Эмоционально-личностное развитие . — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмоционально-личностное развитие .

2020-01-13 128
Эмоционально-личностное развитие . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕСТ «ЛЕСЕНКА» интерпретация Т.Д.Марцинковкой - исследование самооценки.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей их семи ступенек. Посредине нужно расположить вырезанную фигуру девочка или мальчика в зависимости от пола тестируемого ребенка.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? Папа? Воспитательница?»

Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записываются.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок поставил себя сам. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие». Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к неврозам и ассоциативности у детей.

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА – ребенок при ответах на все вопросы ставит себя на верхнюю ступеньку.

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА – ребенок ставит себя на 2-3 верхнюю ступеньку, кто-то из взрослых ставит его на самую высокую ступеньку. Ребенок ставит себя на верхнюю ступеньку, а взрослые на разные положительные, может пояснить свой выбор.

ЗАНИЖЕНАЯ САМООЦЕНКА – ребенок ставит себя на нижние ступеньки. Кто-то из взрослых ставит ребенка на нижние ступеньки, он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА» С, СТЕПАНОВ – исследование самооценки, личностных особенностей. Считается, что изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственных свойств.

МАТЕРИАЛ: белый лист бумаги и простой мягкий карандаш

ИНСТРУКЦИЯ: «Нарисуй «как можно лучше» человека («мужчину», «дяденьку»)». По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок. По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения. Рисование проводится индивидуально.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка). Расположение фигуры в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в нижней трети – о заниженных. Адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа (уверенность ребенка в себе, о стремлении проявить себя, получить высокую оценку, но не любой ценой).

Человек, размещенный в верхней части листа большого размера - свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания не всегда оправданы. Если рисунок украшен, можно говорить о демонстративности ребенка. Если такой ребенок не становится лидером, то он выбирает роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности говорит рисунок, в котором маленький человек расположен в самом низу листа. Автор рисунка нуждается в поощрении, необходимо отмечать малейшие успехи ребенка.

О наличии внутриличностного конфликта говорят рисунки, где маленькая фигура человека расположена в самом верху листа или большая фигура в самом низу листа. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя. Их представления о себе постоянно меняется, а потому меняется поведение и характер общения. Если небольшая фигурка сильно смещена вверх, то ребенок свою неуверенность скрывает за агрессивным поведением, у таких детей нет уверенности в любви и защите. Ребенок боится, что родители не будут любить его, если он сделает что-то не так – это порождает демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Ребенок, который рисует большую фигуру внизу, уверен в себе, но боится ее показать, им не занимаются, часто наказывают.

Фигура человека, смещенная влево, может свидетельствовать об инфальтивности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку или с ревностью ребенка к младшему братику или сестренке. Фигура, сдвинутая в правую сторону, часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали – об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Критерии интерпретации рисунка человека К.Маховер:

Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления «телесными» побуждениями. Уже очень маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким уровнем умственного развития). Нечеткое изображение головы – показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение на наличие каких-то межличностных конфликтов.

Шея – орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу. Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая на рисунке символизируется шеей – способность к рациональному самоконтролю.

Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании «телесных» импульсов и старании их контролировать. Длинная тонкая шея – свидетельство торможения, регрессии; конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Толстая короткая шея – уступки своим желаниями слабостям, выражение неподавленного импульса.

Плечи и их размеры – признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие – наоборот, малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи – свидетельство чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, отчаяние, иногда – чувство вины.

Туловище – средоточие жизненных сил. Изображенное угловатым или квадратным свидетельствует о мужественности. Слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей. Ненормально маленькое – симптом униженности.

Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов – сенсорный контакт с действительностью.

Тщательно выделенное, проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом.

Подчеркнутый подбородок – потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок свидетельствует о стремлении компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.

Уши – это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые – возможные слуховые галлюцинации. Встречается у детей, особо чувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. Маленькие уши или отсутствие ушей – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о сильном стремлении избегать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза – тревожность, беспокойство, потребность в защите. Лицо с глазами-точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости.

Рот – символ агрессивности (ведь помимо прочего он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особый знак агрессивности – четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Персонаж вообще безо рта или со ртом-точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Нос в психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной.

Конечностируки и ноги – появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Для маленького ребенка первоначальная функция руки – «прицепливание» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.

Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на рисунке просто: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда – с пальцами, причем пальцев не обязательно пять. Если пальцев больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи – школа, сад, двор и др.); если меньше – то более слабым, чем окружающие.

Руки изображены длинными и мускулистыми – ребенок ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости. Слишком длинные руки свидетельствуют об амбициозных стремлениях. Очень короткие руки – ограниченность стремлений, ощущение неадекватности. Изображенные близко к телу руки свидетельствуют о напряжении. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе. Неясно очерченные руки – недостаток уверенности в себе, в деятельности и социальных отношениях. Широкий размах рук – интенсивное стремление к действию (если пальцы при этом сжаты в кулаки открытый протест).

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения, а также свободу вообще. Непропорционально длинные ноги – сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног – тем тверже ощущение надежности. Если же рисунок начат с ног, это свидетельствует о боязливости.

Трактовка позы изображенной фигуры в целом более прямолинейна. Так, если голова представлена в профиль, а тело анфас, это свидетельствует о тревожности, порожденной социальным окружением, и потребности в общении. Бегущий человек – стремление убежать, уклониться, скрыться; легко и размеренно шагающий – уравновешенность.

Видимые нарушения пропорций по отношению к правой и левой сторонам свидетельствуют об отсутствии личного равновесия.

Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.

Технические особенности выполнения рисунка также представляют определенную диагностическую ценность. Так, разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка выявляют конфликтные сферы.

Отсутствие существенных деталей, если это не связано с интеллектуальной недостаточностью, часто свидетельствует о серьезном эмоциональном нарушении.

АНКЕТА «ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОСТИ» (рекомендована Научно – Методической Комиссией Министерства Образования Украины. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Ответьте, пожалуйста, на каждое из 19-ти утверждений «да» или «нет», положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл, «нет» - 0 баллов

ВЫСОКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 14-19 баллов.                                                                                                                      СРЕДНЯЯ АГРЕССИВНОСТЬ 7-13 баллов.                                                                                      НИЗКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 1 – 6 баллов 

АНКЕТА «ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА» (методика Сирса)

Ответьте, пожалуйста, на каждое из 14-ти утверждений «да» или «нет», положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл, «нет» - 0 баллов

ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ – 10-14 баллов                                                                                                       ВЫРОЖЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ - 5-9 баллов                                                                                    НИЗКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ - 0-4 баллов                                                      

КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (Р.С.Немов) для родителей и воспитателей группы.

За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл, за каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов, ответ «когда как» расценивается в 0,5 баллов.                                                                                                                                                В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем 10 коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КОММУНИКАТИВНОСТИ – 8-10 баллов.                                           СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ КОММУНИКАТИВНОСТИ - 4-7 балла.                                               НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 0-3 балла

ТЕСТ «ВЫБЕРИ НУЖНОЕ ЛИЦО» Р.ТЭММЛ, М.ДОРКИ, В.АМЕН. – исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: серия рисунков, выполненных в двух вариантах: для мальчиков и девочек. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка-дошкольника ситуацию. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы. На одном представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом – печальное.

ИНСТРУКЦИЯ:

Рисунок 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рисунок 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рисунок 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рисунок 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рисунок 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рисунок 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной.

Рисунок 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рисунок 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рисунок 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Сложности, которые необходимо учитывать при работе с данным тестом:

- тест выявляет ситуативную тревожность, а не личную;

- дети с нарушениями восприятия мимики не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование;

- дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке;

- некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.)

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются и подвергаются количественному и качественному анализу.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ:

   Количество эмоционально негативных выборов

ИТ=-------------------------------------------------------------- * 100 %

                                      14

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ – ИТ по величине больше 50 %

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ – ИТ находится в пределах от 20% до 50%

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ – ИТ располагается в интервале от 0% до 20%

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ анализируется каждый ответ ребенка в отдельности. На основе этого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребенка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребенка.

 


Используемая литература.

1. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности/ под ред. Т.В.Лаврентьевой-М, 1996г.

2. Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко-СПб,2002г.

3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей-М, 1997г.

4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.Е. Диагностика познавательной сферы ребенка-М, 1994г.

5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка-М, 2000г.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании-М, 1996г.

7. Парамонова Л.Г. Тесты для детей-М, 1997г.

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения-М, 2000г.

9. Хухлаева О. Маленькие игры в большое счастье-М, 2001г.

10.  Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя-Харьков, 1997г.

11.  Диагностика в детском саду. Методическое пособие-Ростов, 2003г.

12.  Немов Р.С. Психология т 3-М, 1998г.

13.  Справочник дошкольного психолога-Ростов на Дону, 2003г.

14.  Забрамная Психолого-педагогическое обследование

15.  Д.Векслер Исследование интеллекта

16.  Семаго Н.Я, Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного младшего школьного возрастов.

17.  Диагностическая программа «Психическое обследование детей 3-7 лет», разработанная на творческой группе психологов г.Салават

18.  С. Степанов Рисунок человека.

19.  Диагностическая работа в ДОУ (диск)

 


КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ

Ф.И.ребенка__________________________________________________группа_________________

Возраст (в момент обследования)_____________________Дата обследования________________

Особенности поведения______________________________________________________________

ВОСПРИЯТИЕ

Разрезные картинки _________________________________________________________________

«Эталон» Венгер Л.А.________________________________________________________________

«Нелепицы» Забрамная_____________________________________________________________

МЫШЛЕНИЕ

«Почини коврик» Равен (серия А)_______________________________________________________

1.     2. 3.   4. 5.  6.  7.  8.   9.    10.   11.    12. 

«Сложи узор»________________________________________________________________________

«Что здесь лишнее?» ________________________________________________________________

РЕЧЬ

«Опиши картинку» Г.Вицлак__________________________________________________________

«История в картинках» (3-4)__________________________________________________________

ВООБРАЖЕНИЕ

«Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко_______________________________________________

ПАМЯТЬ

«Узнавание фигур» Бернштейн (серия А)______________________________________________

«10 слов» Лурия__________________________________________________________________

ВНИМАНИЕ

«Отличия»________________________________________________________________________

САМООЦЕНКА

«Лесенка»________________________________________________________________________

«Рисунок человека»________________________________________________________________

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

«Выбери нужное лицо» тревожность Р.Тэммл_________________________________________

Агрессивность (опросник) Лаврентьева_________________________(родит -      б; восп -      б)

Коммуникативно-личностные особенности (опросник)_____________(род. -      б; восп. -      б)

Сформированность сюжетно-ролевой игры (опросник)_______________________(восп. -    б)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА___________________________________________________________

ПОДПИСЬ РОДИТЕЛЕЙ__________________________(расшифровка)________________________

Методика «Эталон»

эталон Ошибки детей
   
   
   
   

Методика «Что здесь лишнее»

  1 2 3 4
классификация        
обобщение        

Методика «10 слов»

слова 1 2 3 4 5  30минут
книга            
сад            
конь            
звон            
рак            
дом            
мир            
куст            
вода            
мед            
Правильно            
ошибки            

«Выбери нужное лицо»

рисунок Высказывание ребенка + -
1.Игра с младшими детьми      
2.ребенок и мать с младенцем      
3. объект агрессии      
4.одевание      
5.игра со старшими детьми      
6.укладывание спать в одиночестве      
7.умывание      
8.выговор      
9.игнорирование      
10.агрессивное нападение      
11.собирание игрушек      
12.изоляция      
13.ребенок с родителями      
14.еда в одиночестве      

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Нарисуй человека»

Тест «Нарисуй человека» был создан американским психологом Флоренс Лаурой Гудинаф. С целью обновления тестовых норм ученик Ф.Гудинаф Д.Харрис провел новую стандартизацию метода, результаты которой опубликовал в 1963 г. С этого времени тест «Нарисуй человека» известен как тест Гудинаф - Харриса.

Как и в первоначальном тесте Гудинаф, так и в обновленном варианте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребенка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления.

Инструкция и процедура проведения теста. Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.

Тестирование – предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников – исключительно индивидуальное.

Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подcчитывается суммарная оценка.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.