Вечер третий. Ум. Господин или слуга? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вечер третий. Ум. Господин или слуга?

2020-01-13 111
Вечер третий. Ум. Господин или слуга? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если бы истина действительно была истиной, она бы отличалась от не-истины настолько, что не было бы никакой необходимости в спорах. Если бы таковое действительно было таково, оно бы отличалась от не-такового настолько, что не было бы никакой необходимости в спорах. Забудьте о годах, забудьте о различиях. Окунитесь в бесконечное и сделайте его своим жилищем.

Чжуан-цзы

Пётр: - Виктор, вчера ты говорил о растворении в целом, а я вовсе не хочу потерять свою индивидуальность. Что ты думаешь про это?

Виктор: - Очень часто, боясь потерять индивидуальность, мы и погрязаем в проблемах с головой. О потере индивидуальности беспокоиться вовсе не надо, поскольку тело, ум, знания - никуда не денутся. Но теперь не ты им будешь служить, а они - тебе. Ты увидишь, что твоя суть, твоё Я - не в этих оболочках. И это Я неизмеримо больше любых твоих нынешних представлений о себе.

Пётр: - Мои оболочки, моё тело и ум и так служат мне. Разве ты не согласен?

Виктор: - Не вполне. Ты знаешь, куда несёт тебя твой ум? Куда несут идеи, которые ты считаешь своими и которым следуешь? Твои эмоции? Нет? А знаешь, почему? - потому что ты отождествляешь себя с ними. А твоё ли это? Или это привнесено в тебя когда-то кем-то извне, и ты слепо следуешь этому?

Ум, тело - это инструменты, которые могут взять власть в свои руки. Они предлагают возможность выжить и иллюзию свободы, а взамен берут весь контроль над жизнью. Представь, что ноги несут тебя, куда хотят. Куда ты попадёшь - куда тебе надо или куда им, ногам захочется? Так вот, с умом у большинства людей ситуация очень схожая. Ум несёт их туда, сам не зная куда…

Ум - это всего лишь одна из наших кукольных оболочек. Ум заботится только о том, кем ты себя считаешь, с кем ты себя отождествляешь. Отождествил себя с моджахедами - твой ум будет заботиться не о твоей личности, а о моджахедах. Отождествил себя с чувством Долга - опять, твой ум позаботится не о жизни твоей, а о том, чтобы твоё чувство Долга ни при каких обстоятельствах не пострадало.

Катя: - Пётр, помнишь легенду про мальчика - спартанца, который украл лисёнка и спрятал его за пазуху? Он отрицал это до тех пор, пока лисёнок не съел его внутренности, и мальчик умер!

Виктор: - Да примеры можно найти и ближе! Пётр, как ты будешь себя чувствовать, если тебя подстричь под панка, оставив на твоей голове петушиный гребень и покрасить его вдобавок в зелёный цвет? Не очень комфортно, не так ли? Особенно если тебе надо идти в банк договариваться о кредите для очередной сделки. А происходит это потому, что ты отождествил себя с образом преуспевающего бизнесмена, а у бизнесмена должна быть модельная стрижка, а не гребень как у панка. И твой ум будет всячески стремиться соответствовать этим представлениям. Заметь, от самой стрижки ты ничуть не будешь страдать, страдать будет только твоё эго, то есть представление ума о себе самом.

Что бы ни происходило, у нас нет повода для страданий: страдают только наши представления о том, какой должен быть мир и каким должен быть я. Постоянные сравнения наших представлений о мире с текущей ситуацией в Симороне часто называют оглядками. Оглядки на окружение, оглядки на своё состояние, оглядки в прошлое, оглядки в будущее…. Всё это вырывает нас из присутствия в моменте, из спонтанного и счастливого бытия, из состояния парения, когда все вопросы решаются сами собой.

Если ты не чувствуешь разницы между собой и твоими взглядами, а критика твоих взглядов тебе неприятна и может вызвать гнев или раздражение, то ты отождествляешь себя с умом. А когда ты отождествляешь себя с умом, ум заботиться только о самом себе, то есть о сохранении и подтверждении имеющихся у него представлений, концепций и системы верований. Нетрудно видеть, что подобное имеет место для абсолютного большинства "нормальных" людей. Самое интересное, что всем им кажется, что иного быть и не может!

Если индивид отождествил себя с умом, ум не только создаёт, но и стабилизирует карту окружающей тебя реальности. Теперь все происходящие вокруг события будут ложиться на эту, поддерживаемую умом, карту реальности.

Лена: - Это как в сумерках нам мерещатся знакомые предметы?

Катя: - Мне ближе немного другой пример. Например, как Робинзон Крузо построил вокруг себя на необитаемом острове совершенно узнаваемый мир, один в один к тому, что он видел в современной ему Англии. Или тест чернильных пятен Роршаха, когда по тому, что мерещится человеку в размытых чернильных кляксах, психолог может очень многое сказать.

Виктор: - У меня есть старый товарищ, Дмитрий. Он врач, работает в больнице. Денег на содержание семьи этот род занятий в наше время не даёт, и Дима постоянно ищет любую возможность для дополнительного заработка. Зная об этом, совсем недавно я порекомендовал его знакомому книгоиздателю, который как раз искал подходящего человека для работы представителем его издательства в Питере. Работа - не бей лежачего, будет занимать два-три часа в неделю, не больше. А вместе с тем обещает вполне приличное денежное вознаграждение.

Рассказал я об этой возможности Дмитрию, он радостно согласился. А вскоре после этого уехал в командировку, поручив своей жене следить за электронной почтой, и, если что срочное, отвечать самой. Вот тут как раз Дмитрию и пришло письмо с предложением сотрудничества и небольшим списком первоочередных дел. И что же ответила жена? Она от имени Дмитрия ответила, что это ошибка: "Я - врач! И к издательскому бизнесу никакого отношения не имею". А когда Дмитрий через пару дней вернулся, даже ничего не сказала ему, настолько была уверена, что это ошибка. Стёрла письмо из почтового ящика, и всё!

Как видите, события, которые не вписываются в карту реальности, просто-напросто игнорируются, для них ведь на карте нет места! Вокруг нас всегда есть всё, что нужно для счастливой жизни, но часто это оказывается недоступным. Ведь мало, чтобы на нас что-то падало с неба, надо, чтобы это что-то ещё и "закатывалось" туда, куда надо. Должна быть лунка, чтобы туда что-то закатывалось! Лунка - это наша пустота, готовность принять происходящее. А если вместо лунки - пупырь, пупырь наших мнений и представлений? Разве может туда что-то закатиться?

Так и образуется уникальный для каждого человека игровой мир, в котором он живёт. В таком игровом мире человек живёт преимущественно умом, представлениями о жизни. Правильнее даже сказать, что человек там не столько живёт, сколько верит во что-то и планирует что-то достигнуть. Кто верит в Иисуса, кто в собственную исключительность, кто в любовь до гроба, кто в законы, кто в мораль, кто в бескорыстие, кто в злых соседей… Пётр, ты улавливаешь различие между высказываниями "верить в любовь и пытаться к ней прийти" и "переживать любовь"? Если ты переживаешь любовь, присутствуешь в ней, то вера в любовь и какие-либо концепции о ней тебе не нужны. И тебе не нужно строить планы, как её осуществить. Если ты переживаешь Бога, присутствуешь в Боге, тебе не нужна вера в него. Из переживания не следует никакой веры.

Однако, что будет, если мы попробуем описать любое наше переживание? Переживание будет скрыто за системой понятий, и мы получим только умозрительное представление об этом переживании, систему концепций о нём. Ум - это только модель чувствований, ощущений, любви. Можем ли мы по описанию воспроизвести в себе чьё-то переживание? Можем, но далеко не всегда, поскольку переживание всегда уникально и не укладывается ни в какую систему представлений. И чем больше мы "поверили" каким-либо концепциям, тем сложнее нам будет добраться до переживания. Вера уничтожает его! Так что не забывайте стряхивать с ушей ту лапшу, которую мы с Катей на вас вешаем!

Если переживания замещаются на систему верований, то человека фактически подменяет машина, запрограммированная на своё выживание и сохранение своих представлений о мире. Иногда эта машина запрограммирована лучше, иногда хуже. Это, по большому счёту, ни на что не влияет. Робот остаётся роботом. В нём течёт жизнь, но он сам не позволяет ей осуществиться, подменяя её на собственные представления о жизни. Он может следовать, подражать кому-то и неплохо приспосабливаться, но он не может ощущать вкус и полноту жизни. Его задача не жить, а выживать и сохранять себя - робота, себя - представление о жизни.

Однако чем больше ты снимаешь границы между собой и миром и чем явственнее ты проживаешь свои чувства и эмоции, чем явственнее ты ощущаешь своё присутствие в облаках, доме напротив, царапине на стекле, собственных мыслях, тем больше и больше твой ум будет превращаться из господина в покорного и преданного слугу. И, может быть, настанет момент, когда ты увидишь, что ты и есть окружающий мир, что ты - это я, а я - это ты… И что ты нужен именно там, где ты находишься, и именно сейчас. И никогда не возникнет мысль, что ты здесь оказался случайно, что ты кому-то что-то должен, что вокруг что-то не так. Это и будет означать подлинное Просветление, рождение Хозяина.

Лена: - Виктор, надо ли понимать твои слова так, что ты призываешь отказаться от ума, что после некоторых практик ему находится полноценная замена в виде интуиции, хозяйского знания или чего-то подобного?

Виктор: - Вовсе нет. Сейчас, когда я беседую с вами, я пользуюсь умом. Без деятельности ума невозможно представить выживание, невозможно представить коммуникацию в том материальном мире, в котором мы живём. Вопрос только в том, кто на вершине. Если на вершине Я как Хозяин, как Сознание, тогда ум - инструмент, орудие для меня. Если на вершине ум, и я отождествил себя с ним, тогда я становлюсь его рабом. Нельзя допустить, чтобы внедрённые в наш ум представления главенствовали над нами.

Пётр: - А почему ты говоришь об иллюзии выбора? И что ум несёт нас неизвестно куда? Я поступаю так, как захочу. Один раз я могу поступить так, а другой - совсем иначе!

Виктор: - А ты осознаёшь, с кем, с какой оболочкой, идентифицируется в каждый момент твоё "я"? Ты осознаёшь, КТО действует? Этот вопрос один из главных, если не самый главный. Если нет, то выбор происходит автоматически, я бы даже сказал - механически. Просто, в мозгу суммируются сигналы, создаваемые каждой из игровых оболочек. А поскольку программ - оболочек в нас великое множество, а процесс их "взвешивания" не осознаётся, происходит скрытно от нас, то и возникает иллюзия свободы выбора.

Может ты слышал об опытах постгипнотического внушения. Например, гипнотизёр во время сеанса делает внушение Васе: Когда я дотрагиваюсь до галстука, вы должны снять пиджак. А когда я смотрю на часы, вы должны одеть его. Потом, уже после сеанса, гипнотизёр дотрагивается до галстука. Вася снимает пиджак. Потом гипнотизёр смотрит на часы. Вася тут же надевает пиджак. Затем, каждые 20 секунд, гипнотизёр то дотрагивается до галстука, то смотрит на часы. Уже все окружающие чувствуют что-то странное: то человек надевает пиджак, то снимает его. Что с ним такое? Странности замечают все, но только не Вася. Если его спросить, он каждый раз объяснит, почему он это делает. То ему жарко стало, то холодно. Или ещё что-нибудь. Несмотря на всю абсурдность ситуации, он абсолютно уверен, что каждый раз действует по собственной воле!

Ты замечал за собой такое? А знаешь, сколько подобных программ, делающих из нас зомби, роботов, сидит внутри нас? Я замечал и замечаю их действие в себе. И в значительной степени освободился от них. Освободился прежде всего потому, что знаю о механистичности своих реакций и способен замечать, что я делаю сейчас, что я ощущаю сейчас, о чём я думаю сейчас.

Впрочем, всё это ещё не так важно. Гораздо важнее то, что в игре ты не задействован целиком, а играют отдельные твои части, тянущие тебя в разные стороны, подобно Лебедю, Раку и Щуке. Эти части можно назвать как угодно - программами, субличностями, оболочками. И уж если Лебедь, Щука и Рак тянут нас в разные стороны, то самое лучшее, что мы, как игроки, можем сделать, так это выбрать сердцем, нисколько не мучаясь о том, что вот если я поступил бы иначе, то было бы лучше. Потому что любые выборы совершенно равнозначны. В это сразу не верится, но это так.

Пётр: - Виктор, мне надо осмыслить твои слова. Если все выборы равнозначны, то правильного среди них нет. Получается, что ты отрицаешь существование объективного мира и объективных законов. Я думаю иначе: только изучая законы окружающего нас мира, мы можем вписаться в него, найти своё место, действовать успешно!

Виктор: - Существуют два противоположных воззрения на жизнь, и объективный мир - это только одна из граней нашего бытия.

Первую точку зрения можно сформулировать так: всё обусловлено объективными законами, и наша жизнь, в значительной степени или полностью, подчиняется им. Факторы, которые мы считаем наиболее важными - это генетические, социальные и воздействие внешней среды. Все эти силы лежат вне контроля индивида. Имеет смысл изучать действие этих факторов, прогнозировать течение событий и на этом основании давать те или иные рекомендации.

Вторую точку зрения можно выразить следующими словами: каждый из нас - центр собственной Вселенной, творец своего бытия, своего опыта и всей совокупности событий вокруг. Объективные законы - это простое следствие нашей бессознательности, следствие механистичности наших реакций. Мир не существует вне восприятия каждого из нас, и каждый из нас собирает вокруг совершенно разные миры, с совершенно разными людьми, ситуациями и событиями. В конечном счёте, всё определяет наш выбор, осознанный или неосознанный. Имеет смысл сделать наш выбор осознанным.

Нетрудно видеть, что эти два взгляда мало совместимы друг с другом, поскольку каждый из них является деструктивным для другого. Среди них нет лучшего или худшего - просто бывает время разбрасывать камни, а бывает время их собирать.

Катя: - Кажется, я знаю, я недавно читала об этом! Это как частица может быть одновременно и волной, и частицей! Эти взгляды дополняют друг друга!

Виктор: - И так, и не так. Частица не есть волна и одновременно корпускула, как иногда пишут в книжках не вполне сведущие авторы. Просто, средств нашего описания долгое время хватало лишь на то, чтобы описать некий объект или как волну, или как частицу. Это ведь не значит, что наш объект одновременно ЯВЛЯЕТСЯ и волной, и частицей, как многие считают! Катя, ты чувствуешь разницу между словом является, и словом описывается?

Выход за пределы оппозиции этих двух взглядов на мир существует, в хозяйском состоянии этой оппозиции нет, там есть ясное понимание, что же делает создаваемые нами миры "объективными", и оба этих взгляда растворяются в одном. Но попасть туда можно, только проживая всё, что есть вокруг, не отрицая при этом ничего. Сейчас же вокруг тебя есть и субъект и объект, и внутреннее и внешнее и познающий и познаваемое.

Лена: - Виктор, а что ты понимаешь под "созданием миров"?

Виктор: - Здесь я имел в виду самое что ни на есть житейское понимание. Скажем, в одном "мире" я дурачок, и этому полно доказательств в виде оценок в дневнике, и не только их, в другом я умный, и этому опять же полно доказательств, в третьем меня ценят на работе и хорошо оплачивают мой труд, в четвёртом - наоборот. И оказывается, что в каждом из миров тебя окружают совершенно разные события и люди!

Лена: - Виктор, а как ощущается пребывание в хозяйском состоянии? Если это состояние полного знания, и ты сливаешься с миром, то ты знаешь абсолютно всё?

Виктор: - У Хозяина нет свойств, он сам источник всех качеств и всех свойств. Многие начинающие симоронисты считают, что хозяйское состояние - это состояние ясного знания, эмоционального комфорта, здоровья и т.д. Внешне оно действительно довольно часто выглядит именно так. На самом деле, переживается это вовсе не так.

Хозяйское состояние - это вся шкала всех возможных состояний, собранная в одной точке. Там есть всё, что есть в нашем мире, и эмоциональная тупость, и эйфория, и здоровье, и болезнь, и гнев, и добродушие, и активность, и пассивность, и сомнения, и категоричность… Ты свободно перетекаешь из одного состояния в другое, не цепляясь за эти состояния, не стараясь какое-то одно из них выбрать, зафиксировать его и удержаться в нём. Все они тебе доступны, но ты не выбираешь их, поскольку между ними нет никакой разницы, это всё Хозяин. Ты принимаешь и пропускаешь всё! Нет никаких вопросов, в хозяйском ли состоянии я нахожусь, нет никаких оценок, сомнений, оглядок - верно или неверно я поступаю, хорошо это или плохо, полезно или вредно…. Ты присутствуешь там полностью, ты просто там есть. В результате, это и выглядит, как ясное знание, эмоциональный комфорт, здоровье, благодушие и т.д.

Поэтому там, где есть ясное знание, там его нет, а где его нет - там оно есть! Конечно, ты не знаешь всё о структуре мира, обо всех деталях. Ты всегда знаешь то, что тебе нужно знать в данный момент, и знаешь это абсолютно точно, знаешь всем своим нутром. А фиксации этого состояния нет. Те симоронисты, которые любят отметить: "ах, как здорово я вошёл в хозяйское состояние! Как классно я парю!", вскоре могут получить палкой по голове. Они ведь привязались к какому-то своему состоянию, к какому-то шаблону, и выпали из потока…

Катя: - Очень хочется поделиться своими впечатлениями. Поначалу фиксируешь только свое хорошее состояние, когда мне весело, тепло, сытно, забывая, что нет плохого и нет хорошего - все едино и все принимаемо. С опытом приходит понимание того, что комфортно может быть в любой ситуации. Я плачу, болею, страдаю, но живу этим, принимая все.

Лена: - Виктор, мы вроде обсуждали вопрос Петра про равнозначность выбора. Я так и не поняла твоего ответа…

Виктор: - Это не так уж и сложно. Даже если мы не следуем Дао, мы всё равно следуем ему. Потому что не следование Дао - это тоже Дао, это часть Дао, часть Хозяина. И выбор у нас только один: осознаём ли мы то, что происходит, или нет. Знаем ли мы, кто мы есть, или нет.

Пётр: - Виктор, а что ты скажешь по поводу смысла жизни?

Виктор: - Так все ответы уже давно даны, их даже искать не надо, многие могут процитировать вполне достойные высказывания… Хотя для меня вопрос о смысле жизни не имеет внутренней наполненности. Дело-то не в ответах, а в том, как ВМЕСТИТЬ их. Или, что одно и тоже, найти их внутри себя…

 

Вечер четвёртый. Играем? Играем! Во что?

Когда вы активны, все для вас превращается в игру.
Поскольку любое действие бессмысленно,
и вам нечего достигать,
вы просто наслаждаетесь самой деятельностью,
не переставая забавляться и играть.
Вся жизнь - игра, спектакль, представление,
что бы ни происходило, важен процесс, движение,
результат не имеет значения.

Мастер Сия

 

"Мир, - учил он, - мое представленье".
А когда ему в стул под сиденье
Сын булавку воткнул,
Он вскричал: "Караул!
Как ужасно мое представленье!"

С. Маршак

Лена: - Виктор, как я поняла тебя, ты предлагаешь выйти из игр и просто жить, жить в беспредельном. Но я не представляю жизнь без игр, без соревнования. Если из жизни убрать игры, то что тогда останется? Не будет ли такая жизнь пустой и бессмысленной?

Виктор: - Совершенно с тобой согласен. Трудно представить себе человеческую жизнь без соревнования, без взлётов и падений, без печали и радости, без надежд и открытий…. Только что хорошего, когда человек всю жизнь играет в одну и ту же игру, с одними и теми же печалями и радостями, и не видит из неё выхода? Когда он живет в своём замкнутом мирке, в котором все мужики сволочи, а все бабы дуры? Когда он не знает даже о возможности жить в других мирах, в других Вселенных, где всё - иначе, где хорошо просто потому, что ты там есть?

Знаешь, чем просветлённый человек отличается от не-просветленного? Просветлённый никогда не будет играть в одну и ту же игру дважды. Просветлённые постоянно создают вокруг себя новые игры, новые миры. И играют они вовсе не ради выигрыша. Скорее так, искусство для искусства… И потому можно сказать, что игр, как повторяющихся ситуаций, повторяющихся шаблонов, в их жизни нет. Они живут в Беспредельном.

Катя: - По поводу игр, мне очень хочется привести отрывочек из сказки моего друга Sergdo:

…Это в действительности был Мир Сказочного Леса. В этом лесу не было Лжи. Не было Боли. Не было Горя. Никто не Голодал. И никто не Притеснял Друг Друга. Вернее, всё это было, но никто не делал это по-настоящему. Все играли. Играли в прекрасную игру Сказочного Леса.

В Сказочном Лесу, смотря в глаза Тому с Кем Говоришь, Робин отдавал Кусочек себя, и Каждый, кто Говорил тоже отдавал Кусочек взамен! И так было со всеми. Или только Робину это казалось?..

Каждый отдавал Робину только малюсенький кусочек себя... Но это меняло всё. И после этого уже Не Было Лжи, Не Было Зла, а Была просто Игра... И все становились такими, где слово "брат", наверно даже не подходит...

Виктор: - Так здесь Любовь и Сказка, связь всего со всем…. Мы так запутались в своих представлениях, что блуждаем в трёх соснах, и возможность Любви для нас видится только в игре по каким-то правилам. Это понятно - ведь мы помним, какие сказочные игры были у нас в детстве. И как мы хотели играть, и как были счастливы, когда играли!

Интересно, что многие стремятся испытать Божественную Любовь, но мало кто стремится насладиться Божественным Гневом или Божественным Страхом. А ведь путь в Мир Сказочного Леса, где нет ни лжи, ни зла, лежит в принятии всех частей себя. В том числе своего гнева, страха, ненависти. И не только своего, но и чужого. Если, конечно, для вас есть что-то чужое. И тогда они исчезают! И жизнь может стать воплощённой Сказкой…

Лена: - Виктор, я помню то ощущение счастья, с которым играла в детстве. Чем, по-твоему, отличаются игры ребёнка от игр взрослого человека?

Виктор: - Очень отличаются. Когда я прихожу домой, мой трёхлетний ребятёнок частенько спрашивает: папа, ты кто? Я говорю: я - ворона. А ты кто? А я, отвечает он, волк. И мы с ним тут же начинаем разыгрывать сценку с вороной и волком. Скоро мы этим насыщаемся, и теперь уже я - стог сена на ножках, а он - мышь, которая строит гараж для велосипеда. И так до бесконечности. Если вы играете с детьми "по-ихнему", вам не нужно учиться ни магии, ни Симорону. Детская игра - это бесконечное расширение, это распространение себя на всё вокруг. А взрослая игра - это, чаще всего, сужение. Сужение себя бесконечного до какой-то одной роли, одной маски. Сужение себя из пространства на плоскость, где действуют установленные правила игры. Установленные, вдобавок, не нами, а откуда-то извне.

Представь, что ты говоришь человеку, который заигрался и запутался в своих проблемах: - Да это же игра, не принимай всё это так близко к сердцу. Человек в растерянности: - Как игра? Нет, это всё по-настоящему! Не может быть это игрой - это всё очень серьёзно!

Видите, какой парадокс получается? Там, где идёт "крутая" игра не на жизнь, а на смерть, человек настолько "сужается", что осознать игровую подоплёку своих проблем он совершенно не в состоянии! Он полностью в игре, он принял её правила, и других правил и возможностей для него просто нет.

Лена: - Как же, по-твоему, следует поступать в таких ситуациях, когда "всё серьёзно"?

Виктор: - Да очень просто! Вместо того, чтобы играть по заданным кем-то правилам, следует выйти за её пределы. В той метафоре, о которой мы говорили, надо осознать, что ты не сосуд, не вода в сосуде, не лёд, а воздух, пар, и охватываешь собой всё. Иначе говоря, надо расшириться и заполнить собой всё вокруг. Тогда ты станешь Всем. Или Никем, что одно и то же. И "серьёзным", драматическим играм в этом состоянии уже не будет места. Если ты сам, конечно, этого не захочешь.

Лена: - Вить, а что это значит - расшириться и заполнить собой всё вокруг?

Виктор: - В Симороне это называется восстановлением в себе Хозяина. На самом деле, ничего восстанавливать не нужно: хотим мы этого или не хотим, но мы УЖЕ Хозяева, потому что ничего, кроме Хозяина, рядящегося в различные одёжки, вокруг нас нет. Вопрос только в том, как об этом "вспомнить". А для этого нам надо почувствовать и осознать своё присутствие везде - в других людях, камнях, трамваях, деревьях, траве, собственных мыслях, эмоциях… и правилах дорожного движения.

Конечно, мы там присутствовали всегда, но только сейчас, по ходу симоронских или других практик, начали осознавать это. По ходу практики твоё присутствие в окружающем мире становится психофизической реальностью. В этом состоянии ты как ветер или воздух, прозрачный, быстрый и озорной - юрк туда, юрк сюда…. Забавно, но внутренне при этом ты можешь быть абсолютно неподвижным!

Катя: - Только не путайте осознание своего присутствия в чем-то или ком-то с одушевлением. Стул никогда не станет говорить человеческим голосом и есть манную кашу. Когда вы на самом деле чувствуете свое присутствие в стуле, вы ощущаете, как ножка у вас вывернута, как обивочка на поролоне лежит, как легкий скрип от спинки идет. А если вы начали, как в "Мойдодыре", изображать бегающий стул и уже не видите его отличий от бешеного пони, то это не Симорон, а театральная студия при местном Дворце культуры работников легкой промышленности, и то, что вы делаете, называется "игрой в стул", а не присутствием в стуле.

Виктор: - На самом деле, "игра в стул" тоже может быть весьма симоронским упражнением. Катюша, что тебя более всего беспокоило в последние день - два?

Катя: - Пожалуй, мысли о том, что на работе аврал, конец квартала, и припрягут меня не сегодня, так завтра так, что никакой личной жизни целый месяц не будет!

Виктор: - Ну вот, Кать, и расскажи нам подробненько о своих проблемах, как ты дошла до жизни такой, что никакой личной жизни тебе не светит, и что ты сделала, чтобы это всё произошло. Только рассказывай о своих проблемах от имени стула!

(Катя изображает стул, скрипит, и каким-то деревянно-буратинным голосом повествует, что нет никакой личной жизни. Потом начинает неудержимо хохотать)

Катя: - Господи, ну как я могла заморачиваться об этом!

Кстати, я и раньше делала что-то подобное! Иногда идешь по улице, и начинают тебя глодать какие-то проблемы, быстренько осознаешь это и становишься, например собачкой. И жуешь свою косточку лежа на газоне и смотришь на мир другими, собачьими глазами. И никаких проблем больше нет.

Пётр: - Вот, скажем, заболел я. Или деньги кончились. Вы что, вместо того, чтобы лечиться или искать способ заработать денежек предлагаете что-то другое? Чайником на плите стать и посвистеть об этом?

Виктор: - Пётр, что ты делаешь, когда у тебя голова болит? Таблетку принимаешь, так ведь? Или погулять пойдёшь, или отдохнуть решишь. И ты абсолютно правильно действуешь! Но что ты будешь делать, если таблетки нет, или не помогают они больше? Так или иначе, ты будешь пытаться вырваться из этой ситуации.

Попав в подобный житейский капкан, мы обычно принимаем условия навязанной нам игры и пытаемся выбраться из него, вместо того, чтобы расшириться и увидеть, что капкана нет и в помине. Он нам просто привиделся…. Вокруг нас, в мире, есть всё, что нам надо. Но увидеть это, находясь в плоскости игровых интересов, очень трудно. Если ты заболел, помочь может не только хороший врач. Часто решение лежит в совершенно неожиданной плоскости.

Вот, например, рассказ одной начинающей симоронистки, Ларисы:

Позвонила мне на днях близкая подруга, Маша. Завтра, говорит, в гости зайти не смогу, грипп у меня, температура высокая. Сейчас вообще эпидемия, все вокруг болеют. Ты лучше своих девчонок в садик не отправляй, а то заразятся там и заболеют. Лучше пусть дома сидят.

Только я повесила трубку, подбегает ко мне старшая и на сопли жалуется. А через два часа и я почувствовала, что заболеваю. Чихать начала, голова какая-то тяжелая стала. Тут до меня дошло, что я, как мы говорим на занятиях, сузилась, приняла правила игры, выпала из Хозяйского состояния. И тут же начала акцию расширения - освобождения:

- Я сопля… я свисаю из носа… медленно сползаю… и растекаюсь.

При этом я своим телом изображала соплю, и издавала какие-то звуки. Изобразив соплю примерно таким же методом, каким двухлетний малыш изображает трактор, и почувствовав себя ею, я двинулась дальше:

- Я злость…На заразу всякую… и всё другое… Ну, попадись вы мне!

Почувствовав, что злость ушла, исчерпалась, я вспомнила о свекрови:

- Я свекровь… Я жарю блины (Ав! Куда масло поставила! Ав! Ав!)

- Я косичка… болтаюсь… а на мне резиночка…

- Я банка с вареньем... и меня соковыжималка касается… приятно так…

- Я телевизор… Киселёва показываю…

Я смешно изобразила телевизор, потом вечно озабоченного Киселёва, и поняла, что насытилась. Хозяйское имя найдено! Я Хозяин Киселёв! И стало мне совершенно ясно, что делать. Надо намазать нос черничным вареньем и походить в таком виде. Я намазала и пошла в булочную. Мне было очень интересно, обратят ли на меня внимание или нет. Никто не обратил. Даже обидно немного стало! Вернулась домой, и тут же мне захотелось побрызгать из душа в вентиляционную решётку. Я побрызгала, и сразу поняла, что дело сделано. Никакого гриппа нет и не будет. Действительно, никаких симптомов ни у меня, ни у моих дочерей больше не было! А на следующий день позвонила Маша, и сказала, что уже выздоровела.

Метод, который использовала Лариса - простейший, но очень эффективный способ входа в состояние парения. Он осваивается симоронистами буквально на первом занятии. При использовании этой техники очень важно не привязываться к изображаемым вещам и событиям, а просто описывать и проживать их вне какого-либо событийного ряда. Здесь нет ни оценок, ни сопоставлений, ни покаяния, ни осуждения, нет поиска ни причин ни следствий, нет ничего, кроме описания собственных ощущений и событий и их проживания.

Заметь, что Лариса по сути дела танцевала: по ходу своей работы она спонтанно и непрерывно изображала телом окружающие предметы, людей, свои мысли и свои проблемы…. Это танец, и в нём можно спокойно отказаться от известных слов языка и перейти на спонтанное звучание. В таком танце присутствуют и элементы шаманства в самом лучшем смысле этого слова, и элементы эротики - эротики в смысле ощущения слияния, воссоединения с миром. Можно сказать, что один из магистральных путей в состояние расширенности в нашей системе лежит через танец. Через танец, кстати, может идти и процесс стабилизации этого состояния, и процесс общения (лучше сказать - воссоединения) со сновидческим миром, и симоронский аналог путешествий вне тела, и многое другое.

Сейчас для меня самое интересное - это то, как симоронский танец позволяет входить практически в любые процессы в нашем организме, разворачивать и завершать их. Например, входить в свою боязнь мышей и тараканов. Или в желание закурить. Или в головную боль. И осознавать то, что прежде было вне тебя и не осознавалось. А через это приходить к Целостности, к Хозяину. Ведь быть целостным - это значит иметь доступ ко всем своим составляющим, известным тебе или неизвестным. А в танце ты можешь вызвать, развернуть, прожить и завершить практически любой процесс. Это и означает Принятие и подлинное осознавание. Таким образом, танцуя, ты можешь исчерпать и завершить свои игры в головную боль, курение или боязнь мышей, поскольку при осознавании и принятии всех частей игры необходимость в ней отпадает. Точнее, исчезает сам предмет игры!

При желании танец можно спрятать вовнутрь, тогда он совершенно не будет заметен. Просто тело у тебя становится живым, вибрирующим и открытым.

Пётр: - Рассказ Ларисы впечатляет, но там ерунда, грипп. А если что-то более серьёзное? Одна моя знакомая давно болеет и вот уже несколько лет делает всё, чтобы вылечиться. Могут ли ей помочь занятия Симороном?

Виктор: - Мы не берёмся кого-либо лечить. Симорон - это не чудесная таблетка, которую принял и готово. Но хотелось бы сказать вот что:

В поисках путей к выздоровлению, человек часто откладывает начало жизни на потом, дескать, когда выздоровею, тогда и заживу. И напрасно! Главным признаком психического здоровья, по мнению не только симоронистов, но и многих психиатров, является аутентичность, т.е. принятие себя любым. Ну дурачок я, лысый, толстый и больной вдобавок, ну и что? Вот писал же Протопоп Аввакум: "Всё Богу надобно, и птичка, и скотинка". И я в том числе нужен. И нужен именно такой, какой я есть! Иначе бы меня просто не было бы!

Вот здесь Симорон может помочь эффективнейшим образом. Вдобавок, когда происходит принятие мира и принятие себя в этом мире, всё вокруг начинает отвечать тебе взаимностью и способствовать твоему выздоровлению. После Принятия отпадает сама необходимость игры в болезнь, понимаешь? Многие мне не поверят, но после Принятия каждый миг бытия переживается как совершенный, ты знаешь, что каждый твой шаг, каждое твоё действие, и весь мир вокруг всегда были и будут совершенными. У тебя исчезает иллюзия собственного несовершенства, и игре в болезнь уже нет места!

Можно сказать по форме другие, а по сути те же самые слова. В каком-то смысле, болезнь - это некоторый способ адаптации нашего организма к окружающему миру, и этот механизм всегда действует самым наилучшим для нас образом, хотим мы того или нет! Если мы входим в состояние расширенности, мы расстаёмся со своими иллюзиями и становимся неизмеримо лучше адаптированными к окружению. И потребность в другом механизме адаптации, в виде болезни, может отпасть.

Катя: - Я, например, раньше всегда опаздывала. Очень боялась опоздать, заставить человека ждать или подвести кого-то. Как только я сказала себе, что да, я такая и люблю себя именно такой, перестала себя корить, как тут же стала все делать вовремя без всяких усилий со своей стороны. Как только я осознала, что всех дел переделать не смогу, да и не надо мне это, а лишняя суета выбивает меня из колеи настолько, что даже одно дело я не могу довести до конца, я стала браться за что-то одно и делать его с чувством с толком, а все остальные дела то ли сами делаться стали, то ли вообще исчезали. И физически я чувствую себя значительно лучше, чем прежде.

Виктор: - И ещё важный момент: любая игра - это система избирательного невнимания. Вокруг есть всё, что нужно, а ты этого не замечаешь, ты каждый раз проходишь мимо…. Занявшись Симороном, или другими практиками, можно существенно уменьшить этот круг невнимания. И, может быть, найти то, что приведёт к выздоровлению.

Пётр: - Виктор, ещё один вопрос. Я сейчас мысленно пытался принять своего начальника, и у меня ничего не получилось. Это самая настоящая сволочь! Я как вспомню о нём, так у меня кулаки сжимаются! Я просто не могу почувствовать себя им!

Катя: - Петр, по-моему, ты пытался стать не начальником, а встать на его место. А это разные вещи.

Виктор: - Так ты стань своим гневом на начальника, своей злостью, изобрази её, проиграй её и исчерпай!

Может быть, ты заодно обнаружишь один интересный феномен. Когда ты проживёшь и исчерпаешь свою злость, ты можешь увидеть второй полюс игры, который сейчас тобой не осознаётся. Может быть, ты увидишь, что тебе зачем-то нужен такой начальник, нужны такие отношения, и ты делаешь их такими. Дело здесь в том, что твой ум, пока ты с ним отождествлён, будет любыми средствами поддерживать свои представления о себе самом, то есть поддерживать эго. Это могут быть представления о себе, как о борце за справедливость, или представления о себе, как о непризнанном гении, или что-нибудь ещё. С этой целью ум втягивает тебя в соответствующие ситуации и фактически делает начальника таким, каким ты его видишь. А твой ум это разве не ты? Вот и получается, что именно ты делаешь начальника таким, каким он перед тобой предстаёт.

Однако, я уверен, что в ваших отношениях присутствует и притяжение, и скрытое удовлетворение, иначе в


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.