Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-27 | 137 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рабочая программа
По предмету «Русский язык»
3 «___» класс
Автор: Л.Ф. Климанова
Учитель: ____________________
МОУ «СОШ № 65
им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ»
города Магнитогорска
Магнитогорск, 2013 г
Пояснительная записка.
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Всего часов на изучение программы: 170
Количество часов в неделю: 5 часов в неделю
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программы по русскому языку и на основе программы, разработанной Л.Ф. Климановой.
Рабочая программа составлена на основании документов:
· Комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011 г
· Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011 г.
· Примерные программы начального общего образования. 2 части. М.: Просвещение 2010 г.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
· Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. № 19993)
· Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области
|
Школьный уровень
· приказа «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях от 31 июля 2009 года 103/3404»
· положения о разработке рабочих программ по МОУ СОШ № 65 от 5 сентября 2013
· Учебный план МОУ СОШ № 65 на 2013-14 учебный год
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
· познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
· социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
|
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Общеучебные цели | Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Предметно-ориентированные Общепредмет-ные цели | Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать вслух; -самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; -производить звуко-буквенный анализ доступных слов; -видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), -правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; -владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; - писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; -сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; -графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); -находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; -правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь; -находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; -разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; -распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы; -определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; -разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, -ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; -видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); -составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; -сознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; -читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; -читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста). |
Перечень компонентов УМК.
|
|
1. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч./ Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В – М.: Просвещение, 2013. 2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.-М.: Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях / Просвещение, 2013. 3. М.В. Стрекалова. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3 - 4 класса четырёхлетней начальной школы. – Челябинск: Взгляд, 2005 | 1. Комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011г 2. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011г. 3. Примерные программы начального общего образования. 2 части. М.: Просвещение 2010 г. 4. Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. М.: ВАКО, 2013 г 4. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 3класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2012 г Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал «Российское образование» Центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
Данный учебно-методический комплекс используется для изучения курса русского языка 3 класса на базовом уровне, способствует формированию компетенций и развитию универсальных учебных действий, обеспечивает включение учащихся в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Наряду с ФГОС реализуется национально-региональный компонент по пособию Стрекаловой, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4 класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2009г., который представлен следующими темами:
№ п\п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Национально-региональный компонент | Дата |
1 | «Мир общения» | Собеседники. | 1 | Заводы Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. М.В.Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов стр.100 № 3 | |
2 | Выбор речевых средств. | 1 | Устное народное творчество южноуральцев. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 19 № 3, стр. 22 № 6. | ||
3 | Работа над ошибками. Правило написания непроизносимых согласных. | 1 | Озеро Тургояк. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 23 № 1 | ||
4 | Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чн, чк, | 1 | Богатство Ильменских гор. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 42 № 4 | ||
5 | «Слово в речевом общении» | Собственные и нарицательные имена. Обучающее изложение. | 1 | Озеро Зюраткуль. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 45 № 1 | |
6 | Корень слова. Сложные слова. | 1 | Красота Таганая. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 52 № 3 | ||
7 | Главные члены предложения. | 1 | Красота Таганая. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр.54 № 6 | ||
8 | Части речи. | Роль слов разных частей речи в тексте. | 1 | Челябинск – областной центр. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 65 № 1 | |
9 | Имя существи тельное | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Устное народное творчество южноуральцев. Заклички и приговорки. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 90 № 1 | |
10 | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. | 1 | Поэты Челябинской области. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 78 № 9 | ||
11 | Именительный падеж. | 1 | Устное народное творчество южноуральцев. Загадки. М.В. Стрекалова «Русский язык№3» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 88 № 2, стр.89 | ||
12 | Творительный падеж. Окончания имен существительных в творительном падеже. | 1 | Сказ П.Бажова «Огневушка-поскакушка» М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 92 | ||
13 | Имя существительное. Разбор имени существительного как части речи. | 1 | Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 94 № 3 | ||
14 | Глагол | Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | 1 | Н Перелётные птицы Челябинской области. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 96 № 5 | |
15 | Неопределенная форма глагола. Орфограмма «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме». | 1 | Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 74 № 6 | ||
16 | Имя прилага- тельное | Имя прилагательное. Классификация имён прилагательных по значению. | 1 | Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 75 № 7 | |
17 | Повторение | Повторение. Части речи. | 1 | Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 74 № 6 |
Требования к уровню подготовки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Учащиеся должны знать:
— состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
— части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Учащиеся должны уметь:
— проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
— обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
— отличать текст от набора предложений;
— определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
— устанавливать связи между предложениями в тексте;
— делить текст на части, устанавливать связи между ними;
— писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
— распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
— писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
— писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
— писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);
— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
— грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
— распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);
— писать слова с непроверяемыми буквами;
— распознавать в тексте синонимы и антонимы;
различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов; самостоятельно ставить ударение в словах.
Особенности программы.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
В соответствии со стандартами среднего (полного) общего образования по русскому языку изучение программного материала в 3 классе направленно на формирование ключевых компетенций и достижение следующих целей:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Согласно действующему в МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» учебному плану и с учетом направленности класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения
Планирование составлено с учетом недельной нагрузки – 5 часов
Годовой курс составляет 170 часов (34 учебные недели).
Содержание рабочей программы по русскому языку в 3 классе соответствует требованиям ФГОС, реализует личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Рабочая программа обеспечивает:
-овладение учащимися определенной суммой знаний и системой умений и навыков,
- способствует овладению компетенциями;
- создает условия для развития универсальных учебных действий.
Тема | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Правило написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова или перед другими парными согласными. | Развитие алгоритмичес-кой культуры. | Формирование представлений об идеях и методах русского языка, о русском языке как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Формирование умения проводить аргументацию своего выбора. |
Алгоритм проверки написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова или перед другими парными согласными. | Развитие логического мышления. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Обучающее изложение. | Развитие пространствен-ного воображения. | Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Прогнозирова-ние, предвосхище-ние результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. |
Работа над ошибками. Правило написания непроизносимых согласных. | Развитие навыков самостоятель-ной работы. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Планирование, определение последователь-ности промежуточ-ных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий. |
Алгоритм проверки написания непроизносимых согласных. | Развитие интуиции, необходимой для продолжения образования и для самостоятельной деятельности. | Моделирование, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Изменение глаголов по числам. | Формирование навыков смыслообразо-вания (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. | Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. |
Неопределённая форма глагола. | Самооценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Содержание курса.
Речевое общение. Текст.
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи.
Составление высказываний с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте.
Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Язык в речевом общении
Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.
Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.
Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными.
Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки).
Ударные и безударные слоги (моря — море).
Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы).
Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей).
Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Из истории происхождения слов.
Фразеологические выражения, использование их в речи.
Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя).
Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах. Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей, выделение групп слов, отвечающих на вопросы: кто? что?; какой? какая? какое? какие?; что делать? что делал? что сделал?; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам: какой? какая? какое? какие? Изменение имен прилагательных по числам. Роль прилагательных в речи.
Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Коммуникативная роль предложения в общении.
Главные члены предложения.
Умение определять, какой член предложения является подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллект
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!