СКАЗОЧНИЦА: Сегодня нам предстоит один из важнейших разговоров – о совести. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

СКАЗОЧНИЦА: Сегодня нам предстоит один из важнейших разговоров – о совести.

2020-01-13 92
СКАЗОЧНИЦА: Сегодня нам предстоит один из важнейших разговоров – о совести. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово «совесть» состоит из двух частей  Давайте вспомним содержание сказки А. С. Пушкина о золотом петушке… (по тексту)

ОТВЕТ: Царь Дадон в молодости доставлял соседям много хлопот своим дерзким характером. На старости лет он решил отдохнуть от ратных дел, но тут соседи стали беспокоить царя:

«Инда плакал царь Дадон,

инда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге!

вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу…»

Мудрец ему помогает – дарит золотого петушка, который предупреждает об опасности. Петушок служит царю Дадону ориентиром в распознавании врага, т.к. сам царь не способен не только видеть, но и чувствовать опасность. За это одолжение царь обещает:

                  «Волю первую твою

                  Я исполню, как мою».

                  «…Год, другой проходит мирно;

                  Петушок сидит все смирно».

Царь живет спокойно, но вдруг петушок на спице возвещает об опасности…

Дадон собирает войско, которое ведет его старший сын.

«Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей;

Было ль, не было ль сраженья, -

Нет Дадону донесенья.

Петушок кричит опять.

Кличет царь другую рать;

Сына он теперь меньшого

Шлет на выручку большого…»

А когда не возвращается и младший сын, сам царь отправляется с войском на врага.

«…Вот осьмой уж день проходит…

Видит шелковый шатер

Все в безмолвии чудесном

Вкруг шатра; в ущелье тесном

Рать побитая лежит.

Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга…»

СКАЗОЧНИЦА: А где враг?

ОТВЕТ: …?

СКАЗОЧНИЦА: Получается, враг для царя Дадона невидим, он, кстати, останется для него невидимым до конца сказки.

«Царь завыл: «Ох, дети, дети!

Горе мне! попались в сети

Оба наши сокола…»

«…Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя…

…Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей ».

СКАЗОЧНИЦА: Как же так? Только что выл от горя и тут же забыл смерть обоих сыновей. Почему?

ОТВЕТ:...?

СКАЗОЧНИЦА: Давайте разберемся. Человек, который не просвещен духовно, открыт для зла. Он  даже может не понимать, где добро, а где - зло. Единственный выход – слушать свою совесть. Только она может служить нам ориентиром в распознавании греха. (В церкви мы исповедуемся, прежде всего, в том, в чем обличает нас наша совесть).

Дадон так и не понял, для чего мудрец подарил ему петушка. Посмотрите, что происходит с царем далее. Прочитайте, пожалуйста.

ОТВЕТ: «И потом, неделю ровно,

Покоряясь ей безмолвно,

Околдован восхищен,

Пировал у ней Дадон».

СКАЗОЧНИЦА: Так, о каком враге предупреждал петушок?

ОТВЕТ: Здесь враг – Шамаханская царица. Она воплощение греха! Почему мы это узнаем?

Несмотря на то, что царица красива, миловидна, однако плодами ее проявления служат: и смерть обоих сыновей, и омертвелость души Дадона. («По плодам их судите о них»). Беды могло бы и не произойти, если бы царь Дадон с самого начала понял бы, о каком враге предупреждал петушок – его совесть.

СКАЗОЧНИЦА: Вот почему нет следов битвы с другим врагом. Царь «околдован», «покорен», он уже сам в «сетях» греха и в этом очаровании греха, окаменелости души совершает убийство мудреца, который второй раз приходит ему на помощь, требуя Шамаханскую царицу.

СКАЗОЧНИЦА: Как себя ведет царица? Найдите хоть одно слово, произнесенное ею.

ОТВЕТ: Слов нет. Только расхохоталась после убийства мудреца:

«…Вся столица

Содрогнулась, а девица –

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Не боится, знать, греха.

Царь хоть был встревожен сильно,

Усмехнулся ей умильно».

СКАЗОЧНИЦА: Царь, взяв на душу еще больший грех, обрекает и себя на гибель: в конце он погибает.

СКАЗОЧНИЦА: А что стало с Шамаханской царицей?

ОТВЕТ: Она исчезла.

СКАЗОЧНИЦА: Да, совершив свое страшное дело (погибель живой души) она исчезла.

Вывод: когда наша совесть – петушок, сидящий высоко на шпиле, – закричит, предупреждая о враге, надо быть начеку!

СКАЗОЧНИЦА: Внимательнее перечитайте сказку, проследите за героями.

Подумайте над вопросом, в какие одежды может рядиться «враг» и как же его распознать?

 

О ЛЮБВИ

(С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.

Сказка ключницы Пелагии. Изд. Дет. лит. 1983.)

 

Цель и задачи беседы:

·  Раскрыть понимание чувства любви как служения ближнему и семейного брака как проявления этого служения.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Сегодня предстоит нам сложный разговор о любви.

В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» говорится о любви как особом даре человека.

Купец имел несметные сокровища: жемчуга, драгоценные каменья, серебро, золото, но самым большим богатством были его дочери.

Собираясь по торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, купец обещает дочерям привезти подарки.

Как вы думаете, почему купец дал три дня сроку дочерям, чтобы выбрать себе подарок?

ОТВЕТ.

СКАЗОЧНИЦА: Да, выбрать себе подарок очень сложно, в этом выборе проявляется суть человека: черты его характера, потаенные желания… Поэтому и было дано три дня на раздумье.

Обратили ли вы внимание на то, как почтительны дочери к отцу? (Словами текста).

ОТВЕТ: «Старшая дочь поклонилась отцу в ноги…» (И так поступает каждая из дочерей, прежде чем обратиться к нему).

СКАЗОЧНИЦА: В наше время, к сожалению, отношение детей к родителям потеряло ту строгость и почитание, которое было раньше.

Как характеризует каждую из дочерей выбор для себя подарка? (Одна выбрала золотой венец, другая – зеркало «из хрусталя восточного, цельного, беспорочного»).

ОТВЕТ: Венец – это символ гордости, желания покрасоваться, жажда славы, почета, богатства. Зеркало – символ эгоизма,  самости, самолюбования своей внешней красотой.

СКАЗОЧНИЦА: Обратите, пожалуйста, внимание на то, что достать такие подарки для дочерей купцу трудно, однако ничего не жалко для любимых детей, и он знает, где можно найти их: «Работа будет нелегкая, да для моей казны супротивного нет», – рассуждает отец.

Что попросила младшая дочь?

ОТВЕТ: Младшая дочь попросила аленький цветочек, «которого краше не было бы на белом свете».

СКАЗОЧНИЦА: Что же в мире может быть краше всего на свете?

Прежде, чем мы разберемся, что означает аленький цветочек, расскажу вам одну сказку. (Прочитала в одном детском журнале). 

Три мальчика гуляли по лесу. Вдруг из ямы они услышали тоненький голосок. Первый подошел к яме и спросил: «Эй, кто там кричит, просит о помощи?» А из ямы: «Это я, твое счастье, проси, что хочешь!» – «Я хочу много денег…» И вдруг из ямы прямо ему в руки вылетает кошелек, туго набитый деньгами. Подбежал к яме второй мальчик: «А я хочу быть отличником…». Из ямы ему в руки вылетает дневник, усыпанный пятерками. Третий мальчик подошел к яме и сказал: «Бедное счастье, что ты там в темноте сидишь, дай-ка я тебя вытащу». Вытащил он счастье, и оно тихонько покатилось за ним…

Понравилось? Непростая сказка… В жизни, если чего-то очень хочешь, как правило, получаешь, но вознаграждается лишь тот, кто научится жить, поступая по совести, как последний мальчик. (Поэтому счастье осталось с ним навсегда).

Вернемся к аленькому цветочку…

Что ответил отец младшей дочери после ее просьбы?

ОТВЕТ: «Аленький цветочек не хитро найти, да как же мне узнать, что краше его нет на белом свете?»

СКАЗОЧНИЦА: Отправился купец по чужим сторонам заморским. Все у него получается, все спорится. Для двух дочерей подарки нашел, а заветного гостинца для меньшой найти все не мог. Бродил купец по лесу дремучему, по бурелому непроходимому, а как нашел дорогу, путь легче стал, хорошо ему, все думает, что за чудо совершается.

Много чудесного с ним произошло в лесу. Перекрестившись, вышел на дворец «королевский или царский», угостился там, отдохнул…

Снятся купцу дочери – веселым-веселехоньки, а печальная одна дочь меньшая – любимая. Скучает купец, и на душе у него после сна радостно и нерадостно. В саду нашел он цветок аленький и понял, что краше его на всем свете нет.

Как же он вдруг понял, что это именно тот самый аленький цветочек?

ОТВЕТ: …?

СКАЗОЧНИЦА: Давайте разбираться дальше.

Гордое сердце вокруг себя ничего не замечает и быстро забывает хорошее, а у сердца чуткого – и испытаний, и страданий за другого человека больше.

У купца даже не мелькнуло мысли, что нельзя срывать цветок. Но он его сорвал!

Почему после того, как купец сорвал цветок, вся природа померкла, налетел ветер, стало темно?

ОТВЕТ: Сорвал цветок – нарушил гармонию, совершил насилие над миром, который приютил его, пригрел.

СКАЗОЧНИЦА: Совершил зло – и на тебя тоже восстает зло: появляется чудище.

Когда мы по своему несовершенству, незнанию делаем зло ближнему, то и он может предстать перед нами тоже в некрасивом, даже безобразном виде.

Как ведет себя купец? Как оправдывается за совершенное зло?                          

ОТВЕТ: Он кается: «…Каюсь я в своей вине перед твоим величеством. Ты прости мне, неразумному и глупому, отпусти меня к моим дочерям родимым и подари мне цветочек аленький на гостинец моей меньшой, родимой дочери. Заплачу я тебе из казны золотой, что потребуешь».

СКАЗОЧНИЦА: Но от зла не так легко избавиться, да и откупиться деньгами –  невозможно! Зло тем и коварно, что чаще всего за наши проступки страдают родные и близкие.

Что потребовало чудище за то, что купец погубил аленький цветочек?

ОТВЕТ: Выкуп – живую душу, самое драгоценное, что есть на земле.

СКАЗОЧНИЦА: Купец решает перед гибелью повидаться с дочерьми и дать им свое родительское благословение: «А коли они меня от смерти избавить не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротится к лесному зверю, чуду морскому».

Как встретили купца дочери? (По тексту).

ОТВЕТ: «Стали старшие дочери его допрашивать, не потерял ли он своего богатства великого, меньшая же дочь говорит: «Мне богатства твои не надобны: богатство дело наживное, а открой ты мне свое горе сердешное…»

СКАЗОЧНИЦА: Да, сердце неумное, гордое, корыстное большей беды, чем потерять богатство, не знает, а сердце чуткое, как у младшей дочери, чувствует беду. Вот почему старшие дочери отказались спасти отца.

Младшая же дочь смогла своей любовью залечить рану, которую нанесла: вместо отца отправилась к чудищу и  вернула на место цветочек, который сразу же расцвел краше прежнего. И зажила она счастливо у чудища, зная, что спасла батюшку, с чувством выполненного долга.

Нет жизни лучше, когда живешь, выполняя долг свой!

Как складывались отношения между дочерью купца и чудищем, проследите по тексту.

ОТВЕТ: Привыкнув к добру, которое ее окружает и вниманию, она захотела услышать голос хозяина. Услышав «рык звериный», испугалась, но виду не подала. Стали они беседовать изо дня в день, и решилась она тогда увидеть чудовище. От страха упала в обморок, но все же начали они гулять вместе, и хотя ей было страшно - вида не показывала.

СКАЗОЧНИЦА: Терпение ее принесло плоды. Чудище стало доверять девице и дало ей полную свободу, и даже разрешение повидать родных.

Почему сестры обманули девицу?

ОТВЕТ: Злые ревнивые сестры, завидуя ее богатству (а для них только в этом счастье), обманывают сестрицу.

СКАЗОЧНИЦА: Девица еле-еле успевает вернуться к назначенному сроку: за одну минуточку, но поздно – друг ее умер.

Почему девица говорит чудищу страшному такие слова: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного»?

ОТВЕТ: Сердце ее любящее не выдержало…

СКАЗОЧНИЦА: И помните о чудесном превращении чудища в жениха прекрасного и о счастливом окончании сказки?!

Как часто в семейной жизни любви хватает только на один месяц! И как только молодая семья сталкивается с первыми трудностями, то вместо любимого начинают видеть друг в друге «чудовище заморское», и слышать вместо голоса нежного – «рык звериный».

А нас с вами вид «чудища» не должен испугать, потому что мы теперь знаем – даже под грубой внешностью в груди может биться горячее, любящее сердце. Добраться до него бывает очень трудно, но можно. А как?

ОТВЕТ: Терпением, смирением, добротой…

СКАЗОЧНИЦА. Да, семейная жизнь – это, прежде всего,   служение любимому человеку. Не послужив друг другу, трудно стать счастливыми.

Нельзя забывать и о том, что крепкий брак держится поддержкой родителей, их любовью, благословением. Недаром через отца приходит счастье к младшей дочери.

Так что же все-таки такое – аленький цветочек, которого нет краше на земле?

ОТВЕТ: Это – любовь.

СКАЗОЧНИЦА: Вот так и приходит к нам, как подарок, не только понимание, но и твердое знание: о нашей вере, любви и надежде.

 

О НАКАЗАНИИ

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Русская народная сказка. Обработка

А. Н. Толстого. Ставрополь, 1985)

 

Цель и задачи беседы:

· Раскрыть понимание наказания, как следствия нарушения наказа.

· Рассказать о том, почему важно исполнять наказ (послушание) родителей, старших.

· Поведать об ответственности за дела свои.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА. Вас дома наказывают?

ОТВЕТ: Ставят в угол, ругают…

СКАЗОЧНИЦА: Но есть и другое наказание, сейчас мы об этом узнаем, прочитав сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». С чего начинается сказка?

ОТВЕТ: «Пошла Аленушка на работу, братца с собой взяла. Захотел он пить…»

СКАЗОЧНИЦА: Сколько раз предупреждала Аленушка братца не пить из копытца?

ОТВЕТ: Три раза…

СКАЗОЧНИЦА: Мы уже знаем по другим сказкам, к чему приводит непослушание…

ОТВЕТ: К беде.

СКАЗОЧНИЦА: Давайте прочитаем, что случилось с Иванушкой.

ОТВЕТ: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком… В ту пору ехал мимо купец…»

СКАЗОЧНИЦА: Обратите внимание на это обстоятельство. Оказывается, потерпеть-то нужно было совсем чуть-чуть. Конечно же, купец напоил бы братца Иванушку и даже накормил… но уже случилась беда.

За наши ошибки, непослушание, нетерпение страдают близкие, родные. Вот тут-то и начинается наказание…

Что случилось с Аленушкой?

ОТВЕТ: Заманила ведьма Аленушку и бросила в воду, привязав камень тяжелый на шею, а сама надела ее платье и к купцу пошла.

СКАЗОЧНИЦА: Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», как трудно распознать зло! Почему?

ОТВЕТ. Потому что зло рядится в разные одежды. Шамаханская царица была красива лицом… Царь Дадон не распознал в ней зло. В очаровании зла совершил сам много страшных проступков и погиб.

СКАЗОЧНИЦА: А как же распознать зло, чтобы не попасть в беду и не погибнуть самому?

ОТВЕТ: Нужно слушать свою совесть…

СКАЗОЧНИЦА: Найдите место в сказке, где сказано, откуда появилась ведьма?

ОТВЕТ: «Откуда ни возьмись, приходит ведьма…»

СКАЗОЧНИЦА: Это откуда?

ОТВЕТ: …?

СКАЗОЧНИЦА: Вспомните другую сказку А. С. Пушкина – «О мертвой царевне и семи богатырях». Почему погибла мачеха, злая царица?

ОТВЕТ: От зависти…

СКАЗОЧНИЦА: А почему появилась в ней зависть?

ОТВЕТ: Гордость – самолюбование – злость – зависть – убийство…

СКАЗОЧНИЦА: Вот что получается: ослушался братец Иванушка свою сестрицу – случилась беда, а на эту беду и еще большая беда: «ведьма, откуда ни возьмись». Один незначительный порок ведет к еще худшему. Зло рядом ходит, надо быть внимательным!

Распознал ли купец ведьму? И что из этого вышло? (Читаем дальше).

ОТВЕТ: Купец не распознал ведьму и, когда она просит зарезать козленочка, соглашается на это.

СКАЗОЧНИЦА: Как же так, неужели купец не зал, что это Иванушка? Найдите то место в сказке, где возможен ответ на этот вопрос.

ОТВЕТ: «О чем, красная девица, плачешь? Рассказала ему Аленушка про свою беду».

СКАЗОЧНИЦА: Значит, знал и согласился убить братца Иванушку? Почему?

ОТВЕТ: Жить рядом со злом – сердце поражается злом…

СКАЗОЧНИЦА: Вот как опасно вовремя не распознать зло и не искоренить его! Читаем дальше, что произошло?

ОТВЕТ: Козленочка некому защитить, побежал он к реке, жалуется Аленушке, помощи просит.

СКАЗОЧНИЦА: Может ему помочь Аленушка?

ОТВЕТ: Нет!

СКАЗОЧНИЦА: Почему?

ОТВЕТ: Она сама страдает, камень у нее на шее…

СКАЗОЧНИЦА: Но «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Лк 11: 9-10). Пришла помощь к Иванушке?

ОТВЕТ: Услышал слуга жалобы козленочка, созвал народ…

СКАЗОЧНИЦА: Как вы думаете, из-за кого страдала Аленушка? Почему случилась беда?

ОТВЕТ: Из-за братца Иванушки, из-за его непослушания.

СКАЗОЧНИЦА: Вот какое наказание бывает! От какого слова возникло слово «наказание»?

ОТВЕТ: От слова «наказ».

СКАЗОЧНИЦА: Слово «наказ» означает – «направить на путь, дать наставление, предупреждение». А слово «наставление» означает «поучающий, нравоучительный совет».

Запомните это, пожалуйста.

Предупреждала сестрица братца. Не послушался! Своим страданием Аленушка искупила проступок Иванушки.

Давайте прочитаем конец сказки.

ОТВЕТ: «Достали Аленушку из воды мутной, тины болотной, омыли в ключевой воде, одели ее в нарядныеплатья. Аленушка ожила и стала краше, чем была.(!)

СКАЗОЧНИЦА: Целый обряд совершили. Настрадалась, переродилась и стала краше, чем была! Так обычно бывает, когда человек не за себя, а за другого страдает.

СКАЗОЧНИЦА: Счастливый конец у сказки? Что стало с козленочком?

ОТВЕТ: А козленочек сразу же превратился опять в мальчика Иванушку.

СКАЗОЧНИЦА: Что же с ведьмой стало?

ОТВЕТ: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».

СКАЗОЧНИЦА: Даже читать страшно… Ведьма – сказочный образ, отражающий представления простых людей о зле, поэтому так жестоко, без всякого сочувствия расправляются они со злом. Иначе нельзя, чтобы неповадно было.

 

О ВНИМАНИИ ДРУГ К ДРУГУ

(По русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Обработка А.Н. Толстого. Изд. Малыш. 1985)

 

Цель и задачи беседы:

·  Раскрыть понимание послушания (от слова «слушать» и «слышать»).

·  Воспитывать умение дружить, общаться, уступать.

·  Рассказать о том, как важно быть внимательными друг к другу.

 

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Вы обращали внимание, какой корень в слове «послушание»?

ОТВЕТ: Корень с луш - (слуш ать, вы слуш ать, слуш аю, по слуш ник…).

СКАЗОЧНИЦА: Если мы не умеем слушать родителей своих или тех, кто нас любит, то, как же мы сможем услышать тех, кто нуждается в нашей помощи. И как же мы сможем быть внимательными друг к другу? 

СКАЗОЧНИЦА: А кто такой ближний?

ОТВЕТ: Тот, кто рядом стоит.

СКАЗОЧНИЦА: Нет. Ближний – это тот, кто нуждается в вашей помощи.

Давайте во всем этом разберемся. И поможет нам в этом опять сказка, на первый взгляд, такая знакомая и простая, но только на первый взгляд. Помните «Гуси-лебеди»?

О чем рассказывается в сказке?

ОТВЕТ: Ушли родители на работу, а Аленушке наказали: «Береги братца!»

Забыла она наказ родителей: «заигралась, загулялась». Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли. Бросилась девочка догонять их.

СКАЗОЧНИЦА: К кому обращалась девочка, чтобы ей подсказали, куда гуси полетели?

ОТВЕТ: К печке.

СКАЗОЧНИЦА: А почему печка ей не ответила, не помогла?

ОТВЕТ: Потому, что девочка не отведала ржаного пирога, как просила печка. («Стану я ржаной есть, когда у моего батюшки и пшеничные не едятся…»)

СКАЗОЧНИЦА: А вы бы отведали, когда вам не хочется?

ОТВЕТ: Да.

СКАЗОЧНИЦА: А когда вас просят родители о чем-то, вы всегда все сразу же выполняете? Только честно!

ОТВЕТ: Нет.

СКАЗОЧНИЦА: А почему же надо было отведать и ржаного пирога, как просила печка, и кислых яблок, хотя «у батюшки и садовые не едятся», и простого киселька с молоком, хотя «у батюшки и сливочки не едятся»? Почему?

ОТВЕТ: Потому что попросили…

СКАЗОЧНИЦА: Когда вокруг нас улыбчивые, добрые, отзывчивые люди, нам приятно? Нравится?

ОТВЕТ: Да, нравится!

СКАЗОЧНИЦА: А сами-то какие мы? Всегда ли улыбаемся, отзываемся на просьбу, добры со всеми? …Не всегда!

Есть один секрет: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф 7: 12)

Давайте читать сказку дальше.

ОТВЕТ: Набрела девочка на избушку, где жила Баба-Яга, вошла, увидела братца…

СКАЗОЧНИЦА: А почему это она так быстро исправилась? То грубила всем: печке, яблоньке, речке, а теперь вдруг стала такой вежливой, внимательной? Перед ней страшная Баба-Яга, а она ей с поклоном: «Здравствуй, бабушка!» Без разговоров села кудель прясть. Почему? Как вы думаете?

ОТВЕТ: Она, наверное, поняла, что здесь уже грубость не пройдет, не поможет она братцу!

СКАЗОЧНИЦА: Да, а мы с вами помним, что зло на зло – получается еще большее зло.

Может, девочка об этом догадалась? А кто девочке помог?  И каким образом?

ОТВЕТ: Мышка помогла, стала прясть кудель за девочку и отвечала Бабе-Яге за нее.

СКАЗОЧНИЦА: Да, маленькая мышка, а взялась помочь, не испугалась. Ее девочка просила помочь?

ОТВЕТ: Нет, сама вызвалась.

СКАЗОЧНИЦА: Есть народная поговорка: «Мал золотник, да дорог».

Обратите внимание, как теперь девочка обращается к речке, и к яблоньке, и к печке?

Зачитайте, пожалуйста.

ОТВЕТ: «Речка-матушка, яблоня-матушка, печка-матушка … спрячь меня!»

СКАЗОЧНИЦА: А отведала все то, что ее просили?

ОТВЕТ: Да, и поблагодарить не забыла.

СКАЗОЧНИЦА: Есть еще одна народная мудрость: «Долг платежом красен». Выручили девочку, спрятали ее от гусей.

Так, почему же необходимо понуждать себя быть вежливыми, внимательными друг к другу?

ОТВЕТ: Чтобы больше было на земле добра, чтобы люди радовались, меньше огорчались, помогали друг другу…

СКАЗОЧНИЦА: Да, вы правы!  Хотя, уши имеет каждый из нас, да услышать ближнего может только особенный, добрый, с тонким слухом человек!

 И закончим опять мудрыми словами: «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрыми делами» (Евр 10: 24).

 

О СЛУЖЕНИИ

(По русской сказке «Никита Кожемяка».

Народные русские сказки А.М. Афанасьева.

М.: Россия. 1980.)

 

Цели и задачи беседы:

·  Познакомить с народной мудростью, оставленной нам в помощь поколениями людей. (Зачем нужны сказки?).

·  Раскрыть понимание нравственного качества: служения людям, свидетельствовать  о душевной красоте таких людей.

·  Воспитывать потребность самим служить другим людям.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Мы с вами прочитали уже много сказок. Казалось бы, ну зачем нам нужны сказки? Все в них вымысел, выдумка. Не проще было бы просто рассказать, что нельзя обманывать, обижать ближнего, надо слушать родителей и старших, хорошо бы было научиться уступать, не завидовать и быть хорошими людьми?

ОТВЕТ: В сказке не просто говорится о зле или добре, она раскрывает причины проявления зла и пути искоренения его…

СКАЗОЧНИЦА: Да, сказка не просто история, а мудрость народная. Создает ее не один человек, а многие люди оставляют нам свой опыт.

Раньше, в старину, когда не было школ, приглашали сказочниц сказки рассказывать. Подарками задаривали их, чтобы детей научили жить правильно, по-доброму, зла не бояться, избегать его…

Перед нами – ларец-сказка, мы не будем им просто любоваться, а откроем. В нем содержится большая драгоценность – мудрость. Наша задача – научиться не только слушать сказки, но и слышать, о чем в них говорится. И если поймем эту мудрость, то она никуда не исчезнет и сохраниться с нами на всю жизнь.

Итак, перед нами ларец – новая сказка, откроем…

«Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери… Есть ее змей не стал: красавица собой была, так за жену себе взял».

Читаем дальше: «Вот раз царь с царицей пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?» …Так узнали они про Никиту Кожемяку из города Киева. Сам царь пошел Никиту просить о помощи.

Чем занимался Никита?

ОТВЕТ: Кожу мял.

СКАЗОЧНИЦА: Вы обратили внимание, какая у Никиты силища: двенадцать кож сразу разорвал!

А как встретил Никита царя?

ОТВЕТ: «Задрожал со страху, руки у него затряслись, и он разорвал те двенадцать кож».

СКАЗОЧНИЦА: Имея такую силищу, задрожал? Как вы думаете почему?

ОТВЕТ: …?

СКАЗОЧНИЦА: Получается, он силы-то своей и не знал. Зачем ему такая сила, только кожи мять?

Читаем дальше: «Да сколько ни упрашивали царь с царицей Кожемяку, тот не пошел супротив змея».

Что за сердце у такого силача?

ОТВЕТ: Маленькое и трусливое.

СКАЗОЧНИЦА: В волшебных сказках можно встретить различные образцы-символы сердца. Назовите их.

ОТВЕТ: Сердце большое, любящее – у Золушки, Герды («Снежная королева»); у Аленушки («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»); у девочки («Морозко») и других. Сердце злое, холодное – у Снежной королевы (ледышка вместо сердца). А у царицы-мачехи из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» – сердце не просто злое, но и черствое, завистливое. Сердце маленькое, трусливое – у сестрицы из сказки «Госпожа метелица».

СКАЗОЧНИЦА: У Никиты Кожемяки такое же трусливое сердце, пока не познал он еще своей силы, своего служения.

С таким сердцем человек никого и нечего вокруг себя не видит, думает только о себе.  Хорошо ему кожи мять, да и ничего больше не надобно.

Как разжалобили Никиту?

ОТВЕТ: «Придумали собрать пять тысяч детей малолетних (!), да и заставили просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!»

СКАЗОЧНИЦА: Не выдержало сердце Кожемяки, оттаяло  (даже сам прослезился).

Осознал он свою силу? Зачем она ему?

ОТВЕТ: Понял, что зло на земле – змей – обижает народ, и только надежда на него – Никиту.

СКАЗОЧНИЦА: И любовь к людям и к этим детям влила в него силы, необходимые для битвы со змеем.

Поборол Никита змея?

ОТВЕТ: Нет, не сразу.

СКАЗОЧНИЦА: Да, видит змей, что силой Никиту не возьмешь, решил хитростью.

Что змей предложил? И почему?

ОТВЕТ: Предложил всю землю разделить на две половины: «Ты будешь жить в одной половине, а я – в другой». «Хорошо, – сказал Кожемяка, – надо межу проложить».

СКАЗОЧНИЦА: А ведь змей рассчитывал, что Никита гордец: «Сильнее нас с тобой в свете нет… Тебе – одна половина всей земли, мне – другая». Но у Кожемяки было сердце уже полно детских слез, он не поддался, помнил долг перед землей своей.  Однако сделал вид, что согласился. На хитрость – хитростью!

Победил ли Никита змея?

ОТВЕТ: Победил, да за работу ничего не взял, пошел опять кожи мять.

СКАЗОЧНИЦА: И мы часто, служа другим, уже имеем вознаграждение, и не нуждаемся в оплате. Тем и отличается служение от просто работы.

А какое предупреждение для нас есть в сказке, кто заметил?

ОТВЕТ: Борозда осталась после «раздела» земли Кожемякой и змеем.

СКАЗОЧНИЦА: Да, в сказке сказано: «Кто не знает, от чего борозда – называют ее валом». В словаре русского языка слову «вал» дается такое объяснение – «значительная по протяженности и высоте земляная насыпь для защиты целей от неприятеля».

От какого неприятеля защищал в нашей сказке Никита Кожемяка русскую землю?

ОТВЕТ: От змея. Кожемяка победил змея, но осталась защита – вал, как предупреждение о том, что нужна осторожность, чтобы снова не победило зло, и не правило оно на русской земле.

СКАЗОЧНИЦА: 17 октября (по старому стилю) многие люди вспоминают св. мучеников бессребреников Косму и Дамиана. Бессребрениками их называют потому, что служили они людям бескорыстно: лечили, а денег за это не брали. Сколько веков прошло, а благодарная память о них дошла до наших времен.

Не каждому даруется радость – послужить людям, но кто ее имеет – по-настоящему счастлив!

 

О ЛЮБВИ К РОДИТЕЛЯМ

(«Василиса Прекрасная». Волшебные сказки.

Под ред. О.В. Балакиной. М.: Ветеран. 1991.)

 

Цель и задачи беседы:

·  Воспитывать почтительное отношение к родителям.

·  Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением (миром) и любовью.

·  Раскрыть значение родительского благословения.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Вы обратили внимание, как жестоко в сказках наказывается зло? И оно не кукольное, не надуманное, а самое что ни на есть настоящее. Поэтому и уничтожается совсем, без следа, без остатка.

А мы с вами… бывает выслушаем о добре, зло осудим, а сами выйдем за порог – уже и маму не послушались, друга обидели… даже не заметили, как «в козлят» (как братец Иванушка) стали превращаться, «шерстью обрастать»… Берегитесь зла, не допускайте его в свое сердце, а добро притягивайте, сохраняйте в себе! Помните: сердце злое, скверное в камень превращается, в льдинку, ничего не чувствует, а доброе сердце – людям радость несет.

Напомните мне, пожалуйста, с кем приходилось жить, кого слушаться героиням сказок «Золушка», «Морозко», «Госпожа метелица»?

ОТВЕТ: Со злыми мачехами, слушаться их несправедливых обвинений, непосильных требований.

СКАЗОЧНИЦА: Нам это непонятно, ведь мы живем в любви со своими родителями и все равно ухитряемся их не слушать, быть с ними непочтительными, несправедливыми.

Почему же эти героини так смиренны, послушны, терпеливы? Зачем?

ОТВЕТ: Такое поведение говорит о нравственных качествах: быть добрым, смиренным, любить ближних… Они заслужили свое счастье – стали счастливыми…

СКАЗОЧНИЦА: Вот и наша новая героиня, Василиса, была послушна, трудолюбива, терпелива…

Какая беда случилась?

ОТВЕТ: Когда ей исполнилось восемь лет, тяжело заболела ее мать, перед смертью она благословила Василису: «Оставляю тебе куклу, она поможет».

СКАЗОЧНИЦА: Как жилось Василисе с мачехой и ее дочерьми?

ОТВЕТ: Тяжело, приходилось выполнять всю черную работу. Да еще мачеха злилась, что Василиса красавицей была.

СКАЗОЧНИЦА: А что помогло Василисе?

ОТВЕТ: Ей помогла кукла: и советом, и делом.

СКАЗОЧНИЦА: Мачеха заставила Василису идти в лес к Бабе-Яге за огнем. Какую работу выполняла Василиса у Бабы-Яги?

ОТВЕТ: Мела пол, стряпала, перебирала пшеницу.

СКАЗОЧНИЦА: И опять, что помогло ей в тяжелой работе?

ОТВЕТ: Кукла.

СКАЗОЧНИЦА: А может ли кукла помочь подмести двор, стряпать, очистить меру пшеницы от сорняков и т.д., что же является настоящей причиной помощи и спасения Василисы? И что же такое означает эта куколка в сказке, что за образ? (Прочитаем).

ОТВЕТ: Это материнское благословение.

СКАЗОЧНИЦА: Конечно же… И трудно нам бывает порой без такого благого слова, без  помощи наших родителей, без их любви, заботы о нас.

Обратите внимание еще на одно обстоятельство. Материнское благословение помогает Василисе все делать в легкости и благодарности не ждать, все у нее спорится.

При каких обстоятельствах удалось Василисе вырваться из плена Бабы-Яги?

ОТВЕТ: Когда Баба-Яга узнала, что Василисе помогает благословение, как закричит: «Не нужно мне благословенных! Убирайся!»

СКАЗОЧНИЦА: Да, зло боится благословенных!

Счастливый конец у сказки?

ОТВЕТ: Да, счастливый. Злая мачеха погибает, Василису приютила добрая старушка. Полотно, которое Василиса выткала, понравилось царю. А когда она справилась с заданием царя – выткать и сшить сорочки, то решил он ее наградить. Увидев, влюбился и, в конце концов, женился на Василисе.

СКАЗОЧНИЦА: Так, чем Василиса заслужила счастье свое?

ОТВЕТ: Терпением, трудолюбием, смирением, добрым нравом, послушанием старшим, родительским благословением.

СКАЗОЧНИЦА: Почитайте родителей своих, берегите их, не обижайте, чтобы (говорит мудрость) «продлились дни ваши на земле». Поразмышляйте над этим.

РАЗГОВОР О СМЕРТИ

(«Девочка со спичками». Сказки и истории.

Ганс-Христиан Андерсен. М.р. 1956 г.)

 

Цели и задачи беседы:

·  Раскрыть понимание того, что человек создан не для смерти, а для жизни.

·  Рассказать об истинных ценностях для человека.

·  Воспитывать бережное отношение к ближнему, умение жить служением ему.

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Тема нашей сегодняшней беседы не совсем обычна, о которой не принято говорить. То ли из-за суеверия, страха, а, скорее всего – из-за недопонимания.

Поговорим о смерти.

И, как всегда, обратимся к любимым сказочным образам.

В холодный предновогодний вечер по улице брела бедная, нищая девочка, плохо одетая, босиком… В руках она держала спички, которые должна была продать. Вокруг нее – предновогодняя суета, все торопятся на праздник и, конечно, никому нет никакого дела до маленькой замерзшей девочки.

Обратили бы вы внимание, если бы в холодной зимний день перед вами оказался человек босиком, одетый бедно?

ОТВЕТ: Не всегда.

СКАЗОЧНИЦА: Порой нашей жалости хватает только на родных, и не всегда мы умеем сочувствовать всем тем, кто нуждается в этом.

Предпраздничная суета, радостные ожидания: конечно же – не до нищенки. Девочка была доведена до последней грани отчаяния.

Какое душевное состояние было у нее? Найдите подтверждение в тексте.

ОТВЕТ: «Съежилась,…стало еще холоднее… вернуться домой не смела: не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша… знала, что за это отец прибьет ее, к тому же, дома тоже холодно, живут на чердаке, где гуляет ветер, щели кое-где заткнуты соломой и тряпками». Состояние безысходности.

СКАЗОЧНИЦА: В отчаянии девочка стала жечь спички, которые была обязана продать.

Что привиделось девочке, когда она зажгла первую спичку?

ОТВЕТ: «Стол, покрытый белоснежной скатертью, уставленный дорогим фарфором… На столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками…»

СКАЗОЧНИЦА: А во второй раз?

ОТВЕТ: «Роскошная рождественская елка. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках… и разноцветные картинки».

СКАЗОЧНИЦА: Перед девочкой пронеслись картины, которые воплощают ценности сего мира, всего того, что для нас кажется важным и ценным: вкусная еда, дорогой фарфор, блеск праздника – мишурная роскошь этой жизни. Места для нее здесь не было. Обратите, пожалуйста, внимание, как только догорают спички – видения исчезают.

Что произошло дальше?

ОТВЕТ: Вдруг девочка заметила, что с неба упала звездочка: «Кто-то умер»,  – подумала она. Вспомнив бабушку и ее слова: «Когда падает звездочка, чья-то душа отлетает к Богу», – воскликнула: «Бабушка, возьми, возьми меня к себе!»

СКАЗОЧНИЦА: Прочитайте, пожалуйста, в каком образе предстала умершая бабушка?

ОТВЕТ: Такая тихая и просветленная, такая добрая и ласковая… «Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой».

СКАЗОЧНИЦА: Бабушка после смерти изменилась? Почему?

ОТВЕТ: …?

СКАЗОЧНИЦА: Давайте ответ на этот вопрос найдем в тексте.

ОТВЕТ: «Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щеках ее играл румянец, на губах – улыбка(!).

СКАЗОЧНИЦА:   И девочка изменилась! Она уже не напоминает нам того бедного, несчастного ребенка, как в начале повествования, она улыбается. Значит, они обе стали счастливыми?

ОТВЕТ: Получается, что так.

СКАЗОЧНИЦА: Так, куда попросила девочка свою бабушку ее за


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.271 с.