Основные стили современного воспитания — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные стили современного воспитания

2020-01-13 66
Основные стили современного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении данной работы мы обсуждаем значимость семьи в жизни каждого ребенка. В этой части работы, мы рассмотрим типы и стили семейного воспитания.

В современных педагогике и психологии ученые предлагают огромное количество типологий семейных отношений, так как с развитием общества меняется наша социальная жизнь. Выбор типа и стиля семейного отношения зависит от многих факторов:

- Мы считаем, что в любой положительной семье есть обще-эмоциональная система, и степень связанности в эмоциональном поле может быть разной;

Данный выбор обусловлен воспитанием самих родителей, то есть то, как воспитывало их предыдущее поколение;

- Учет родителями индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Большинство семей стараются изучать и анализировать педагогическую литературу, чтобы подбирать методы, средства и приемы, которые будут наиболее полезны для их ребенка;

- В настоящее время, в положительной семье родители выбирают стиль и тип общения с ребенком основываясь на личных жизненных принципах и желаниях.

В основным выделяют два типа семейных отношений: гармоничный и дисгармоничный типы. Прежде чем мы рассмотрим каждый тип по отдельности, стоит дать определение что такое типы семейного воспитания.

Типы семейного воспитания – это обобщенная характеристика сложных взаимоотношений внутри отдельно взятой семьи.

Типы целиком и полностью зависят от родительских убеждений и обусловливаются тремя главными факторами:

- Адекватность – это правильность осуществления и применения различных принципов воспитания к детям с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

- Динамичность – это способность семейной позиции, если этого требуют определенные обстоятельства, активно чередовать, менять и переориентировать свои действия.

- Прогностичность – умение предвидеть результат использования различных стилей и типов в процессе осуществления своего педагогического влияния [4].

Гармоничный тип семейных отношений – это такой тип семейных отношений, при котором взрослые имеют единую систему воспитания.

Семья осуществляет взаимную эмоциональную поддержку, использует те педагогические приемы и методы, которые приносят удовлетворение потребностей всех членов данного института.

Ребенок в данной семье является личностью, которая самостоятельно может осуществлять свою деятельность, выбирать и находить свои пути развития, определенная самостоятельность операций личности поощряется семьей. В семье присутствует равноправие двух сторон, как взрослых, так и ребенка.

Система требований обосновывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Отсутствие тотального контроля подразумевает самостоятельный контроль, поэтому контроль со стороны родителей имеет систематический характер.

Виды наказаний и поощрений разумны, имеют объективную оценку. Дисгармоничный тип семейного воспитания – это такой тип семейных отношений, при котором семья не имеет единую систему воспитания и имеет определенные разногласия. Родители не опираются на взаимную эмоциональную поддержку, характеризуется низким уровнем эмоционального принятия младшего школьника или возможностью эмоционального отвержения.

Для данного типа характерны следующие принципы:

- Непоследовательность действий;

- Противоречивость взглядов;

- Завышенные требования или вседозволенность;

- Возможность тотального контроля, неуместный контроль либо отсутствие контроля;

- Не заслуженность или частота наказаний либо их полное отсутствие;

- Конфликтность отношений [6].

В дисгармоничный тип семейных отношений так же входят подтипы. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили следующие шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

1. Гипопротекция (гипоопека) – данный тип характеризуется недостаточностью или отсутствием нужной заботы о ребенке и необходимого внимания к ребенку. В данном случае ребенок предоставлен самому себе.

Ребенок в данном положении испытывает психологический и эмоциональный стрессы, чувствует себя одиноким и брошенным.

2. Доминирующая гиперпротекция – данный тип характеризуется навязчивым вниманием к личности ребенка, излишней заботой, навязчивостью родителей. Данные факторы способствуют развитию несамостоятельности личности. Родители в данной семье доминируют над ребенком, игнорируют его потребности и тотально контролируют активность ребенка.

3. Потворствующая гиперпротекция – данный тип характеризуются большой любовью к ребенку. Родители в данной семье стараются исполнить любое желание и удовлетворить любые капризы ребенка. Со временем, ребенок, растущий в данной семье может стать эгоистом, ставить свою личность выше других людей, может ощущать свою исключительность. Данные факторы могут привести ребенка к тому, что в социуме его могут не принять из-за завышенной самооценки и в последствии привести к психологическим расстройствам личности.

4. Эмоциональное отвержение – характеризуется непринятием ребенка. Семья может проявлять отвращение к ребенку, между взаимоотношениями ребенка и родителей стоит «высокая бетонная стена».

Отец или мать могут высмеивать ребенка, издеваться над ним, постоянно критиковать. Ребенок может ощущать себя обузой для родителей. Потребности ребенка игнорируются, родители постоянно им недовольны, могут ставить в пример других детей, показывая свою нелюбовь и отвращение к ребенку.

5. Жестокие взаимоотношения – характеризуется тяжелыми наказаниями, например, физическое, сексуальное, эмоциональное насилие.

Причины данного насилия могут быть: употребление психотропных и наркотических медикаментов, алкогольная зависимость, проблемы социального характера (бедность или развод), психические расстройства, детская травма, если родители в детстве сами подвергались домашнему насилию со стороны взрослых.

6. Повышенная моральная ответственность – характеризуется особым вниманием к ребенку, требование высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Семья может поручать школьнику заботу или опеку над другими членами семьи, возлагая на ребенка ответственность за благополучие близких, могут не учитывать возрастные особенности ребенка [11].

Стоит заметить, что дисгармоничный тип семейных взаимоотношений может пагубно сказаться на развитии личности ребенка, следовательно, могут только усилить потенциальные характерологические расстройства личности.

Стили семейного воспитания мы рассмотрим на материалах социального педагога Т.Н. Лысенко.

Авторитетный стиль. Данный стиль характеризуют следующиеособенности воспитания:

- Учет возрастных особенностей младшего школьника;

- На первом месте стоят потребности, нужды, интересы и желания младшего школьника;

- Равноправие между взрослыми и ребенком;

- Взаимопомощь и ответственность;

- Эмоциональная поддержка.

Роль ребенка в семье – равноправный член коллектива. В семье присутствуют следующие формирующиеся черты характера:

- Доброжелательность;

- Заботливость;

- Ответственность;

- Открытость;

- Самостоятельность;

- Совместная деятельность;

- Трудолюбие.

Теплое эмоциональное принятие ребенка, высокий уровень контроля, развитие автономности и самостоятельности детей. Родители признают, поощряют деятельность своего ребенка. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения. Готовы к изменению системы требований и правил с учетом возраста, меняя правила жизнедеятельности и требования к ним. Родители обладают большим жизненным опытом, несут ответственность за воспитание детей, проявляют готовность к пониманию и учёту мнения детей. Общение строится на основе демократических принципов. Практически не используются наказания или вербальная агрессия. Результатом такого влияния становится формирование у ребенка высокой самооценки, соблюдение социальных правил, самопринятие ребенка, воля, саморегуляция.

Фактором риска может быть слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка, данный фактор может привести к повышению риска невротизации.

Авторитарный стиль. Данный стиль характеризуется следующимиособенностями воспитания:

- Ограничение самостоятельности ребенка;

- Игнорирование желаний, нужд или потребностей ребенка;

- Завышенные требования;

- Обилие обязанностей;

- Жесткая система запретов, наказаний и санкций;

- Жестокое обращение;

- Тирания и деспотизм;

- Эмоциональное отвержение.

Роль ребенка в семье – ужасные ребенок, козел отпущения, золушка, паинька. В семье присутствуют следующие формирующиеся черты характера:

- Чувство тревоги, одиночества;

- Комплекс неполноценности;

- Забитость, нерешительность, неуверенность, угодничество, лживость, пессимизм;

- Обида, бунтарство, агрессивность, озлобленность.

В последствии у младших школьников в подростков возрасте проявляются невротические расстройства. Результатом такого влияния становится формирование зависимости, неспособности к лидерству, пассивности, низкой степени социальной и коммуникативной компетентностей, низкого уровня социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть.

Гиперопека. Данный стиль характеризуется следующими особенностямивоспитания:

- Удовлетворение прихотей;

- Покровительство;

- Освобождение ребенка от трудностей и неприятных обязанностей;

- Преувеличение его талантов и способностей;

- Слабо или совсем не регламентируется поведение.

Роль ребенка в семье- кумир, маменькин сынок, болезненный, сокровище, маленький. В семье присутствуют следующие формирующиеся черты характера:

- Эгоцентризм;

- Иждивенчество, потребительство, тунеядство, капризность;

- Хамство, склонность к непослушанию, агрессивность, жесткость;

- В обществе ведут себя неадекватно и импульсивно;

- Нетребовательны к себе.

В некоторых случая дети могут вырасти активными и решительными, обладающими большим творческим потенциалом. Результатом такого влияния становится формирование инфантильности, избегание ответственности, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх жизни и самостоятельной деятельности [25].

Гипоопека. Данный стиль характеризуется следующими особенностямивоспитания:

- Отсутствие заботы о здоровье, потребностях, нуждах, внешнем облике учащегося и успешность в процессе обучения и воспитания;

- Игнорирование интересов, желаний;

- Лояльное отношение к поведению;

- Эмоциональное равнодушие, нет взаимопомощи, отвержение;

- Жесткие требования, деспотизм, тирания;

- Упреки.

Роль ребенка в семье- мальчик для битья, козел отпущения, путающийся под ногами. В семье присутствуют следующие формирующиеся черты характера:

- Склонность к асоциальным формам поведения (воровство, бродяжничество, поиск удовольствия в алкоголе, наркотических средствах, половые отношения);

- Грубость, агрессивность, раздражительность;

- Отсутствие духовно-нравственных качеств;

- Манипулирование.

Результатом такого влияния становится формирование противоправного поведения (делинквентного поведения), проблемы с злоупотреблением алкоголя и наркотических препаратов, присоединение к маргинальным группам общества [6].

Таким образом, задача родителей заключается в том, чтобы воспитывать детей, а не «калечить». Очень важно, чтобы в процессе обучения и воспитания участвовали не только родители, но и школа. Благодаря грамотному педагогическому коллективу родители узнают новые методы и приемы, которые они могут использовать в воспитании и обучении своих детей. Стоит отметить, что участие школы в семейной жизни ребенка позволяет предупредить социальные институты о неправильном, жестоком или безответственном отношении родителей по отношению к ребенку. Данное предупреждение может не только скорректировать педагогические методы родителей, но и спасти ребенка, если ему причиняется вред в семье или существует угроза его жизни.

 


 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.