Роль фотографии в музейном деле — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Роль фотографии в музейном деле

2020-02-15 185
Роль фотографии в музейном деле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня в музеях часто проходят постконцептуалистские выставки, которые состоят из большого количества фотографий и сопровождаются экскурсией одного из авторов выставки. Такая экскурсия представляла собой долгий рассказ о сложных, то расходящихся, то снова переплетающихся семейных связях.

В постоянных музейных экспозициях фотографии (в основном, оригинальные) занимают около половины пространства, и значительная часть музейных запасников - это тоже фотографии. Самые ранние относятся к середине 19 века. Это самый разнообразный материал - и по форме, и по темам. Кроме того, музеи располагают замечательными виртуальными фотоколлекциями [5].

Музей может обладать интеллектуальной собственностью, скажем, патентом на разработку какой-либо новой технологии или изобретение (касающееся, методов реставрации и т.д.), а также товарным знаком. Например, логотип Эрмитажа, используемый музеем на его продукции (буклетах, альбомах, видеопродукции и т.д. и т.п.) может быть зарегистрирован в агентстве Роспатент как товарный знак или знак обслуживания.

Авторские права распространяются прежде всего на экспонируемые музеем предметы искусства. Если определенный Законом РФ об авторском праве и смежных правах 1993 года срок действия авторского права не истек (в течение жизни автора и 50 после его смерти), то только автор или его наследники обладают исключительным имущественным правом на воспроизведение (копирование) и распространение произведения.

Крупные музеи, как правило, экспонируют произведения, срок действия авторского права на которые давно истек. Повторим, не имущественного права на материальные носители - живописные холсты, скульптуры и т.д., а авторского имущественного права на результаты творчества - на произведения искусства. Поэтому для таких музеев, как Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, проблемы авторского права не так актуальны. Если картина Репина хранится в Русском музее, и срок действия авторского имущественного права на картину истек, то никто, в том числе и музей, не обладает исключительным правом разрешать или запрещать воспроизведение и распространение репродукций данной картины.

Если же срок действия авторского права еще не истек, то музей является прежде всего хранителем материального носителя произведения. На этом полномочия музея исчерпываются, если только договор музея с автором не предусматривает иного, а как правило иное не предусматривается. Тот факт, что музей экспонирует картину, авторского права не касается, т.к. оно принадлежит автору или правообладателю, к которому оно перешло по договору, по наследству и т.д. [2]

С другой стороны, музей имеет право воспретить доступ к экспонатам, которые как материальные объекты, как собственность, принадлежат в его лице государству. Как и любой человек, в доме которого висит принадлежащая ему картина, администрация может допустить или не допустить к ней человека с фотоаппаратом, кинокамерой. Кроме того, музей, как хранитель доверенной ему государством собственности, обязан заботиться о сохранности экспонатов, и если воспроизведение (фотографирование, например) приносит вред картинам или фрескам, его администрация вправе запретить пересъемку экспонатов. Скажем, раньше, когда фотографы пользовались магниевыми вспышками, действительно опасными для живописных полотен, пересъемка была запрещена.

Что касается права музея брать плату за фотографирование, съемку на камеру и т.д., как и за посещение, то в целом надо помнить, что каждый посетитель при входе в музей как бы заключает с ним договор, согласно которому посетитель обязан подчиняться внутренним правилам музея, скажем, не трогать или не фотографировать экспонатов. За это музей обеспечивает ему ряд услуг: доступ к коллекциям, разрешение фотографировать, - и взимает за это плату. Входной билет является материальным выражением такого договора.

Кроме этого, существует Закон Российской Федерации о музейных фондах, в статье 36-й которого право первой публикации проведения, которое экспонируется в музее и включено в состав музейного фонда РФ, принадлежит музею. Ясно в законе сказано лишь о "первой публикации". О передаче же прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, сказано, что подобная передача "осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций". Что это значит, не совсем ясно определено в тексте закона [7].

Поэтому очень часто музеи пытаются препятствовать коммерческой публикации хранящихся у них экспонатов, даже если срок авторского права истек. Скажем, не так давно крупный московский музей предъявил одному петербургскому издательству претензию по факту использования ряда картин, хранящихся в музее (в основном - начала 20 века) для дизайна обложек книжных изданий. Музей ссылался как раз на эту статью Закона о музейных фондах Российской федерации, пытаясь увязать данное положение с Законом об авторских правах. При этом все картины уже многократно публиковались в открытой печати и срок действия авторского права давно истек. Музей угрожал судебным взысканием огромных сумм денег. Однако издательство ответило, что авторские права на картины прекратились и музей не вправе требовать никакой платы за использование, после чего переписка просто прекратилась. Видимо, музей осознал недостаточную обоснованность своих претензий.

Если репродукция (копия, снимок) картины уже сделана, и доступа к фондам музея не требуется, то при дальнейшем воспроизведении данной копии вступают в силу авторские права автора копии (снимка и т.д.), которые необходимо соблюдать. Автору копии (снимка) необходимо, однако, уметь доказать а) что воспроизведение носило творческий характер и, следовательно является произведением искусства, и б) что именно его копия (снимок, репродукция) была использована для дальнейшего воспроизведения. Однако музея это уже не касается и принадлежит к области отношений между фотографом и, скажем, издателем. Просить у музея разрешения воспроизводить далее и распространять такую копию предмета искусства по закону нет необходимости.

Что касается самого музея, то, приобретая экспонат, музей должен учитывать, что в таком случае он покупает (или берет на хранение) лишь материальный носитель произведения, а право разрешать его воспроизведение (копирование) и распространение принадлежит автору или его наследникам, или тем, кому он это право передал по договору. Директорам музеев можно посоветовать всегда оговаривать эти вопросы с продающим экспонат и, при согласии последнего на передачу авторского права наряду с самой картиной (рукописью), заключать два договора: на приобретение картины (рукописи) в собственность и на передачу музею имущественных авторских прав воспроизводить и распространять произведение [13].

Если оригинал некого экспоната утрачен, а его копии находятся в фондах сразу нескольких музеев, то, если авторские права на данное произведение истекли, то, согласно закону, любое лицо (юридическое или физическое), в том числе и каждый из музеев, может это произведение использовать без ограничения, т.е.: воспроизводить, распространять, перерабатывать, переводить на другие языки, передавать по кабелю, в эфир и т.д. и т.п.

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

Музеи в Сети как способ использования фотографий музейной экспозиции.

Большинство крупнейших музеев мира считают необходимым иметь собственные представительства во Всемирной Сети и таким образом дают возможность миллионам посетителей ознакомиться с коллекциями произведений искусств и экспонатами музеев, которые иногда даже оказываются не доступными для рядовых посетителей экспозиций.

Реальностью становятся мечты фантастов о том, что человек, не покидая собственного жилища, будет иметь возможность взглянуть на музейные коллекции, размещенные за тысячи километров от его родного города. Ведь как было раньше? Чтобы создать представление о той или иной музейной экспозиции необходимо было обкладываться кучей справочников, обзаводиться фотографиями музейных экспонатов и репродукциями картин. А потому, наверное, такие усилия были под силу разве что только специалистам-искусствоведам или по-настоящему заинтересованным энтузиастам музейного дела [9].

Обычно же все ограничивалось пачкой открыток и одной-двумя книгами об искусстве, подаренными по случаю очередного юбилея и мирно пылящимися на полке. Такие альбомы обычно любили давать рассматривать пришедшим в гости детям. Чтобы последние не мешали взрослым приобщаться к искусству.

Конечно, Интернет не может дать абсолютного эффекта присутствия (или, скажем так, пока не может), но Сеть в состоянии облегчить поиск требуемой информации о том или ином произведении искусства или помочь быть в курсе текущих выставок в крупнейших музеях мира. Наконец, доступность информации позволяет, по мнению многих искусствоведов, большему количеству людей приобщиться к прекрасному, пусть даже и в электронном виде.

Самым известным музейным сайтом в российской части Интернета является сайт "Государственного Эрмитажа” (http://www.hermitage.ru/), удостоенный в марте 2000 года Национальной Интел Интернет премии в категории "Музеи”. И действительно, одной из величайших сокровищниц мира, Эрмитажу, коллекция которого формировалась на протяжении почти двух с половиной веков, есть что показать. Конечно, выставить в электронной экспозиции почти три миллиона экспонатов из фонда музея невозможно, но и без этого "цифровой автопортрет" музея поражает как обширностью информации, так и качеством исполнения [10].

Любой желающий может совершить виртуальную экскурсию по залам музея (http://www.hermitage.ru/html_Ru/08/hm8_0.html). Причем это не просто разглядывание набора статичных изображений, а реальное рассматривание экспонатов в интерактивном режиме. Что отрадно, для этого не надо скачивать какое-либо дополнительное программное обеспечение или каким-то особым образом менять настройки компьютера. Достаточно лишь, чтобы используемый браузер поддерживал Java-апплеты.

Использованный при разработке страницы Java-апплет HotMedia, разработанный специалистами фирмы IBM, позволяет осматривать экспонаты с разных углов и с разным увеличением. При этом, плавно поворачиваясь, можно ознакомиться с панорамой зала. Справедливости ради надо заметить, что пока не для всех залов доступна возможность трехмерной экскурсии, но там, где это есть (например, для "Иорданской лестницы” или "Малахитового зала”), качество изображения и степень интерактивности поражают.

Другим весьма интересным проектом, как с точки зрения технической реализации, так и с точки зрения познавательности, является проект "Галерея увеличенных изображений" (http://www.hermitage.ru/html_Ru/07/hm7_8.html), расположенный на сайте Государственного Эрмитажа. Суть его в том, что посетителям виртуального музея предоставляется возможность рассмотреть в мельчайших подробностях произведения искусства, представленные в этой экспозиции. Надо заметить, что обычным посетителям реального музея такая возможность недоступна, ведь экспонаты требуют бережного обращения и особых условий хранения, а потому нередко рассматривать их приходится через стекло или из-за ограждения [2].

Наконец, еще одной разработкой, которую Государственный Эрмитаж представляет на своем сайте, является проект "Виртуальные выставки” (http://www.hermitage.ru/html_Ru/12/hm12_0.html). Его уникальность в том, что посетители сайта могут ознакомиться с экспонатами, хранящимися, в силу своей ценности или редкости, в запасниках музея, которые зачастую вообще недоступны обычным посетителям. Виртуальные выставки рассказывают о памятниках мировой культуры, созданных в разные эпохи и в разных странах, но объединенных одной идеей. Тут же размещен архив выставок, состоявшихся ранее.

Кроме уже перечисленных выше по-своему уникальных проектов, для посетителей сайта "Государственный Эрмитаж" доступна "Цифровая коллекция" (http://www.hermitage.ru/fcgi-bin/db2www/browse. mac/category? selLang=Russian), в которой представлены экспонаты из музейного собрания. Казалось бы обычное собрание графических образов опять же содержит свою "изюминку” - это система поиска по изображению QBIC (Query By Image Contents - поиск по содержанию изображения), разработанная фирмой IBM. Стоит, наверное, подробнее остановиться на этой экспериментальной системе поиска. Дело в том, что зачастую человек, не сведущий в искусстве, имеет представление, как приблизительно выглядит то или иное произведение искусства, а вот ни ее автора, ни ее названия не помнит или, если говорить честно, просто не знает. Предложенная система поиска позволяет искать требуемую картину по расположению цветовых пятен на холсте. Другими словами, если картина, например, может быть изображена в виде голубого лоскута моря по низу холста, серых пятен в верху композиции (тучи над морем) и нескольких дополнительных цветовых мазков (солнечный блик, одинокий корабль и т.д.), запомнившихся из иллюстраций в школьном учебнике, то система сумеет подобрать десяток холстов, цветовая композиция которых соответствует заданной. Это поразительно! При всем том сама система описания картины для поиска интерактивна, абсолютно не "тормозит” и напоминает работу в обычном простеньком графическом редакторе. Картина интерактивна в том смысле, в каком может быть интерактивен музейный экспонат. [12] Во-первых, имеется возможность получить дополнительную информацию о представленном экспонате коллекции, во-вторых, картину можно посмотреть в полноэкранном варианте (на выбор 800х600 или 1024х768), а в-третьих, и это еще один сюрприз, картину можно внимательно рассматривать по фрагментам. Точно так же, как если бы, находясь в музее, удалось приблизиться к холсту с лупой в руках. Причем изображение при этом не станет распадаться на отдельные пиксели (как, скажем, во многих трехмерных играх), а, после непродолжительной обработки, сохранит свою первоначальную четкость и разрешение. Поистине "волшебство” сотворили разработчики сайта.

Информационное наполнение сайта не ограничивается перечисленными разделами. Помимо них, на сайте Государственного Эрмитажа можно узнать историю этой величайшей сокровищницы мирового искусства, которая началась, если не считать строительства самого здания, в 1764 году с приобретения Екатериной II первой коллекции произведений искусств, собранной берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Кстати, интересная историческая подробность. Семилетняя война, в которой Пруссия потерпела поражение, истощила казну, что, собственно, и вынудило Фридриха отказаться от покупки. В то же время Гоцковский, имевший финансовые обязательства перед русским правительством, попал в трудное положение: денег-то за коллекцию он не получил. Тогда предприимчивый купец предложил России, победившей в той войне, приобрести картины в счет его долга. Екатерина II, таким образом, получила возможность убить даже не двух, а сразу трех зайцев: во-первых, обзавестись неплохой коллекцией, во-вторых, нанести удар самолюбию Фридриха II (ведь коллекция собиралась специально для него!), а в-третьих, представить в выгодном свете состояние русской казны (Фридрих же не знал, что за коллекцию ничего не заплачено). Вот что значит государственная мудрость, помноженная на женскую хитрость и коварство…

Подобно российской "Третьяковке", Нью-Йоркский музей тоже обязан своим образованием частным лицам - он был основан группой американских меценатов-предпринимателей. Произошло это в 1870 году. За неимением собственных исторических древностей американцам пришлось начать с приобретения чужой истории: первым экспонатом стал римский саркофаг, купленный для музея, у которого к тому времени даже еще не было собственного здания. В том же 1870 году была приобретена коллекция из 174 картин, позже - собрание античных редкостей с Кипра, произведения импрессионистов и многое-многое другое [12]. В настоящее время экспонаты музея охватывают период почти в пять тысяч лет жизни нашей цивилизации, а фонды содержат более трех миллионов экспонатов.

Сайт Метрополитен-музея действительно позволяет путешествующим по Сети знакомиться с экспонатами музея настоящего. В разделе The Collection (http://www.metmuseum.org/collections/index. asp) собрано более 3500 виртуальных экспонатов. Каждый из них сопровождается подробным описанием и качественным изображением, которое, естественно, можно подробно рассмотреть при увеличении во весь экран. А понравившийся экспонат можно даже поместить в свою собственную коллекцию! Да, в свою собственную виртуальную коллекцию, которую может сформировать любой зарегистрированный посетитель виртуального музея. Регистрация совершенно бесплатна. Зарегистрированные пользователи, помимо обладания коллекцией виртуальных экспонатов, имеют возможность получать по электронной почте новостные сообщения о работе музея и предстоящих выставках. Им доступен личный он-лайн календарь, в котором будут отображаться события культурной жизни музея по интересующей их теме, а также определенные привилегии при покупках сувениров в он-лайновом магазине сайта [8]. Последнее, впрочем, вряд ли имеет практическое значение для российских пользователей.


Заключение

 

Суть музейной экспозиции заключается в демонстрации памятников истории и культуры из конкретного музейного собрания, поэтому основу экспозиции составляют музейные предметы.

Создание музейной экспозиции - сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров.

Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание, художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы, техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

Наглядность, конкретность изображения, возможность прямого документирования события являются важнейшими достоинствами фотографии, в них кроется одна из специфических и сильнейших сторон фотоискусства, его исключительная жизненная достоверность.

Неверно было бы думать, что документальная природа фотографии как бы ограничивает творчество фотографа и может привести к некоторой натуралистичности изображения. Документальность снимка и натурализм в искусстве - это далеко не одно и то же. Документальность фотографического снимка есть основа жизненной достоверности фотокартины, а жизненная достоверность произведения искусства обязательно опирается на мировоззрение автора, на его художественное, журналистское мастерство, на умение отобрать и выявить типичное и характерное в факте, событии или явлении жизни, на способность видеть, чувствовать и передавать людям прекрасное.

Документальность, являясь неотъемлемым свойством фотографии, отличает её от других искусств, придает особое своеобразие фотографическим картинам.

Документальность, в полную силу используемая в информационно-репортажном снимке, лежит в основе и многих художественных фотографических работ. И хотя информационные и художественные задачи не всегда совпадают, они не противоречат друг другу и одни других не исключают. Репортажный снимок в известных условиях может стать, и часто становится, художественной картиной при сохранении специфики репортажного решения темы. Репортажность фотографической картины не определяет её характера или жанрового признака, а лишь указывает на способ создания.

Сайты музеев ориентированы на пользователей реальных, а отнюдь не виртуальных, коими и являются в большинстве своем сетевые путешественники. Лишь немногие из музеев в состоянии продемонстрировать действительно интересную и всеобъемлющую виртуальную экспозицию.

И хотя для того, чтобы получить представление о музейной коллекции и почувствовать свойственный каждой сокровищнице дух, надо, пока что, все-таки по старинке отправляться на реальную экспозицию. Узнать основные сведения о музее и его экспонатах можно и через Интернет. В конце концов, не каждый же является трепетным ценителем живописи, способным часами простаивать у картин или взирать на изящество древних статуй, а для общего ознакомления с коллекцией сойдет и ее виртуальная копия.


Список использованной литературы

 

1. Бунимович Д.3. Краткий курс фотографии. - М., 1975

2. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники. Проблемы взаимодействия. - Тверь, 1998.

.   Дитлов А.С. Любительская фотография. - Мн., 1979

.   Дыко Л.П., А.Д. Головня. Фотокомпозиция, издание 2-е, перераб., расшир. и доп. - М.: "Искусство" 1962 - 261 стр.

.   Изучение и научное описание памятников материальной культуры. - М., 1972.

.   Мазный Н.В. Кинетические принципы организации музейных выставок и проблема сохранения музейной специфики. - М., 1997.

.   Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка история, проблемы, перспективы. - М., 1997

.   Музееведение: Учебник для высшей школы. - М., 2004

.   Музейная каталогизация и ЭВМ. - М., 1983

.   Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции). // Отв. ред. М.Т. Майстровская. - М., 1997

.   Пальчевский Б.В. Фотография: Курс для начинающих. 2 изд. - Мн., 1985

.   Пелевин Ю. Художественная экспозиция (принципы и методы построения). - М., 1992

.   Чинхолл Р. Выставочная деятельность музеев и картинных галерей. - М., 1972.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.