Глава 6. Основы методики прикладного социологического исследования проблем таможенного права — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 6. Основы методики прикладного социологического исследования проблем таможенного права

2020-01-13 43
Глава 6. Основы методики прикладного социологического исследования проблем таможенного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Квинтэссенцией социологии права является прикладное социологическое исследование. В сфере таможенно-правовых отношений они опираются на теоретические и практически-прикладные разработки, осуществленные учеными и специалистами в области таможенного дела, внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, истории таможенной политики, педагогики, социальной психологии и т.п. При этом адаптируются определенные концептуальные положения, формы и методики, приемы из других социальных и гуманитарных наук. Особую роль в исследовании играет философия права, как его системное основание.

Любое исследование вообще и социально-правовое, в частности, начинаются с выявления основных категорий и понятий объекта, т.е. с его онтологической характеристики. Это позволяет уяснить специфику правовой реальности (должное) в ее соотношении с реалиями повседневной жизни (сущее). Основные элементы таможенного права, как самостоятельной отрасли российской правовой системы стали проявляться в начале 90-х годов XX века. Таковыми стали: таможенное право, таможенно-правовые отношения, таможенный орган, таможенное регулирование, таможенное администрирование, нарушения таможенных правил, таможенное преступление и другие. За четверть века эти категории онтологии таможенного права проделали определенный путь, стали представлять собой правовое таможенное пространство.

Для любого социально-правового исследования важно понять логику развития, перехода объекта – таможенного дела, из одного состояния в другое с уже измененной структурой и функциями, т.е. гносеологию явления.

Социологические исследования в таможенном праве требуют учета фактора ценностей. Аксиологический подход позволяет выявить систему ценностей, характерную для таможенно-правовой сферы, ее отличительные черты, наиболее доминирующие из них, их взаимовлияние и соотношение с общепринятыми общественными ценностями, субъекты и их предпочтения и другое.

Субъектами таможенно-правовых отношений выступают лица, участвующие в перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу государства: участники ВЭД, таможенный персонал и др. Выявить особенности человеческой индивидуальности, ее творческие возможности в сфере его профессиональной и деловой активности, найти противоречие социологической сущностью человеческого фактора и всеобщностью разумной воли человека, как принципа права, позволяет антропологический подход в социологии таможенного права.

Таможенно-правовые отношения в России регулируются международными и национальными нормативными правовыми актами. В этой связи особое значение приобретает герменевтический метод. С егопомощью производится толкование тех или иных норм таможенного права, их историческая интерпретация, что, в конечном счете, способствует их глубокому пониманию.

Совокупность этих принципиальных положений лежит в основе методологии и методики прикладного социологического исследования таможенно-правовых отношений, обоснования социологического знания в этой области.

В социологии вообще и в социологии права, в частности используется широкий арсенал специальных методов исследования реальной действительности при правовом регулировании перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза и государственную границу Российской Федерации. С нашей точки зрения важное значение имеет сравнительно-исторический метод. С его помощью можно выявить и сопоставить различные этапы и уровни развития таможенного дела, вскрыть основные тенденции в его правовом регулировании, их сочетание с деловыми обычаями и обыкновениями во внешней торговле, таможенным администрированием.

С целью выявления реальных последствий проявления социологических факторов в таможенно-правовой сфере, построения и обоснования социологического знаний об этом, применяется метод функционального анализа.

На основе этих и других общеметодологических положений формируется совокупность средств, приемов и процедур эмпирического познания правовой реальности в таможенной сфере, т.е. методика социально-правового исследования. Организатор такого исследования учитывает специфику объекта и предмета социологического анализа и опирается на методологию, т.е. совокупность принципов и способов познания социальной действительности, их теоретического осмысления.

Первоначально вырабатывается концептуальное представление об исследуемой таможенно-правовой проблеме, что определяет выбор соответствующего объекта исследования, формулирование гипотезы, проецировать установление причинно-следственной связи между различными социально-правовыми явлениями таможенной действительности. Также важно уточнить свои представления в этой сфере путем общения со специалистами таможенного дела, лицами, занятыми в этой сфере. Это служит основой для обобщений, логически обоснованных выводов. При этом следует уходить от уровня обыденных представлений и суждений к их научному осмыслению.

Исследователь таможенного права должен соблюдать этические принципы, тактичность, не допускать предвзятости в интерпретации социологических данных в угоду своей гипотезе или извращать их в интересах третьих лиц.

Социологическое измерение таможенно-правовых объектов осуществляется на следующих уровнях:

1) наименования, т.е. фиксация качественных характеристик;

2) порядок, т.е. количественное измерение характерных признаков;

3) интервал, т.е. соотношение между видами признаков в определенных единицах измерения;

4) отношения, т.е. группирование видов деятельности по степени физических и психических затрат.

Методы изучения таможенного права исходят из общеметодологических принципов и должны способствовать выявлению полных и объективных данных об исследуемом объекте.

Социологическая практика показывает, что важным способом социального измерения по праву считается наблюдение, в ходе которого исследователь, находясь на расстоянии от изучаемого социально-правового объекта, фиксирует его элементы и доминирующие черты, как, например, процедуру таможенного досмотра, производимую таможенным инспектором, или деятельность всей смены в зоне таможенного контроля. Социолог может находится и в составе наблюдаемого объекта, т.е вести включенное наблюдение. При этом изучается поведение должностных лиц и участников ВЭД, выявляются аномальные явления, различные отклонения в поступках и т.д. Обстановка может быть смоделированной (лабораторной), либо естественной (полевой). Результаты записываются во время наблюдения.

Ключевым звеном социально-правового исследования является анкетирование, т.е письменный или устный опрос исследуемых лиц (респондентов). Инструментом в данном случае является анонимная анкета. Формулировки вопросов в ней должны быть увязаны с задачами исследования, понятными для опрашиваемых. На основании полученной социально-правовой информации формулируются статистически обоснованные выводы и рекомендации.

Непосредственное взаимодействие исследователя и опрашиваемого осуществляется в ходе интервью, являющегося важным способом социального измерения. Оно позволяет выявить оригинальные суждения и мнения о социально-правовых процессах и явлениях в таможенной сфере. Интервью может быть стандартизированным, т.е. на основе специального вопросника со шкалами и инструкцией интервьюеру; фокусированное – по известным респондентам вопросам, определенной социально-правовой таможенной тематике. Ответы дают возможность сравнивать их содержание и делать соответствующие выводы. Такой метод полезен при выявлении наиболее острых социальных проблем (коррупция, злоупотребления служебным положением, пьянство и т.п.), а также личных, индивидуальных трудностей правового характера.

Однако массовые опросы требует больших материальных и физических затрат. Достоверность и объективность социально-правовой информации позволяет проверить экспертный опрос специалистов таможенного дела и юристов таможенных органов.

Достаточно эффективным методов сбора первичной социально-правовой информации в таможенной службе является анализ документов – приказов, распоряжений, докладов, справок, обзоров, обращений, жалоб, сообщений СМИ. Это позволяет выявить тенденции в сфере таможенно-правовых отношений, динамику изменения в них, перспективы развития. В социально-правом исследовании важен анализ содержания этих актов.

Определенную популярность среди исследователей социологии таможенного права приобретает контент-анализ, т.е. выявление и количественно-качественная оценка определенных правовых показателей в тексте документа, которые характеризуют внетекстовую реальность. Например, оценки в СМИ деятельности таможенных органов.

Для исследования правовых ценностных установок, мотивов личности таможенника, его социально-психологической структуры социологи права применяют биографический метод. Биографические материалы обрабатываются с помощью процедур контент-анализа, статистики и типологий, что обеспечивает надежность социально-правовой информации.

Для проверки тех или иных гипотез, имеющих большую практическую значимость, применяется социально-правовой эксперимент. Он заключается в получении нового социологического знания о причинно-следственных отношениях между таможенно-правовыми процессами и явлениями в контролируемых и управляемых условиях. Для этого выбирается некая экспериментальная группа (например, таможенная смена), которая помещается в необычную экспериментальную ситуацию (например, постоянный видеоконтроль), и по её поведению прослеживается направление, величина и устойчивость определенных характеристики (например, исполнение соблюдение правил таможенного контроля). На этой основе делаются определенные выводы, вырабатываются предложения.

Экспериментальной проверки подлежать новые нормы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования.

Ввиду сложностей правового, материального и технического характера, естественный социально-правовой эксперимент затруднен, поскольку может оказаться вне правового поля. Поэтому социологи права чаще обращаются к методу мысленного эксперимента. Это может выражаться в сравнении, например, характеристик правового поведения лиц, находящихся под следствием за совершение таможенных преступлений и контрольной группы, состоящей из сравнимых сними по социальному и правовому статусу физических лиц, участвующих перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Такой эксперимент может проводиться и в сфере коррупционного поведения таможенного персонала.

Подготовка и проведение социологических исследований в праве осуществляется по общепринятым в социологии правилам, которые включают в себя: подготовку, проведение исследования и обработку полученной социально-правовой информации. При этом учитываются особенности объекта и предметная сторона исследуемой проблемы, генеральной и выборочной совокупности, уровень репрезентативности.

Таким образом, методология и методика социологических исследований в таможенном праве создают важные научные предпосылки для глубокого и взвешенного анализа процессов и явлений, протекающих в сфере таможенного регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. 

Умелое применение учеными разнообразных способов и методов социологических исследований дает возможность активно изучать правовое сознание, блокировать негативные процессы в поведении личности и социальных групп, участвующих в таможенно-правовых отношениях.


Заключение

В сборнике рассмотрены важные, с точки зрения авторов, проблемы социологии таможенного права, как вполне актуального современного социального явления. Его особенность заключается в том, что пока не сложилась четкая ясность в определении его сущности, система находится в стадии становления. Оно постепенно выходит за национальные рамки, поскольку правовое регулирование необходимо осуществлять в рамках межгосударственных союзов, организаций и объединений, а также в торговых отношениях между ними.

Рассмотренные темы не исчерпывают всей полноты этой проблемы, они затрагивают лишь отдельные методологические и прикладные аспекты социологических исследований в этой сфере. Положения, утверждения, изложенные авторами не бесспорны, носят полемический характер. Думаем, что критически к ним отнесутся и правоведы и социологи, но надеемся, что изложенные материалы будут полезны тем, кто изучает и преподает социологию права вообще и таможенного права, в частности, как научный повод для проникновения в глубину этого сложного и неоднозначного социально-правового явления.


Использованные источники и литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015.

3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ", 29.11.2010, N 48, ст. 6252; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015.

4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3586.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.06.2015

Научная литература и публикации

1. Димитров Н.Н. Социология таможенного законодательства: методология исследования // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, членов студенческого научного общества при кафедре теории и истории государства и права. Вып. 3 (Под общ. ред.: Димитров Н.Н., Шагиева Р.В.. М.: Изд-во Российской тамож. акад., 2014.

2. Димитров Н.Н., Карпов М.П., Курысь Н.В. Правовая культура. Учебное пособие. М.: Изд-во Российской тамож. акад., 2013.

3. Димитров Н.Н., Пустозеров А.И. Коррупция в таможенных органах. Правовой и психологический аспект. Саарбрюккен, Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2015

4. Карпов Е.А. Административное право в системе современного российского права // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, членов студенческого научного общества при кафедре теории и истории государства и права. Вып. 3. (Под общ. ред.: Димитров Н.Н., Шагиева Р.В. М.: Изд-во Российской тамож. акад., 2014. С. 97-106.

5. Пустозеров А.И. Формирование социально-психологической готовности у специалистов таможенных органов к антикоррупционной деятельности //Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, членов студенческого научного общества при кафедре теории и истории государства и права. Вып. 3. (Под общ. ред.: Димитров Н.Н., Шагиева Р.В.. М.: Изд-во Российской тамож. акад., 2014. С.160-165.

Справочные и информационные издания

1. Отчет Федеральной таможенной службы о ходе выполнения плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» в 2013 году //Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/14.02.2014.

2. Таможенная служба Российской Федерации в 2012-2014 г. Справочные материалы. М., 2013, 2014, 2015.


Научное издание

 

 

Николай Николаевич Димитров

Евгений Алексеевич Карпов

Александр Иванович Пустозеров

 

 

Сборник научных статей

 


[1] См.: Таможенная служба Российской Федерации в 2014 г. Справочные материалы. М., 2015, с. 9; Оперативная информация об основных характеристиках федерального бюджета за январь-декабрь 2014 г. //Сообщение пресс-центра Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/press-center/ 21.01. 2015.

[2] См.: Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005» //Российская газета, 18.10.05; Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / Под ред. Г.А. Сатарова. — Москва: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. С. 342.

[3] См.: Отчет Федеральной таможенной службы о ходе выполнения плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» в 2013 году //Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/14.02.2014.

[4] См.: Имеются отдельные диссертационные исследования по этой проблематике, как, например: Галиева Ф.И. Деятельность региональной таможенной службы по реализации таможенной политики. Дисс… канд. социолог. наук. Казань, 2000; Новиков В.В. Социологический анализ состояния кадрового обеспечения государственной таможенной службы Российской Федерации. Дисс…канд. социолог. наук. М., 2001; Иванов М.К. Совершенствование деятельности таможенной службы России на современном этапе (социологический анализ). М., 2009, и др.; Данные социологических опросов на официальном сайте ФТС России // http://www.customs.ru

[5] См.: Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебник. М.: Изд-во РТА, 2011 С. 31.

[6] См.: Димитров Н.Н. История таможенного законодательства России: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 16.

[7] См.: Димитров Н.Н. История таможенного законодательства России: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 36-47.

[8] В.И.Ленин: «Самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия) есть форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением». ПСС, т.4, с. 251-252. «Понятное направление в русской социал-демократии».

[9] См.: Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 1974; Марков Л.Н. Таможенное право СССР. Иркутск, 1973; Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995; Чермянинов, Д. В. Таможенное право: учебник для бакалавров / Отв. ред. Д.Н. Бахрах. М.: Издательство Юрайт, 2013;   Шмидлин М., Дюкрок Ж. Организация и регулирование внешней торговли Франции. М., 1958 и др.

[10]  См.: Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие. М., 1995, с.7; Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. М., 2001, с. 19; Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. М., 2001, с. 23.

[11] См.: Российское таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. Габричидзе Б.Н. М., 2001, с. 63; Таможенное право. Учебник. /Отв. ред. Ноздрачев А.Ф. М., 1998, с. 46 и др.

[12] См.: Зыкин И.С. Внешнеэкономические отношения: теория и практика правового регулирования. // Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1992. С. 17-18.

[13] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 8.05.2015)// Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 8.05.2015 (далее – Таможенный кодекс Таможенного союза).

[14] Более подробно см.: ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза; ст. 5. Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ (в ред. от 16.04.2015 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 8.05.2015

[15] См.: Кульчар К. Основы социологии права /Под ред. В.П. Казимирчука. М.: Прогресс, 1981; Кудрявцева В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995; Лапаева В.В. Социология права / Под ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М., 2000 и др.

[16] См.: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.12.2014) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»// Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33, ст. 3895.

[17] См.: Обзоры обращений граждан и организаций в ФТС России, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах за 2014 г. //Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/ дата обращения – 14.03.2015 г.

[18] См.: Таможенная служба Российской Федерации в 2014 г.: Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. С. 48. // Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/ 30.03.2015.

[19] См.: Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/ 1.09.2011 г.

[20] См.: Показатели правоохранительной деятельности ФТС России в 2014 г. // Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/ 30.12.2014 г.

[21] См.: Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2014 год // Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/ 28.01.2015 г.

[22] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1141 «О Консультативном Совете по иностранным инвестициям в России» // Собрание законодательства РФ, 11.01.2010, № 2, ст. 203; О рабочей группе «По совершенствованию таможенного законодательства» Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) // Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/ 3.2.2011 г.

[23] См.: Эффективность правовых норм / Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С, Глазырин В.В. М.: Юрид. лит., 1980.

[24] См.: Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату/Журнал Российского права, 2009; Yeiger Th. Vorstudien zu elner Soziologie des Rechts, Neuwied, 1964, s. 7.1; Hirsch E.E. Das Recht im sozialen Ordnungsgefiige. Westberlin, 1966, s. 332.

[25] См.: Самощенко И.С., Никитинский В.И., Венгеров А.Б. К методике изучения эффективности правовых норм // Сов. государство и право. 1971. № 3. С. 70-71.

[26] См.: Приказ ФТС России от 26.09.2012 N 1926 " Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации" // Таможенные ведомости, N 12, 2012 (извлечение).

[27] См.: Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009, с. 119-122.

[28] См.: Михалко И.Е. Количество коррупционных преступлений в таможенной сфере устойчиво снижается // Российская бизнес-газета, 20.11.2012.

[29] См.: Иванов М.К. Совершенствование деятельности таможенной службы России на современном этапе (социологический анализ). Автореф. Дисс… канд. социолог. наук. М.: РАГС,2009. С. 19.

[30] См.: Таможенная служба России в 2012-2014 гг. //официальный сайт ФТС России: // http://www.customs.ru. 14.08.2015.

[31] См.: Результаты исследования уровня коррупции в таможенных органах Центрального таможенного управления /Официальный сайт ЦТУ: http://ctu.customs.ru/14.08.2015.

[32] См.: План реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в Федеральной таможенной службе //Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/16.05.11.

[33] См.: Приказ ФТС России от 5 сентября 2006 г № 839 «Об организации применения полиграфа в деятельности таможенных органов Российской Федерации, Приказом ФТС России от 25 сентября 2007 г № 1196 об утверждении Временной инструкции о порядке применения опросов с использованием компьютерного полиграфа.

[34] См.: Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 485; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015.

[35] См.: Собрание законодательства РФ, 26.07.1999 г. N 30 ст. 3774; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015

[36] На основании данных Главного информационно–аналитического центра МВД России (далее – ГИАЦ МВД).

[37] См.: Таможенная служба в 2014 году: сборник материалов ФТС России. М., 2015. С. 36 //Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru. 7.08.2015.

[38] Там же.

[39] См.: Жбанков В.А. Таможенные преступления: Сущность и проблемы выявления //Сибирский Юридический Вестник. 2004. №4.

[40] См.: Диканова Т.А. Проблемы борьбы с коррупцией в таможенных органах // Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом / Под ред. Долговой А.И. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. С. 174.

[41] Диканова Т.А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Автореферат … доктора юрид. наук. М., 2000. C. 32.

[42] Борьба с налоговой и коррупционной преступностью. Вопросы теории и практики: монография / под ред. П.И. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. С. 40 – 41.

[43] См.: Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов н/Д, 2002; Он же. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества. // Журнал российского права. 2004 и др.; Шаля В.М. Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов (на примере южного таможенного управления). Дисс. …канд. юрид. наук. Краснодар, КГАУ, 2009.

[44] См.: Противодействие коррупции в таможенных органах// Таможенная служба России в 2014 г. Сборник материалов //Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru. 15.03.2015.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.