Часть 1. Раздел «Мир общения» (32ч). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Часть 1. Раздел «Мир общения» (32ч).

2019-12-27 137
Часть 1. Раздел «Мир общения» (32ч). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

По предмету «Русский язык»

3 «___» класс

 

 

Автор: Л.Ф. Климанова

Учитель: ____________________

МОУ «СОШ № 65

им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ»

города Магнитогорска

 

Магнитогорск, 2013 г


Пояснительная записка.

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Всего часов на изучение программы: 170

Количество часов в неделю: 5 часов в неделю

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программы по русскому языку и на основе программы, разработанной Л.Ф. Климановой.

Рабочая программа составлена на основании документов:

· Комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011 г

· Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011 г.

· Примерные программы начального общего образования. 2 части. М.: Просвещение 2010 г.

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

· Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. № 19993)

· Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области

Школьный уровень

· приказа «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях от 31 июля 2009 года 103/3404»

· положения о разработке рабочих программ по МОУ СОШ № 65 от 5 сентября 2013

·  Учебный план МОУ СОШ № 65 на 2013-14 учебный год


Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

· познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

· социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Общеучебные цели Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметно-ориентированные   Общепредмет-ные цели   Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать вслух; -самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; -производить звуко-буквенный анализ доступных слов; -видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), -правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; -владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; - писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; -сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; -графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); -находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; -правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь; -находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; -разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; -распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы; -определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; -разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, -ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; -видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); -составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; -сознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; -читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; -читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Перечень компонентов УМК.

1. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч./ Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В – М.: Просвещение, 2013.   2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.-М.: Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.  Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях / Просвещение, 2013.   3. М.В. Стрекалова. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3 - 4 класса четырёхлетней начальной школы. – Челябинск: Взгляд, 2005 1. Комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011г 2. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. М.: Просвещение 2011г. 3. Примерные программы начального общего образования. 2 части. М.: Просвещение 2010 г. 4. Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. М.: ВАКО, 2013 г 4. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 3класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2012 г   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал «Российское образование» Центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Данный учебно-методический комплекс используется для изучения курса русского языка 3 класса на базовом уровне, способствует формированию компетенций и развитию универсальных учебных действий,  обеспечивает включение учащихся  в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.


Наряду с ФГОС реализуется национально-региональный компонент по пособию Стрекаловой, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4 класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2009г., который представлен следующими темами:

 

№ п\п Тема раздела Тема урока Кол-во часов Национально-региональный компонент Дата
1 «Мир общения»   Собеседники.   1 Заводы Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. М.В.Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов стр.100 № 3          
2   Выбор речевых средств. 1 Устное народное творчество южноуральцев.         М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 19 № 3, стр. 22 № 6.            
3   Работа над ошибками. Правило написания непроизносимых согласных. 1 Озеро Тургояк.         М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 23 № 1         
4   Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чн, чк, 1 Богатство Ильменских гор.            М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 42 № 4         
5 «Слово в речевом общении» Собственные и нарицательные имена. Обучающее изложение. 1 Озеро Зюраткуль.     М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 45 № 1  
6   Корень слова. Сложные слова. 1 Красота Таганая.      М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 52 № 3         
7   Главные члены предложения. 1 Красота Таганая.      М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр.54 № 6          
8 Части речи. Роль слов разных частей речи в тексте. 1 Челябинск – областной центр. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 65 № 1         
9 Имя существи тельное Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 1 Устное народное творчество южноуральцев. Заклички и приговорки. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 90 № 1  
10   Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. 1 Поэты Челябинской области. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 78 № 9  
11   Именительный падеж. 1 Устное народное творчество южноуральцев. Загадки. М.В. Стрекалова «Русский язык№3» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 88 № 2, стр.89  
12   Творительный падеж. Окончания имен существительных в творительном падеже. 1 Сказ П.Бажова «Огневушка-поскакушка» М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 92  
13   Имя существительное. Разбор имени существительного как части речи. 1 Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 94 № 3  
14 Глагол Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. 1  Н Перелётные птицы Челябинской области.         М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 96 № 5         
15   Неопределенная форма глагола. Орфограмма «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме». 1 Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 74 № 6         
16 Имя прилага- тельное Имя прилагательное. Классификация имён прилагательных по значению. 1 Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 75 № 7         
17 Повторение Повторение. Части речи.   1 Устное народное творчество южноуральцев. Пословицы. М.В. Стрекалова «Русский язык» рабочая тетрадь для 3-4 классов. Стр. 74 № 6         

 


Требования к уровню подготовки.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помога­ющее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Учащиеся должны знать:

— состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

— части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

— проводить синтаксический разбор предложений; опре­делять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

— обозначать на письме интонацию перечисления в пред­ложениях с однородными членами;

— отличать текст от набора предложений;

— определять тему и основную мысль текста; озаглавли­вать текст;

— устанавливать связи между предложениями в тексте;

— делить текст на части, устанавливать связи между ними;

— писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;

— распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

— писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по лич­ным впечатлениям;

— писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

— писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включаю­щие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в кор­нях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроиз­носимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мяг­кий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предло­гов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

— грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

— распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

— писать слова с непроверяемыми буквами;

— распознавать в тексте синонимы и антонимы;

различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов; самостоятельно ставить ударение в словах.

Особенности программы.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

В соответствии со стандартами среднего (полного) общего образования по русскому языку изучение программного материала в 3 классе направленно на формирование ключевых компетенций и достижение следующих целей:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» учебному плану и с учетом направленности класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения

Планирование составлено с учетом недельной нагрузки – 5 часов

Годовой курс составляет 170 часов (34 учебные недели).

Содержание рабочей программы по русскому языку в 3 классе соответствует требованиям ФГОС, реализует личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Рабочая программа обеспечивает:

-овладение учащимися определенной суммой знаний и системой умений и навыков,

- способствует овладению компетенциями;

- создает условия для развития универсальных учебных действий.

Тема Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Правило написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова или перед другими парными согласными. Развитие алгоритмичес-кой культуры.   Формирование представлений об идеях и методах русского языка, о русском языке как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Формирование умения проводить аргументацию своего выбора.  
Алгоритм проверки написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова или перед другими парными согласными. Развитие логического мышления. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Обучающее изложение.    Развитие пространствен-ного воображения. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.   Прогнозирова-ние, предвосхище-ние результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Работа над ошибками. Правило написания непроизносимых согласных. Развитие навыков самостоятель-ной работы. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.   Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Планирование, определение последователь-ности промежуточ-ных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий.
Алгоритм проверки написания непроизносимых согласных. Развитие интуиции, необходимой для продолжения образования и для самостоятельной деятельности. Моделирование, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.   Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.  
Изменение глаголов по числам. Формирование навыков смыслообразо-вания (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Неопределённая форма глагола. Самооценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.   Оценка  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Содержание курса.

Речевое общение. Текст.

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практичес­кое представление о ситуации общения с использованием об­разно-символических моделей: партнеры по речевому обще­нию (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интона­ция, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи.

Составление высказываний с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной фор­ме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с по­мощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произноси­тельной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выра­зительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (за­гадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте.

Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное из­ложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предло­женному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних ка­никулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объ­явления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этике­та в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстника­ми при работе в парах, в коллективно-распределенной деятель­ности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопро­сами и репликами.

Язык в речевом общении

Язык — главный, но не единственный помощник в обще­нии. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом обще­нии. Элементарные сведения из истории языка. Развитие ин­тереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в про­цессе речевого общения.

Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.

Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их раз­личие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными.

Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное на­писание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замкизамки).

Ударные и безударные слоги (моря — море).

Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение на письме звонких и глухих согласных зву­ков в конце слова (дубдубы).

Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного поряд­ка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить сло­ва в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориенти­руясь на алфавитное расположение букв в них.

Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.

Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голо­са), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голо­са (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.

Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей).

Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, клич­ках животных, географических названиях.

Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.

Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексичес­ком значении, нахождение слов с обобщающим значением.

Из истории происхождения слов.

Фразеологические выражения, использование их в речи.

Знакомство со словарями — орфографическим и тол­ковым.

Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначаль­ное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя).

Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родствен­ных словах. Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей, выделение групп слов, отвечающих на вопросы: кто? что?; какой? какая? ка­кое? какие?; что делать? что делал? что сделал?; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основани­ям (содержательная и формально-грамматическая классифи­кация слов).

Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленнос­ти, вопросах существительных (кто? что?). Изменение сущест­вительных по числам. Роль имен существительных в речи.

Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с об­щим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаго­лов в речи.

Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам: какой? какая? какое? какие? Изменение имен прилагательных по числам. Роль прилагательных в речи.

Предлоги. Правило написания предлогов с другими слова­ми. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.

Предложение. Признаки предложения, смысловая и инто­национная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Коммуника­тивная роль предложения в общении.

Главные члены предложения.

Умение определять, какой член предложения является подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.

Практическое знакомство со словосочетанием (умение вы­делять словосочетание из предложения с помощью вопросов).

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллект


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.