Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

2020-01-13 144
Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы экономики: наблюдение, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, экономико - математические методы, экономический анализ…

Значение экономической науки

Для общества

Разработка принципов, которые становятся основой экономической политики

Прогнозирование развития событий в обществе

Для человека

Содействие экономической информированности населения и, следовательно, демократизации общества

Содействие рациональному поведению в сфере потребления, целесообразному использованию индивидуальных сбережений

Формирование умений ориентироваться в сфере бизнеса

Содействие принятию правильных решений при выборе сферы деятельности

Функции экономической теории и связь ее с другими науками

В общей системе наук экономическая теория выполняет ряд функций. В первую очередь экономическая теория, как и любая другая наука, выполняет познавательную функцию, которая состоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов. Необходимо отметить, что только описания и кон­статации тех или иных экономических явлений недостаточно. Экономическая теория должна находить и описывать законы, на основе которых происходит изменение окружающей экономической действительности, предлагать пути использования этих законов на практике. Вторая функция — методологическая. Экономическая теория служит базой для ряда экономических наук: отраслевых (например, экономика промышленности, торговли и общественного питания, транспорта), функциональных (финансы, маркетинг, рынок ценных бумаг), межотраслевых (экономическая география, демография, статистика). Она разрабатывает методы и средства научного инструментария, необходимого для исследований всем экономическим наукам. Третьей функцией экономической теории является практическая, показывающая, какие конкретные действия желательны или нежелательны для общества сегодня. Дисциплина разрабатывает принципы и методы рационального хозяйствования, служит для научного обоснования экономической политики правительства, диктует необходимость определенного поведения людей. Экономическая теория тесно связана со многими науками, затрагивающими различные стороны жизнедеятельности человека. С одной стороны, она выступает в качестве методологического фундамента комплекса экономических наук, а с другой — учитывает знания, полученные этими науками. Экономическое знание о современном обществе дает целая сеть конкретных экономических дисциплин, таких как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, экономика природопользования, экономика предприятий. Названные дисциплины подчинены решению конкретных экономических задач. Экономическая теория изучает те же проблемы, но не с индивидуальной, а с общест­венной точки зрения. В кругу всех экономических наук экономическая теория является головной, так как служит основой, фундаментом конкретных экономических дисциплин. Экономическая теория тесно связана с рядом социальных наук, таких как психология, политология, социология, поскольку ее предмет изучения частично совпадает с предметом перечисленных дисциплин. Среди информационно-аналитических наук особого упоминания заслуживают статистика и математика. Государственные учреждения и общественные организации публикуют значительное количество различной цифровой информации. Прослеживается четкая взаимосвязь экономической теории и юридических наук. Правовые нормы, действующие в том или ином обществе, являются своеобразными рамками, в которых развивается экономика. Экономическая теория тесно взаимодействует с историческими науками, такими как история экономики, история экономической мысли, всеобщая история. Экономическая теория посвящена проблемам материального производства, распределения, обмена и потребления, рассматриваемым в различные исторически периоды и на фоне различных способов производства.

Экономические процессы на предприятии:

- Производство.
- Распределение.
- Обмен.
- Потребление.

Производство – это процесс создания некоторых благ, предполагающий использование экономических ресурсов. Ресурсы: материальные, трудовые, природные, предпринимательские способности.

Распределение – это определение доли экономических ресурсов (вышеназванных), необходимых для осуществления хозяйственной деятельности в рамках предприятия.

Обмен – это обмен в рамках предприятия информацией, знаниями, умениями.

Потребление предполагает использование продукции производственно-технического назначения для выработки другой продукции. Например: из зерна производится мука.

Непрерывный процесс производства, включающий в себя вышеназванные стадии, называется воспроизводством. Оно может быть 3 видов: расширенное, простое и суженное.

Расширенное – из периода в период размеры производства увеличиваются.

Простое – такое, при котором масштабы деятельности фирмы со временем не меняются.

Суженное – производство, при котором объемы выпуска продукции сокращаются.

Распределение, обмен и потребление имеют место и за пределами предприятия. В этом случае речь идет о распределении, обмене и потреблении произведенного на предприятии продукта и покинувшего его.

Этапы хозяйственной деятельности: производство, снабжение, сбыт.

Снабжение – это процесс, который должен удовлетворить потребности предприятия в материально-технических ресурсов.


Различают:

- складское снабжение, когда ценности приобретаются фирмой через оптовую и мелкооптовую торговлю;
- транзитное снабжение, когда необходимые фирме ресурсы поступают непосредственно от изготовителя, миную торговую сеть.

Производство – это главная стадия воспроизводственного процесса, потому что именно в процессе производства развиваются творческие активности людей и потому что создание продукта – это основа возникновения, развития рыночных отношений.

Сбыт – это реализация произведенной продукции. Сбыт это есть то средство, посредством которого предприятие получает прибыль.

Сбыт либо основан на непосредственных связях производителя с потребителем, либо осуществляется через посреднические организации. Особу роль в осуществлении вышеназванных процессов играет бизнес планирование.

 

Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубеж­ных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных еди­ниц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хо­зяйств, государственных учреждений, а также внешний.

Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, за­нимающиеся производством товаров и услуг с целью получения при­были, и некоммерческие организации, не преследующие цели извле­чения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на госу­дарственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений — совокуп­ность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммер­ческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном по­требляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», — это сово­купность институциональных единиц — нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международ­ные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто вы­деляют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор — производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производите­лями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

 

Товарное производство — тип организации хозяй­ства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Черты:

1. Это хозяйство является открытой системой организацион­но-экономических отношений. Здесь работники создают полез­ные продукты не для собственного потребления, а для продажи. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производ­ственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей. 2. Производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, который в свою очередь получает большой толчок при разделении труда. Нераз­рывная связь товарного производства с разделением труда, а ста­ло быть, с прогрессом техники — одно из его несомненных пре­имуществ по сравнению с натуральным хозяйством. 3. Товарному хозяйству присущи косвенные, опосредствованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле «производство — обмен — потребление». Изго­товленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необхо­димость изготавливать данную продукцию для продажи.

Причины 1) обще­ственное разделение труда.Начало здесь было положено круп­ным общественным разделением труда: первым (обособление в сельском хозяйстве земледелия и животноводства) и вторым (вы­деление ремесла из сельского хозяйства). В дальнейшем все боль­шую силу набирает экономический закон разделения труда. В со­ответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) тру­довой деятельности, что ведет к обособлению и сосуществова­нию различных ее видов.2) хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта. Данное организационное отношение органически дополняет общественное разделение тру­да: человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в са­мостоятельную деятельность. Это одновременно усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порождает необходи­мость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать свя­зи через рынок.

Между тем формы собственности порождают разные виды то­варного производства. В зависимости от форм собственности и организационных отношений образуются два вида товарного про­изводства. Исторически первым было простое товарное хозяй­ство крестьян и ремесленников, в котором применялся ручной труд. В этом случае из-за низкой выработки товарное производ­ство соседствует с господствующим натуральным производством. При капитализме главные позиции в экономике занимает разви­тое товарное хозяйство. На начальной фазе капитализма развитое товарное хозяйство становится всеохватывающим. Все создаваемые блага превраща­ются в рыночные продукты. Предметом купли и продажи стано­вится наемный труд. На современной стадии производства в результате активной эко­номической роли государства в национальном хозяйстве выделил­ся нетоварный сектор. В него вошло производство нерыночных благ (фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования, основная продукция оборонно-промышленного комплекса и др.).

Товарное производство: простое (часть потребляется, часть продается), капиталистическое (все продается).

Экономическая сущность затрат, расходов и издержек обращения, их состав и характеристика. Торговая организация в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на следующие основные операции:

- реализация товаров и производство продукции;

- простое и расширенное воспроизводство основных средств;

- использование различных видов ресурсов;

- социальное развитие коллектива.

Затраты ─ это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Расходы организации ─ это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Издержки обращения ─ это денежные расходы торговой организации, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией товаров и содержанием аппарата управления. Издержки обращения следует рассматривать как себестоимость сферы обращения товаров.

Расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на виды:

1) расходы по текущей деятельности;

2) расходы по инвестиционной деятельности;

3) расходы по финансовой деятельности.

Текущая деятельность — основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность — деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Финансовая деятельность — деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Классификация расходов по видам деятельности и подходы к построению классификации детально излагаются в учетной политике организации.

Расходы по текущей деятельности включают в себя:

- себестоимость продукции (работ, услуг);

- управленческие расходы;

- расходы на реализацию;

- прочие расходы по текущей деятельности.

В конечном итоге все расходы предприятия за определенный период обязательно должны трансформироваться в затраты. Расходы в стоимостной оценке за определенный период работы организации отличаются от затрат, т.е. они могут превышать затраты, быть равными затратам или быть меньше затрат. Различие расходов и затрат наблюдается в существующем несоответствии их во времени.

Расходы на реализацию товаров (издержки обращения) ─ это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, сопровождающие осуществление связи между производителем и потребителем или доведение товаров от производителя до потребителя.

В практике учета, анализа и калькулирования все расходы на реализацию товаров классифицируются по следующим признакам.

По экономическому содержанию различают:

1) материальные затраты: расходы на аренду, тару, топливо, хранение, упаковку, износ инвентаря и др.;

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды: фонд социальной защиты населения;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты: расходы на рекламу, %% за кредит, и др.

Планирование и прогнозирование расходов на реализацию товаров. Каждая торговая организация составляет план расходов на реализацию товаров. В плане предусматривается общая сумма и уровень расходов на реализацию в целом по предприятию, а также в разрезе отдельных статей. Основной задачей прогнозных расчетов издержек обращения является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли при высоком качестве обслуживания покупателей.

Планирование расходов на реализацию можно проводить двумя путями:

1) с применением метода прямой калькуляции. Прямая калькуляция ─ это подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, сложившихся на данном предприятии.

2) с применением метода обратной калькуляции. Обратная калькуляция ─ это расчет издержек по остаточному принципу исходя из среднеотраслевого уровня затрат или затрат конкурентов.

Основные предпосылки для составления плана:

1) прогнозируемый объем товарооборота;

2) план развития материально-технической базы и проведения ремонтов;

3) действующие тарифы и ставки на услуги других отраслей;

4) нормы отчислений и ставки налогов и неналоговых платежей;

5) материалы экономического анализа расходов на реализацию за текущий и отчетный годы.

Плановая сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма расходов на реализацию ─ это нижний предел, за границей которого нецелесообразна дальнейшая экономия затрат. Максимальная сумма расходов на реализацию ─ расходы, которые обеспечивают предприятию безубыточную работу.

Понятие дохода в организациях отрасли. Виды доходов. Осуществление торговой деятельности на принципах самоокупаемости и самофинансирования предполагает не только покрытие расходов, но и образование доходов, обеспечивающих устойчивое функционирование торговых организаций в условиях рынка.

Доход ─ это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников). В свою очередь, экономическая выгода представляет способность имущества содействовать притоку денежных средств или иных активов, и уменьшению обязательств, что выражается в увеличении капитала.

Доходы следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель торгово-предпринимательской деятельности. Как экономическая категория доходы выполняют ряд функций: а) воспроизводственную; б) регулирующую; в) стимулирующую; г) распределительную; д) оценочно-информационную. Являясь важным качественным показателем, доходы наряду с прибылью характеризуют финансовый результат деятельности организации.

классифицирует доходы на следующие виды:

1) доходы по текущей деятельности;

2) доходы по инвестиционной деятельности;

3) доходы по финансовой деятельности.

Доходами по текущей деятельности (или валовым доходом) являются:

- выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

- прочие доходы по текущей деятельности.

В состав прочих доходов по текущей деятельности включают:

- доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;

- суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;

- стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных или переданных безвозмездно;

- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг, финансирование текущих расходов;

- поступления средств, связанные с благотворительной деятельностью, шефской помощью и др.;

- доходы от уступки права требования;

- другие доходы по текущей деятельности.

Поскольку реализация товаров является преимущественным видом деятельности торговых организаций, то доходы от реализации товаров являются основным видом доходов. В их общей сумме они занимают самый высокий удельный вес ─ более 90 %.

Отражая исторически сложившуюся финансовую значимость не столько выручки, сколько приращения к стоимости приобретенных для продажи товаров, действующая практика для организаций торговли предусматривает особый порядок формирования доходов от реализации. Если в промышленности доходами от реализации принято считать выручку от реализации, то в торговле из этой выручки следует исключить себестоимость проданных товаров, поскольку покупная стоимость товаров не является доходом.

Как экономическая категория доход от реализации ─ это часть стоимости товара, предназначенная для возмещения расходов на реализацию, формирования прибыли и выполнения финансовых обязательств перед государством.

Как экономический показатель доход от реализации ─ это сумма реализованных торговых надбавок (скидок) и наценок общественного питания.

В денежном выражении доход от реализации (или валовая прибыль) ─ это выручка от реализации товаров и услуг за минусом их покупной стоимости.

Торговая надбавка как источник формирования доходов от реализации. К основным источникам формирования дохода от реализации в торговле относятся торговые надбавки, в отдельных случаях ─ торговые скидки, а также наценки общественного питания.

Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг, которые оказываются покупателям и организациям (заказчикам) персоналом торговой организации и включаются в состав выручки от реализации, выступает цена оказываемых услуг.

По отраслям торговой деятельности источниками образования дохода от реализации товаров служат:

1) в розничной торговле:

- торговые надбавки, устанавливаемые в процентах к отпускной (закупочной) цене товара (без налога на добавленную стоимость) в случае, если товар закупается у отечественных производителей (посредников) или к контрактной цене импортера, завезшего товар из-за границы, увеличенной на сумму таможенных платежей, транспортных и иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров;

- скидки с единых розничных цен в размерах, не превышающих установленных предельных уровней торговых надбавок, а по товарам, реализуемых с учетом конъюнктуры рынка, ─ в размерах, определяемых по соглашению сторон;

- комиссионные вознаграждения за реализацию товаров в комиссионных магазинах, отделах или на условиях консигнации.

2) в оптовой торговле:

- оптовые надбавки, устанавливаемые в процентах к отпускной цене товара несобственного производства или импортера, или к контрактной цене, если товар поступает на экспорт;

-оптовые скидки, определяемые по соглашению сторон вместо надбавки. В этом случае дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам без взимания оптовой надбавки;

- вознаграждения в виде процента со стоимости реализованных товаров за осуществление торгово-посреднических операций: дилерские ─ по дилерским сделкам, комиссионные ─ при приеме товаров на реализацию на комиссионных началах или на условиях консигнации.

3) в общественном питании:

- наценки на продукцию собственного производства и часть покупных товаров (водка, ликеро-водочные изделия, пиво, минеральная вода, продаваемые в розлив), устанавливаемые в процентах к розничной цене – отпускной цене без входного НДС с торговой надбавкой;

- торговые надбавки (скидки) на покупные товары и продовольственное сырье для изготовления продукции.

 

 

Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников, которые считают, что деятельность предприятия имеет для них положительный результат в случае, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность альтернативных вложений. Этим объясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только плата за пользование заемными средствами, но и собственным капиталом. Можно утверждать, что такой подход в большей степени является экономическим, нежели бухгалтерским.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.