Тема 3. Право в системе социальных норм — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 3. Право в системе социальных норм

2020-01-13 113
Тема 3. Право в системе социальных норм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

 

Утверждена Академическим советом образовательной

программы бакалавриата «Бизнес-информатика»

(Протокол № ___ от «__» _______ 2018 г.)

 

 

Программа учебной дисциплины

«Право»

 

Авторы В.Б. Исаков, доктор юридических наук, профессор, заведующий научно-методическим объединением кафедрой теории и истории права департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); Е.Н. Салыгин, кандидат юридических наук, доцент департамента публичного права, декан факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); А.К. Соболева, кандидат филологических наук, доцент департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); А.С. Быстров, ассистент департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); В работе над программой приняли участие: Б.А. Геренрот, Ю.В. Ерохина, Д.В. Мазаев, Б.В. Назмутдинов, Т.М. Хабибулин, Г.С.Тюляев
Число кредитов 4
Контактная работа (час.) 80
Самостоятельная работа (час.) 72
Курс 2
Формат изучения дисциплины Без использования онлайн-курса

 

I. ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕРЕКВИЗИТЫ

 

 

Цель освоения дисциплины «Право» - дать специалисту, получающему высшее образование в НИУ ВШЭ, базовое представление об основных понятиях и категориях права, предложить комплекс знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности в избранной сфере.

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

знать:

- основные понятия и категории права;

- ориентироваться в системе законодательства;

- понимать необходимость и пределы правового регулирования, в том числе в сфере экономики;

- знать правовой механизм защиты прав и свобод;

- владеть основами правового регулирования в сфере своей профессиональной деятельности.

уметь:

- прочитать и разъяснить юридический текст;

- дать правовую оценку жизненной и (или) производственной ситуации;

- сформулировать правовую проблему и найти правовой способ ее решения.

владеть:

- навыками поиска правовой информации и подготовки базовых документов правового характера.

 

Изучение дисциплины «Право» базируется на гуманитарном, социальном и экономическом цикле дисциплин, обеспечивающему общепрофессиональную подготовку:

- история России;

- экономика;

- социология.

 

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- иметь общее представление об устройстве российской системы законодательства;

- знать базовый правовой категориально-понятийный аппарат;

- обладать навыками работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.

 

Основные положения данной дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при базовых профессиональных дисциплинах и дисциплин специализации в зависимости от образовательных программ факультетов НИУ ВШЭ.

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основные понятия о государстве

 

Общая характеристика первобытного общества. Основные теории происхождения государства. Понятие и основные признаки государства. Многообразие подходов к понятию и определению государства.

Сущность государства. Отличие государства от иных организаций классового общества. Социальное назначение и функции государства.

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Тема 2. Основные понятия о праве

Понятие и признаки права: нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственная обеспеченность. Сущность права. Взаимосвязь права и государства.

Функции права: экономическая, социальная, экологическая, политическая, культурно-воспитательная. Регулятивная и охранительная функции права.

Многообразие подходов к пониманию права: нормативистский, естественно-правовой, социологический, психологический. Право как нормативный регулятор человеческого поведения. Право и равенство. Право и свобода. Право и справедливость. Социальная ценность права.

Тема 6. Правотворчество

Правообразование и правотворчество. Объективные и субъективные факторы формирования права. Правотворчество и законодательная деятельность государства.

Субъекты правотворчества. Граждане и народ как субъекты правотворчества.

Законодательный процесс, его этапы. Право законодательной инициативы. Подготовка законопроекта к рассмотрению. Порядок принятия решения. Опубликование и вступление в силу законов.

Мониторинг правотворчества и правоприменительной практики.

Тема 7. Система права

Понятие системы права. Основные черты системы права. Объективность системы права. Система права и система общественных отношений. Единство и взаимосвязь элементов системы права.

Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права.

Структура и уровни системы права. Отрасль права. Виды отраслей права. Профилирующие отрасли права. Специальные отрасли права. Комплексные отрасли права.

Институты права. Виды институтов. Регулятивные и охранительные институты. Отраслевые и межотраслевые институты. Предметные и функциональные институты.

Частное и публичное право. Изменение границ между частным и публичным правом.

Материальное и процессуальное право. Процессуальные отрасли права. Единство материального и процессуального права.

Тема 8. Правовые отношения

Понятие правоотношения. Признаки правоотношений. Связь правовых отношений и норм права. Волевой характер правоотношений. Правовые отношения как правовая связь между субъектами. Правоотношения и принудительная сила государства.

Состав правоотношения, его элементы.

Субъекты правоотношений. Правосубъектность.

Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права.

Юридические лица, публично-правовые образования и государство как субъекты правоотношений.

Содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность.

Объекты правоотношений. Основные виды объектов правоотношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридические факты: понятие, классификация. Фактический состав.

Критерии оценки эссе

Количество баллов Критерии оценки
10 баллов Блестящая работа, которая отвечает всем предъявляемым требованиям, а также отличается научной новизной.
9 баллов Эссе соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Эссе написано с использованием большого количества нормативно-правовых актов на основе рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы, подобранной студентом самостоятельно. На высоком уровне выполнено оформление работы.
8 баллов Предъявляются те же требования, что и к оценке в 9 баллов. Студентом использована литература помимо той, которая предложена в Программе учебной дисциплины.
7 баллов Тема эссе раскрыта полностью; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые и обоснованные выводы; использована необходимая для раскрытия вопроса основная и дополнительная литература, а также нормативно-правовые акты. Работа грамотно оформлена.
6 баллов Тема эссе в целом раскрыта; выводы студентом сформулированы, но недостаточно обоснованы; проведен анализ проблемы со ссылками на необходимые нормативно-правовые акты; использована необходимая как основная, так и дополнительная литература; недостаточно четко проявляется авторская позиция. Работа грамотно оформлена.
5 баллов Тема раскрывается на основе использования нескольких основных и дополнительных источников; слабо отражена собственная позиция, выводы имеются, но они не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа правовых норм, хотя ссылки на нормативно-правовые акты встречаются. Имеются недостатки по оформлению работы.
4 балла Тема раскрыта недостаточно полно; использовались только основные (более двух) источники; имеются ссылки на нормативно-правовые акты, но не выражена авторская позиция; отсутствуют выводы. Имеются недостатки по оформлению работы.
3 балла Тема эссе раскрывается неполно на основе двух источников; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты. Имеются недостатки по оформлению работы
2 балла Тема эссе не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты. Имеются недостатки по оформлению работы.
1 балл Большая часть текста эссе совпадает с каким-либо источником.

Неудовлетворительно – 2

Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях дисциплины, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов дисциплины. 2 – очень плохо Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен. 3 – плохо Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология дисциплины в целом усвоена. 4 – удовлетворительно

Удовлетворительно – 3

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология дисциплины усвоена хорошо. 5 – весьма удовлетворительно Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других экзаменующихся. По знанию базовой терминологии дисциплины замечаний нет. 6 – хорошо

Хорошо – 4

Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Безупречное знание базовой терминологии дисциплины. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично». 7 – очень хорошо Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии дисциплины, умение раскрыть содержание понятий. 8 – почти отлично

Отлично – 5

На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами дисциплины. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии дисциплины, умение раскрыть и прокомментировать содержание понятий. 9 – отлично Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники – монографии и статьи. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам дисциплины. Сделаны правильные дополнения и уточнения к ответам других экзаменующихся. Ответ отличает безупречное знание базовой терминологии дисциплины, умение «развернуть» понятие в полноценный ответ по теме. 10 – блестяще

 

  1. ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

4.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов

Примеры тестовых контрольных заданий и ответы к ним (подчеркнуты в тексте)

К органам государства не относится:

1) Парламент

2) Правительство

3) Политическая партия

4) Министерство

5) Ведомство

 

Для какого вида социальных норм характерна возможность государственного принуждения:

1) обычаи

2) религиозные нормы

3) нормы права

4) нормы морали

 

Какой нормативный правовой акт обладает высшей юридической силой?

1) Инструкция

2) Указ Президента

3) Закон

4) Приказ

 

4.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации (вопросы для экзамена)

Примерный перечень экзаменационных вопросов:

1. Понятие государства.

2. Признаки государства.

3. Сущность и функции государства.

4. Типология государств.

5. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим.

6. Политический режим.

7. Понятие и признаки права.

8. Типы правопонимания.

9. Функции и принципы права.

10. Социальная ценность права.

11. Понятие правовой системы и ее основные элементы.

12. Понятие правовой семьи. Отличительные признаки правовой семьи.

13. Отличительные черты и особенности романо-германской правовой семьи.

14. Отличительные черты и особенности семьи общего права.

15. Отличительные черты и особенности семьи исламского права.

16. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм.

17. Соотношение права и морали.

18. Право и технические нормы.

19. Понятие и виды источников права.

20. Правовой обычай и правовой прецедент как источники права.

21. Нормативный правовой акт как источник права.

22. Иерархия нормативных правовых актов.

23. Правотворчество. Стадии законотворческого процесса

24. Понятие и признаки правоотношения.

25. Система права.

26. Состав правоотношения.

27. Субъекты права. Правосубъектность.

28. Понятие, признаки и формы реализации права.

29. Применение права – особая форма реализации.

30. Правомерное поведение: понятие, виды.

31. Правонарушение: понятие и признаки.

32. Виды правонарушений. Преступление и проступок. Виды проступков.

33. Состав правонарушения.

34. Формы вины

35. Преступление – наиболее тяжкий вид правонарушения.

36. Понятие юридической ответственности. Позитивная (проспективная) и негативная (ретроспективная) юридическая ответственность.

37. Принципы и функции юридической ответственности.

38. Классификация видов юридической ответственности.

39. Правосознание и правовая культура.

40. Система государственных органов РФ.

41. Право в условиях глобализации и технического прогресса.

42. Взаимодействие международного права и национальных правовых систем.

43. Конституция – основной закон государства.

44. Понятие прав человека и гражданина. Конституционные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.

45. Конституционные обязанности.

46. Теория разделения властей. Система сдержек и противовесов.

47. Внутригосударственные и международные механизмы защиты прав человека.

48. Правовое государство. Понятие и признаки.

49. Понятие, природа и признаки гражданского общества. Взаимосвязь государства и гражданского общества.

50. Социальное государство. Понятие и признаки.

51. Функции и задачи государства в экономике. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.

52. Право и цифровая экономика: перспективы и вызовы.

53. Правовые проблемы, возникающие в связи с использованием сети Интернет, и пути их разрешения.

54. Права и свободы пользователей среды Интернет, допустимые ограничения прав и ответственность.

 

  1. РЕСУРСЫ

5.1 Основная литература

1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов (под ред. В.Б. Исакова). [электронный ресурс] - М.: "Норма: ИНФРА-М", 2017. - 480 с. – Режим доступа: http://study.garant.ru/#/document/77596781/paragraph/1:0

2. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие). [электронный ресурс] - "Проспект", 2016 г. - 173 с. – Режим доступа: http://study.garant.ru/#/document/57319226/paragraph/1:0

3. Общая теория права и государства: Учебник / В.С. Афанасьев, С.В. Липень, Т.Н. Радько; Под ред. В.В. Лазарева. - 5-e изд., перераб. и доп. [электронный ресурс] - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 592 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-081-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/219686

4. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. [электронный ресурс] - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-131-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/373892

5. Правоведение. Под ред. В.А. Белова, Е.А. Абросимовой [электронный ресурс]. – М., Юрайт, 2018. - 302 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/search?query=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 

5.2  Дополнительная литература

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru  

2. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2. [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru  

3. Теория государства и права. Элементарный курс: Учебное пособие / Марченко М. Н. - 3-е изд., доп. [электронный ресурс] - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-91768-696-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/537320

4. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров [электронный ресурс] - "Проспект", 2016 г. - 568 с. – Режим доступа: http://study.garant.ru/#/document/57318760/paragraph/1:0

5. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – [электронный ресурс] - М.: "Проспект", 2016. - 640 с. – Режим доступа: http://study.garant.ru/#/document/57314932/paragraph/1:0

 

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Условия доступа
1. Microsoft Windows 7 Professional RUS Microsoft Windows 10 Microsoft Windows 8.1 Professional RUS Из внутренней сети университета (договор)
2. Microsoft Office Professional Plus 2010   Из внутренней сети университета (договор)

5.4 Профессиональные базы данных, информационные справочные системы, интернет-ресурсы (электронные образовательные ресурсы)

№ п/п Наименование Условия доступа
 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

 

Утверждена Академическим советом образовательной

программы бакалавриата «Бизнес-информатика»

(Протокол № ___ от «__» _______ 2018 г.)

 

 

Программа учебной дисциплины

«Право»

 

Авторы В.Б. Исаков, доктор юридических наук, профессор, заведующий научно-методическим объединением кафедрой теории и истории права департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); Е.Н. Салыгин, кандидат юридических наук, доцент департамента публичного права, декан факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); А.К. Соболева, кандидат филологических наук, доцент департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); А.С. Быстров, ассистент департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ ([email protected]); В работе над программой приняли участие: Б.А. Геренрот, Ю.В. Ерохина, Д.В. Мазаев, Б.В. Назмутдинов, Т.М. Хабибулин, Г.С.Тюляев
Число кредитов 4
Контактная работа (час.) 80
Самостоятельная работа (час.) 72
Курс 2
Формат изучения дисциплины Без использования онлайн-курса

 

I. ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕРЕКВИЗИТЫ

 

 

Цель освоения дисциплины «Право» - дать специалисту, получающему высшее образование в НИУ ВШЭ, базовое представление об основных понятиях и категориях права, предложить комплекс знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности в избранной сфере.

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

знать:

- основные понятия и категории права;

- ориентироваться в системе законодательства;

- понимать необходимость и пределы правового регулирования, в том числе в сфере экономики;

- знать правовой механизм защиты прав и свобод;

- владеть основами правового регулирования в сфере своей профессиональной деятельности.

уметь:

- прочитать и разъяснить юридический текст;

- дать правовую оценку жизненной и (или) производственной ситуации;

- сформулировать правовую проблему и найти правовой способ ее решения.

владеть:

- навыками поиска правовой информации и подготовки базовых документов правового характера.

 

Изучение дисциплины «Право» базируется на гуманитарном, социальном и экономическом цикле дисциплин, обеспечивающему общепрофессиональную подготовку:

- история России;

- экономика;

- социология.

 

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- иметь общее представление об устройстве российской системы законодательства;

- знать базовый правовой категориально-понятийный аппарат;

- обладать навыками работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.

 

Основные положения данной дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при базовых профессиональных дисциплинах и дисциплин специализации в зависимости от образовательных программ факультетов НИУ ВШЭ.

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основные понятия о государстве

 

Общая характеристика первобытного общества. Основные теории происхождения государства. Понятие и основные признаки государства. Многообразие подходов к понятию и определению государства.

Сущность государства. Отличие государства от иных организаций классового общества. Социальное назначение и функции государства.

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Тема 2. Основные понятия о праве

Понятие и признаки права: нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственная обеспеченность. Сущность права. Взаимосвязь права и государства.

Функции права: экономическая, социальная, экологическая, политическая, культурно-воспитательная. Регулятивная и охранительная функции права.

Многообразие подходов к пониманию права: нормативистский, естественно-правовой, социологический, психологический. Право как нормативный регулятор человеческого поведения. Право и равенство. Право и свобода. Право и справедливость. Социальная ценность права.

Тема 3. Право в системе социальных норм

Множественность социальных норм: обычные, религиозные, моральные, корпоративные, правовые. Общее и особенное в социальных нормах.

Соотношение права и морали. Моральные основы права. Правовые и моральные регуляторы: их единство и специфика. Этика. Этикет.

Право и религия. Исторические связи религии и права. Правовые и религиозные нормы.

Технические нормы. Значение технического регулирования в современном обществе, его взаимодействие с правовым регулированием.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.