передвижения, прыгучести, скоростной и силовой выносливости.

. Определить начальные дозировки отобранных средств подготовки.

. Проверить эффективность игровых средств для совершенствования (развития) физических качеств волейболистов.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юношеских волейбольных команд.

. Метод тестирования.

. Педагогический эксперимент.

. Статистическая обработка материала.

Цель наблюдения - выявить особенности проявления физических качеств в волейболе.

Содержание тестов специальной физической подготовки.

Виды используемых тестов:

1. Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течении 3 минут.

2. Бег ёлочкой на одной стороне площадки.

.   Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами.

.   Тест 9 - 3 - 6 - 3 - 9.

.   Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 секунд.

.   Бросок набивного мяча.

.   Сила мышц брюшного пресса и спины.

.   Броски теннисного мяча.

Содержание тестов

Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течение 3 минут с интенсивностью 12 нападающих ударов в минуту (оценивается попадание мяча в мишень - квадрат 3х3 метра). Разбег для нападающего удара на исходную позицию для разбега две мишени устанавливают по боковым линиям за линией нападения. Нападающие удары проводят поочерёдно в обе мишени. Потерей мяча считают удары в сетку, за пределы площадки, мимо мишени.

Бег ёлочкой на одной стороне площадки. На боковых линиях через 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи (по три мяча на линии). Старт - от середины лицевой линии, на которой также лежит набивной мяч. Испытуемый касается ближнего к нему мяча с правой стороны, возвращается к месту старта, касается мяча, лежащего на лицевой линии, касается рукой ближнего к нему мяча с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещается по этой же схеме с касанием следующих мячей. Оценивается время перемещения в секундах.

Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами с касанием метрической разметки возможно выше из трёх попыток. Высота прыжка оценивается в см. определяется разница между максимальной высотой выпрыгивания и высотой, зафиксированной у игрока с вытянутой рукой, стоящего на носках перед прыжком.

Тест 9 - 3 - 6 - 3 - 9 (цифры означают дистанцию бега по волейбольной площадке). Старт - от лицевой линии, коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и сделать рывок до лицевой линии, противоположной месту старта. Перемещаться с максимальной скоростью. Регистрируется время пробегания в секунду с точностью до 0.1 сек.

Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 сек. (количество прыжков).

Бросок набивного мяча (1 кг) на дальность одной рукой с места (в метрах).

Сила мышц брюшного пресса и спины: поднимание туловища до прямого седа из положения лежа на спине (руки за головой) в течении 10 сек. (количество раз).

Бросок теннисного мяча. На высоте составляющей 80% от максимального прыжка испытуемого, и на расстоянии 80 - 100 см от средней линии натягивают веревочку. В середине противоположной площадки маркируется мишень размером 1х1м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (попадания).

Тестирование проводилось дважды - вначале эксперимента и после его окончания. Результаты изложены в таблице (Приложение №2).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

· Объектом исследования является скоростно-силовые качества учащихся старшего школьного возраста, целенаправленно занимающихся волейболом в спортивной секции. Исследование особенностей проявления двигательных качеств определяет уровень физической подготовки волейболистов, и позволяет выявить пробелы в общефизической и специальной подготовке, реализация которых окажет существенную помощь в улучшении всего тренировочного процесса.

·   В результате изучения и анализа литературных источников мы разобрали разные трактовки определений многих авторов таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость. Но смысл определений физических качеств остается неизменным.

·   Особенность проявления физических качеств зависит, во-первых, от возрастных особенностей юных спортсменов, во-вторых - от выполняемых упражнений, характерных для каждого вида. В возрасте 14-17 лет посредством специализированных упражнений спортсмен наиболее успешно развивает и совершенствует свою прыжковую и силовую подготовленность.

·   Характер проявления физических качеств неразрывно связан с возрастными особенностями.

·   В заключение хотелось бы отметить, что физической подготовке юных волейболистов нужно уделять большое внимание. Наряду со специальной физической подготовкой не нужно забывать о большой роли, которую играет общая физическая подготовка.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Айриянц А.Г. «Волейбол», - М.: ФиС, 1976.

2. Амалин М.Е. «Тактика волейбола», - М.: ФиС, 1972.

3. Ахмеров Э.К. «Волейбол для начинающих», - Мн.: «Полыня», 1985.

4. «Спортивные игры» под ред. Н.П. Воробьева, М., «Просвещение», 1975.

5. Голомазов В.А. «Волейбол в школе», - М.: «Просвещение», 1976.

6. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. «Подготовка юных волейболистов», - М.: ФиС, 1967.

7. Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. «Волейбол в школе», - М.: «Просвещение», 1989.

8. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. «Юный волейболист», - М.: ФиС, 1979.

9. Ковалев В.Д. «Спортивные игры», - М.: «Просвещение», 1988.

10.Оинума С. «Уроки волейбола», М.: ФиС, 1985.

11.Осколкова В.А. «Волейбол», - М.: ФиС, 1959.

12.Фетисова С.Л. «Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования», - Л., 1974.

13.Фидлер М. «Волейбол», - М.: ФиС, 1972.

14.Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов», - Мн., 1976.

15.Фурманов А.Г. «Волейбол», - М.: ФиС, 1983.

16.Фурманов А.Г. «Играй в мини-волейбол», - М.: «Советский спорт», 1983.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Методика прыжковой подготовки волейболистов

 

Совершенствование системы подготовки волейболистов должно основываться на изучении закономерностей их соревновательной и тренировочной деятельности.

Одним из основных компонентов соревновательной деятельности является прыжковая подготовленность игроков. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне.

Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. Нужно ежедневно утром уделять не менее 5 минут укреплению ахиллова сухожилия и голеностопного сустава.

Сначала нужно разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить к сгибанию и разгибанию голеностопного сустава двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 мин. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно - по 100-150 движений (для удобства обопритесь о стену или стол под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы с амортизатором, с отягощением или преодолевая сопротивление партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать их стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плече. Эффективны для укрепления стопы и голени прыжки на песке.

Упражнения:

· На тренировках после кросса и гимнастики прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками 3-4 раза по 1 мин (интервал 5-7 мин). Интервалы используются для развития других игровых качеств - быстроты, силы, ловкости, координации движений или совершенствование техники игры. Прыжки выполняются толчками 2 ног, приземление на заряженную стопу. Затрата времени на отталкивание от пола - минимальная.

·         То же, но толчок и приземление выполняется с левой ноги на правую, и наоборот, - поочередно (ноги чуть шире плеч). То же вперед - назад на расстояние нормального шага - "маятник".

·         Прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками.

·         Прыжки в приседе (полезны не только для укрепления мышц голени, но и бедра, спины). Можно выполнять их в парах - спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях.

·         Продвижение в стороны, вперед - назад.

·         Прыжки с гирями, гантелями, "блинами". Можно имитировать обманные движения (передачу) во время прыжков.

·         Прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 5 мин.

·         Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой 50 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях. Сериями по 23 - 30 прыжков подряд.

·         Прыжки вперед назад с длиной прыжка не более 50 см. Упражнение выполняется как соревнования на время: кто сделает больше прыжков за 1 мин.

·         Серийные прыжки с отягощением в виде штанги, гири, медицинбола. Выполняется в течении 25 - 30 с.

Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках.

В методику прыжковой подготовки входит католог прыжковых упражнений, укрепляющие мышцы-разгибатели тазобедренного, коленного и сгибатели голеностопного суставов и программа прыжковых тренировок.

Каталог

. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (угол между бедром и голенью перед прыжком - 130-140о).

. Запрыгивание на тумбу высотой 80-100 см.

. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.

. Прыжки вверх ножницами (сильное сгибание и разгибание в голеностопных суставах).

. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед - прыжок.

. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава.

. Бег с высоко поднятыми коленями (колено поднимается быстро и высоко).

. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.).

. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа).

. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки как можно выше.

Программа прыжковой подготовки этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. В каждой тренировке последовательно выполняются упражнения 2, 3, 4, 7.

Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2-3 серии); отдых между сериями -1-2 мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Упражнения выполняются с набивными мячами (3-5 кг).этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно через день выполняются упражнения 1, 5, 8. Два раза в семидневном микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая выносливость.

Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин.

Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков в серии (4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 120 - 130 уд/мин.

Интервал между упражнениями на прыгучесть - 2-3 мин, на прыжковую выносливость - 3-5 мин.этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно выполняются упражнения 6, 9, 10 в одной тренировке через день.

Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии (3-4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин.

Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений.

Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков в серии (4-5 серий); во время отдыха между сериями - снижение пульса до уровня 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 4-5 мин.

Прирост показателей прыгучести и прыжковой выносливости значителен в сравнении с этими же показателями, полученными в ходе исследования прыжковой подготовки в подготовительном периоде, до внедрения экспериментальной программы. Прыжковая подготовка волейболистов эффективна и рекомендуется для использования в командах мастеров по волейболу.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Характеристика волейбола как средства физического воспитания и развития школьников

Характеристика методов скоростно-силовой подготовки

Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Характеристика скоростно-силовых качеств, необходимых в спортивной деятельности волейболиста

Периоды развития скоростно-силовых качеств волейболистов

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Стремительное развитие спорта, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью физических нагрузок, диктует необходимость поиска новых форм, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса, адекватных встающим перед современным спортивным движением задачам.

С момента своего "изобретения" игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

Специфика волейбола отчасти заключена в самом его названии: "волей" - на лету, "бол" - мяч.

Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно "выйти на мяч" - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.

Цель исследования:

Выявление взаимосвязи между уровнем скоростно-силовой подготовленностью и уровнем физического развития старших школьников в возрасте 14-17 лет, занимающихся волейболом.

Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:

. Дать литературный обзор по изучению развития физических качеств у занимающихся волейболом;

. Изучить взаимосвязь между уровнем скоростно-силовой подготовленностью и уровнем физического развития старшеклассников.

. Определить круг основных упражнений для совершенствования (развития) скоростно-силовых качеств - быстроты передвижения, прыгучести, скоростной выносливости.

. Проверить эффективность предложенных методических средств для совершенствования (развития) физических качеств волейболистов.

Гипотеза: данный возраст - 16-17 лет - наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств спортсменов - волейболистов.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Методы исследования:

1. Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юношеских волейбольных команд.

. Методы тестирования.

. Педагогический эксперимент.

. Статистическая обработка материала.

Цель наблюдения - определить эффективность разработанного комплекса упражнений.

 


 

СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.