Основы построения бухгалтерского учета в строительстве — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основы построения бухгалтерского учета в строительстве

2020-03-31 69
Основы построения бухгалтерского учета в строительстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе производственной деятельности строительных предприятий совершается большое количество простых и сложных хозяйственных операций. Строительные предприятия выполняют работы по строительству объектов, оказывают услуги и реализуют их покупателям и заказчикам в соответствии с заключенными договорами. Можно выделить следующие объекты бухгалтерского учета:

. Основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и другие;

. Процессы, происходящие в организации: процесс приобретения (заготовления) сырья, материалов и других предметов труда, производство строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ и готовой строительной продукции и ее реализация;

. Расчетные операции с поставщиками материалов, покупателями и заказчиками, с работниками предприятия по оплате труда и другие;

. Объекты учета, отражающие конечные финансовые результаты деятельности строительного предприятия;

. Источники собственных и заемных средств.

Основными задачами бухгалтерского учета в системе управления инвестиционным комплексом являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;

обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Строительство - особая отрасль материального производства, это система предприятий и организаций, которая создает недвижимые основные фонды, необходимые для деятельности предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства. В эту систему входят: инвесторы (заказчики, застройщики), которые вкладывают денежные средства для создания новых или реконструкции действующих основных фондов, подрядные и субподрядные строительные предприятия, проектные предприятия, предприятия промышленности строительных материалов и другие предприятия. Большое влияние на технико-экономические показатели строительной продукции оказывает фактор времени. В строительстве производственный процесс носит длительный характер. Это вызывает отвлечение капитала из оборота на длительное время и соответственно незавершенность строительного производства, которое оказывает влияние на организацию бухгалтерского учета. На результаты строительного производства оказывают влияние погодные условия. На строительных объектах и площадках хранится большое количество материалов открытого хранения. Под воздействием метеорологических условий эти материалы снижают потребительскую стоимость. Жизненный цикл строительной продукции обычно более продолжителен по сравнению с промышленными товарами и измеряется, как правило, десятками лет. Строительная продукция (здания, сооружения) создается на определенном земельном участке и в течение всего периода строительства (а в дальнейшем и эксплуатации) остается неподвижной. В период строительства орудия труда и рабочие непрерывно перемещаются по фронту работ. Перемещение рабочей силы и строительной техники требует дополнительных затрат на перевозку, демонтаж и монтаж строительной техники.

Основными принципами ведения бухгалтерского учета являются:

. Бухгалтерский учет ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

. Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации;.

. Хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности тех периодов, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями.

. Основанием для записи в учетных регистрах являются данные первичных учетных документов, фиксирующих хозяйственные операции;.

. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств;.

. Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции, работ, услуг того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты.

Производственная деятельность строительных предприятий состоит из основного производства, включающего в себя производство строительно-монтажных работ и различные текущие и капитальные ремонты действующих основных фондов. На своем балансе строительные предприятия имеют подсобные и вспомогательные производства. К ним относятся карьеры по добыче песка, гравия; растворобетонные узлы; ремонтно-механические мастерские и др. Отдельные строительные предприятия также имеют на своем балансе обслуживающие производства и хозяйства. К ним относят жилищно-коммунальные хозяйства, детские сады, столовые и другие. Что вызывает необходимость раздельно учитывать затраты основного производства, подсобно-вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств.

К пользователям бухгалтерской информации относятся:

администрация организации (руководители и специалисты подразделений, учредители, участники, собственники, совет директоров);

сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом (инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы);

сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом (налоговые, финансовые органы, статистики, аудиторские фирмы).

Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета определены с учетом перехода к рыночной экономике: необходимо разработать рабочие инструкции и положения по бухгалтерскому учету отдельных операций, объектов или разделов учета, в которых должна быть зафиксирована политика на длительный период деятельности объекта. Необходимо повысить уровень автоматизации учетно-вычислительных работ, упростить первичные документы, совместив их с машинными носителями.

 

Учет основных средств

 

На предприятиях строительного комплекса применяется единая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по назначению, видам, в зависимости от имеющихся прав, по степени использования.

По назначению основные средства подразделяют на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей и непроизводственные основные средства.

По видам основные средства подразделяются на следующие группы: здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, многолетние насаждения, прочие основные средства.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности, объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении при хозяйственном ведении, объекты основных средств, полученные в аренду, лизинг, безвозмездное пользование.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации, в запасе, в стадии достройки, реконструкции и частичной ликвидации, на консервации.

Основные средства оценивают по первоначальной, восстановительной (рыночной) и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств определяется путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку. Оценка основных средств, полученных безвозмездно, производится по соглашения сторон, но не ниже стоимости, отраженной в балансе у передающей стороны. Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и др.). Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между стоимостью и суммой начисленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства показывают в балансе.

Для учета движения основных средств применяется следующая документация:

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств ф. № ОС-1. Он предназначен для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для исключения из состава основных средств при их передаче другим предприятиям, а также для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного подразделения в другое;

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств ф. № ОС-2 [Приложение Е]. Применяется для отражения движения основных средств между структурными подразделениями предприятия;

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ф. № ОС-3. Он используется для оформления приемки и сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации;

Акт о списании объекта основных средств ф. № ОС-4. Он предназначен для оформления объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) при полной или частичной их ликвидации;

Акт о списании автотранспортных средств ф. № ОС-4а. Он применяется для оформления списания автотранспортных средств с баланса при их ликвидации;

Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин ф. № ОС-5. Используется для оформления передачи, установки и пуска машин и последующего их демонтажа;

Инвентарная карточка учета основных средств ф. № ОС-6. Применяется для учета всех видов основных средств. Ее заводят в бухгалтерии на каждый объект;

Опись инвентарных карточек по учету основных средств ф. № ОС-10. Применяется для регистрации открытых инвентарных карточек с целью контроля за их сохранностью;

Карточка учета движения основных средств ф. № ОС-12. Она используется для учета движения основных средств по классификационным группам. На основании данных этих карточек составляется отчетность по основным фондам;

Инвентарный список основных средств ф. № ОС-13. Ведется по местам нахождения (эксплуатации) объектов основных средств и в разрезе материально ответственных лиц.

Переоценка основных средств в РСФ Партизанского района производится индексным методом, представляющим собой индексацию первоначальной балансовой стоимости отдельных объектов с применением коэффициентов (индексов) пересчета, которые различны по группам основных средств и периодам их ввода в эксплуатацию.

Остаточная стоимость основных средств при переоценке определяется как разность между восстановительной стоимостью и переоцененной суммой износа.

Результаты переоценки основных средств оформляются в ведомости переоценки основных фондов по состоянию на 1 января. Она составляется на основании инвентаризационных описей, инвентарных карточек учета основных средств, технических паспортов и другой технической документации. После окончания работ по переоценке составляется акт по результатам переоценки, который подписывается комиссией по переоценке основных средств и утверждается руководителем организации. Результаты переоценки основных средств в бухгалтерском учете отражаются следующим образом (табл. 1):

 

Таблица 1 - Отражение переоценки основных средств

Краткое содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1. На величину дооценки увеличивается первоначальная стоимость основных средств 01 83
2. На сумму уценки уменьшается первоначальная стоимость основных средств 83 01
3. На сумму увеличения амортизации основных средств по данным переоценки 83 02
4. На сумму уменьшения амортизации основных средств по данным переоценки 02 83

 

Аналитический учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием «Инвентарной карточки учета объекта основных средств». Инвентарная карточка заводится на каждый объект. В инвентарных карточках отражается наличие драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах. Программа «Пента» позволяет получить справку о наличии драгметаллов. Для пообъектного учета основных средств в местах их эксплуатации по материально ответственным лицам применяется «Инвентарный список основных средств» (по местам их нахождения, эксплуатации).

Поступление основных средств в организацию оформляют «Актом приемки-передачи объектов основных средств». Он составляется специальной комиссией на каждый принимаемый объект и в двух экземплярах. В нем указывают первоначальную стоимость объекта и его основные технические показатели. К акту прилагают техническую документацию (паспорт объекта или здания, чертежи).

Внутреннее перемещение основных средств оформляется «Накладной на внутреннее перемещение основных средств».

Выбытие основных средств оформляется «Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)». В акте отражаются причины выбытия, результаты от списания (металлолом, запчасти). На основании указанных документов бухгалтерия делает отметки в инвентарных карточках объектов основных средств. Инвентарная карточка изымается из картотеки.

В РСФ Партизанского района необходимо завести инвентарную книгу объектов основных средств, для контроля инвентарных карточек регистрировать их в специальной «Описи инвентарных карточек по учету основных средств».

Для синтетического учета основных средств в плане счетов предназначен активный счет 01 «Основные средства». В РСФ Партизанского района к нему открыты следующие субсчета:

«Основные средства»

«Основные средства лизинга»

«Выбытие основных средств»

На этом счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации. Их учет ведется по их первоначальной стоимости.

Основные средства поступают в РСФ Партизанского района от поставщиков за оплату. При этом в учете делаются следующие записи (табл. 2):

 

Таблица 2 - Отражение операций по поступлению основных средств

Краткое содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1. На стоимость, приобретенного ОС 08 60
2. Отражена сумма НДС, предъявленного поставщиком 18 60
3. Принят на учет объект основных средств по первоначальной стоимости 01 08

 

Поступление основных средств отражается ведомости по движению [Приложение У].

По мере эксплуатации и в результате технического прогресса основные средства постепенно утрачивают свои потребительские и физические качества. Стоимость изношенной части основных средств ежемесячно должна включаться в затраты производства в виде амортизации по установленным нормам.

Амортизация представляет собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции либо отнесение ее за счет собственных источников организации.

Амортизация основных средств в РСФ Партизанского района начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства РБ от 23.11.2001 №187/110/96/18 «Об утверждении Положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» (с изменениями и дополнениями). В организации применяется линейный способ начисления амортизации.

Суть этого способа заключается в равномерном начислении амортизации (по годам) в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта. При этом способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств и нормативного срока службы или срока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизационных отчислений. Месячная норма амортизации при линейном и нелинейном способах ее начисления составляет 1/12 часть годовой суммы.

Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с месяца следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным средствам - прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия. По полностью амортизированным основным средствам начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за истечением срока службы.

Для учета амортизационных отчислений от стоимости основных средств предназначен пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». По кредиту счета отражается начисление амортизации, а по дебету - списание амортизационных отчислений в результате выбытия основных средств (табл. 3).

 

Таблица 3 - Отражение операций по начислению амортизации

Краткое содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1. Начислена амортизация по объектам основных средств 26 02
2. Списание амортизационных отчислений 02 01

 

Одним из условий начисления амортизации является правильное определение организациями нормативных сроков службы объектов основных средств, сроков их полезного использования и норм амортизации.

Для определения нормативных сроков службы основных средств используется утвержденный Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186 Временный Республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы. Нормативные сроки службы основных средств приведены в классификаторе в годах. Нормативный срок службы основных средств, ранее находившихся в эксплуатации, определяется в РСФ Партизанского района с момента принятия их на учет при первоначальном вводе в эксплуатацию первым балансосодержателем или собственником. Срок полезного использования основных средств может пересматриваться по решению комиссии при моральном устаревании объекта, а также в случае выявления ошибки в его определении.

На предприятии формируется амортизационный фонд.

Основные средства могут выбывать по различным причинам, и расходы, связанные с выбытием списываются:

. Вследствие продажи, обмена, списания в качестве вклада в уставный фонд - в дебет счета 91;

. Вследствие недостачи, выявленной при инвентаризации - в дебет счета 94;

. При безвозмездной передаче - в дебет счета 92;

. пбезвозмездной передаче в пределах одного собственника - в дебет счета 83;

. При передаче обособленным подразделениям организации - в дебет счета 79.

Выбытие основных средств в результате продажи отражается на счете 91 «Операционные доходы и расходы». По дебету счета отражаются расходы, связанные с продажей основных средств, а по кредиту - выручка от реализации основных средств (табл. 4).

Реализации (продажа) объектов основных средств оформляется «Актом (накладной) приемки-передачи основных средств» по форме № ОС-1 по договорным ценам.

Выбытие основных средств на предприятии отражается в ведомости по движению.

 

Таблица 4 - Отражение операций по выбытию основных средств

Краткое содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1. Списывается восстановительная стоимость объекта основных средств 01.4 01.1
2. Списывается сумма начисленной амортизации 02.1 01.4
3. Списывается остаточная стоимость объекта основных средств 91.1 01.4
4. Списываются затраты, связанные с реализацией данного объекта (расходы по оценке имущества) 91.2 60.1
5. Поступила на расчетный счет выручка от покупателей (по моменту оплаты) 51 91.1
7. Исчислен НДС от выручки 91.4 68.2
8. Прибыль от реализации 91.9 99

 

Одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств являются периодически проводимые их инвентаризации. Инвентаризация основных средств - это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Этим же законом определены случаи, при которых проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем организации. Во время инвентаризации комиссия уточняет данные бухгалтерского учета основных средств, проверяет их хранение и эксплуатацию, выявляет излишки или недостачи.

Результаты инвентаризации оформляются описями формы № инв-1. Они подписываются всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии каких либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.

На основании инвентаризационной описи составляются сличительные ведомости результатов инвентаризации основных средств. В эту ведомость записывают только те объекты основных средств, по которым выявлены расхождения. К сличительной ведомости прилагаются объяснения материально ответственного лица. На основании этих объяснений комиссией принимается решение о регулировании разниц между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием. За 2006-2007 г.г. расхождений выявлено не было.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.