Тема 8: Методы обучения рисования в России — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 8: Методы обучения рисования в России

2020-01-13 276
Тема 8: Методы обучения рисования в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Леонардо да Винчи:

Следующие работы оказавшие большие влияние на развитие методики обучения рисованию является книга о живописи Леонарде да Винчи

В этой книге затрагиваются вопросы рисунка и что особенно важно Леонардо, как и Альберти смотрит на рисунок, как на серьёзную научную дисциплину. В некоторых положениях Леонардо идёт дальше, смотрит глубже, говоря о той же завесе, которую восхваляет Альберти, Леонардо да Винчи отмечает что она вредна для художника, так как без этого изобретения художник не сможет создать ни одной хорошей вещи, привыкая к ней, тем самым превращая рисунок в механическое проектирование

Ещё одним положительным моментом является метод закрепления материалов путём рисования по памяти. Также Леонардо много времени уделял научным обоснованиям теории рисунка. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорционального членения человеческой фигуры и многими другими проблемами изобразительного искусства.

 

Альбрехт Дюрер:

Немецкий художник эпохи возрождения. Оставил теоретические труды, представляющие большую ценность, как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Дюрер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувства и зрительные восприятия. Необходимо опираться на точные научные знания, так как эти знания обеспечивают художнику твёрдый и надёжный успех в любой работе. Особенно большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенной Дюрером. Этот метод оказался приемлемым и для настоящего времени. Очень многие художники его использовали и используют. Например, дать правильное перспективное построение изображения кисти руки  для начинающих художников очень сложно и недоступно, поэтому обобщают форму руки до простейших геометрических форм. При анализе сложной формы натуры, например, головы человека, Дюрер предлагает в начальной стадии построения изображения рассматривать её как сумму простейших геометрических форм, то есть рисовальщик доложен передать большую форму так, как это делает скульптор. Так же нужно отметить, что Дюрера волновали общение проблемы педагогики и обучения и воспитания. Среди художников возрождения мало кто задумывался над этим вопросом. Особые значение Дюрер придавал личному показу при обучении рисованию. Он считал, что краткие словесные пояснения не дают возможности продемонстрировать использование художником знаний пропорций в рисунке.

 

Подводя итоги деятельности художников эпохи возрождения необходимо отметить колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования правил рисования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с трудной проблемой построения изображения на плоскости

Многие художники эпохи возрождения увлекались перспективой и целиком просвещали себя  этому делу. Художники возражения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изобразительного искусства. С помощью науки искусства возрождения поднялось на небывалую высоту и оно представляет для нас колоссальную художественную ценность и помогает развивать методику обучения рисованию

Мастера возрождения сумели создать высокие образцы, как для художников-практиков, так и для педагогов. Они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость. Они указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования, как учебного предмета. Но учебный рисунок в то время самостоятельного значения ещё не получил, так как мастера возрождения мало копались вопросов дидактики, мало связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства, то есть они не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.

 

 

Тема 7: академическая система образования.

 

17 век в истории методов обучения рисования является периодом становления новой педагогической системы академий. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений академии художеств и художественных школ.
Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходила одновременно с научным просвещением и с воспитанием высоких идей.

В академия была четкая и строгая система обучения, наблюдалось стремление возвысить и просветить чувства художника. Такая система художественного образования, установившаяся в академиях стала оказывать влияния и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях.

Занимаясь рисунком ученик одновременно познает мир, отсюда вывод - занятие рисованием полезно для всех и эта мысль начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Коменским. Правда сам Коменский не решался включать рисование в курс школьного обучения в качестве общеобразовательного предмета, но ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. Он говорил о необходимости изучать методы преподавания рисования.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать педагог и философ Джон Локк, он считал, что обучать рисованию нужно каждого, но не будучи специалистом в этой специальности не мог дать методических указаний методов рисования.

Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения рисования.

Более обстоятельно о рисовании, как об общеобразовательном предмете говорил французский философ энциклопедист Жан Жак Руссо. Он считал, что обучать рисованию нужно исключительно с натуры, и что у ребенка не должно быть другого учителя, как самой природы.

Так же много ценных мыслей о методике обучения рисованию высказал Иоганн Гётте. Он говорил, что для овладения рисунка нужны знания, знания и знания.

 

 Все эти педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо и Гётте обогатили теорию и практику преподавания и рисования. Их теоритические труды послужили толчком для дальнейшей педагогической мысли и вообще и для методики преподавания рисования в частности. Но не смотря на эти авторитетные высказывание о громадной роли рисования, как общеобразовательного предмета ни в 17 ни 18 веке рисование не было введено в курс учебного предмета в школах. Только в начале 19 века оно начинает входить в круг школьных занятий.

Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Песталоцци. После Песталоцци рисование прочно завоёвывало свое место в общеобразовательных школах. Песталоцци называли отцом в школьной методике. Особое роль Песталоцци должна принадлежать начальной школе, так как рисование должно предшествовать письму, не только потому что оно облегчает процесс овладения начертания букв, но и потому что оно легче усваивается. Он считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры так как натура доступна наблюдению осязания и измерению. Заслуги Песталоцци в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством и поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци считал, что для развития глазомера - одна методика, для понимания форм – другая, для техники - третья. Эту работу стали проводить его ученики и последователи. После Песталоцци, рисование как общеобразовательный предмет начинает вводится во всех школах. Издается много методических пособий с различными постановками

 

Шмит, ученик Песталоцци, предложил разработать специальные упражнения6

 

1.  Для развития руки

2. Для создания и нахождения красивых форм.

3. Для развития воображения

4. Упражнения в геометрическом рисовании предметов.

5.  В перспективе упражнения.

 

Шмит пользовался геометрическими моделями и он положил начало развитию геометрального метода. К концу 19 века специалисты школьного преподавания рисунка разделились на две группы: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую - натурального. При геометральном методе обучения рисунку основывались на геометрии. Согласно этому методу все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения. То есть в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. С 1888 года в геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах, натуральный метод обучения заключался в том, чтобы ученик должен был уметь рисовать предметы сразу так как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Сторонники этого метода утверждали, что в отличии геометрального приближает ученика к природе жизни.

 

 

Тема 18: ДПИ

Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.

Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста (первый этап художественного развития) на занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с подросткового возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Знакомство с декоративно-прикладным искусством начинается с народного - крестьянского - прикладного искусства.

Затем идёт освоение современных форм бытования народного искусства - традиционных народных художественных промыслов России. Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника), освоить основные приемы росписи, особенности формы, колористики, характерные для того или иного промысла.

 

Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного творчества даёт возможность воспитанникам сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника.

 

Основными формами работы с воспитанниками являются: индивидуальная, групповая и работа с микрогруппой. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий. На занятиях по ДПИ педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия педагога, работы воспитанников прежних лет. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного творчества помогают детям глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства.. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства воспитанники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе детей охранительного торможения. Для каждого ребёнка перерыв в работе может быть индивидуальным.

В творческое объединение дети приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах творческого объединения организовать несколько групп воспитанников с различным уровнем подготовки.

Эффективность воспитательного воздействия на воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти календарно-тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка. В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий – беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, намечены встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества. Воспитание эстетического вкуса в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества должно идти через понимание детьми художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. Задача педагога – ориентировать воспитанников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного ДПИ и создание на этой основе собственных изделий.

Воспитанники приходят в творческое объединение с настроением поработать. Поэтому, когда педагог начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От педагога требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы воспитанникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

 

Много зависит от первого задания, которое педагог предложит детям. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объёму и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания педагог акцентирует внимание воспитанников не только на конечном результате работы.

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в творческом объединении является то, что у каждого воспитанника свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

 

В работе над творческой композицией воспитанники могут воспользоваться ранее выполненными учебными упражнениями, подготовленными к ним рисунками, а также добрать недостающий материал на натурных зарисовках, интерпретируя все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического характера, ребёнок должен просмотреть книги, журналы, а возможно и кинофильмы, относящиеся к данному периоду, при возможности порисовать бытовые предметы, одежду, утварь в исторических или краеведческих музеях.

 

Одна из особенностей занятий в творческом объединении декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы воспитанники не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, рекомендуется подводить итоги и результативность каждого занятия. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.

 

Эффективные результаты в активизации творческой деятельности детей дают промежуточные просмотры выполняемых воспитанниками работ. На текущих промежуточных просмотрах педагог фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. При этом дети, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Задача педагога - умело направить внимание детей в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь понятиями «нравится», «не нравится», не боясь ошибиться, проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материала, его технологических особенностей. Педагог при этом должен направлять весь ход обсуждения, тактично вносить поправки в оценку детьми положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводить итог общего разговора.

 

При обсуждении и оценке творческих работ детей необходимо учитывать следующие критерии:

- декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

- содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

- оригинальность: работа фантазии, воображения, внесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Важное значение для оценки творческих работ воспитанников имеют итоговые, обобщающие занятия за четверть, полугодие и год, которые можно драматургически выстраивать как выставки, праздники, ярмарки и т.д.

Очень важным моментом в работе с воспитанниками является широкое признание их творческих успехов. И для этого недостаточно только оценки педагогов, родителей или одноклассников. Необходимо, чтобы детские работы увидела более широкая аудитория. Презентация произведений детского творчества необходима и самим детям, и обществу, но её преобладающие формы должны быть более бережными по отношению к детям.

Участие в творческих конкурсах различных уровней позволяет воспитанникам не только сравнивать свои и чужие достижения, но и получать адекватную оценку собственного творческого роста.

Леонардо да Винчи:

Следующие работы оказавшие большие влияние на развитие методики обучения рисованию является книга о живописи Леонарде да Винчи

В этой книге затрагиваются вопросы рисунка и что особенно важно Леонардо, как и Альберти смотрит на рисунок, как на серьёзную научную дисциплину. В некоторых положениях Леонардо идёт дальше, смотрит глубже, говоря о той же завесе, которую восхваляет Альберти, Леонардо да Винчи отмечает что она вредна для художника, так как без этого изобретения художник не сможет создать ни одной хорошей вещи, привыкая к ней, тем самым превращая рисунок в механическое проектирование

Ещё одним положительным моментом является метод закрепления материалов путём рисования по памяти. Также Леонардо много времени уделял научным обоснованиям теории рисунка. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорционального членения человеческой фигуры и многими другими проблемами изобразительного искусства.

 

Альбрехт Дюрер:

Немецкий художник эпохи возрождения. Оставил теоретические труды, представляющие большую ценность, как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Дюрер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувства и зрительные восприятия. Необходимо опираться на точные научные знания, так как эти знания обеспечивают художнику твёрдый и надёжный успех в любой работе. Особенно большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенной Дюрером. Этот метод оказался приемлемым и для настоящего времени. Очень многие художники его использовали и используют. Например, дать правильное перспективное построение изображения кисти руки  для начинающих художников очень сложно и недоступно, поэтому обобщают форму руки до простейших геометрических форм. При анализе сложной формы натуры, например, головы человека, Дюрер предлагает в начальной стадии построения изображения рассматривать её как сумму простейших геометрических форм, то есть рисовальщик доложен передать большую форму так, как это делает скульптор. Так же нужно отметить, что Дюрера волновали общение проблемы педагогики и обучения и воспитания. Среди художников возрождения мало кто задумывался над этим вопросом. Особые значение Дюрер придавал личному показу при обучении рисованию. Он считал, что краткие словесные пояснения не дают возможности продемонстрировать использование художником знаний пропорций в рисунке.

 

Подводя итоги деятельности художников эпохи возрождения необходимо отметить колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования правил рисования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с трудной проблемой построения изображения на плоскости

Многие художники эпохи возрождения увлекались перспективой и целиком просвещали себя  этому делу. Художники возражения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изобразительного искусства. С помощью науки искусства возрождения поднялось на небывалую высоту и оно представляет для нас колоссальную художественную ценность и помогает развивать методику обучения рисованию

Мастера возрождения сумели создать высокие образцы, как для художников-практиков, так и для педагогов. Они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость. Они указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования, как учебного предмета. Но учебный рисунок в то время самостоятельного значения ещё не получил, так как мастера возрождения мало копались вопросов дидактики, мало связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства, то есть они не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.

 

 

Тема 7: академическая система образования.

 

17 век в истории методов обучения рисования является периодом становления новой педагогической системы академий. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений академии художеств и художественных школ.
Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходила одновременно с научным просвещением и с воспитанием высоких идей.

В академия была четкая и строгая система обучения, наблюдалось стремление возвысить и просветить чувства художника. Такая система художественного образования, установившаяся в академиях стала оказывать влияния и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях.

Занимаясь рисунком ученик одновременно познает мир, отсюда вывод - занятие рисованием полезно для всех и эта мысль начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Коменским. Правда сам Коменский не решался включать рисование в курс школьного обучения в качестве общеобразовательного предмета, но ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. Он говорил о необходимости изучать методы преподавания рисования.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать педагог и философ Джон Локк, он считал, что обучать рисованию нужно каждого, но не будучи специалистом в этой специальности не мог дать методических указаний методов рисования.

Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения рисования.

Более обстоятельно о рисовании, как об общеобразовательном предмете говорил французский философ энциклопедист Жан Жак Руссо. Он считал, что обучать рисованию нужно исключительно с натуры, и что у ребенка не должно быть другого учителя, как самой природы.

Так же много ценных мыслей о методике обучения рисованию высказал Иоганн Гётте. Он говорил, что для овладения рисунка нужны знания, знания и знания.

 

 Все эти педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо и Гётте обогатили теорию и практику преподавания и рисования. Их теоритические труды послужили толчком для дальнейшей педагогической мысли и вообще и для методики преподавания рисования в частности. Но не смотря на эти авторитетные высказывание о громадной роли рисования, как общеобразовательного предмета ни в 17 ни 18 веке рисование не было введено в курс учебного предмета в школах. Только в начале 19 века оно начинает входить в круг школьных занятий.

Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Песталоцци. После Песталоцци рисование прочно завоёвывало свое место в общеобразовательных школах. Песталоцци называли отцом в школьной методике. Особое роль Песталоцци должна принадлежать начальной школе, так как рисование должно предшествовать письму, не только потому что оно облегчает процесс овладения начертания букв, но и потому что оно легче усваивается. Он считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры так как натура доступна наблюдению осязания и измерению. Заслуги Песталоцци в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством и поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци считал, что для развития глазомера - одна методика, для понимания форм – другая, для техники - третья. Эту работу стали проводить его ученики и последователи. После Песталоцци, рисование как общеобразовательный предмет начинает вводится во всех школах. Издается много методических пособий с различными постановками

 

Шмит, ученик Песталоцци, предложил разработать специальные упражнения6

 

1.  Для развития руки

2. Для создания и нахождения красивых форм.

3. Для развития воображения

4. Упражнения в геометрическом рисовании предметов.

5.  В перспективе упражнения.

 

Шмит пользовался геометрическими моделями и он положил начало развитию геометрального метода. К концу 19 века специалисты школьного преподавания рисунка разделились на две группы: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую - натурального. При геометральном методе обучения рисунку основывались на геометрии. Согласно этому методу все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения. То есть в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. С 1888 года в геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах, натуральный метод обучения заключался в том, чтобы ученик должен был уметь рисовать предметы сразу так как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Сторонники этого метода утверждали, что в отличии геометрального приближает ученика к природе жизни.

 

 

Тема 8: Методы обучения рисования в России

 

Интерес к рисованию, как к учебной дисциплине на Руси возник давно.

Уже в 11м веке книжная графика и миниатюра достигают высокой степени развития.

Почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и нарисованные заглавные буквы разделов и глав.

Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком, который помогал вырабатывать каллиграфический почерк.

Рисование преподавали в монастырских школах. Впервые в России рисование, как учебный предмет появляется в начале 18го века, в этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств способствующих развитию образного представления различных навыков, которые можно применить в любой профессии. Так, например, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов в морской академии. С 1716 года рисованием стали заниматься учащиеся хирургической школы при Питерском военном госпитале. В 1724м году вводится в академии наук, где вместе с прочими науками начали преподавать рисование. С 1732 года рисование в кадетском корпусе.

Все эти учебные заведения не ставили целью воспитание художников профессионалов, они давали своим ученикам элементарные навыки чтобы те, могли их использовать в самых различных случаях.

В 1735 году был издан на немецком и русском языках учебник по рисованию, автором которого был Прейслер. Назывался «основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству». Обучение по его системе начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур, объёмных тел. После этого ученик переходит к рисованию человеческого тела, головы и всей фигуры. Как и большинство художников педагогов в основу обучения рисунка положил геометрию и рисование с натуры, но применение геометрических фигур должно сочетаться со знаниями правил и законов перспективы. 

Пособие Прейслера высоко оценивались современниками. Оно несколько раз переиздавалось, как за границей так и в России.

Большой вклад в преподавание рисунка был сделан художниками и педагогами академии художеств.

Русская академия художеств 18-19 века была одной из лучших школ рисунка она стала центром методической работы в России. В ней зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования по целой сети учебных заведений, как, например, труд русского художника Сапожникова был апробирован в этой академии. Этот труд назывался «курс рисования». Это был первый учебник, для общеобразовательных учебных заведений составленный русским художником. Курс его рисования начинается со знакомства с различными линиями потом углами, геометрическими фигурами. Прежде чем приступить к рисованию объёмных предметов Сапожников предлагает продемонстрировать перед учащимися с помощью моделей закон перспективы начиная с линий переходя к поверхностям и географическим телам, знакомит со свето-тенями при помощи показа моделей. После он предлагает рисовать сложные тела. С начала дают группы геометрических тел, затем усложняют задачу до рисования гипсовых голов. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им конструкцией - проволочной моделью, которая должна быть рядом с гипсовой головой в аналогичном повороте и ракурсе. Ценность метода Сапожникова в том, что он основан на рисовании с натуры и это не просто копирование натуры, а анализ формы.

Следующая методика рисования – «теоретической труд» Гиппиус. 1844 году он издал свой труд который называется «очерки теории рисования как общего учебного предмета»  - это был первый труд по методике обучения рисованию в общеобразовательной школе. Были сконцентрированы все передовые идеи педагогики того времени. Книга делится на 2 части теоретическую и практическую.

В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической раскрывается методика обучения. Уже в введении автор указывает. что рисование, как общеобразовательный предмет нельзя преподавать в художественной школе. С таким взглядом мы встречаемся и в европейской литературе. Чтобы научиться рисовать - нужно научиться рассуждать и мыслить, а это необходимо всем людям, и развивать умение мыслить нужно с детства. К педагогу Гиппиус предъявляет высокие требования:

Педагог должен не только многое знать и уметь, но и выступать перед учениками, как актёр и работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. Также большое внимание Гиппиус обращает на материалы и оборудования.

В 1825 году из-за недостатка учителей в Москве основывается училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для школ. До 1879го года это училище было единственным готовившим преподавателей рисования. Со второй половины 19 века к вопросам методики уделяется особое внимание не только художникам-педагогам, но и учителям школ. С целью разработки методов преподавания рисования была создана специальная комиссия при академии художеств.

В комиссии были Крамской, Геа и Чистиков. Они составляли программы для учебных заведений. Большое влияние на развитие методики оказал Чистиков.

Он говорил «хотя мы в общеобразовательной школе не готовим художников, однако преподавание должно проходить по всем правилам и законам этого искусства. В круг рисования в общеобразовательной школе должно входить не просто рисование с натуры, но и лепка, черчение, иллюстрирование, упражнения составления декоративных упражнений и некоторые сведения по искусству». 

Серьёзная и последовательная научная разработка вопросов методики преподавания рисования в общеобразовательных школах начала осуществляться уже в советское время.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.