Языкознание связано с гуманитарными науками- философия, история, психология, риторика, социология, семантика. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Языкознание связано с гуманитарными науками- философия, история, психология, риторика, социология, семантика.

2020-01-13 150
Языкознание связано с гуманитарными науками- философия, история, психология, риторика, социология, семантика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Естественные науки:  математика, компьютерная лингвистика, биология, физиология, анатомия, генетика, физика.

Появление новых дисциплин: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика..

Языкознание различно связано с различными науками, и связи эти могут быть менее глубокими и более глубокими. И, тем не менее, связь языкознания с другими науками не отрицает самостоятельности его как особой науки. Языкознание изучает язык со всех сторон, тогда как другие науки изучают лишь отдельные стороны языка.

2) Язык как общественное явление. Функции языка.

· Связь языка и общества отсутствует;

· Связь односторонняя;

· Связь является двухсторонней.

Одна из форм влияния – социальная дифференциация.

Социальные формы существования языка:

1. Идиалект – совокупность особенностей характеризующий язык одного индивида.

2. Говор – совокупность идиалектов однороден в языковом отношении, характерных для небольшой территории ограниченных группой людей.

3. Диалект – совокупность говоров.

4. Язык- совокупность диалектов.

5.  Литературный язык – высшая наддиалектная форма существования языка, характеризующая нормами и наличием функций стилей.

Язык обладает основными функциями:

1. А) Коммуникативная (средство общения).

Б) Контакто-устанавливающая.

В) А пеллятивная (призыв).

Г) Фомонтативная (воздействие).

2. А) Когнитивная (познавательная).

Б) Аксиологическая (оценочная).

В) Номинативная (называть).

3. Эспрессивная-эмотивная (эмоции).

4. Метоязыковая (как инструмент и объект).

5. Эстетическая (творческое выражение).

 

Язык и мышление.

Язык и мышление – язык и мышление не тождественны.

Механизм мышления связан с вербальным кодом: 1)Да- без языка не может быть и мысли; 2) да, нет- мышление может быть вербальным или не вербальным; 3) Нет- мышление на универсально-предметном коде.

Виды мышления: 1) Вербальное (словесно-логическое); 2)Невербальное- практическое, образное.

Категории языка не всегда соответствуют категориям логики (понятие). Слова выражают понятие, но не все слова обозначают понятие.

Какие слова не обозначают понятия?

1. Междометия.

2. Имена собственные.

3. Предлоги.

Слово может обозначать много понятий, если слово является многозначным.
Понятие, которое обозначается многими словами (синонимами).

Происхождение языка, факторы развития языковой системы, закономерности развития языков.

Происхождение языка: 1) Теистические (происхождение с помощью Бога);

 2) Атеистические (естественным путем): а) биологические (теория звукоподражаний); б) социальные (теория трудовых выкриков); в) социально-биологические (роль труда образования из обезьяны в человека)

Происхождение языка связано с развитием языка.

Закономерности исторического развития языка.

1) Закономерности- внешние и внутренние факторы развития языка.

Внешние закономерности- экстралингвистические факторы:

1. Социально-экологическое развитие общества;

2. Развитие письменности;

3. Книгопечатание;

4. Средства массовой коммуникации;

5. Контакт языков.

Внутренние закономерности:

1. Лексика;

2. Звуковой строй и грамматика практически не меняется.

2) Закономерности- понятное развитие языка.

3) Закономерности- социальный статус языка.

4)

Язык и речь.

Язык и речь:

1. Общее коллективное независящее от индивидуальных особенностей явление;

1.  2.Фердинанд де Соссюр требовал разграничить язык и речь. Это система, которая находится над индивидуальным отношением. Возвращаясь к Соссюру, стоит сказать, что в процессе своего исследования он выделил три основных понятия – язык, речевой акт и речь. Язык необходимо считать основным понятием, поскольку это важнейшее средство человеческого общения, достояние коллектива и предмет истории. Язык не является собственностью единого человека – он объединяет группы людей. Поэтому существуют такие языки, как английский, немецкий и французский, а при исследовании русского языка имеет место говорить о древнерусском и общеславянском.

Язык Речь
Абстрактен Конкретна
Консервативен Динамична
Опыт коллектива Опыт каждого человека (индивидуальна)
Ограничен набором составляющих Бесконечна в комбинации элементов

1. Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка. Речевой акт обычно двусторонен (говорение – слушание), может быть в устной речи и в письменной (записан) или зафиксирован аудиозаписью.

2. Речь – это не язык и не отдельный речевой акт. Когда мы говорим об устной и письменной речи, речи ребенка, школьника, отдельных социальных слоев населения, мы имеем в виду возможность разного использования языка, применения его в различных ситуациях. Речь является предметом языкознания, а «психофизический механизм» - физиологии, психологии и акустики, данными которых лингвист должен пользоваться.

3. Сам термин «язык» можно использовать в двух смыслах:

4.  Язык – феномен, представляющий собой идеально-материальное целое

5. Язык – код, система единиц и правил их комбинирования, идеальная сторона единства

6. Речь, в свою очередь, является совокупностью текстов как реализаций этого кода. Функционируя, единство рождает речевую деятельность – процесс производства текстов, восприятия и понимания речи, где синтезируется словесное (вербальное) мышление, язык и речь.

7. Проводя заключительный анализ языка и речи, мы можем отметить следующее:

8.  Язык принадлежит обществу, а речь – это индивидуальность человека

9.  В то время, как язык является абстрактным, т.е. говоря, мы слышим речь, а не язык, речь конкретна и воспринимается органами чувств

10.  Язык статичен, а речь динамична, ведь одна и та же вещь может называться человеком по-разному

11. Язык является потенциальным: его возможности огромны и он содержится в сознании человека. Речь – реальная, и возможности языка не всегда могут в ней реализоваться

12.   Наконец, язык находится в системе, а речь – это сложное, неоднородное целое, состоящее из букв, морфем, слов и словосочетаний.

13.

14. 5)Акустические свойства звуков речи.

15. Звук- это результат колебательных движений какого-либо тела.

16. Высота звука зависит от частоты колебаний в единицах времени. Различие в высоте голоса зависит от длины голосовых связок. Сила звука зависит от амплитуды колебаний.

17. Длительность звука – продолжительность звучания во времени. Звук состоит из основного и дополнительного тона - обертон.

18. Звуки речи по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи). В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные и немузыкальные. Тон возникает в результате периодических колебаний звучащего тела, например голосовых связок. Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например губ.

19. Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой и длительностью, а также тембром. Высота звука определяется числом колебаний в единицу времени. Сила звука определяется размахом (амплитудой) колебания. С точки зрения восприятия слуховым аппаратом сила звука называется громкостью.

20. Резонанс состоит в том, что тело, способное к звучанию, начинает звучать, когда воспринимает звуковую волну, особенно одной же определенной для каждого резонатора частоты.

21. Эти акустико-физиологические свойства имеют огромное значение в акустике речи, в частности при определении основного понятия — тембра. Звуки речи состоят из основного тона, который является самым сильным из обертонов, которые в целое число выше основного тона. Соотношение основного тона и обертонов создает качественную характеристику звука – его тембр. Тембр отличает один звук от другого, а также произношение звуков одним ликом от произношения других.

22.

23. 6 ) Речевой аппарат. Активные и пассивные органы речи.

24. Р.А. – это совокупность органов, служащих для произношения звуков. Деятельностью Р.А. управляет Цент-ая Нервная Сис-ма.

25. 3 яруса речевого аппарата: 1) нижний – диафрагма, легкие, бронхи, трахеи 2) средний – гортань (голосовые связки), щитовидный хрящ. *связки распологаются рядом с пищеводом 3) верхний – глотка, рот, нос (полости – резонаторы).

26. Большинство звуков рождается в полости рта (губы, зубы, твердое и мягкое небо, язычок (uvula).

27. Все органы речи делятся на активные(двигаются сами) и пассивные.

28.

29. 7. Понятие об артикуляции звука.

30. Артикуляция – совокупность работы органов речевого аппарата чел-ка, направленная на произ-во звука.

31. 3 этапа звука: 1) экскурсия (приступ) – готовность орг-ов речи к производству звука 2) выдержка – процесс произнесения звука 3) рекурсия (отступ) – расслабленное положение речевого аппарата.

32. В потоке речи звуки произносятся последовательно, а не отрывисто, т.е. 3й этап накладывается на 2й

33. Артикуляционная база языка – набор артикуляционных приемов произнесения звуков в базе каждого языка.Гласные и согласные звуки отличаются аккустически, артикуляционно и эмоционально. Гласные – слогообразующие единицы языка (исключение составляют согласные [р] и [л] в некоторых яз-ах.

Классификация гласных.

Классификация гласных звуков:

1.Степень подъема языка

2.Степень продвинутости языка (вперед-назад).

3.Положение губ.

4. Положение мягкого неба.

А)Ротовые (мягкое небо поднято и закрывает полость носа).

Б) Носовые (мягкое небо опущено и воздух проходит в полость носа).

Характеристика:

Гласная

Ударный/безударный

Лабиализованный/ нелаб.

Ряд

Подъем

Подъем/ряд передн средн задн
верхний И Ь  Иэ Ы Ыэ у
средний И Ъ (а крышечкой) 0
нижний   А  

 

1 предуд. слог Ударный слог остальные

(а крышечкой)

А

Ъ

О
Ыэ Э

 

1 предуд. слог Ударный слог остальные

Иэ

А

Ь

О
Э

 

 

9. Классификация согласных.

Согласные русского языка классифицируются по 5 признакам:

1.по участию голоса и шума;

а) сонорные (голоса больше, чем шума)

б) шумные (а) глухие; б) звонкие (шума больше, чем голоса)).

2.по месту образования:

а) Губные;

б) Язычные.

3.по способу образования:

а) Смычно-взрывные (преграда-смычка)

б) Щелевые (фрикативные)

в) Смычно-щелевые (аффрикаты)

г) Смычно-проходные (а)Смычно-носовые; б) смычно-боковые)

д) Дрожащие (вибранты)

4.по наличию или отсутствию палатализации (по твёрдости – мягкости);


10. Фонетическое членение речевого потока (фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки)

Единицы речевого потока:

1.Фраза- это самая большая единица речевого потока.

2.Речевой такт- отрезок речевого потока, разделенный внутрифазовыми паузами.

3.Фонетическое слово – это часть речевого потока, объединенная 1 словесным ударением.

4.Слог - это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

5.Звук – это минимальная единица речевого потока, произносимая за 1 артикуляцию.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.