Ноты 1-й группы можно играть всегда — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Ноты 1-й группы можно играть всегда

2020-01-13 176
Ноты 1-й группы можно играть всегда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАВИЛА

1. Ладов ОЧЕНЬ много!

По сути дела, можно взять ЛЮБОЮ схему полутонов (набор нот в октаве), даже самую дикую, назвать это ладом и ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ! Давайте не будем далеко ходить – возьмите 7 нот: ДО, ДО#, РЕ, ФА, ФА#, СОЛЬ, СОЛЬ# и поиграйте ТОЛЬКО ЭТИ ноты минуту – другую. Вы услышите своеобразный характер этого дикого лада – впрочем, если поискать, то вполне может оказаться, что у него и название есть!

2. ОДИН ЛАД в один момент времени!

Да именно так! То есть, обычно в пределах достаточно долгого интервала времени лад в музыке не меняется. Это как правила игры – ну должно же хоть что-то быть постоянным? Меняются аккорды, ноты, ритмические фигуры, но все это "стоит на фундаменте" – ладе. Выражаясь образно, лад выполняет роль "координатной сетки", как меридианы и параллели на географической карте, чтобы не заблудиться.

Зачем это нужно? Ну а как же мы без опоры, привязки? Если в ритмической схеме мы стараемся "поймать" и удерживать пульсацию (тоже сетка!) – сильные, слабые, нечетные, четные доли. То в "частотной сетке" – в высоте нот, мозг тоже ищет основу:

где тоника – база, корневая нота или "Папа",

где доминанта – "Мама",

где субдоминанта – "Дитя", которое, при всей самостоятельности, "тянется" к "родителям",

где остальные "родственники",

а где "чужие".

ТРИ ГРУППЫ НОТ.

Все возможные ноты для простоты (или для начала!) следует разделить на 3 группы (в первый частях статьи я уже касался этого вопроса):

1-я – ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда. Так, например, если в данный момент аккорд ДО-мажор, то это ДО, МИ, СОЛЬ.

2-я – ноты, являющиеся ступенями текущей тональности. Так, например, если тональность ДО-мажор, то это ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ (первая группа входит во 2-ю!)

3-я – все остальные ноты. Опять же, если мы в тональности ДО-мажор, то "вычитая" из хроматической гаммы (всех 12 полутонов) ноты 1-й и 2-й группы у нас останется: ДО#, РЕ#, ФА#, СОЛЬ# и ЛЯ# – именно с нотами 3-й группы чаще всего и связаны ошибки в ладу.

НОТЫ 1-Й ГРУППЫ МОЖНО ИГРАТЬ ВСЕГДА

– ошибки никогда не будет! Неважно, на сильную, на слабую долю сыграна такая нота – все будет звучать.

Небольшое замечание: если аккорд сложный, например, C9 (нон-аккорд). В джазе это обозначение будет соответствовать такому набору: ДО-МИ-СОЛЬ-СИ-РЕ (т.е. мажорное трезвучие с повышенной седьмой (СИ) и девятой ступенью (РЕ через октаву). Заметьте, какой "богатый" аккорд – в нем 5 из 7 ступеней мажорного лада! Так вот, если вы играете одну из высоких ступеней, 7-ю или 9-ю в низком регистре, то вы можете создать конфликт с корневой нотой, тоникой, которую в данный момент может исполнять бас и, таким образом, "поколебать" основу. А вот сделать акцент, задержаться на этих ступенях, в верхнем или среднем регистре – значит просто добавить звучанию "аромата", "изыска" … В джазе подобное – норма!

НОТЫ 2-Й ГРУППЫ, не являющиеся нотами 1-й группы, ЛУЧШЕ ИГРАТЬ КАК ПРОХОДЯЩИЕ

– ошибки никогда не будет, вы же не нарушаете лад! Т.е. эти ноты не могут нарушить звучания, сломать общую картину, особенно, если на них не делается акцент.

6. НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА НОТАХ 3-Й ГРУППЫ!

Они не относятся к ладу и сломают вам всю картину. Единственное, на что они годятся, так это для мелких украшений – форшлагов и пр.

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА ЛАДОВ

Для того, чтобы "набить руку" а распознавании лада, нам на первых порах вполне хватит 4-х типов:

Для простоты я использую лады от ноты ДО для мажора и ноты ЛЯ для минора. Как вы видите, во всех ладах по 7 ступеней и отличаются они "схемой" – интервалами между ступенями. Причем, натуральный мажор и натуральный минор в нашем случае являются еще и "параллельными" тональностями – наборы ноты в них одинаковые. По сути дела, это одна и та же схема, просто "сдвинутая" на малую терцию. По этой причине, нередко определение тональности для некоторых композиций или фрагментов затруднено – с равной вероятностью может быть одна из параллельных тональностей, например, как C, так и Amin.

Часто используемых миноров, как вы можете заметить – больше. И в песнях вы не найдете указания на смену одного минора на другой, т.е. смену лада. Реально на практике в начале партитуры может быть указано Amin или C, а по ходу, в самой песне, могут встретиться ВСЕ 4 лада.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

 

Вот вроде ничего и не осталось для ошибок, т.к. почти все моменты были отмечены выше. И все-таки, из-за чего чаще всего они возникают? На мой взгляд, причина здесь в следующем:

Импровизация строится из заранее выученных ходов, которые очень часто "привязаны" к аккордам. Ну, скажем, выучили вы 10 песен и все в тональности Amin. У вас уже есть свой набор приемчиков, ходов, допустим, на аккорде G. И они так классно во всех этих песнях подходили!

А вот взялись вы разучивать новую песню в тональности Cmin, где вам попался аккорд G и вы так, не глядя, ваш любимый ход и применили. Но, лад то там другой! И, возможно, той ноты, где вы обычно делали акцент, вообще нет в новом ладу! Вот вам и ошибка, которая режет слух тем, у кого чувство лада развито лучше, вот вам и непрофессионализм! Разница может быть всего в одном полутоне …

Упражнение 8

Очень коротко. Есть одна техника, которую любят использовать джазовые музыканты в качестве тренировки. И чем-то похожа она на склонения, падежи в русском языке.

8.1. Берете ОДИН ход, мелодический оборот или даже с гармоническими элементами (когда ноты звучат одновременно), который вы ПРЕКРАСНО знаете и любите применять.

 

8.2. Берете ЗНАКОМУЮ последовательность аккордов, где ЭТОТ ХОД вы уже ПРИМЕНЯЛИ и

играете ваш ХОД НА ВСЕ АККОРДЫ подряд,
естественно, КОРРЕКТИРУЯ его так, чтобы не нарушать лад

 

8.3. Берете НЕЗНАКОМУЮ последовательность аккордов и применяете ваш ход НА ВСЕХ АККОРДАХ

 

ПРАВИЛА

1. Ладов ОЧЕНЬ много!

По сути дела, можно взять ЛЮБОЮ схему полутонов (набор нот в октаве), даже самую дикую, назвать это ладом и ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ! Давайте не будем далеко ходить – возьмите 7 нот: ДО, ДО#, РЕ, ФА, ФА#, СОЛЬ, СОЛЬ# и поиграйте ТОЛЬКО ЭТИ ноты минуту – другую. Вы услышите своеобразный характер этого дикого лада – впрочем, если поискать, то вполне может оказаться, что у него и название есть!

2. ОДИН ЛАД в один момент времени!

Да именно так! То есть, обычно в пределах достаточно долгого интервала времени лад в музыке не меняется. Это как правила игры – ну должно же хоть что-то быть постоянным? Меняются аккорды, ноты, ритмические фигуры, но все это "стоит на фундаменте" – ладе. Выражаясь образно, лад выполняет роль "координатной сетки", как меридианы и параллели на географической карте, чтобы не заблудиться.

Зачем это нужно? Ну а как же мы без опоры, привязки? Если в ритмической схеме мы стараемся "поймать" и удерживать пульсацию (тоже сетка!) – сильные, слабые, нечетные, четные доли. То в "частотной сетке" – в высоте нот, мозг тоже ищет основу:

где тоника – база, корневая нота или "Папа",

где доминанта – "Мама",

где субдоминанта – "Дитя", которое, при всей самостоятельности, "тянется" к "родителям",

где остальные "родственники",

а где "чужие".

ТРИ ГРУППЫ НОТ.

Все возможные ноты для простоты (или для начала!) следует разделить на 3 группы (в первый частях статьи я уже касался этого вопроса):

1-я – ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда. Так, например, если в данный момент аккорд ДО-мажор, то это ДО, МИ, СОЛЬ.

2-я – ноты, являющиеся ступенями текущей тональности. Так, например, если тональность ДО-мажор, то это ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ (первая группа входит во 2-ю!)

3-я – все остальные ноты. Опять же, если мы в тональности ДО-мажор, то "вычитая" из хроматической гаммы (всех 12 полутонов) ноты 1-й и 2-й группы у нас останется: ДО#, РЕ#, ФА#, СОЛЬ# и ЛЯ# – именно с нотами 3-й группы чаще всего и связаны ошибки в ладу.

НОТЫ 1-Й ГРУППЫ МОЖНО ИГРАТЬ ВСЕГДА

– ошибки никогда не будет! Неважно, на сильную, на слабую долю сыграна такая нота – все будет звучать.

Небольшое замечание: если аккорд сложный, например, C9 (нон-аккорд). В джазе это обозначение будет соответствовать такому набору: ДО-МИ-СОЛЬ-СИ-РЕ (т.е. мажорное трезвучие с повышенной седьмой (СИ) и девятой ступенью (РЕ через октаву). Заметьте, какой "богатый" аккорд – в нем 5 из 7 ступеней мажорного лада! Так вот, если вы играете одну из высоких ступеней, 7-ю или 9-ю в низком регистре, то вы можете создать конфликт с корневой нотой, тоникой, которую в данный момент может исполнять бас и, таким образом, "поколебать" основу. А вот сделать акцент, задержаться на этих ступенях, в верхнем или среднем регистре – значит просто добавить звучанию "аромата", "изыска" … В джазе подобное – норма!


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.