Национально-государственная политика Советского государства — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Национально-государственная политика Советского государства

2020-02-15 192
Национально-государственная политика Советского государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. правовые аспекты Образования Казсср

Национально-государственная политика Советского государства

Образование и развитие СССР как предпосылка формирования Киргизской (Казахской) АССР

Конституция СССР 1924 года в аспекте национального самоопределения

2. образование Киргизской (Казахской) АССР

Создание Казахской советской национальной государственности

Учредительный съезд Советов Казахстана

Конституционные основы государственного устройства Казахской ССР

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что образование Киргизской (Казахской) АССР послужило основой для формирования национальной и этической идентификации казахского этноса и формирования на его основе впоследствии независимого Казахстана.

Казахская автономная область как одна из форм советской автономии, одна из форм национально-государственного образования казахского народа была основана на базе Советов, возникла на основе диктатуры пролетариата. Она явилась политической формой самоопределения казахского народа в рамках Советской федерации, служившей средством обеспечения национального суверенитета.

Казахская автономная область не обладала государственным суверенитетом, не располагала основными атрибутами государства, но располагала государственными установлениями, характеризующими ее как национально-государственное образование. Она обладала учреждениями, носящими политический характер и в определенных пределах наделенными властными полномочиями в целях осуществления функции государства. Казахская автономная область имела свое территориальное решение и обладала элементами территориального верховенства, имела публичную власть, администрацию, суд и своего представителя в высшем органе власти СССР. Делопроизводство в государственных учреждениях, судопроизводство и обучение в школах проводилось на казахском языке.

Казахская автономная область просуществовала недолго, немногим больше года. Президиум облисполкома КАО 6 декабря 1925 г. вошел в Президиум Всероссийского Центрального исполнительного Комитета РСФСР с ходатайством о преобразовании Казахской автономной области в Казахскую АССР. Президиум ВЦИК РСФСР 1 февраля 1926 г. постановил преобразовать Казахскую автономную область в Казахскую АССР. Была создана комиссия по выработке конституции автономной республики.

Объект исследования - Киргизская (Казахская) АССР.

Предмет - возникновение Киргизской (Казахской) АССР.

Цель работы - изучение формирования Киргизской (Казахской) АССР.

Задачи:

1. описать предпосылки образования Киргизской (Казахской) АССР;

2. дать анализ правовым аспектам возникновения Киргизской (Казахской) АССР;

.   изучить трансформацию государственного устройства с образованием Киргизской (Казахской) АССР.

Метод исследования: изучение научных трудов и монографий, учебных пособий и периодических изданий, посвященных теме исследования.

Структура работы включает введение, заключение, две главы и список использованных источников.

советский конституция национальный съезд


Правовые аспекты Образования Казсср

 

Заключение

 

Казахская АССР была автономной частью Российской Советской Федерации. Следовательно, на ее территории распространялось полномочие высших органов государственной власти РСФСР. Органы государственной власти и управления Казахской АССР в своей повседневной деятельности руководствовались Конституцией, законодательством РСФСР.

В целях максимального учета специфики республики КирЦИК и его Президиум имели право опротестовать декреты и постановления СНК РСФСР по линии одноименных объединенных наркоматов в Президиум Всероссийского ЦИК, не приостанавливая их исполнения (статья 72 Конституции Казахской АССР). КирЦИКу и его Президиуму принадлежало право входить во Всероссийский ЦИК и через Совет Национальностей в ЦИК СССР с представлением об отмене или изменении декретов и постановлений всех центральных органов, если они признавались ими неприемлемыми в конкретных условиях жизни республики или нецелесообразными по местным условиям.

Следовательно, есть основания утверждать, что по Конституции Казахская АССР обладала широкими правами для обеспечения специфических национальных интересов в составе Российской Советской Федерации.

Казахская АССР имела своего представителя при Президиуме Всероссийского ЦИК, который пользовался правом совещательного голоса во всех центральных органах РСФСР по вопросам, касавшимся Казахской АССР; участвовала в образовании верховных органов власти РСФСР и СССР через своих 12 делегатов на съездах Советов РСФСР и 5 делегатов в Совете Национальностей ЦИК СССР.

В целом необходимо отметить, что для казахского народа государственность в форме автономной республики сыграла положительную роль. И это несмотря на то, что переход от патриархально-феодальных отношений к социализму проходил в условиях ожесточенной борьбы, больше насильственными методами. В основном была преодолена вековая отсталость народа в хозяйственной и культурной жизни; созданы основы промышленности, транспорта, связи, сельское хозяйство получило технику, культурный уровень народа неизмеримо возрос. Появились письменность, стали издаваться на казахском языке газеты, книги, возросло количество образовательных учреждений и т. д. Появились предпосылки для преобразования Казахской АССР в союзное государство в составе СССР.


Список использованной литературы

 

1. Артыкбаев Ж.История Казахстана, Астана, 1999, с.222.

2. Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен): Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.С. Такенова.- 2-е изд.- Алматы: Іазағ ун-тi, 1993.- 304 с.

.   Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993

.   Большая советская энциклопедия, Изд-во "Советская энциклопедия" в 1969 -1978 годах в 30 томах.

.   Бурабаев М.С. Становление социалистическогосознания в Казахстане / Отв. ред. Н.Д.Джандильдин.- Алматы: Наука, 1981.- 338 с

.   Козыбаев М.К. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).

.   Данияров К. Альтернативная история Казахстана.- Алматы: Жибек жолы, 1998.- 208 с.

.   Деятели Октябрьской революциии гражданской войны в Казахстане: (Памятки).- Алма-Ата: Б.и., 1960.- 69 с.

.   Джусупбеков С. Установление Советской власти в Семиречье.- Алма-Ата, 1957.- 47 с.

.   Елеуов Т. Установление и упрочение Советской власти в Казахстане: (март 1917 - июнь 1918 года) / Отв. ред. В.К.Савосько.- Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961.- 528 с.

.   Елеуов Т. Установление Советской властив Казахстане / Отв. ред. В.К.Савосько.- Алма-Ата: Изд-во АН Каз.ССР, 1957.- 116 с.

.   История Казахстана / под ред. Козыбаева М.К. Алматы., 2004г.

.   История Казахстана / т.1., Астана., 2006г.

.   История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. Пособие / Масанов Н.Э. и др. - Алматы: Дайк - Пресс, 2000.

.   Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий: Посвящается 525-летию первого казахского государства (1470-1718) / Центр "Казахстан-Петербург".- Алма-Ата: Рауан, 1992.- 383 с.

.   Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003

.   Кунаев Д.А. Казахская ССР: Краткий историко-экономический очерк.- М.: Политиздат, 1958.- 163 с.

.   Нурканов А., Баймендин Х. Борцы за власть Советов в Казахстане.- Алма-Ата, 1961.- 51 с.

.   Нурпеисов К.Н. Становление Советов в Казахстане (март 1917 г.- июнь 1918 г.) / Отв.ред. канд. ист. наук. В.К.Григорьев.- Алма-Ата: Наука, 1987.- 240 с.

.   Нусупбеков А. Объединение казахских земель в Казахской Советской Социалистической Республике.- Алма-Ата: Изд-во АН Каз. ССР, 1953.- 98 с.: табл. карта

Содержание

Введение

1. правовые аспекты Образования Казсср

Национально-государственная политика Советского государства

Образование и развитие СССР как предпосылка формирования Киргизской (Казахской) АССР

Конституция СССР 1924 года в аспекте национального самоопределения

2. образование Киргизской (Казахской) АССР

Создание Казахской советской национальной государственности

Учредительный съезд Советов Казахстана

Конституционные основы государственного устройства Казахской ССР

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что образование Киргизской (Казахской) АССР послужило основой для формирования национальной и этической идентификации казахского этноса и формирования на его основе впоследствии независимого Казахстана.

Казахская автономная область как одна из форм советской автономии, одна из форм национально-государственного образования казахского народа была основана на базе Советов, возникла на основе диктатуры пролетариата. Она явилась политической формой самоопределения казахского народа в рамках Советской федерации, служившей средством обеспечения национального суверенитета.

Казахская автономная область не обладала государственным суверенитетом, не располагала основными атрибутами государства, но располагала государственными установлениями, характеризующими ее как национально-государственное образование. Она обладала учреждениями, носящими политический характер и в определенных пределах наделенными властными полномочиями в целях осуществления функции государства. Казахская автономная область имела свое территориальное решение и обладала элементами территориального верховенства, имела публичную власть, администрацию, суд и своего представителя в высшем органе власти СССР. Делопроизводство в государственных учреждениях, судопроизводство и обучение в школах проводилось на казахском языке.

Казахская автономная область просуществовала недолго, немногим больше года. Президиум облисполкома КАО 6 декабря 1925 г. вошел в Президиум Всероссийского Центрального исполнительного Комитета РСФСР с ходатайством о преобразовании Казахской автономной области в Казахскую АССР. Президиум ВЦИК РСФСР 1 февраля 1926 г. постановил преобразовать Казахскую автономную область в Казахскую АССР. Была создана комиссия по выработке конституции автономной республики.

Объект исследования - Киргизская (Казахская) АССР.

Предмет - возникновение Киргизской (Казахской) АССР.

Цель работы - изучение формирования Киргизской (Казахской) АССР.

Задачи:

1. описать предпосылки образования Киргизской (Казахской) АССР;

2. дать анализ правовым аспектам возникновения Киргизской (Казахской) АССР;

.   изучить трансформацию государственного устройства с образованием Киргизской (Казахской) АССР.

Метод исследования: изучение научных трудов и монографий, учебных пособий и периодических изданий, посвященных теме исследования.

Структура работы включает введение, заключение, две главы и список использованных источников.

советский конституция национальный съезд


Правовые аспекты Образования Казсср

 

Национально-государственная политика Советского государства

 

Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Правом отделения прежде всего воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. В Финляндии произошла короткая, но ожесточенная гражданская война, в которой еще стоявшие там советские войска поддержали рабочее правительство. Вопрос был решен вводом германских войск. В июне 1918 г. из состава России вышла Тува, присоединенная к России по ее просьбе в 1914 г [6, с. 42].

Когда в государствах Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы существовала Советская власть, эти республики вступали между собой и РСФСР в тесные отношения, помогая друг другу в решении военных, экономических и других проблем. По декрету BЦИK "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом" подлежали объединению республиканские органы военной организации и военного командования, СНХ, наркоматы финансов, труда, путей сообщения. Для руководства этими отраслями создавались единые коллегии.

В 1919 г. в Литве, а в 1920 году в Эстонии и Латвии, была утрачена Советская власть. В Закавказье в апреле 1920 г. провозглашается Азербайджанская ССР, в ноябре 1920 г. Армянская ССР, а в феврале 1921 г. - Грузинская ССР [11, с. 43].

Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферного государства - Дальневосточной республики (ДВР) с территорией к востоку от Байкала до Тихого океана, включая Сахалин и Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию ДВР. Во многом повторялась Конституция РСФСР, но с демократическими добавками (были провозглашены свободы: собраний, печати, создания союзов и обществ; личность, жилище и переписка граждан объявлялись неприкосновенными; никто не мог быть наказан без суда). Когда Красная Армия освободила Дальний Восток от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.

 В 1920 г. на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, находившихся до революции под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика, с которыми РСФСР поддерживала тесные связи.

В первой половине 1918 г. стали создаваться автономные республики на территории РСФСР. Появились Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе местных советских и партийных органов в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть их перестала существовать в результате захвата их территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались (Туркестанская республика существовала до 1924 г.).

В конце 1918 г. появляется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. В 1919 г. - Башкирская и Крымская автономные республики. В 1920 г. были образованы: 8 июня Карельская Трудовая Коммуна, 24 июня Чувашская автономная область, 26 августа Киргизская (позже Казахская) АССР, 4 ноября Калмыкская и Марийская автономные области и Автономная область Вотякского народа [13, с. 53].

Это - фактическая формальная сторона дела. Более важно понять те принципы, что были реально положены в основу национально-государственного устройства Советской России, а затем и СССР. РСФСР, строение которой задало "матрицу" для всего последующего национального строительства, создавалась в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны. Затем эта созданная под давлением обстоятельств структура была закреплена в не менее чрезвычайных условиях форсированной индустриализации и Второй мировой войны. Считать, что в этих условиях центральная власть исходила из неких "концепций" Маркса, Ленина или Сталина, по меньшей мере наивно. Ссылки на вождей, которыми оправдывались те или иные практические решения, служили, как правило, просто идеологическим прикрытием. Вырвав из контекста конкретной обстановки, у классиков марксизма можно найти взаимоисключающие заявления по национальном вопросу. Например, Сталин в нужный момент говорил, что право рабочего класса на власть выше права народов на самоопределение [14, с. 63].

В Республике Советов отношения центра с губернскими Советами не были федеративными, под федерацией понимался, скорее, коммунализм - местное самоуправление. Однако само представление об РСФСР как федерации, включавшей многочисленные национальные автономии, стало стереотипом, который во многом повлиял на дальнейшее государственное строительство - было положено начало созданию этнополитических территориальных образований.

В этой политике Наркомат по делам национальностей (нарком И.В.Сталин) испытывал сильное давление и справа, и слева. "Интернационалисты" требовали расширения прав автономий, а старые большевики обвиняли Наркомнац в том, что он "создает национальности" и разжигает национальные чувства, которых объективно нет. В мае 1920 г. была проведена "реорганизация" наркомата. Из представителей народов был создан Совет Национальностей, который был поставлен "во главе" Наркомнаца и стал "своего рода парламентом национальностей". Объем функций наркомата быстро расширялся - от политических и культурных задач к экономическим. В нем помимо национальных отделов появились и функциональные управления - сельского хозяйства, лесничества, армии и т.д., что вызывало нарастающие трения с другими наркоматами [13, с. 163].

В целом Наркомнац выполнил свою задачу - обеспечить поддержку Советской власти со стороны нерусских народов, вовлечь их в государственное строительство с постепенным усилением центральной власти и подготовить объединение республик в Союз. После образования СССР Наркомнац был ликвидирован, а Совет Национальностей стал второй палатой ВЦИК.

Подход к самоопределению наций и федерации может быть понят лишь в контексте гражданской войны. Главная установка Советского государства была в том, что порожденный Февралем национализм не может быть подавлен. Единственный выход - овладеть этой стихией, соединить с социальными интересами масс через идею "пролетарского федеративного государства" и превратить в оружие в войне против белых и интервентов. Как минимум - нейтрализовать. Для этого были приняты требования самоопределения, выдвинутые рядом национальных движений, а также Всероссийским мусульманским съездом (май 1917 г.).

Эта цель была достигнута, что стало одной из важных причин победы Советов в гражданской войне. Напротив, белые оттолкнули массу крестьян (своей позицией по вопросу о земле) и одновременно восстановили всех, в ком проснулось национальное чувство.

Нечувствительность белых к национальному чувству была поразительной. На ходатайстве бурятов о самоуправлении колчаковский министр В.Пепеляев наложил резолюцию: "Выпороть бы вас". Напротив, горские народы Северного Кавказа вошли в РСФСР без войны. Сталин, выступая в 1920 г. на Съезде народов Дагестана, сказал: "Советское правительство считает шариат таким же правомочным обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию".

Призвав на помощь войска Антанты, белые порвали и с русским патриотизмом. Завершив гражданскую войну, Советское правительство приступило к воссоединению народов России в виде СССР.

На раннем этапе развития СССР (до середины 20-х годов) была сделана попытка остановить процесс огосударствления национальностей - кампания, известная как "районирование". Инициатором ее был Госплан (до него - комиссия ГОЭЛРО), задачей - изменить старое административное деление, доставлееся в наследство от Российской Империи в соответствии с задачами хозяйственного строительства и планирования. Побочной задачей было укрупнение территориальных единиц с целью повысить управляемость и снизить затраты на госаппарат [9, с. 52]. Попытка разделения территории не по национальным границам, а на экономические районы, сразу изменила бы административное устройство таким образом, что тенденция к огосударствлению этносов оказалась бы резко ослабленной (предлагалось даже сменить название Совета национальностей на Совет экономических районов). Оказалось, однако, что эта попытка была преждевременной: сопротивление республик (особенно Украины) и автономий было таким сильным, что Госплан потерпел поражение.


1.2 Образование и развитие СССР как предпосылка формирования Киргизской (Казахской) АССР

 

В годы гражданской войны и иностранной интервенции отношения республик, в которых сохранилась Советская власть, имели форму военного союза, а с конца 1920 г. он был дополнен хозяйственным союзом. Отношения стали регулироваться двусторонними договорами. Эти договоры послужили основой для создания органа государственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей советских республик.

Важную роль сыграл дипломатический союз республик. 22 февраля 1922 г. был подписан протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик на генуэзской конференции, а также заключать от их имени международные договоры и соглашения. Эти союзы уже имели черты федерации и даже некоторые черты унитарного государства. К концу 1922 г. воссоединение было по сути завершено и стало восприниматься как само собой разумеющееся. Оставалось облечь его в конституционную форму [5, с. 22].

Хозяйственный союз советских республик способствовал более тесному сближению республик и подвел их к необходимости политического объединения - создания СССР. Но за очевидными прагматическими причинами стояла и фундаментальная причина, которая и обусловила собирание в течение ряда столетий множества народов в большую и сильную страну. Это - притяжение сходных по своему мироощущению народов к ядру России, русскому супер-этносу с его "державным" чувством. Есть рациональные объяснения тех выгод, которые малые народы получали от вхождения в эту державу (спасение от изматывающих конфликтов, подключение к крупным ресурсам развития, ограничение власти местных феодальных хищников, экономия на собственной государственности и т.д.). РСФСР занимала 92% территории и включала в себя 72% населения будущего Союза. Но вся совокупность этих факторов создавала нечто большее - ощущение общей исторической судьбы. Общественная собственность на средства производства (и прежде всего, на землю) усилила это ощущение.

С другой стороны, новые независимые государственные образования не имели перспектив утвердиться. Для этого не было массовой поддержки, да и национальные элиты не проявляли стремления бороться за независимость - видимых выгод это не обещало. Образование СССР было наиболее разумным, почти неизбежным в тех условиях способом обустройства народов после гражданской войны. 30 декабря 1922 г. собрался I Съезд Советов СССР, на котором была зачитана торжественная Декларация и проект "Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик".

За создание Союза высказались представительные органы всех будущих участников. Но по вопросу принципов национально-государственного устройства возникли острые дискуссии [15, с. 143].

И.В.Сталин, член комиссии, готовившей вопрос к пленуму ЦК РКП(б), разработал проект, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входили в состав РСФСР на правах автономных республик (эта идея получила название автономизации). Это понизило бы статус союзных республик, сдвигало бы федерацию в сторону унитарного государства. Мнения разделились. Когда стало ясно, что центральная власть нового Союза приобретает очень большие полномочия, от представителей Украины и Белоруссии поступили предложения, сводящие Союз к конфедерации. Это вызвало большое беспокойство в партийном руководстве.

В.И.Ленин резко выступил против "автономизации", за равноправие республик. Не имея возможности по болезни участвовать в работе Пленума ЦК, В.И.Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку "О борьбе с великодержавным шовинизмом". Дело было не в том, что Ленин был принципиальным сторонником федерации, он критиковал план Сталина как несвоевременный, а потому в данных условиях политически ошибочный. Пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик.

СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался).

Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству [15, с. 64].

Особенностью устройства СССР была т.н. "двухэтажная" федерация в отношении РСФСР. С современной точки зрения это неувязка чисто формальная, т.к. РСФСР являлась, по сути, скорее унитарным государством.

В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Сначала произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии. До этого на ее территории были Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Они сложились в рамках прежнего административного деления, без учета расселения народов Средней Азии.

К 1924 г. было в основном разгромлено басмачество, и установилась относительно мирная обстановка. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, Курултаи Советов Бухары и Хорезма принимают постановления о национально-государственном объединении народов Средней Азии. Было проведено размежевание и созданы Узбекская и Туркменская ССР, принятые в СССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР.

В СССР стало 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР, вошедшая в СССР (постановление ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. и решение VI съезда Советов Союза ССР 17 марта 1931 г.). В составе СССР стало 7 членов.

1.3 Конституция СССР 1924 года в аспекте национального самоопределения

 

"Декларация об образовании СССР" и "Договор об образовании СССР" стали основой Конституции СССР 1924 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и передал их на рассмотрение ЦИКов союзных республик [7, с. 43].

В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения в СССР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.). Съезд отметил необходимость создания специального органа представительства национальностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик.

Совещание представителей национальных республик и областей высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, дало название двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу.

-27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП(б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление "О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик". В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съездами союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками.

Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Конституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работы избирали президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения как Союзным Советом, так и Советом Национальностей.

ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека. Происходило раздельное голосование палат при выборе Президиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти [7, с. 53].

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялись исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федеративного государства с установлением "личной диктатуры Сталина". Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было достаточно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные противоречия эффективно разрешались, а подрывные действия маргинальных националистических групп подавлялись. Это происходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. Если в РСФСР ГПУ было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее подчиненные ему наркоматы в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с совещательным голосом).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая его исполнения.

В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925 г. В ст. 1 отмечалось, что она исходит из основных положений "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Проект был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила правовой статус автономных республик и областей РСФСР. Из проекта была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и введена статья "Об основах экономического строя РСФСР". Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию [8, с. 142].

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления Верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в 1918 г. ставилась задача "установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах" то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью "осуществление коммунизма", а о других странах ничего уже не говорилось.

 


2. образование Киргизской (Казахской) АССР

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.