Особенности политического процесса на африканском континенте — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности политического процесса на африканском континенте

2020-03-31 461
Особенности политического процесса на африканском континенте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы региональной интеграции в Африке в значительной степени обусловлены характером организации политического процесса на африканском континенте. Как отмечает Н.Д. Косухин, политическая власть реализуется посредством государственной власти, выражающей, как правило, экономические, политические и идеологические интересы господствующего класса. В развивающихся странах Африки политическая власть не столь социально обусловлена и растекается в традиционные, этнические, религиозные отношения. Политическая сфера в этих государствах обладает своей спецификой. Социальная основа власти представлена блоком разнородных сил, в котором руководящая роль принадлежит политической элите. В осуществлении властных функций участвуют не только государство и правящие партии, массовые общественные организации, но и традиционные институты[9].

Природное и культурно-этническое многообразие африканского мира, самобытность этногенеза, исторических судеб его народов во многом определили специфику общественного развития стран континента.

Важно учитывать и тот факт, что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой и осталась регионом перманентной политической нестабильности. В этих условиях большую роль играет мобилизация внутренних ресурсов населения, строгой дисциплины, контроля и учета со стороны государства. Отсюда возникает острая необходимость в сильной власти.

В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента, озаглавленном «Может ли Африка претендовать на ХХI век?» отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость «сильного и действенного государства». В докладе подчеркивается необходимость сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды и чаяния африканских народов. Предполагается добиться представительства в них различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата.

В месте с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций[10]. В политической жизни Африки преобладающим типом институционализации государственной власти остается авторитарно - бюрократический, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения[11].

За годы независимости колониальные конструкции, навязанные африканским обществам извне, быстро африканизировались, а современные государственные институты успели пропитаться традиционными представлениями о власти и авторитете[12].

В российской литературе достаточно основательно разработана проблема места государства в политической жизни развивающихся стран (см.: Чиркин, 1990; Энтин, 1978)[13]. В ряде исследований рассматриваются особенности властных структур в развивающихся странах: слитные партийно-государственные структуры, верховенство правящей партии, многоклассовый характер государственной власти и ее относительная самостоятельность, распространенность форм военного управления, персоналистский характер государственной власти, связанный с огромными полномочиями лидера страны, нередко принимавший уродливые формы своеобразного культа личности. О последнем свидетельствует деятельность пожизненных президентов Мобуту Сесе Соко в Заире, Бургибы в Тунисе, Банды в Малави, и других. В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, а также перед угрозой территориального распада и в результате борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы, которые привели к утверждению авторитарных политических режимов. В конце 80-х годов они существовали в 38 из 45 государств Тропической Африки.

В целом политическая власть в африканских странах представляет собой сложную систему общественных отношений, множество изменений. Механизмы власти, методы ее осуществления характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесении в новую систему политических отношений этнических, религиозных, клановых и иных неклассовых связей. В результате власть отличается гибридностью, этничностью, что приводит к ее неустойчивости и противоречивости. Это стало следствием унаследованных отсталых социальных структур, отсутствием демократических традиций, экономической слаборазвитостью и зависимостью. С другой стороны, это результат незавершенного постколониального политического развития, модернизации экономических и социальных структур.

После достижения независимости в африканских странах начинает формироваться новая система политической власти, которая заключалась в двух ипостасях. Первая ее часть выражалась в формально-правовом аспекте – в принятии конституции, формировании административных и правовых институтов местных органов власти. Конституционно-правовая модель воспроизводила ряд существенных элементов механизма власти в бывших монополиях, а также США, СССР. Это была попытка перенести на африканскую почву западные политические институты и партии, которые не соответствовали социально-экономическим и политическим условиям, ни особенностям политической культуры.

Путь демократических изменений в африканских странах сопряжен со многими трудностями, будет длительным и нелегким. Процесс демократизации отражает, в конечном итоге, поиск альтернативных путей развития. При этом политическая динамика в ряде случаев обнаруживает движение не от авторитарной системы к демократической, а прямо противоположную тенденцию[14]. В таких условиях сам факт стремления африканских лидеров к интеграции весьма симптоматичен и отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента, сотрудничеству и отстаиванию собственных интересов на поле мировой политики и экономики.

2.2.Российско-африканские отношения в контексте образования нового Африканского Союза и демократических процессов в Африке

После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался новый этап в истории российско-африканских отношений, который совпал со структурной перестройкой и реформами внутри этих стран, а также поиском национальной идентичности и места России и Африки в системе мировой политики.

Давая оценку курсу советской внешней политики в отношении Африки в эпоху М.С.Горбачева специалисты Федерального института международных и восточноевропейских исследований (БИОСТ) заключают, что Советский Союз «ушел с континента в 1980-х годах в связи с глобальной экономией, связанной с горбачевскими внутренними реформами и «новым мышлением во внешней политике и политике обеспечения безопасности»[15]. Голландский ученый Барт Ван дер Меер дополняет эти рассуждения мыслью о том, что СССР «оказался жертвой мессианской идеи о своей роли как бескорыстного бойца против империализма»[16]. С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем, нередко в трудах зарубежных исследователей данный период однозначно трактуется исключительно как «крах советской политики в Африке», при этом игнори-руется тот положительный опыт, который был накоплен за годы сотрудничества (участие СССР в поддержке борьбы за независимость, разрешении проблем африканской безопасности, подготовка кадров для развивающихся стран и др.).

В числе факторов, осложнивших процесс советско-африканских межгосударственных отношений, можно назвать проблемы урегулирования задолженности африканских государств, переходный характер их экономики, нестабильность политической ситуации в регионе, а также сильную конкуренция со стороны европейских держав, США и азиатских стран.

Задачей российской дипломатии на африканском направлении в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века было сохранение и расширение сложившихся связей и одновременно перевода их на новую основу: путем развития торгово-экономического взаимодействия с участием российских предпринимательских структур, налаживания сотрудничества с государствами, наиболее экономически развитыми, но остававшимися прежде вне сферы советского внимания (в том числе, ЮАР, Намибией и др.).

Характеризуя российско-африканские отношения на современном этапе в контексте образования нового Африканского Союза, следует отметить, что место и роль Африки в системе внешнеполитической концепции определяются сегодня с точки зрения национальных интересов России и проблем ее национальной безопасности с учетом аспектов двусторонних отношений с отдельными странами и организациями, а также прямого и косвенного воздействия Африки на мировую политику[17].

В современных условиях Российская Федерация строит свою внешнеполитическую концепцию с учетом специфики исторических, геополитических, экономических интересов страны в рамках цивилизованных межгосударственных отношений. Ее приоритеты в отношении стран Африки переместились в сферу взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического давления. Интересам России отвечает поддержание стабильности на Африканском континенте, развитие там демократических процессов, вовлечение африканских государств в общие усилия по формированию нового миропорядка. Без участия Африки сегодня невозможно создание целостной и стабильной мировой системы, комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего гуманитарного и культурного сотрудничества.

Важное значение в современных условиях Россия придает превентивной дипломатии. В 1996 г. был подписан протокол между ОАЕ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ по вопросам гуманитарного сотрудничества в зонах конфликтов, высказана инициатива о создании при Совете Безопасности ООН комитета по миротворческим операциям. В 1996 г. Президент России подписал указ о формировании специального воинского контингента в составе ВС РФ для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Представляется важным углубление сотрудничества России и Африки в рамках международной и региональной безопасности (включая проблему уничтожения запасов противопехотных и противотанковых мин). В связи с объявлением по инициативе государств Африки, Латинской Америки, при поддержке России 2006 года Международным Годом культуры мира и принятием ООН Программы действий в области культуры мира открываются перспективы развития российско-африканских контактов по проблемам установления нового демократического миропорядка. Здесь Россия и Африка могли бы внести свой вклад в дело содействия глобальному движению в направлении скорейшего перехода от насилия и войны к культуре мира и ненасилия в новом тысячелетии.

Заключение

Заключая наш анализ эволюции Африканского союза и особенностей региональной интеграции на африканском континенте, отметим, что деятельность Союза чрезвычайно важна в новых международных условиях. Являясь преемником ОАЕ, он только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС определены пока только в общем виде. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.

После принятия в Лусаке «Новой африканской инициативы» Нигерия вместе с Южной Африкой, Алжиром, Египтом и Сенегалом взяли на себя роль лидеров в деле разработки плана по преодолению проблем в развитии континента. Но представляет ли собой переход от ОАЕ к Африканскому Союзу нечто большее, чем простую смену названия, можно будет судить лишь по результатам реализации принятых планов.

Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, можно согласиться с большинством зарубежных и отечественных исследователей, что его создание открыло новую главу в истории Африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.

В новой геополитической ситуации, несомненно, произошло ослабление политического влияния РФ в регионе. Совпадение позиций по многим международным проблемам между Россией и странами Африки, обоюдная заинтересованность в создании многополюсной, а не монополярной модели мироустройства открывают перспективы для их конструктивного сотрудничества на региональном и глобальном уровнях в будущем.

Список литературы

Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международная жизнь. 1987. N 11.

Алимов Ю.И. Движение африканского единства на современном этапе. //Народы Азии и Африки, 1964, № 2.

Алимов Ю.И. Организация Африканского Единства. М., 1969.

Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993.

Васильев А.М. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12.

Громыко А. А. Африка в мировой политике М., 1986.

История Нигерии в новое и новейшее время. М. 1985.

Киселева В. П. Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической деятельности. М.. 1972.

Колкер Б.M. Африка и Западная Европа: политические отношения. М., 1982.

Косухин Н.Д. Политическая власть и политический процесс в Африке. // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3.

Кочакова Н.Б. Раннее государство и Африка. - М., 1999.

Маненко И.Б., Новикова З.С. Некоторые аспекты экономического развития Африки в 80-90-е гг. // Институт Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998.

Международное содействие развитию. Внешние долги и проблемы российско-африканских отношений. М., 1996.

Мирский Г. К вопросу о выборе пути. М., 1987.

Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994.

Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.

Попов Ю. Африка н советская перестройка // Международная жизнь. 1991. N 3, 5.

Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996.

Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х гг. М., 1992.

Росснйско-африканскне экономические связи в глобальном контексте: проблемы и тенденции. Сб. статей М., 1995.

Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые горизонты // Дипломатический вестник. 1992. 15 апреля (N 7).

Севортьян Р.Э. Государство и власть в современном мире. Теория. Политика. Реальность. – М., 1977.

Современная Африка: итоги и перспективы развития. Экономика. М., 1989.

Социо- и этнокультурные процессы в Африке М., 1991.

Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997.

Учредительный акт Африканского Союза. Сирт., 1999.

Черкасова И. В. Отношения России с алмазной корпорацией “Де Бирс”. М., 1997

Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 1990.

Эволюция политических структур Африки. М., 1990.

Энтин Л.М. Политические системы развивающихся стран. Государство и политические страны в странах Азии и Африки. – М. 1978.

Этингер Я.Я. Африканская солидарность и происки неоколониализма. М., 1967.

Aning E.K. Africa's Security Problematic in the Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994.

Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.

Naldi G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.

Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22.

The OAU after 20 years. NY, 1984.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ref.com.ua


[1] Алимов Ю.И. Движение африканского единства на современном этапе. //Народы Азии и Африки, 1964, № 2; Алимов Ю.И. Организация Африканского Единства. М., 1969: Этингер Я.Я. Африканская солидарность и происки неоколониализма. М., 1967. 2 Киселева В. П. Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической деятельности. М.. 1972; Современная Африка: итоги и перспективы развития. Экономика. М., 1989.

[2] The OAU after 20 years. NY, 1984; Aning E.K. Africa's Security Problematic in the Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994; Naldi G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.

[3] Громыко А. А. Африка в мировой политике М., 1986.

[4] Мирский Г. К вопросу о выборе пути. М., 1987; Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международная жизнь. 1987. N 11, Попов Ю. Африка н советская перестройка // Международная жизнь. 1991. N 3, 5; Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997; Маненко И.Б., Новикова З.С. Некоторые аспекты экономического развития Африки в 80-90-е пг. // Институт Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998 и др.

[5] Эволюция политических структур Африки. М., 1990; Социо- и этнокультурные процессы в Африке М., 1991; Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993; Африка в меняющемся мире. М., 1998 и др.

[6] История Нигерии в новое и новейшее время. М. 1985.

[7] Учредительный акт Африканского Союза. Сирт., 1999.

[8] Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.

[9] Косухин Н.Д. Политическая власть и политический процесс в Африке. // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3. – С. 80–87.

 

[10] Зарубежный Восток и современность. - М., 1980, с.297.

[11] Севортьян Р.Э. Государство и власть в современном мире. Теория. Политика. Реальность. – М., 1977, с.173.

[12] Кочакова Н.Б. Раннее государство и Африка. - М., 1999, с.62.

[13] Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 1990; Энтин Л.М. Политические системы развивающихся стран. Государство и политические страны в странах Азии и Африки. – М. 1978.

 

[14] Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х годов. – M., 1993.

[15] Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22. P. 38.

[16] Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.P.8.

[17] Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые горизонты // Дипломатический вестник. 1992. 15 апреля (N 7); Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994; Росснйско-африканскне экономические связи в глобальном контексте: проблемы и тенденции. Сб. статей М., 1995; Международное содействие развитию. Внешние долги н проблемы российско-африканских отношений. М., 1996; Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996; Черкасова И. В. Отношения России с алмазной корпорацией “Де Бирс”. М., 1997; Васильев А.М. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12 и др.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.