Теоретические аспекты учета издержек обращения в торговле и их особенности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теоретические аспекты учета издержек обращения в торговле и их особенности

2020-03-31 107
Теоретические аспекты учета издержек обращения в торговле и их особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В условиях бурного роста, который демонстрируют в последние несколько лет предприятия, занятые в сфере торговли, сопровождающегося увеличением торговых точек и складских объектов, торговых оборотов и номенклатуры товаров, использованием различных каналов сбыта и способов торговли, возрастает роль бухгалтерского учета в торговых компаниях.

В условиях рыночных отношений центральным звеном экономического развития общества является деятельность предприятий. Именно на этом уровне производятся материальные блага, оказываются необходимые услуги.

В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, которые наиболее грамотно и компетентно определяют требования рынка, организуют продажу товаров, пользующихся спросом, обеспечивают высоким доходом квалифицированных работников.

Таким образом, целью бухгалтерского управленческого учета издержек обращения в торговле является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений.

Исходя из поставленной цели, перед управленческим учетом стоят следующие задачи:

проверка законности и целесообразности осуществляемых на предприятии расходов, правильности их документального оформления, объективное распределение издержек обращения по отчетным периодам;

правильное разграничение затрат по местам их возникновения и статьям установленной номенклатуры;

своевременное предоставление информации, необходимой для оценки эффективности расходов и принятия управленческих решений;

контроль и анализ исполнения на предприятии утвержденных смет расходов;

оперативно и жестко пресекать бесхозяйственность и расточительство;

своевременно и точно определять валовый доход и прибыль;

контролировать использования прибыли;

находить резервы для сокращения расходов и повышения рентабельности.

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ учета издержек обращения на предприятиях розничной торговли.

В процессе достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

. рассмотрение учета издержек обращения в торговле;

. рассмотрение вопросов сущности издержек обращения, их классификация для целей бухгалтерского и управленческого учета;

. рассмотрение порядка синтетического и аналитического учета издержек обращения в торговле.

 


Теоретические аспекты учета издержек обращения в торговле и их особенности

Синтетический учет

 

Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все произведенные расходы, а по кредиту отражается их списание. Дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи».

В торговых организациях подлежат распределению между реализованными и нереализованными товарами только расходы на транспортировку. Если учетной политикой предприятия предусматривается включение транспортных расходов в покупную цену товаров, то издержки обращения на остаток товаров не исчисляются. В этом случае они считаются относящимися к реализованным товарам полностью и списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 90.

Расчет издержек обращения на остаток товаров осуществляется по среднему проценту: В учете издержки обращения собираются в течение отчетного периода по дебету счета 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения», в корреспонденции с разными счетами в зависимости от содержания хозяйственных операций: Дт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения» Кт 02 «Амортизация основных средств» - на сумму амортизации основных средств; Кт 05 «Амортизация нематериальных активов» - на сумму амортизации нематериальных активов; Кт 10 «Материалы» - списываются материалы, израсходованные на упаковку и хранение товара; Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги); Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения (земельный и др. налоги); Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начисляется заработная плата работникам торгового предприятия; Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - начислены Единый социальный налог и взносы на страхование; Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - списываются командировочные, представительские и другие подобные расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников; Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» - оплачены страховые платежи по договорам со страховыми компаниями; Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на сумму недостач и потерь от порчи ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

Напомним, что в настоящее время нормы естественной убыли правительством не установлены, поэтому предприятия, применяющие старые нормы естественной убыли, могут списывать потери товаров на издержки обращения только для целей учета; для целей налогообложения эти расходы не принимаются в уменьшение налоговой базы. Кт 96 «Резервы предстоящих расходов» - образование резервов на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.п.; Кт 97 «Расходы будущих периодов» - отнесение оплаченных ранее расходов к расходам отчетного периода. Собранные на счете 44 расходы на продажу в части реализованных товаров списываются на счет учета продажи товаров, что отражается проводкой: Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» или субсчет «Коммерческие расходы» Кт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения».

 


Таблица 2. Основные корреспонденции по счету 44

Корреспонденция счетов

Содержание операции
Дебет Кредит  
44 02 Начислена амортизация по объектам основных средств
44 05 Начислена амортизация по нематериальным активам
44 10 Списаны материалы, использованные для производственной деятельности, например при хранении товаров на складах
44 60,76 Получены счета за услуги производственного характера (охрана объектов, аренда, коммунальные платежи, информационные услуги и т.п.)
44 70 Начислена заработная плата работникам торговой организации
44 69 Начислен ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование

 

Анализ издержек обращения

 

Анализ издержек обращения торгового предприятия направлен на выявление возможностей повышения его работы за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В процессе анализа изучают:

1. Степень выполнения плана издержек обращения в общем по предприятию и по каждой статье, определение экономии идя перерасхода издержек обращения по сравнению с планом.

2. Динамику издержек обращения

3. Производят расчет и оценку влияния основных факторов на сумму и уровень издержек обращения.

4. Определяют влияние издержек обращения на конечные результаты хозяйственной деятельности.

5. Выявляют возможные резервы экономии издержек обращения. Разница между фактической суммой издержек обращения и суммой издержек обращения прошлого года называется абсолютным отклонением. Если абсолютное отклонение имеет положительное значение, то в этом случае говорят о перерасходе. Если же абсолютное отклонение имеет отрицательное значение, то в данном случае говорят об экономии.

 

ΔИ = И1- И2

 

где ΔИ - абсолютная экономия (перерасход);

И1 - сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;

И2 - сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году, руб.

Однако оценка издержек в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности, так как и ростом товарооборота растет и сумма издержек обращения. Поэтому следует оценивать издержки обращения не только по сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения - важнейший качественный показатель торгового предприятия, который показывает, сколько процентов издержки обращения занимают в розничной цене товара.

 

У = И/ТО х 100,

 

где У - уровень издержек обращения,

ТО - товарооборот, руб.

Отклонение по уровню называется размером снижения (повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного.

 

ΔУ=У12

 

где ΔУ - отклонение по уровню.

У1 - уровень издержек обращения в отчетном году, %.

У2 - уровень издержек обращения в базисном (прошлом) году, %.

Отношение размера изменения уровня издержек обращения к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению базисному, если последний принять за 100%.

 

Т = (У1 - У0)/У0 х 100.

 

где Т - темп изменения уровня издержек обращения, %.

По размеру изменения уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии или перерасхода. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и деление полученного результата на 100.

 

Оэ(п) = (У1 - У0) х ТО1/100

 

где Оэ(п) - относительная экономия (перерасход), руб.

ТО1 - товарооборот в отчетном году, руб.

Относительная экономия имеет место, если получен отрицательный результат. Если же полученный результат имеет положительное значение, то говорят об относительном перерасходе.

 


Планирование учета издержек обращения

 

План отражает величину текущих расходов, необходимых для выполнения различными товаропроводящими звеньями, торговыми системами, организациями и предприятиями установленного для них плана товарооборота и прибыли. В соответствии с действующим порядком план издержек обращения разрабатывается предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий.

Важной задачей планирования издержек обращения является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности.

При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т.д.

В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания. Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания. В процессе изучения отчетных данных издержки обращения оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям. Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход.

Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения.

В процессе анализа и составления плана издержек обращения следует учитывать количественную меру влияния на них следующих основных факторов: объема и структуры товарооборота, цен на товары и услуги, уровня производительности труда, внедрения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и др.

Необходимо учитывать также факторы, характеризующиеся качественными признаками (расположение магазинов, их специализация и др.). С увеличением объема товарооборота уровень расходов на продажу снижается, поскольку товарооборот растет, как правило, более высокими темпами в сравнении с суммой издержек обращения. При этом относительно медленнее могут расти расходы на продажу по всем статьям, хотя степень зависимости от объема товарооборота у разных статей неодинакова. С ростом объема товарооборота сумма условно - переменных расходов увеличивается, что может сопровождаться повышением их уровня. Напротив, при тех же условиях постоянные расходы обычно изменяются незначительно, что ведет к снижению их уровня. Нельзя, однако, не учитывать условности деления издержек обращения на зависимые и не зависимые от товарооборота, поскольку с его ростом далеко не всегда происходит: увеличение условно-переменных и уменьшение условно-постоянных издержек обращения. Например, издержки по транспортированию и хранению товаров, относящиеся к условно-переменным, могут снижаться под влиянием научно - технического прогресса, рационализации путей и звенности товародвижения, улучшения организации и условий хранения товаров, устранения бесхозяйственности. Напротив, увеличение значительной части условно-постоянных расходов может быть вызвано повышением качества обслуживания покупателей, строительством новых и реконструкцией действующих предприятий, введением дополнительных услуг и др.

Уровень издержек обращения находится в обратной зависимости от изменения цен на товары. Для определения влияния изменения цен на уровень издержек обращения проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от стоимостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.), их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен.

Издержки обращения неодинаковы и по отдельным группам товаров. Свойства непродовольственных товаров и особенности торговли ими в целом обусловливают более низкий уровень их издержек обращения по сравнению с продовольственными товарами. В отличие от продовольственных товаров непродовольственные поставляются сравнительно более крупными партиями, с более высокой средней ценой, что ведет к снижению расходов по их транспортированию. Здесь значительно ниже естественная убыль, расходы по подработке, подсортировке и упаковке товаров.

Еще более заметно различаются издержки обращения по отдельным видам товаров. Больших затрат требует продажа овощей, хлеба, рыбы, культ товаров, товаров хозяйственного назначения и др.

Значительные колебания уровня издержек обращения выдвигают необходимость более точного определения их величины по конкретным товарам в оптовой и розничной торговле города и села, на предприятиях общественного питания, в заготовительных организациях. Необходимость в уточненных расчетах вызывается также требованиями установления научно обоснованных торговых скидок по товарам для совершенствования нормативного планирования издержек обращения, выявления резервов и устранения непроизводительных потерь.

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.

. Издержки обращения - это производственные затраты предприятий торговли. По своей экономической значимости затраты торговых предприятий могут подразделяться на две части: во-первых, издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: доработка с согласия производителя, товаров, предложенных к реализации; упаковка; ассортиментный подбор; транспортировка товара; хранение и др. Во-вторых расходы, связанные с превращением товарной формы продукции, принятой на реализацию, в денежную: заработная плата работникам с начислениями; административно-управленческие расходы; уплата процентов за кредит; реклама; естественная убыль товаров др.

. Издержки обращения имеют важное значение, поскольку они включают значимые статьи затрат торгового предприятия: расходы на перевозку товара; на оплату труда; на аренду и содержание помещения; амортизация, начисленная на основные фонды торговли; расходы по хранению, переработке и упаковке товара; расходы по доведению товара с улучшением качественных свойств и внешнего вида товара; отчисления на социальное страхование; расходы на торговую рекламу; потери в пределах установленных норм и другие.

Можно сказать, что экономия издержек обращения сама по себе не является самоцелью в условиях формирования рыночной экономики. Она должна осуществляться без ущерба качеству торгового обслуживания. Поэтому, совокупность мероприятий, предлагаемых в данной дипломной работе, направленных на сокращение издержек эффективности работы, сможет не только снизить издержки, но и оптимизировать их структуру, улучшить результаты хозяйственной деятельности предприятия.

 


Список используемой литературы

1. О бухгалтерском учете: федер. закон Российской Федерации от 21.11.96 г. №129-ФЗ [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-справочная система КонсультантПлюс (изм. и доп. 30.06.2010 г.)

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-правовая система КонсультантПлюс (в ред. от 30.12.99 г.)

.   Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно - правовая система КонсультантПлюс

.   Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-правовая система КонсультантПлюс

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н, с изменениями от 11.03.2009 №22н) [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-правовая система КонсультантПлюс

6. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н об утверждении положения по бухгалтерскому учету Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 №156н, от 26.03.2007 №26н, от 25.10.2010 №132н) [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-правовая система КонсультантПлюс

.   Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-правовая система КонсультантПлюс

8. Приказ Минфина РФ от 7 мая 2003 г. №38н «О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению» [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-правовая система КонсультантПлюс

9. Шилкин С.А., эксперт журнала «Главбух». Что скажут банку цифры вашего баланса. // «Главбух». - 2007 г. - апрель - №8 - с. 72-77.

.   Абрамова И. Правильное решение как строить систему управленческого учета // Бухгалтер и компьютер-2006.-N10.-с. 14-20.

.   Бурцев В. Управленческий учет // Аудит и налогообложение-2006.-N1.-с. 31-34.

.   Бухгалтерский учет: Учебник. / А.Д. Ларионова-М.: Проспект, 2005.-392 с.

.   Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет» М.:ЗАО Финстатинформ. - 2006.-365 с.

.   Вещунова Н.Л, Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет, М. - 2000. - 387 с.

.   Каверина О.Д. Управленческий учет: система, методы, процедуры - М.:Финансы и статистика. - 2007.-350 с.

.   Керимов В.Э. Управленческий учет. - М. - 2006. - 413 с.

.   Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях - М.:Финансы и статистика. - 2003. - 751 с.

.   Медведко К.А. Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика, перспективы трансформации зарубежного опыта // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006.-N6.-с. 106-112.

Введение

 

В условиях бурного роста, который демонстрируют в последние несколько лет предприятия, занятые в сфере торговли, сопровождающегося увеличением торговых точек и складских объектов, торговых оборотов и номенклатуры товаров, использованием различных каналов сбыта и способов торговли, возрастает роль бухгалтерского учета в торговых компаниях.

В условиях рыночных отношений центральным звеном экономического развития общества является деятельность предприятий. Именно на этом уровне производятся материальные блага, оказываются необходимые услуги.

В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, которые наиболее грамотно и компетентно определяют требования рынка, организуют продажу товаров, пользующихся спросом, обеспечивают высоким доходом квалифицированных работников.

Таким образом, целью бухгалтерского управленческого учета издержек обращения в торговле является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений.

Исходя из поставленной цели, перед управленческим учетом стоят следующие задачи:

проверка законности и целесообразности осуществляемых на предприятии расходов, правильности их документального оформления, объективное распределение издержек обращения по отчетным периодам;

правильное разграничение затрат по местам их возникновения и статьям установленной номенклатуры;

своевременное предоставление информации, необходимой для оценки эффективности расходов и принятия управленческих решений;

контроль и анализ исполнения на предприятии утвержденных смет расходов;

оперативно и жестко пресекать бесхозяйственность и расточительство;

своевременно и точно определять валовый доход и прибыль;

контролировать использования прибыли;

находить резервы для сокращения расходов и повышения рентабельности.

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ учета издержек обращения на предприятиях розничной торговли.

В процессе достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

. рассмотрение учета издержек обращения в торговле;

. рассмотрение вопросов сущности издержек обращения, их классификация для целей бухгалтерского и управленческого учета;

. рассмотрение порядка синтетического и аналитического учета издержек обращения в торговле.

 


Теоретические аспекты учета издержек обращения в торговле и их особенности


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.