Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-01-13 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОСНОВЫ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА»
для студентов специальности 091711 «Технология питания»
Лектор
к.е.н., доцент
В.А. Антонова
Донецк - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННОГО
ХОЗЯЙСТВА
ТЕМА 2: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПИТАНИЯ
ТЕМА 3. НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОДГОТОВКА ТОРГОВЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ, ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ, СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ К
ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА
ТЕМА 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА
ТЕМА 5. МЕНЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ И ПРЕЙСКУРАНТ
ТЕМА 6. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРАВИЛА ПОДАЧИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП
БЛЮД НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИТАНИЯ
ТЕМА 7. ОБЩЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ТЕМА 1: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА
Производственно-торговая структура предприятий питания
Производственно-торговая структура предприятий питания - это состав всех подразделений с указанием связи между ними. На производственно-торговую структуру предприятия влияют:
- функции, которые выполняет предприятие;
- объем производства;
- ассортимент продукции и услуг;
- уровень и формы специализации и др.
В соответствии с выполняемыми функциями должна быть обеспечена взаимосвязь производственной и торговой группами помещений предприятия питания.
|
Производственная деятельность предприятия питания включает: прием и хранение сырья; механическую обработку и приготовление полуфабрикатов, доработку полуфабрикатов; тепловую обработку продуктов и оформление блюд.
Для реализации определенной цели необходимы СКЛАДСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения с соответствующими вспомогательными службами (помещение кладовщика, разгрузочно-загрузочная площадка; моечные тары и полуфабрикатной тары, кухонной посуды и инвентаря, др.).
Торговая деятельность предприятий питания направлена непосредственно на обслуживание потребителей, создание для них максимума удобств на предприятии. Для этого необходимы зал для потребителей, гардероб, санузлы, вестибюль, моечная столовой посуды, раздача, буфет и др.
ТЕМА 2: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ
ТЕМА 3. НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОДГОТОВКА ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ, СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА
Подготовка персонала к работе
В подготовительной работе важное место занимает личная подготовка обслуживающего персонала. Официант обязан прийти на работу хорошо выбритым, коротко подстриженным, в хорошо отутюженном костюме, свежей рубашке, начищенной обуви. Официантки должны делать гигиенический маникюр, красиво укладывать волосы, обслуживать в форме, принятой в данном предприятии.
Соблюдение основных правил личной гигиены является обязательным для всего обслуживающего персонала. Все работники зала должны особое внимание уделять чистоте рук. Перед началом работы их следует мыть до локтей. В предприятиях, где есть душевые, перед началом работы нужно принять душ.
Важное значение имеет медицинский осмотр, которому подвергают всех работников ресторанного хозяйства один раз в квартал.
|
На заключительном этапе подготовительных работ официант изучает ассортимент блюд и напитков, включенных в меню и прейскурант, консультируется у метрдотеля или заведующего производством по неясным вопросам, изучает цены на блюда и напитки. У метрдотеля (администратора зала) официант получает книгу счетов, у кассира— ключи от счетчика кассового аппарата, еще раз проверяет наличие карандаша, инструмента для вскрытия бутылок. Официант должен иметь также ручник, предохраняющий руки от ожога, а манжеты костюма от загрязнений; свой рабочий паспорт.
Важным заключительным моментом является инструктаж в начале рабочего дня, который проводит метрдотель (администратор зала). На небольшом производственном совещании (с присутствием официантов и представителей производства, сервизной) подводится краткий итог работы за предыдущий день, обращается внимание на имевшие место недостатки в работе, проверяется подготовленность официантов к работе. Метрдотель или заведующий производством указывают, какие блюда в этот день следует рекомендовать потребителям в первую очередь.
Одежда официантов и метрдотелей (администраторов зала) должна быть удобной, современной, сочетаться с общим оформлением залов в зависимости от сезона - зимней или летней.
Метрдотели-мужчины должны носить костюм или фрак и брюки, белую сорочку, галстук или галстук-бабочку, метрдотели женщины - белую блузку.
Официанты мужчины получают костюм или смокинг и брюки, белую сорочку, галстук или галстук-бабочку, официанты женщины - платье. Ткань для костюма или платья подбирают с учетом сезона.
Соответствующую форменную одежду получают и другие работники предприятия, которые заняты обслуживанием потребителей,— швейцары, гардеробщики, лифтеры, уборщица-дежурная по залу ресторана, буфетчик в торговом зале. Для всех перечисленных работников установлено количество и сроки носки форменной одежды, порядок выдачи, использования, хранения и возмещения полной или 50 %-й ее стоимости. Форменная одежда выдается работникам для ношения ее только на работе. Стирка, чистка, утюжка и ремонт ее производится за счет ресторана. При подготовке торгового зала к приему потребителей официанты надевают халаты.
Музыкальное обслуживание
|
Музыкальное обслуживание в ресторанах, кафе, барах организуется по договорам через концертные организации министерства культуры. В крупных городах для этой цели созданы объединения музыкальных ансамблей и оркестров. Если концертные организации отсутствуют, артисты оркестров зачисляются в штаты предприятий при условии положительного заключения областных или городских управлений культуры о художественном мастерстве оркестров или ансамблей. Министерство культуры оказывает методическую помощь в поиске форм музыкального обслуживания населения, создании концертных программ. Новые программы принимаются с участием руководителей предприятий питания, регистрируются отделами культуры исполкомов районных (городских) Советов народных депутатов. Музыкальные произведения должны исполняться не громко, чтобы потребители могли беседовать между собой.
В ресторанах, кафе, барах могут быть организованы и концертно-эстрадные представления. В этом случае с потребителей взимают дополнительную плату, которая входит в стоимость входного билета. Дополнительную плату взимают только в те дни, когда потребителям предлагается соответствующая программа.
В предприятиях ресторанного хозяйства допускается использовать высококачественную стереофоническую радиоаппаратуру.
В других типах предприятий порядок записи блюд отличается от записи блюд в ресторане. Так, в кафе меню должно начинаться с горячих напитков, в баре – со смешанных напитков, в закусочных – с тех блюд, на которых специализируется предприятие и т.д.
Особенности подачи вин
Вино должно быть правильно представлено. По правилам, соммелье подносит бутылку заказчику, держа ее под углом 45 градусов, и внятно произносит название марки, региона, винного хозяйства, называет год производства.
Соммелье перед подачей обследует бутылку еще до вскрытия. При малейшем подозрении, что вино испорчено, бутылка просто отставляется. Вторая проверка качества проводится при вскрытии бутылки. Соммелье осматривает целостность пробки (не промокла ли насквозь), нюхает смоченный край и, убедившись, что вино качественное, подносит пробку на посеребрянном блюдце заказчику.
|
Затем соммелье отливает 5-7 г вина в свой дегустационный бокал и пробует его. Убедившись в том, что вкус не обманул ожиданий, он наливает в бокал потребителя оценочную порцию. Ее одобрение служит командой для наполнения бокала.
Одна из важнейших характеристик квалификации соммелье – декантация, то есть переливание вина в графин для того, чтобы оно «подышало», «округлилось», чтобы «раскрылся букет» (иначе говоря, начался бурный окислительно-восстановительный процесс), а также для отделения осадка (если таковой имеется в вине). Помимо всего, декантация – эстетически выигрышный процесс, особенно когда бутылка находится в специальном станке, позволяющем без сотрясений, переливать вино, подсвечивая струю пламенем свечи, чтобы прервать декантацию в момент замутнения.
Особая статья в искусстве соммелье – работа с поварами и составление гастрономических пар. Гастрономическая пара представляет собой наиболее удачное сочетание блюда и напитка, что позволяет полностью раскрыть вкус блюда, не перебивая вкус основного продукта.
ТЕМА 6. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРАВИЛА ПОДАЧИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП БЛЮД НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИТАНИЯ
ТЕМА 7. ОБЩЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Изучение и рациональна организация питания человека – это довольно актуальная проблема, поскольку служит гарантией обеспечения и поддержания состояния здоровья на оптимальном уровне, способствует восстановлению энергозатрат организма, увеличению свободного времени и т.д.
В соответствии с учетом интенсивности труда, возраста, пола, в зависимости от уровня среднесуточного коэффициента физической активности (КФА), все трудоспособное население подразделяется на 4 группы:
КФА
1. Работники умственного труда - 1,4
2. Работники легкой работы - 1,6
3. Работники средней тяжести работы - 1,9
4. Работники трудной работы - 2,2 (женщины)
2,3 (мужчины)
Каждая группа дифференцирована на 2 подгруппы по полуи на 3 подгруппы по возрасту: 18-29 лет
30-39 лет
40-59 лет.
Категорию людей пожилого возраста (пожилых) дифференцируют на 2 подгруппы по полу и на 2 подгруппы по возрастной принадлежности:
60-74 лет
75 лет и старше.
Категорию детей и подростков подразделяют на 9подгрупп:
|
0-3 месяца 4-6 месяцев
7-12 месяцев 1-3 года
4-6 лет 6 лет
7-10 лет 11-13 лет
14-17 лет.
Дифференциация по полу предусмотрена с 11 лет.
Организовывая питание для различных групп населения необходимо учитывать следующие моменты:
· особенности организма человека и влияние на него условий жизни и работы;
· дополнительные физические или умственные нагрузки (активные виды отдыха, спортивные нагрузки, продолжительные прогулки, подвижные игры, работу на приусадебном участке и т.п.);
· сезонность (летом - 0,9 энергозатрат, осенью и весной - адекватная энергозатратам равным 1,0, зимой- 1,1энергозатрат);
· дополнительного питания требуют беременные женщины и матери,
которые кормят детей грудью.
Таблица 2 Группы трудоспособного населения в зависимости от физической активности
ГРУППЫ | КФА | Ориентировочный перечень специальностей |
I рабочие преиму щественно умствен-ного труда, очень легкая физическая активность | 1,4 | научные работники, студенты гуманитарной специальности, операторы ЭВМ, контроллеры, педагоги, диспетчеры, рабочие пультов управления, т.п. |
II рабочие, занятые легкой работой, легкая физическая активность | 1,6 | водители трамваев, троллейбусов, рабочие конвейеров, вахтовики, швейники, упаковщики, рабочие радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, рабочие связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и т.п. |
III рабочие с трудом средней тяжести, средняя физическая активность | 1,9 | слесари, наладчики, станочники, водители эксклава-торов, бульдозеров, автобусов, врачи-хирурги, текстиль-щики, обувщики, железнодорожники, водители уголь-ных комбайнов, продавцы продтоваров, аппаратчики, металурги-доменщики, рабочие химических заводов и т.п. |
ІУ рабочие тяжелого и очень тяжелого физического труда, высокая и очень высокая физическая активность | 2,3 Мужч. 2,2 женщи ны | строители, помощники буровиков, проходчики, основная масса рабочих сельского хозяйства, механизаторы, доярки, овощеводы, деревообделочники, металлурги, литейщики, рабочие сельского хозяйства в посевной и уборочный периоды, доменщики, вальщики леса, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированной работы и т.п. |
ОСНОВЫ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА»
для студентов специальности 091711 «Технология питания»
Лектор
к.е.н., доцент
В.А. Антонова
Донецк - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННОГО
ХОЗЯЙСТВА
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!