Групповая работа со взрослыми, переживающими утрату — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Групповая работа со взрослыми, переживающими утрату

2019-12-27 326
Групповая работа со взрослыми, переживающими утрату 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приведем содержание 10 занятий группы поддержки.

Занятие 1. На первом занятии важно установить атмо сферу личной безопасности.

Атмосфера покоя обеспечивается следующими предварительными условиями.

Помещение должно отвечать определенным требованиям: уютная обстановка, удобные кресла, отчетливые таблички с именами, отсутствие посторонних шумов и т.д.

На занятии необходимы напитки: чай, минеральная вода (алкоголь и кофе следует исключить, так как они создают дополнительные трудности). Обязательно должна быть коробка бумажных носовых платков, расположенная в таком месте, чтобы всем удобно было до нее дотянуться. Каждое занятие следует заканчивать ритуалом прощания.

Цель первого занятия состоит в том, чтобы добиться по возможности открытого рассказа каждого участника групповой работы о своих проблемах.

Занятие начинается представлением (презентацией) ведущего (ведущих). Самопрезентация состоит из рассказа о квалификации и опыте работы ведущего с интересующими группу или схожими проблемами,

Следующий этап занятия — знакомство. На этом этапе участники представляются и излагают причину своего прихода.

Ведущий должен поощрять каждого рассказывать об утрате, которую он пережил, как можно подробнее. Хорошо, если участник группы называет имя умершего или получившего развод, в противном случае ведущему надо спросить об этом самому. На данной стадии очень важно, чтобы люди просто слушали и не давали советов.

Подводя итоги, ведущий обращает внимание на общие черты (симптомы) в эмоциональных переживаниях и поведении участников группы

Подготовка к следующему занятию: распечатать для всех листки с фамилиями, адресами и телефонами участ­ников группы. Таким образом будет положено начало созда­нию внегруппового контекста взаимодействия и поддержки.

Занятие 2. Подготовка ко второму занятию не отличается от подготовки к предыдущему: удобная мебель, мягкий свет, салфетки.

Возможно, что не все познакомились друг с другом на первом занятии или некоторые не смогли это сделать. В этом случае ведущий организует продолжение знакомства. Если есть новички, то каждый участник первой встречи представляется новичкам и рассказывает о том, какая утрата его постигла. Затем, то же самое следует предложить новичкам,

На этом занятии необходимо приступить к обсуждению ключевых факторов, определяющих горе.

Вот эти факторы;

• чтобы выйти из горя, надо пройти через него;

• нет худшего горя, чем ваше;

• горе — это тяжелая работа;

• эффективно работать над горем нельзя в одиночку.

Занятие 3. Начать занятие нужно со следующего вопроса: «Кто хочет поделиться своими новостями за прошедшую неделю?» Ведущему необходимо следить, чтобы разговор не перешел на тему, напрямую не связанную с личным восстановлением после горя.

Затем можно перейти к упражнению «Диаграмма моего настроения». Данное упражнение близко по смыслу к психобиографическим исследованиям (например, методики А.А.Хроника, Е.Ю.Коржовой). В этих методических приемах происходит возвращение впрошлую жизнь с целью некоторой ревизии ее событий по шкале счастье-несчастье или радость-горе. В данном упражнении следует ограничить воспоминания 2—3 годами.

Инструкция:

Составьте список событий, значительных перемен в вашей жизни за последние 2 (3) года. Расположите на линии эти события в виде точек, при этом в верхней части рисунка отметьте положительные события, а в нижней — отрицательные.

Отметьте последовательно на графике:  

1) событие, с обозначением его негативной или позитивной значимости для вас;

2) болезни, которыми вы болели в это время;

3) настроение, которое вызвало у вас данное событие;

4) цвет, лучше всего выражающий ваше настроение.

В упражнении «Что вы хотите изменить?» группе предлагается подумать и сказать, чтобы каждый из участников группового обсуждения изменил в своей прежней жизни, причем что-то одно, конкретное.

На это задание необходимо дать достаточное количест­во времени; по его выполнении следует обсудить результаты с каждым в группе.

Домашнее задание.

Купите тетрадь и надпишите ее — «Журнал».

В течение всех дней между встречами каждый день надо записывать:

• что важное случилось за этот день;

• имя человека, который в этот день оказался значим для меня;

• какие чувства, мысли меня беспокоили;

• что в моем поведении мне не понравилась в этот день;

• что я собираюсь делать завтра.

В конце записи укажите дату и время. Журнал нужно принести на следующее занятие.

Занятие 4. Начать занятие следует, как и прежнее, с обсуждения вопроса «Кто хочет поделиться своими новостями за прошедшую неделю?».

Ведущему по-прежнему необходимо следить, чтобы разговор не перешел на тему, напрямую не связанную с личным восстановлением после горя.

Проверка домашнего задания.

Вначале нужно спросить, как кто отнесся к идее вести журнал. Вероятно, что кто-то забыл принести на занятие журнал, другой заполнил не все. Не следует становиться в позу педагога и отчитывать за невыполнение домашнего задания. Надо успокоить «забывчивых» словами, что это поправимо.

Можно предложить желающим прочесть отрывок из журнала. После этого следует напомнить группе о необходимости продолжать вести журнал.

В журнал рекомендуется добавить следующие пункты самоанализа:

• перемены в поведении, мыслях и чувствах, которые я замечаю в себе;

• заметки для себя

Когда группа перейдет к личным разговорам, некоторые члены группы могут пожаловаться на то, что в конце занятия им стало хуже, чем было в начале. Следует успо­коить их, сказав, что это плата за возможность улучшения состояния в будущем, что это нормально, что это признак роста, что это положительное явление, хотя и неприятное. Необходимо убедить их, что они будут чувствовать себя лучше, если будут продолжать работу.

Уже на этом этапе работы могут появиться люди, которые бросят занятия. Следует сохранять с ними контакт и помочь найти им другие виды поддержки.

На этом этапе групповых занятий важно обратить внимание на то, как происходит процесс горевания. Как пишет Боб Дейте, «горе — это ядерная энергия наших эмоций. Если его понять, обуздать и направить, оно станет созидательной силой. Но если оно выходит из-под контроля, если оно искажено и не понято, оно может стать деструктивной силой».

Занятие 5. Занятие начинается, как обычно, с предложения поделиться событиями, которые произошли за время, прошедшее с предыдущей встречи.

На этом занятии ведется работа по восстановлению жизненного баланса сил. Сначала следует обсудить проблему горя. Важно уяснить, что у горя есть начало, цель и окончание.

Начало горя. Ведущий должен подтолкнуть участников группового обсуждения вспомнить и рассказать, когда они начали горевать, что сопровождало процесс горя, через какие переживания они прошли.

Цель горя. Это достаточно парадоксальная фраза. Выходит, что у несчастья имеется какая-то цель. Если рассматривать цель как создание невыносимых страданий, то это еще можно понять. Однако у горя есть и какая-то позитивная цель. Этот тезис следует обсудить в группе. Что каждый участник думает о горе? Что в горе есть позитивного?

Окончание горя. Горе можно определить, как работу, которую необходимо сделать. Как и всякая работа, она имеет начало и, безусловно, окончание. Сигналом завершения этой тяжелой работы будет восстановление баланса сил.

Занятие 6. Начать занятие следует, как обычно, с предложения поделиться новостями, которые произошли за время, прошедшее с предыдущей встречи. Ведущий группы предлагает прочесть вслух записи в журнале, сделанные за неделю.

Обсуждение на шестом занятии можно проводить по следующей схеме:

• Нет ли у кого-либо мыслей, что только он вынужден так сильно страдать, преодолевая горе?

• Не стало ли кому-то труднее делать привычную работу дома или на работе?

• Нет ли у кого-либо ощущения, не приходит ли в голо­ву, что он сошел с ума?

• Не замечаете ли вы за собой забывчивости (забываются номера телефонов, ключи от квартиры, имена друзей и знакомых и т.д.).

Перечисленные симптомы горя обнаруживаются у многих. Это называется фрагментарной амнезией, что вполне нормально в течение первых 3-6 месяцев после тяжелой утраты.

Обсуждение данных симптомов в ходе занятий и осознание, что у других было так же, снимает гнетущую тяжесть с плеч за счет механизма «снятие уникальности происходящего со мной».

На этой встрече можно обсудить вопрос об отношениях с теми, кто не горюет, так как в отношениях с этими людьми могут возникнуть трудности.

Следует помнить, и это может быть предметом обсуждения в группе:

• нельзя ждать от других, что они за вас будут горевать и справляться с горем;

• люди в основном хотят вам помочь, у них чаще всего добрые намерения, но они не знают, как выразить поддержку, и часто говорят глупости;

• люди не представляют, как вам помочь и потому вы должны сами им говорить то, в чем вы нуждаетесь;

• надо постараться быть с людьми таким же терпеливым, как вы хотите, чтобы они были терпеливы с вами.

Занятие 7. Занятие можно начать с обсуждения вопроса «Кто за эту неделю был для меня важнейшим человеком?».

Следующая тема для обсуждения — это проблемы с засыпанием или пробуждением. Всем присутствующим дается возможность проговорить личные проблемы, связанные со сном. Для участников группового обсуждения огромную ценность имеет возможность услышать о переживаниях других людей в отношении сна.

В восстановлении после горя роль питания занимает исключительно важное место. Наличие в пище необходимых питательных веществ имеет большое значение для здоровья во время стресса. Эту тему обязательно нужно затронуть на занятии.

Первое, на что следует обратить внимание, это вес. Люди по-разному реагируют на стресс. Некоторые начинают много есть и, как следствие, набирают в весе. Другие теряют интерес к еде и худеют. В любом случае, если вес изменился больше чем на 10%, в питании недостает каких-то элементов, и у человека будут уменьшаться силы, необходимые для борьбы со стрессом.

Существует множество диет и советов по правильному питанию. Важно убедиться, что питание помогает, а не вредит процессу восстановления.

Занятие 8. В начале занятия участникам предлагается зачитать выдержки из журналов. Каждому дается время, чтобы он мог поделиться своими успехами и неудачами за неделю.

Затем следует перейти к упражнению «Письмо горю».

Участникам раздается по листу бумаги, а затем диктуется текст, примерно следующего содержания:

Дорогое горе!

Грусть, которую я испытываю, это не наказание, это мой орден. Я с гордостью ношу его как знак разби той жизни. Проявление горя для меня важ но, так как… (написать о важности).

Я хочу прочувствовать всю боль моего горя, как по следнюю дань моей любви к (каждый пишет имя).

Я пройду через это переживание. Я не убегу от него.

С уважением подпись

Подпись на документе ставится после того, как все поговорят об этом документе.

В каком смысле участники понимают горе не как наказание, а как символ ордена? Что они вообще думают о составлении такого документа?

Возможно, кто-то захочет внести какие-то изменения в этот документ, что-то добавить - все это следует приветствовать.

Когда все подпишут свои письма, следует приклеить их скотчем на стену - по одному, и, по мере того как чье-либо письмо вывешивается, автор зачитывает его вслух, вместе с внесенными изменениями.

После обнародования текстов участники группового обсуждения снимают свои листочки и складывают в общую папку.

Домашнее задание

На следующей неделе приступите к переписке с горем. Если у вас умер близкий человек, это упражнение особенно полезно в течение первых трех месяцев после трагического события.

Вам следует написать два письма.

Первое письмо — от вас горю. Форма письма может выглядеть следующим образом.

Письмо первое

Дата_ _          Время__________

Горю….

С уважением                               Подпись

Для написания такого немного странного письма необходима небольшая подготовка. Вначале спросите себя: «Если можно было бы поговорить с горем, что бы я сказал(а) ему о том, какое влияние оно оказывает на мою жизнь?».

Важно быть предельно искренним.

Письмо второе

Через 24 часа напишите ответное письмо, от горя - вам. Адресат - вы сами, подпись: «Искренне ваше, Горе».

Перед написанием второго письма спросите себя: «Что горе может мне сказать? Чего оно хочет от меня?»

Занятие 9. Начать занятие следует, как обычно, с предложения поделиться чем-то, что произошло за время, прошедшее с предыдущей встречи.

Членов группы просят рассказать, как они отнеслись к переписке с горем. Те, кто принес с собой эти письма, если хотят, могут прочесть их вслух.

Важно поддержать тех, кто не смог выполнить данное задание. Можно уделить внимание тем чувствам, которые помешали выполнить задание. Также следует рассказать о чувствах, сопровождавших человека, когда он писал эти письма.

Когда все выскажутся, следует провести одно из упражнений на релаксацию, что является наградой за пере­несенный труд и напряжение.

Занятие 10. Для последнего занятия необходимо специально подготовиться. Возможно, следует приготовить какие-то внешние атрибуты комнаты, освежающие напитки. Участникам напоминают, что это последняя встреча, дают время на общение перед расставанием.

Необходимо попросить всех высказать мнение, что они получили от занятий и как относятся к их окончанию.

Некоторые участники могут пожелать продолжить занятия. Ведущий должен заранее решить, будет ли он и дальше руководить группой. В любом случае необходимо сделать перерыв не менее чем в две недели.

Если группа решила продолжать встречаться, необходимо выяснить в этот же день, принимать ли в группу новых членов. Следует помнить, что новички не выполняли пройденные «ветеранами» упражнения.

Важно никого не принуждать к продолжению занятий. После того как все высказались на данную тему, можно предложить группе сделать упражнение «Лучший друг - злейший враг».

Инструкция.

Разделите лист бумаги пополам вертикальной чертой.

Слева вверху напишите: «Злейший враг», справа — «Лучший друг».

Теперь поразмышляйте над следующими утверждениями: В некотором роде каждый из нас — злейший враг самому себе. В качестве собственного врага мы создаем внутренние конфликты и затрудняем себе то, что хотим или должны делать.

И, наоборот, в некотором смысле каждый из нас — лучший друг самому себе. В качестве собственного друга мы вносим свое личное умение, таланты, энергию во все, что делаем.

Далее, на левой стороне листа запишите, как вы себе вредите. На правой стороне запишите, как вы себе помогаете в качестве друга.

Сравните списки. Не может ли «лучший друг» помочь «злейшему врагу»?

Возможно, некоторые качества «злейшего врага» может исправить психолог-консультант?

После окончания упражнения участники группы собираются в кружок, благодарят друг друга за помощь и заботу. Ведущий или кто-либо из участников может в заключение произнести какое-нибудь короткое положительное заявление.

Тема 5.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.