Технология отбора управленческого персонала — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Технология отбора управленческого персонала

2020-03-31 145
Технология отбора управленческого персонала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существует несколько различных толкований понятия «отбор персонала».

В них мы видим, что для каждого автора имеет смысл разные составляющие.

Например, в одном из определений отбор персонала определяется как процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте. Также существует подход, строго ориентированный на компетентностный подход к будущему сотруднику и определение отбора звучит тогда так: «отбор - это привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией».

Приведем еще несколько примеров определений рассматриваемого термина, с целью демонстрации различных современных подходов.

Отбор персонала - часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность.

Отбор - это этап, заключающийся в оценке кандидатов, проводимой различными методами, в принятии решения о наиболее подходящей кандидатуре с последующим предложением занять вакантное место.

На характер отбора влияют многие факторы, и главным образом - специфика организации. Но есть некие универсальные принципы, которые всегда нужно принимать во внимание при селективных процедурах, связанных с персоналом:

. Во-первых, нужно учитывать, что действенный отбор претендентов невозможен без знания требований к вакантной должности. Отсюда исходит необходимость, того, о чем уже неоднократно шла речь - нужно заранее четко определить требования к кандидату.

. Во-вторых, отбор претендентов не всегда должен проходить относительно максимально жестких требований, которые выдвигает вакантная должность. На практике наиболее пригодный кандидат - это не всегда абсолютная копия его желаемого портрета.

Многие кадровики вообще предпочитают описывать должности «усредненными требованиями», которые предполагают «только в среднем способных сотрудников».

. В-третьих, необходимо избегать сознательных и бессознательных субъективных влияний на отбор претендентов, например, протекции или предубеждений.

Бессознательные предубеждения по отношению к кандидату чаще всего являются следствием так называемых «перенесенных заблуждений» оценщика. Например, люди, занимающиеся отбором персонала, склонны значительно переоценивать наиболее ярко выраженные особенности нанимаемого человека, как позитивные, так и негативные. Также оценщики, будучи обычными людьми, склонны проецировать определенные позитивные или негативные воспоминания о знакомых им людях, на нанимаемого (причиной тому могут быть схожие фамилия или имя, выговор, особенности внешности и т.д.). В соответствии такой проекцией и выносится оценка претенденту. Также, проводящие отбор, могут сознательно и неосознанно разделять ошибочные мнения и толкования, согласно которым единичные физиогномические особенности (например, высокий или низкий лоб) расцениваются как гарантированные признаки определенных способностей или свойств характера.

Любой из этих видов заблуждений и многие другие, могут привести к авансированной симпатии или антипатии по отношению к претенденту и этим поставить под сильное сомнение объективность отбора кандидатов.

Следуя первому принципу, организация-работодатель руководствуется при найме профилем требований к будущему работнику, который обычно разрабатывается в службе управления персоналом. Профиль требований формируется с помощью определенных критериев отбора. Эти критерии и дают «старт» началу селективного процесса. С течением времени они могут изменяться по одной или нескольким позициям, что отражается на дальнейшей процедуре отбора.

Самыми общими и универсальными критериями отбора, признанными во всем мире, являются:

во-первых, образование кандидата;

во-вторых, уровень его профессиональных навыков;

в-третьих, опыт предшествующей работы;

в-четвертых, личные качества кандидата, как демографические, социально-психологические, так и физические.

Отбор кандидатов на вакантную должность осуществляется из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления с помощью оценки деловых и личностных качеств кандидатов. При этом используются специальные методики, охватывающих следующие группы качеств:

общественно-гражданская зрелость;

отношение к труду;

уровень знаний и опыт работы;

организаторские способности;

умение работать с людьми;

умение работать с документами и информацией;

умение своевременно принимать и реализовывать решения;

способность увидеть и поддержать передовое;

морально-этические черты характера.

Повышение эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и личностных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор кандидатур. Каждый раз отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом, формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов. Выделяются следующие этапы замещения вакантной должности специалиста или руководителя:

•   разработка требований к должности; в результате дальнейший поиск ограничивается претендентами, имеющими необходимую квалификацию для указанной работы;

•   широкий поиск претендентов: ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно большего числа кандидатов, отвечающих минимальным требованиям;

•   проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, проводимая кадровой службой;

•   отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур; обычно осуществляется руководителем с учетом заключения кадровых служб и данных различных проверок и испытаний.

В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы должны быть укомплектованы не только профессиональными психологами, но и карьерными специалистами и карьерными коучами, чтобы использовать самые современные методы. Ведь, как говорил Ли Якокка: «Хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить», а это качество не просто воспитывается, им обладают только профессионалы своего дела.

Непосредственный руководитель, а иногда и более широкий круг руководителей участвуют в отборе на начальном и заключительном этапах. Им принадлежит решающее слово при установлении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой.

При отборе кадров часто специалисты руководствуются следующими принципами:

•   ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности (в некоторых случаях отбор прекращается, если несколько человек не удовлетворяют предъявленным требованиям, так как, скорее всего эти требования завышены и их необходимо пересмотреть);

·   отказ в приеме новых работников независимо от квалификации и личных качеств, если потребности в них нет;

·   обеспечение соответствия индивидуальных качест претендента требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);

• ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более высокой квалификации, чем это требует рабочее место.

Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.

При отборе на должности руководителей исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям. Организации сегодня предпринимают серьезные усилия по развитию собственных сотрудников, повышению их квалификации и практической подготовке к воспитанию у них большей ответственности. Однако при этом в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с резервом) считается необходимым замещение должностей руководителей и специалистов проводить на конкурсной основе, т.е. рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.

При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в виду, что оценка их деятельности не дает полной информации о возможностях работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уровня на другой или с работы функционального характера на должность линейного руководителя и наоборот. Переход от работы с однородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями - все эти перемещения предполагают значительные изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов.

Выше мы описывали несколько вариантов отбора персонала, но хотелось бы еще остановиться на позиции одного из ведущих экспертов на рынке управления персоналом.

Инна Можайская, руководитель кадрового агентства ООО «Можайская и партнеры», утверждает, что на кадровом рынке сложилась хорошая тенденция - использовать как новейшие научные достижения, так и проверенные классические методы. Сочетание этих оценочных разработок дает эффективную схему деятельности, помогающую специалистам по персоналу в их непростой работе.

Например, говорит Инна, «несомненно, что решающую роль в отборе квалифицированных кадров имеет оценка персонала. Схема оценки в кадровом менеджменте плотно пересекается с процедурой отбора и учитывает определение потребностей заказчика, определение компетенций специалистов на каждую позицию, установление стандартов для принятия решений и оптимизацию разработки процедур отбора и оценки; их окупаемость.

За последнее время в обиходе HR-специалистов появились понятия «личная компетентность», «профессиональная компетентность», «компетенции», что заменяет такие понятия, как знания и навыки.

Среди методов оценки наиболее важной является такая форма, как собеседование. В традиционной форме оценивание осуществляется в основном под влиянием неосознанного восприятия того, насколько кандидат подходит на данную должность, при этом задаются закрытые или наводящие вопросы, на которые чаще всего приходится отвечать «да» или «нет». Структурированный формат собеседования предполагает открытые вопросы, на которые претендент дает развернутые ответы, при этом акцент ставится на профессиональные темы и к минимуму сводится возможность сбора посторонней информации. В западной литературе рассматриваются варианты структурированного интервью, такие как метод ситуативного собеседования, формализованное или моделирующее собеседование, а также метод разнонаправленного собеседования.

Например, ситуативное собеседование сосредоточиваются на способности кандидатов представить, каким будет их поведение в данной ситуации. В основе этого вида собеседования лежит теория целевых установок и убеждение, что намерения и цели человека являются прямым предварительным показателем его поведения. Подход моделирующего собеседования, наоборот, базируется на том, что прошлое поведение может предсказать будущее поведение соискателя. Как отмечают специалисты, отбор, а именно оценку, могут проводить ассессмент - центры, рост популярности которых можно объяснить тем, что используемые в рамках этой технологии разнообразные методы оценки и участие нескольких экспертов помогают создать достаточно всестороннее и объективное представление о кандидате, которое в других случаях невозможно получить.

В настоящее время проблема отбора управленческого персонала в организациях и на предприятиях является одной из актуальных.

Принципы эффективного отбора кадров:

• поиск и отбор кадров не должны рассматриваться как просто нахождение подходящего человека для выполнения конкретной работы; поиск и отбор должны быть увязаны с философией и практикой управления и с содержанием программ, реализуемых в сфере управления персоналом.

• необходимо принимать во внимание не только уровень профессиональной компетентности кандидатов, но и - что не менее важно-то, как новые работники будут вписываться в культурную и социальную структуру организации.

• необходимость учета всех требований трудового законодательства и обеспечения справедливого подхода ко всем кандидатам и претендентам на должность.

•ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности.

•обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);

Для успешного отбора первостепенное значение имеют методики отбора, на основании которых будет приниматься решение о преимуществах соискателей.

Методики отбора создаются на основе применения совокупности методов, позволяющих оценить профессиональные, деловые и личностные качества работников. К ним относятся:

Анкетирование(ключевое значение в анкетировании имеет выбор и формулировка вопросов, ответы на которые позволят судить об уровне подготовки работника на вакантную должность).

Оценка по реферату, докладу (работнику на вакантную должность предлагается изложить свою программу в случае его назначения на должность). Этот метод также предполагает изучение организаторских способностей у кандидатов.

Тестирование - оценка работника по результатам решения им заранее подготовленных тестов.

Таблица 2. Возможные тесты, применяемые при отборе персонала

Наименование Краткое описание
Методика «Оперативная память» Для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда она несёт основную функциональную нагрузку
Методика «Память на числа» Для оценки зрительной памяти, её объёма и точности
Методика «Красно-чёрная таблица» Для оценки переключения внимания
Методика Равенна Для изучения логичности мышления
Методика «Сложные аналогии» Для оценки логического мышления
Цветовой тест Люшера Диагностика психофизического состояния личности и выдача кратких характеристик, которые могут быть использованы для построения психологического портрета
Ориентационная анкета Б. Басса Для определения личностной направленности

 

Отборочное собеседование - дает представление о способностях кандидата к данной работе. Кроме того, требуется ещё выяснить массу деталей: навыки, способности, знания, квалификация, предыдущий опыт, сноровка в работе, интеллект и т.п.

После того как собрана вся требуемая информация, важно, чтобы претенденту были предоставлены следующие возможности:

·   во-первых, надо предложить собеседнику сказать, что, по его мнению, не было в собеседовании, или сообщить более подробно о том, о чем было сказано недостаточно;

·   во-вторых, надо предложить претенденту задать вопросы, чтобы он мог уточнить любые детали, касающиеся предлагаемой работы и условий.

И только после этого можно приступить к процедуре завершения собеседования. Необходимо чётко указать, на что может рассчитывать претендент и когда это произойдёт. Например, важно сказать претенденту, когда может быть принято решение и когда его оповестят об этом.

В данный период времени проблема отбора управленческого персонала наиболее актуальна, поскольку у работодателей зачастую завышенные требования для кандидатов. При отборе персонала, главное помнить, что нужно акцентировать своё внимание на сильные, а не на слабые стороны человека и искать не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности.

Из первой главы можно сделать вывод о том, что:

§ Основной задачей при найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении;

§ При отборе персонала, главное помнить, что нужно акцентировать своё внимание на сильные, а не на слабые стороны человека и не искать идеальных кандидатов;

§ Необходимо помнить о соблюдении трудового кодекса.

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.