Различные аспекты содержания — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Различные аспекты содержания

2020-02-15 155
Различные аспекты содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью, нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание принадлежит сфере искусства.

Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу. Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой эстетическую и художественную ценность.

 Требует определённого уточнения понятие объективного и субъективного применительно к художественной деятельности. Объектом отражения для искусства могут быть мысли, переживания, эмоции других людей, существующие помимо духовного мира творческой личности - это с одной стороны.

С другой - зависимость содержания искусства от творческого субъекта выражает зависимость не только субъективного, но и объективного характера так как воззрение, идеалы вкусы художника принадлежат не только лично ему, а указывают социально – исторические процессы действительности. Выражая свое мировоззрение, свои эмоции, художник их познаёт и объективизирует с помощью материально – выразительных средств искусства. Созданное художественное произведение становится фактом объективного эстетического воздействия на общество, в качестве эстетической ценности оно переживает своего творца, включается в культурно – исторический процесс наряду с другими ценностями. В свою очередь, творческая личность как «источник» содержания искусства отражается в акте субъективного, ценного «пересоздания» действительности и в процессе объективного социально – исторического бытия произведения искусства.

В силу того, что в эмоциональном отношении человека к действительности выражается ценность предмета или является для индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной их значительностью для целостной личности. В художественном содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской, социально – психологической позиции человека.

Эстетическая и художественная специфика содержания в искусстве возникает не в автономной, замкнутой сфере произведения как такого, а в тесном взаимодействии внутрихудожественных смыслов с теми значениями, идеями, оценками, которые формируются в широкой сфере действительности. Так, анализ темы выявляет взаимосвязь в содержании искусства проблем актуальной социально – исторической ситуации и культурно – художественной традиции, обьекта воспроизведения, предмета познания – оценки и «Внутреннего» со своими специфическими законами мира художественного произведения.

 

Тема – сфера содержания.

Остановимся на такой сфере содержания, как Тема. Круг явлений действительности, изображенный в произведении искусства, принято называть его темой. Но понятие темы не однозначно. Можно выделить три группы значений, исторически оформившееся в эстетике и теории искусства.

Первая из них восходит в теме обьектной. Взятое в этом смысле понятие темы характеризует не компонент художественного содержания как такового, а его реальные истоки, находящиеся в действительности. С помощью этого значения понятие темы отнесено к явлениям обьективного мира, выделенным общественным сознанием из потока исторического развития, природных процессов или же к обьектам воспроизведения, отобранным художником, но рассматриваемым абстрактно – понятийно, вне конкретной художественной структуры произведения искусства. Поскольку категория «Тема» соотносится здесь не с самим художественным изображением то это значение не даёт еще оснований квалифицировать её как художественную.

Вторая группа значений темы относится уже к определённому содержательному единству самого произведения. Художественно – конкретная тема не является чем то внешним по отношению к искусству, находящимся за его пределами. Тема в этом значении становится одной из основных категорий, с помощью которых исследуется «Внутреннее» содержание искусства, возникающее в результате отбора явлений действительности, их эмоционально – эстетической оценки и воплощения в определенной структуре с помощью материально – выразительных средств.

В изобразительном искусстве непосредственно выражаемое содержание – пространственно – предметный мир, визуальная среда, опосредованное содержание – область эмоционально смысловых ценностей и оценок, тогда в искусстве слова мыслительно – эмоциональная сфера выражается непосредственно, а картинно – изобразительная – опосредованно.

Какое содержание важнее: представленное непосредственно или более опосредованно?

Одни считают, что главное в музыке – не слышимое, в пластических искусствах- не видимое, в скульптуре – движение и время. Другие высказываются прямо противоположно.

В действительности конкретно – художественная тема тесно сращена с непосредственно представленным содержанием, а тем самым и с формой воплощения.

Конкретно художественная тема не может быть адекватно пересказана, она должна быть увидена, услышана, впрочем как и все другие компоненты содержания произведения искусства. В произведении могут развиваться одна большая тема или несколько тем при доминировании одной из них или ряд относительно равноправных тем – все зависит от вида, жанра, творческой индивидуальности, в системе которых оно создано.

Тему в третьем значении назовём «культурно – типологической» – в ней зафиксирована содержательная связь произведения искусства с социально – эстетической традицией. В этом смысле тема характеризует содержательную общность многих произведений искусства. Это неоднократное воспроизведение аналогичных социально – психологических коллизий, воплотившихся в произведениях художников, получивших развитие в определённом стиле и направлении искусства, ставших принадлежностью жанра. Это как бы синтез образных ценностей, созданных искусством под влиянием реальности, затем закрепленных ходом социально – культурного развития и снова возвратившихся в художественную сферу в контексте других явлений культуры.

В изобразительных искусствах под «сюжетом» обычно как раз и подразумевают конкретную тему произведения «конкретное событие», в отличие от «темы» как отражение более широкого предмета изображения (более широкой сферы явлений откуда заимствовано изображаемое событие).

 

 

Идея в содержании.

 

Идея произведения искусства – его главный смысл, определяющий его общественное значение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное изображение, его конкретную тематическую ткань.

Идея художественного произведения может быть сформулировано в абстрактных понятиях но в реальном произведении она не абстрактна, а чувственно конкретна, образна.

Необходимо учитывать что содержание художественного произведения социально и индивидуально значимо не только для его творца, но и для каждого человека, воспринимающего искусство. Восприятие художественного произведения не пассивный, а активный процесс. В этом процессе содержание, обьективно присущее произведению всегда преломляется сквозь призму сознания воспринимающего. Оно осознаётся в связи со всем его социальным и личным опытом. Это содержание словно дополняется многочисленными ассоциациями и представлениями, вызывает различные мысли, непосредственно незаключенные в самом произведении, а черпаемые из современной воспринимающему человеку общественной и его личной жизни.

Художественное произведение, будучи активным, творчески переживаемо воспринимающими его людьми, как бы входит в их индивидуальную жизнь, приобретает в ней особое значение. Поэтому восприятие содержания одного и того же произведения людьми разных эпох, стран, индивидуальностей не одинаково, имеет разные оттенки.

Активность субъекта конечно, имеет значение в восприятии искусства, но она вторична по отношению к объективному содержанию, возникает на его основе и не может его изменить.

 

 

Форма в искусстве.

В широком философском смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Подобно содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Категория художественной формы не менее сложна, чем категория содержания. Иногда говорят как относительно постоянной, не изменяющейся характеристике сложного объекта, о форме же – как о варианте, разновидности содержания. Но в большинстве случаев имеется в виду иное значение: форма в единстве с художественным содержанием. Вне этого перехода в содержание и обратно форма не имеет реального существования. И это не только в процессе творчества, но и в процессе восприятия уже законченного произведения. Художественная форма является процессом объективации конкретного художественного содержания. Художественная форма – это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.