Непостижимая многомерная реальность лилы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Непостижимая многомерная реальность лилы

2020-01-13 100
Непостижимая многомерная реальность лилы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Бхагавад-гите (2.52,53) сказано: «Когда твой разум освободится из дебрей заблуждений, ты станешь безучастен ко всему, что слышал в прошлом и что услышишь в будущем. Тебя перестанут беспокоить противоречивые толкования Вед, когда ты утвердишься в осознании Божественного. Разум твой станет стойким, и ты достигнешь состояния йоги».

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «В измерении веры примиряются неразрешимые противоречия. Вайкунтха (духовный мир) означает „Безграничное“. „Шримад-Бхагаватам“ (10.2.31) говорит о том, что, наподобие того, как в безбрежном океане, когда совершенно ничего нельзя увидеть, компас является единственным ориентиром, точно таким же образом и в мире Безграничного нашим единственным ориентиром являются следы стоп тех великих душ, которые уже проходили путем веры. Дорога указывается святыми следами тех, кто уже отправился к высочайшему предназначению. Это — наша единственная надежда.

Юдхиштхира Махарадж также говорит о том, что подлинный секрет сокрыт в сердцах святых наподобие того, как сокровище спрятано в волшебной пещере (дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇: „Махабхарата“, Вана-парва, 313.117). Интуитивным откровениям чистого преданного Господа следует отдавать предпочтение перед основывающемся на вычислениях знанием, полученном обыкновенными людьми.

Вера не имеет никакой связи с так называемой реальностью этого мира. Она совершенно независима. Существует мир, который управляется исключительно верой (шраддха-майам-локан). Вера там — все, и она является всеохватывающей и безграничной. В мире веры все может оказаться истинным по сладостной воле Господа».

Существуют определенные различия в описаниях и понимании деяний Кришны в трудах Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Существуют также различия в описаниях деяний Шри Чайтаньи, представленных в «Чайтанья Бхагавате» Шрилы Вриндавана Даса Тхакура и «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами.

Шрила Шридхар Махарадж вспоминает, как однажды задал вопрос на эту тему своему духовному учителю: «Я спросил нашего Прабхупаду: „Почему существуют определенные разногласия между Санатаной и Рупой в их концепциях заключительной части кришна-лилы?“

В соответствии с точкой зрения Санатаны Госвами, после длительной разлуки между Кришной и членами Его семьи и друзьями, наподобие колеса, эти игры снова перемещаются от Матхуры к Вриндавану. После того, как Кришна отправился в Матхуру, жители Вриндавана, поглощенные разлукой, начинают думать следующее: „Кришна так давно ушел. Нанда и Яшода лишились своего ребенка!“ Разлука усиливается и развивается до тех пор, пока они не начинают думать так: „О, у Нанды и Яшоды нет сына!“ Затем они думают: „Они должны иметь ребенка“, и таким образом они начинают молиться о явлении Кришны. Затем Кришна является как сын Нанды и Яшоды. Круг замыкается, и каждый счастливо думает следующее: „О да, Яшода обрела сына“. Таким образом игры Кришны опять начинают развиваться во Вриндаване и переходят в Матхуру, где Он убивает Камсу.

В своей „Кришна-лила-ставе“, описании кришна-лилы, Санатана Госвами не переносит Кришну из Матхура-мандалы в Двараку. Но Рупа Госвами в своей пьесе „Лалита-Мадхава“ проводит параллели между кришна-лилой во Вриндаване и кришна-лилой в Двараке. Так, в своей „Лалита-Мадхаве“ Рупа Госвами проводит параллель между Лалитой и Джамбавати, Радхарани и Сатьябхамой, Чандравали и Рукмини. Таким образом он показывает существующие между Вриндаваном и Дваракой соотношения.

Я спросил Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду об этих существующих между концепциями Рупы и Санатаны несоответствиях.

Шрила Сарасвати Тхакур ответил: „Почему духовная реальность определяется как адхокшаджа — находящаяся за пределами нашего восприятия? Если бы было возможным, поняв все, удерживать это в своем кулаке, то тогда это уже не была бы адхокшаджа. Ачинтйа̄ кхалу йе бха̄ва̄ на та̄м̇с таркен̣а йоджает (‘Махабхарата’, Бхишма-парва, 5.22): непостижимая духовная реальность не доступна для мирской логики“.

Итак, кришна-лила непостижима (ачинтья). Все сущее не обязано находиться у нас в подчинении. Верховный Господь сохраняет за Собой все права. Это необходимо понять в том случае, если мы вообще желаем обрести связь с этим планом реальности. „Шримад-Бхагаватам“ (10.14.3) утверждает: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва — „Это неправильно — стремиться узнать все о Божественном“. Знание может обладать определенной ценностью здесь, в этом мире, но по отношению к трансцендентной истине высочайшего уровня стремление узнать все является дисквалификацией».

Субъективная природа лилы

Шрила Шридхар Махарадж объясняет многомерную природу лилы посредством концепции Верховного Гипнотизера: «Объективная эволюция по Дарвину захватила нас, мы пали ее жертвами. Хотя внешне мы отвергаем ее, но все же призрак теории Дарвина поглотил нас. В истинной же картине Реальности речь идет о субъективной эволюции. Субъект контролирует все сущее, Он указывает: „Видь это“ — и мы видим это нечто. Подобно наблюдаемому под гипнозом. Вовсе не так, что объект фиксирован и Субъект вынужден смириться с этим. Одни видят объект определенным образом, другая группа настроена на другую волну и видит иначе.

Ведическое знание — истина откровения. Это истинная реальность. Высший поток нисходит свыше. Не снизу вверх, но сверху вниз. Когда Шукадев рассказывал „Шримад-Бхагаватам“, то Господь наделил его определенным вúдением мироздания. На основании этого Шукадев рассказал то, что рассказал. Это нечто зафиксированное для определенного спектра сознания, но это не имеет фиксированного, единого для всех фундамента, подоплеки. Стабильные, объективные характеристики чего бы то ни было отсутствуют.

Господь — Гипнотизер. Все происходит так, как угодно Абсолюту. Все подчиняется Его замыслу, и все Им предначертано. Все в Его власти. Абсолют Сам по Себе и для Себя. Ему одному известна цель всего бытия. Ему и никому другому. Лишь Ему ведомы Его пути — Ему одному. Мы можем знать что-то лишь в той степени, в какой Он того пожелает. И даже это Он может отнять, если захочет. Он абсолютно свободен. Он — абсолютный самодержец. Его можно покорить только любовью. Его пути неисповедимы и знание здесь бессильно.

Однажды Кришна отправился во дворец Кауравов. Целью Его поездки было заключение мира с Дурьодханой и Дхритараштрой. Вместо этого Дурьодхана, Карна и их соратники решили пленить Кришну и бросить Его в темницу. Они полагали, что если Его обезвредить, то с их врагами Пандавами разом будет покончено. Они знали, что жизнь Пандавов целиком зависит от Кришны, без Его совета они не ступят и шагу. Кауравы ликовали: „Кришна у нас в руках. Осталось только схватить и связать Его“.

Но в это время Кришна явил божественный вселенский образ, и те, кто намеревался схватить Его, застыли в оцепенении. Их взору открылась невероятная картина — Кришна принял облик целой Вселенной с тысячами рук, ног, голов. Они одновременно увидели Баладеву, Арджуну, Бхригу. „Как же связать этого исполина?“ — недоумевали Дурьодхана и все, кто с ним был.

Когда присутствующие в собрании Кауравов в Хастинапуре увидели вселенский облик Кришны, они стали воздавать Ему хвалу. Бхишма, Дрона, Нарада и Вьяса — все они начали прославлять Господа.

Услышав их голоса, слепой царь Дхритараштра понял, что во дворце происходит что-то необычное, и взмолился: „О Кришна, я слеп и не вижу Тебя! Но я слышу, как восторгаются увиденным эти великие души. Я знаю, Тебе подвластно все. Прошу Тебя, хотя бы на время сделай так, чтобы я прозрел. Позволь мне увидеть Твой облик и сияние Твоего тела. Я хочу узреть красоту, которой все так восхищаются! Сделай меня зрячим хотя бы на мгновение, а потом снова погрузи во тьму“. Кришна ответил: „Тебе не обязательно обретать физическое зрение. Если Я захочу, ты Меня увидишь, оставаясь слепым. Я наделю тебя особым вúдением“.

Только так душа может увидеть Бога. Он Сам решает, кому и когда открыться. Его невозможно видеть глазами или слышать ушами. Он вне чувственного восприятия. Душа увидит Его лишь тогда, когда Он Сам того пожелает, как в случае с Дхритараштрой: Господь сказал: „Теперь ты можешь видеть Меня“. И тот, несмотря на слепоту, созерцал божественный облик Кришны. Кто же такой Кришна, если слепой может видеть Его, а глухой — слышать? Какова природа божественной реальности, которую называют Кришной?

В другой раз, когда Арджуна попросил Кришну явить ему вселенскую форму (Вишварупу), Кришна согласился. „Теперь, Арджуна, когда Я открылся твоему взору, скажи, что ты видишь?“ Арджуна ответил: „Я вижу бесчисленные божественные проявления. То, что я вижу, — чудо из чудес!“

Итак, за всем стоит воля Кришны. Вы изучаете законы природы, которым подчиняется окружающий мир, но эти законы — всего лишь воля Высшего Существа. Вы полагаете, что законы природы неумолимы и неизменны, но они существуют постольку, поскольку на то есть воля Высшего Самодержца. Ваши знания ничего не стоят — это знания о преходящем. По воле Высшего Самодержца законы природы могут измениться в любое мгновение. Их место займут другие, и им будет подчиняться весь мир.

Ключ к восприятию нами реальности находится в руках Всевышнего. Мы видим мир так, как того хочет Творец. Если Он пожелает, чтобы Арджуна увидел Его по-другому, Арджуна увидит Его иначе. Если Господь захочет, то привычный для нас мир с его законами предстанет перед нами в совершенно ином виде. Поэтому знание, добытое материалистической наукой, не имеет ценности. Тому, кто это понял, следует, не тратя ни мгновения, отправиться на поиски Шри Кришны, Прекрасной Реальности.

Нельзя охватить Безграничное. Оно непостижимо. Свойство реальности как единой и многообразной недоступно уму. Эту тайну хранит Всевышний. Она не откроется нам, как бы мы ни старались. Однако Абсолют может явить душе Свои определенные качества в зависимости от ее с Ним взаимоотношений. Пример этому приведен в „Шримад-Бхагаватам“ (10.43.17):

малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н
 гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇ ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣
 мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇ таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇
 вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣

„Когда Кришна вместе со Своим старшим братом взошел на борцовскую арену, разные люди, собравшиеся там, видели Его по-разному. Борцам Он казался грозной молнией, мужчинам Матхуры — лучшим из мужчин, а женщинам — самим богом любви. Пастухи видели в Нем своего родственника, нечестивые цари — карателя, родители — своего сына, царь Бходжей — свою смерть, неразумные люди — вселенскую форму Всевышнего, йоги — Высшую Душу, а Вришни — Бога, Которому они поклонялись“.

Когда Кришна вышел на арену, каждый видел Его по-своему. Так Он удовлетворяет каждого. Когда Его видит мать Яшода, она говорит: „Мой мальчик!“, но гопи воспринимают Его взрослым, не ребенком. А Его друзья относятся к Нему как к товарищу по играм. Кришна удовлетворяет каждого. Даже животные Вриндавана испытывают блаженство при встрече с Ним.

Не пытайтесь ограничить Непостижимое рамками своего рассудка. Когда Оно откроется вам, вы будете поражены, насколько Оно превосходит ваши самые смелые ожидания. На та̄м̇с таркен̣а йоджайет: не поверяйте Непостижимое рассудком. Высшая Реальность непредсказуема, самовластна. Она живет собственной, не зависящей от вас жизнью. К вам она может прийти в одном облике, к другому — в ином. Она безгранична. Так же безгранична и Ее свобода. Лила основана на непостижимой, ничем не обусловленной свободе. Ничто, кроме воли Кришны, не пробудит ее в нашем сердце. Готовьте себя, стремитесь, но не пытайтесь сделать духовную реальность объектом своего опыта. Когда Шри Чайтанья Махапрабху говорил о высших лилах, Он погружался в транс. Только в таком состоянии Он мог делиться Своими переживаниями божественных игр».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.