Механизм установления равновесных цен — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механизм установления равновесных цен

2020-02-15 76
Механизм установления равновесных цен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детерминанты предложения

Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К другим детерминантам предложения относятся:

1) Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2) Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5) Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

http://cred-fin.ru/publ/5-1-0-64

Эластичность предложения – это мера реагирования величины предложения на изменение цены товара. Она определяется как соотношение относительного изменения величины предложения товара к относительному изменению цены. Формула эластичности и способы ее измерения схожи с эластичностью спроса. Однако в отличие от спроса величина предложения товаров меняется в том же направлении, что и цена, поэтому знак коэффициента эластичности предложения за редким исключением положителен.

, где – угол наклона кривой предложения, – соотношение цены и количества товара, которое особенно влияет на эластичность при пересечении графика с осями координат.

Ценовая эластичность предложения [ES(P)] – показатель, отражающий процентное изменение объемов предложения товара в результате изменения цены.

Для абсолютного большинства товаров эластичность предложения по цене краткосрочном периоде ниже чем в долгосрочном, что связано с ограничением производственных возможностей – дефицит времени не позволяет увеличить объемы использования некоторых факторов производства.

S1 – кривая абсолютно неэластичного предложения. Это ситуация, когда фирмы не успевают изменить объемы производства и реализуют только имеющийся запас товаров.

S2 – кривая предложения в краткосрочном периоде. Она определяется частью кривой предельных издержек фирм, увеличение предложения которых связано с возможностью увеличения использования только части факторов производства. Другая часть – производственные мощности – в силу недостаточности времени остается постоянной, что ставит предел увеличению величины предложения.

S3 – кривая предложения в долгосрочном периоде. Она определяется минимальными средними издержками фирм и обусловлена возможностью увеличения использования всех факторов производства и появления новых фирм в отрасли.

Если êES(P)ê>1, то предложение является эластичным, значит, производители при росте цены на 1% предлагают товаров больше, чем на 1%.

Если значение эластичности 0<êES(P)ê<1, то предложение называется неэластичным.

Если êES(P)ê=1, то предложение называют единичным.

Если êES(P) ê=0, то предложение называется абсолютно неэластичным.

http://www.study-economics.ru/elastichnost-predlozheniya/

12.

Рыночное равновесие и равновесная цена

Спрос и предложение – диалектические противоположности, противоречивое единство которых является движущим фактором развития рыночной экономики.

Противоречивость спроса и предложения разрешается на рынке путем приведения разнонаправленных тенденций и интересов покупателя и продавца к удовлетворяющему обе стороны варианту рыночной сделки. Этот вариант базируется на рыночном клиринге или равновесной цене.

Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.

Графически равновесная цена может быть найдена путем наложения друг на друга кривой спроса и предложения (рис.17).

 
 

 

Рисунок 17 – Графическая иллюстрация рыночного равновесия

 

 

http://www.economics-bases.ru/economics_t6r1part1.html

Детерминанты предложения

Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К другим детерминантам предложения относятся:

1) Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2) Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5) Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

http://cred-fin.ru/publ/5-1-0-64

Эластичность предложения – это мера реагирования величины предложения на изменение цены товара. Она определяется как соотношение относительного изменения величины предложения товара к относительному изменению цены. Формула эластичности и способы ее измерения схожи с эластичностью спроса. Однако в отличие от спроса величина предложения товаров меняется в том же направлении, что и цена, поэтому знак коэффициента эластичности предложения за редким исключением положителен.

, где – угол наклона кривой предложения, – соотношение цены и количества товара, которое особенно влияет на эластичность при пересечении графика с осями координат.

Ценовая эластичность предложения [ES(P)] – показатель, отражающий процентное изменение объемов предложения товара в результате изменения цены.

Для абсолютного большинства товаров эластичность предложения по цене краткосрочном периоде ниже чем в долгосрочном, что связано с ограничением производственных возможностей – дефицит времени не позволяет увеличить объемы использования некоторых факторов производства.

S1 – кривая абсолютно неэластичного предложения. Это ситуация, когда фирмы не успевают изменить объемы производства и реализуют только имеющийся запас товаров.

S2 – кривая предложения в краткосрочном периоде. Она определяется частью кривой предельных издержек фирм, увеличение предложения которых связано с возможностью увеличения использования только части факторов производства. Другая часть – производственные мощности – в силу недостаточности времени остается постоянной, что ставит предел увеличению величины предложения.

S3 – кривая предложения в долгосрочном периоде. Она определяется минимальными средними издержками фирм и обусловлена возможностью увеличения использования всех факторов производства и появления новых фирм в отрасли.

Если êES(P)ê>1, то предложение является эластичным, значит, производители при росте цены на 1% предлагают товаров больше, чем на 1%.

Если значение эластичности 0<êES(P)ê<1, то предложение называется неэластичным.

Если êES(P)ê=1, то предложение называют единичным.

Если êES(P) ê=0, то предложение называется абсолютно неэластичным.

http://www.study-economics.ru/elastichnost-predlozheniya/

12.

Рыночное равновесие и равновесная цена

Спрос и предложение – диалектические противоположности, противоречивое единство которых является движущим фактором развития рыночной экономики.

Противоречивость спроса и предложения разрешается на рынке путем приведения разнонаправленных тенденций и интересов покупателя и продавца к удовлетворяющему обе стороны варианту рыночной сделки. Этот вариант базируется на рыночном клиринге или равновесной цене.

Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.

Графически равновесная цена может быть найдена путем наложения друг на друга кривой спроса и предложения (рис.17).

 
 

 

Рисунок 17 – Графическая иллюстрация рыночного равновесия

 

 

http://www.economics-bases.ru/economics_t6r1part1.html

Механизм установления равновесных цен

Как уже отмечалось, модель Вальраса, на основе которой в рассматриваемом примере были рассчитаны равновесные цены, не описывает механизм их установления в реальном рыночном хозяйстве. Для иллюстрации принципиальной возможности установления равновесной системы цен Л. Вальрас привлекал в качестве условного персонажа Аукциониста, без разрешения которого участники рыночных сделок не совершают обмен.

Вначале Аукционист объявляет определенный набор относительных цен, на основе которого все продавцы сообщают ему планируемые объемы продаж, а покупатели - намечаемые объемы покупок. Если при объявленном наборе цен планы покупок и продаж не совпали, то Аукционист корректирует структуру относительных цен. Цены благ, по которым предложение превышает спрос, Аукционист снижает, а цены, по которым спрос больше предложения, повышает. Если новый набор цен не обеспечивает совпадения спроса и предложения на всех рынках, то процедура корректировки повторяется. И только после того, как Аукционист обнаружит, что объявленная им в очередной раз система цен балансирует планы всех продаж и покупок, он разрешает обмен. Так с помощью Аукциониста участники рыночного хозяйства беспрепятственно реализуют свои гипотетические планы.

Однако в реальной экономике нет вальрасовского Аукциониста. Поэтому участники рыночных сделок могут осуществлять обмен и по неравновесным ценам, поскольку не знают равновесных. В этом случае на рынке возникает дефицит или избыток, и участники обмена, обнаружив, что их желания, представленные соответствующими функциями спроса и предложения, оказываются недостижимыми, действуют в соответствии с гипотезой двойного решения.

Допустим, что в рассматриваемом примере установилась неравновесная система цен P = 3; W = 1. Выясним намерения экономических агентов при таких ценах. По формулам (13.4)-(13.8) определим:

     

Как и следовало ожидать, новая система цен не обеспечивает равенства спроса и предложения: на рынке благ - избыток, а на рынке труда - дефицит. Фирма не может реализовать свои гипотетические планы ни на рынке блага, ни на рынке труда.

Если P = 2; W = 1, то на обоих рынках домашнее хозяйство встречается с ограничением (рационированием); согласно расчетам по формулам (13.4)-(13.8)

     

На рынке блага дефицит 2·(3,38 - 6,42) = -6,09, а на рынке труда такой же по абсолютной величине избыток 11,15 - 5,06 = 6,09.

Рассмотрим возможные варианты развития событий при отсутствии Аукциониста.

Обнаружив, что гипотетическое предложение труда не может быть реализовано, домашнее хозяйство в соответствии с гипотезой двойного решения корректирует спрос на блага. Гипотетическая функция потребления C * = C *(P, W) заменяется функцией эффективного потребления .

Поскольку бюджетное ограничение домашнего хозяйства теперь выражается уравнением , то из него следует, что спрос на блага равен

     

Таким образом, несмотря на то, что на рынке благ домашнее хозяйство не встречает количественных ограничений, оно переходит от гипотетического спроса к эффективному. Так рационирование на одном рынке изменяет поведение экономических субъектов на других рынках.

Если бы домашнее хозяйство вначале обнаружило ограничение на рынке блага, то бюджетное уравнение предстало бы в виде: и гипотетическое предложение труда было бы заменено эффективным предложением, достаточным для покупки эффективного объема благ

Следовательно, когда экономический субъект встречается с количественным ограничением на одном рынке, тогда его гипотетический спрос (предложение) трансформируется в эффективный спрос (предложение) на другом.

В удобной для сравнения форме гипотетические и эффективные планы участников рыночных сделок представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.