Современная концепция карьеры. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Современная концепция карьеры.

2020-01-13 192
Современная концепция карьеры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современных условиях представление о карьере меняется. Это связано и с нестабильной ситуацией на внешнем (товарном) рынке, и с существенными изменениями на внутреннем рынке труда: работодатель уже не может гарантировать своим работникам полную, постоянную, стабильную занятость и продвижение по карьерной лестнице.

Авторами предложено понятие «адаптивная карьера». При этом под рабочей силой с адаптивной карьерой они понимают группу работников, не просто связывающих свой успех с успехом своей компании, но и приверженных идее постоянного обучения, чтобы не отстать от темпа перемен, берущих на себя ответственность распоряжаться собственной карьерой. Эго означает, что работник должен понимать, какие умения и трудовое поведение потребуются его компании в будущем, быть осведомленным о своих навыках и умениях, о своих сильных и слабых сторонах, иметь план улучшения качества своего труда и долговременной способности найти работу. Это означает также желание и способность быстро и гибко реагировать на меняющиеся нужды бизнеса, готовность менять компанию, если взаимовыгодные отношения больше продолжаться не могут.

Факторы, влияющие на успешное развитие карьеры. Данные факторы делятся на личностные, внутриорганизационные и внешние (макро-) факторы.

Рассмотрим их детальнее.

I Личностные факторы. К их числу относятся, во-первых, личностные качества человека. Э.Х. Шейн определил восемь личностных качеств, влияющих на трудовую карьеру:

• техническая / функциональная компетентность;

• управленческая компетентность, способности;

• надежность;

• творческие способности;

• автономность и независимость;

• готовность делать одолжения/ преданность;

• самоотдача;

• интеграция с образом жизни компании.

К личностным факторам относится профессиональный тип личности человека, который во многом предопределяет выбор сферы деятельности. В научной литературе представлены различные типологии профессиональной личности, которые могут быть использованы в целях выбора карьеры. Рассмотрим наиболее популярные из них. Так, типология личностей Дж.Л. Голланда основана на том, что выбор карьеры есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль шанс, и что достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия его личности характеру трудовой деятельности.

1. Реалистический тип (Р) - люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: исследовательский (интеллектуальный) и конвенциональный (офисный). Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Исследовательский (интеллектуальный) (И) – этих людей отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М. Ларни.

3. Артистический (А) -люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: исследовательский и социальный. Противоположный тип: конвенциональный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А. Боннар

4. Социальный (С) - Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В. Бехтерев

5. Предпринимательский (П) - Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: конвенциональный (офисный) и социальный. Противоположный тип: исследовательский (интеллектуальный).

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О. Генри

6. Конвенциональный (офисный) (К) - Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж. Фонда

Область профессиональной деятельности, предпочтительная для различных типов личности по Дж. Голланду:

Реалистический - ориентация на манипулирование инструментами и механизмами.

Исследовательский - ориентация на поиск.

Артистичный - ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию.

Социальный - ориентация на взаимодействие с людьми.

Предпринимательский - ориентация на влияние на людей.

Конвенциональный - ориентация на манипулирование данными, информацией.

Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

II Внутриорганизационные. Перспективы развития карьеры определяются также типом организационной культуры. Л. Кроль выделяет три наиболее распространенных типа оргкультуры — семейную, бюрократическую и демократическую — и рассматривает особенности развития карьеры в каждой из них.

Карьера в семейной организации. В коллективе складываются не просто дружественные, а приятельские отношения. Работники обсуждают личные проблемы, поддерживают общение вне работы, совместно отмечают праздники, проводят корпоративные вечеринки и т.п. Данный тип организации оказывает неоднозначное влияние на развитие карьеры. C одной стороны, подобные семейные отношения диктуют необходимость учета возраста, заслуг при должностном продвижении, делают практически невозможным назначение на более высокую должность новичка. C другой стороны, этот же тип отношений дает отличные возможности для профессионального роста, так как более опытные работники будут делиться опытом, навыками с новичками. Профессиональный рост, увеличение авторитета вполне возможны, но должностные продвижения ограничены.

Карьера в бюрократической организации. В организациях этого типа четко определены размеры вознаграждения, уровни подчинения, сферы ответственности и т.п. Продвижение идет «по шахматным клеточкам», т.е. в основном зависит от руководства, которое переставляет сотрудника, когда считает это необходимым. Это может быть как резкий скачок, если руководитель видит, что у работника высокий потенциал, так и планомерный переход на следующую ступень в зависимости от трудового стажа и результатов аттестации. Карьера в такой организации выстраивается руководством по заранее зафиксированным правилам, от желания сотрудника практически ничего не зависит. Он может только демонстрировать свои возможности и энтузиазм, а вот будет этот оценено или нет, зависит от руководства.

Карьера в демократической организации. Именно в организациях такого типа существуют лучшие возможности для построения карьеры, так как они ориентируются на максимальную реализацию человеческого капитала. Большое значение также имеет ориентация человека на карьеру, его готовность делать карьеру.

Исследователи выявили субъективные причины, которые не позволяют даже очень целеустремленному человеку успешно реализовать свою карьеру в организации:

• различия в ожиданиях человека и организации — если при поступлении на работу организация и кандидат подразумевали разные цели (и если они не были согласованы в процессе адаптации), достижению которых должна была способствовать работа индивида, то скорее работник уйдет из этой организации;

• субъективное искажение собственной квалификации или требований организации при принятии на работу — если при поступлении на работу организация или кандидат сознательно исказили предоставляемую информацию, то это становится источником будущих конфликтных ситуаций, которые будут препятствовать в будущем карьере сотрудника;

• дискриминация на работе — в России особенно часто работодатель проводит дискриминацию по возрасту или половому признаку (что запрещено на Западе). Естественно, такая политика организации негативно отразится на карьере работника;

• неадекватная кадровая политика в организации — она может не уделять достаточного внимания вопросам профессионального роста, продвижения по службе и карьеры своих сотрудников. Такая организация не проводит правильных систем подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Естественно, ориентированные на карьеру сотрудники начнут уходить;

• недостаток информации об организации и о работе — в тех случаях, когда у кандидата изначально отсутствовала необходимая информация относительно будущей работы или если она не отражала весь комплекс обязанностей и требований, то это порождает расхождения между ожиданиями и вознаграждениями с каждой стороны. Неправильные выводы делают обе стороны уже во время процесса найма. Скорее всего, впоследствии у сотрудника возникнут сложности с продвижением по службе.

III Внешние факторы. К внешним факторам относятся общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы и установки и т.д.); престижность развития карьеры и пр.; правительственные требования, предписания, законы; конъюнктура рынка труда и рынка образовательных услуг, экономические условия и т.д. Так, зарубежным исследователям удалось установить интересную закономерность: подвижность сотрудников внутри или между организациями высока в период экономического процветания, а во время экономического спада этот феномен отмечается значительно реже.

Иногда решающую роль в развитии карьеры может сыграть случай, удача и т.д.

 

Виды карьеры

 

Многообразие факторов, их комбинации применительно к отдельным работникам обусловливают и многообразие видов трудовой карьеры работника.

Существуют следующие виды карьеры:

Ситуационная карьера: поворотами в судьбе конкретного человека распоряжается случай, при котором не нужно заранее учитывать факторы планирования карьеры. Они сами придут в свое время и заставят принимать решения о кадровых перемещениях и назначениях.

«От начальника»: модернизация предыдущего варианта, но здесь акцентирование внимания на лице, принимающем решение (от которого зависит карьера). Те, кто заинтересован в ней, поневоле формируют систему работы под начальника.

«От развития объекта»: бывают ситуации, когда карьера работника находится в его собственных руках. Например, возглавляя небольшое подразделение, его руководитель добивается развития, превращая его в более крупное. В связи с этим повышается его должностное положение.

«Собственноручная карьера»: некоторые люди работают настолько профессионально, что этот профессионализм сам себе прокладывает дорогу вверх по должностной лестнице.

«По трупам»: ведущая роль принадлежит карьеристу в резко отрицательном смысле слова. Карьерные интересы настолько превалируют в его жизни, что он не остановится ни перед чем. Такой карьерист использует различные методы по «уничтожению» мешающих ему работников.

Системная карьера. Современным методом планирования и развития карьеры является системная карьера, к основным идеям которой относятся:

- обучение работников кадровых служб квалификационной разработке

системной карьеры, «карьерным технологиям»;

- объединение в единое целое различных составных частей карьеры;

- использование системного подхода и средств, не являющихся случайными факторами;

- создание организационного фундамента для планирования карьеры.

Характеристика составных частей системной карьеры:

1) вертикальная карьера, или должностное продвижение работника вверх по служебной лестнице. Важно учесть не только смену должностей, но и развитие знаний, навыков, умений. Такая карьера требует:

- описание каждой должности или составление должностных характеристик или инструкций, которые включают в себя задачи, обязанности, права, ответственность, требования к знаниям, навыкам и умениям претендента, критерии оценки его деятельности;

- оценку знаний, навыков и умений работника при предполагаемом выходе из должности и панируемом входе в вышестоящую должность;

- предоставления возможной преддолжностной подготовки или преддолжностного повышения квалификации.

Самое уязвимое место - несоответствие уровня знаний, навыков и умений конкретного работника занимаемой должности. Это обстоятельство имеет двоякое проявление:

- работник находится ниже, чем того требует должность. Обычно при таком «авансе» рассчитывают на рост в должности в процессе освоения работы. Если работник не оправдывает такой «аванс», то срабатывает принцип Питера, т.е. человек, достигнув уровня некомпетентности, продолжает управлять;

- способного и компетентного специалиста пытаются превратить в неспособного и некомпетентного руководителя.

Подобные кадровые эксперименты обходятся дорого для организации.

Плюсы вертикального типа карьеры

  • В сознании большинства такая карьера — синоним успеха.
  • Вы решаете амбициозные задачи, у вас большая ответственность, вы управляете другими людьми и принимаете финансовые решения.
  • Вы лицо отдела (или департамента, или регионального представительства).
  • Это большие возможности для развития и вас как личности, и бизнеса, которым вы занимаетесь.
  • Высокая зарплата.
  • Хорошо подходит экстравертам.
  • Вертикальный рост возможен в любой компании, в любой профессиональной сфере.

Минусы вертикального типа карьеры

  • Иногда ответственность бывает слишком большой. Из-за этого возможно переутомление или выгорание.
  • Вам 100% придется жить в напряженном графике, рано вставать и поздно ложиться.
  • Чем больше у вас ответственности, тем сложнее соблюдать баланс между работой и личной жизнью.
  • Часто вертикальный карьерный рост требует участия в офисных интригах ради получения нужной должности.
  • Чем выше ваша должность, тем больше к вам внимания. Ждите офисных сплетен и негатива от подчиненных.
  • У вертикальной карьеры всегда есть «потолок». На следующий должностной уровень будет гораздо сложнее пробиться.

2. горизонтальное продвижение (профессиональная карьера).

Разновидностью данного типа карьеры является ротация, которая имеет следующие подвиды:

- кольцевая ротация: работник, пройдя ряд должностей за определенное время, возвращается на свою прежнюю должность;

- короткая ротация: прохождение работником небольшого и четко спланированного количества должностей до своей основной должности. Такой подход используют, как правило, в подсистемах становления и формирования специалистов и руководителей после приема на работу;

- безвозвратная ротация: продвижение без возврата на свою «стартовую должность».

Плюсы горизонтального типа карьеры

  • Вы прокачиваете свои навыки и становитесь ценным профессионалом в своей области. Чем уже ваша специализация, тем больше будет ваша цена. Мнение узких специалистов больше ценится в качестве комментариев в СМИ и научных работах, если ваша специальность интересна широкой публике, вас будут приглашать читать лекции и проводить мастер-классы, то есть делиться своими знаниями.
  • Вы находитесь в процессе постоянного самообразования. И можете передавать свои знания другим.
  • Вслед за вашими навыками растет ваша зарплата.
  • Вы занимаетесь преимущественно тем, что относится к вашей специальности. Либо обучаете других. Вам не придется заниматься бюджетом, наймом сотрудников и другими административными вопросами, которые традиционно решают управленцы.
  • Горизонтальная карьера предполагает меньшую зону ответственности. Вы отвечаете только за последствия своих решений.
  • У горизонтального типа карьеры нет «потолка». Все зависит только от ваших профессиональных целей и устремлений.
  • Горизонтальная карьера подходит интровертам.
  • Чаще всего горизонтальную карьеру выбирают люди творческих профессий: дизайнеры, редакторы, журналисты, иллюстраторы.
  • Люди, выбравшие горизонтальный тип карьеры, могут спокойно поддерживать нормальные отношения с коллегами, не участвуя в интригах и борьбе за должности. Вы конкурируете за результат, а не за должность.
  • У вас больше свободы действий, чем у человека на руководящей позиции. Скорее всего, вам не понадобится «выглядеть представительно», вести переговоры с топ-менеджерами, «соответствовать уровню».

Минусы горизонтального типа карьеры

  • Ваш авторитет в отделе может расти, но при этом повышения должности вы не получите.
  • Горизонтальный вектор развития больше подходит специальностям, где требуется много прикладных навыков: редакторам, дизайнерам, программистам.
  • Ваша мама опечалена тем, что не может похвастаться вашими карьерными достижениями перед знакомыми.

Обеспечивающими частями системной карьеры являются:

- информационное – наличие необходимой информации;

- плановое – наличие плана для продвижения по карьере;

- организационное – проведение необходимых организационных мероприятий, связанных с карьерным продвижением;

- оценочно-аналитическое – осуществление адекватной рефлексивной деятельности по поводу карьеры;

- консультативное – наличие возможности получения профессиональной консультации относительно карьеры;

- обучающее – наличие возможности проходить обучение по мере продвижения в карьере.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.