Теоретические основы формирования читательской грамотности в начальной школе — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Теоретические основы формирования читательской грамотности в начальной школе

2020-01-13 137
Теоретические основы формирования читательской грамотности в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Состояние читательской грамотности по данным международных сравнительных исследований качества начального общего образования

В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 гг.) от 26 декабря 2017 г. обозначена цель: достижение качества образования, которое характеризуется:

1) cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, 4 класс. Организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement);

2) изучением в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); 

3) повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)…» [37, с. 59]. 

Исследования PIRLS, TIMSS и PISA отличаются подходами к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается освоение основ чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности (математической, читательской, естественнонаучной и финансовой).

Средние результаты российских учащихся в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA по всем ступеням общего образования, полученные в 2015 и 2016 годах, представлены в отчетах Российской академии образования и размещены на сайте: http://www.centeroko.ru/. Ниже приведем основные результаты исследования PIRLS-2016, материалы специалистов РАО и Московского Центра оценки качества образования.

В 2016 году Российская Федерация заняла первое место в рейтинге стран-участниц международного исследования PIRLS, в очередной раз подтвердив свой статус лидера в области чтения и понимания текстов выпускниками.

В исследовании PIRLS в 2016 году приняли участие более 340 000 учащихся из 50 стран и 11 территорий, среди которых 20 стран мира, в том числе и Россия, участвовали во всех четырех проведенных к настоящему времени циклах исследования PIRLS – в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах. В исследовании 2016 года Россия была представлена 4577 выпускниками начальной школы из 206 общеобразовательных организаций 42 регионов страны.

Полученные результаты позволяют получить ответы на следующие вопросы:

• Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?

• Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?

• Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с предыдущими циклами исследования?

• Любят ли читать учащиеся четвертого класса?

• Как семья способствует развитию читательской грамотности?

• Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?

• Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами, и если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?

В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

– чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

– чтение с целью освоения и использования информации.

В исследовании оцениваются четыре группы читательских умений, проявляемых в процессе чтения художественных и информационных (научно-популярных) текстов:

1) нахождение информации, заданной в явном виде (20% от общего количества заданий);

2) формулирование выводов (30% от общего количества заданий);

3) интерпретация и обобщение информации (30% от общего количества заданий);

4) анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста (20% от общего количества заданий).

При этом используются задания с различными по форме ответами:

– с выбором ответа из 4 предложенных;

– на установление последовательности событий;

– со свободно конструируемым ответом.

Система оценивания выполненных работ в исследовании PIRLS совмещает в себе качественную и количественную оценки. Задания с выбором ответа из 4 предложенных всегда оцениваются 1 баллом, задания на установление последовательности событий – также 1 баллом, задания со свободно конструируемым ответом – баллами от 1 до 3, в зависимости от сложности задания. Эти задания проверяются экспертами в соответствии с предложенным международным руководством по оцениванию заданий PIRLS, которое содержит и общие подходы к оценке выполнения каждого задания, и конкретные примеры ответов учащихся, за которые ставится тот или иной балл.

Для сбора информации о факторах, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий PIRLS, кроме текстов и заданий, входят анкеты для учащегося, для учителя, для родителей, для администрации школы.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.