Концепции трансграничной регионализации: европейская и азиатская модели — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Концепции трансграничной регионализации: европейская и азиатская модели

2019-12-19 484
Концепции трансграничной регионализации: европейская и азиатская модели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В научной литературе выделяют различные виды Трансграничного сотрудничества. Однако европейский и азиатский обладают рядом положительных характеристик и условий, которые могут выступать основой построения ТГС в других регионах, в том числе и на постсоветском пространстве.

Европейская модель ТГС

Первоначально трансграничное сотрудничество в Европе в середине XX в. носило характер сотрудничества муниципалитетов. Позднее интеграционные процессы затронули также национальных акторов. Постепенно региональная интеграция стала принимать новые пространственные формы, которые сегодня представлены в виде двух групп – большие транснациональные регионы (форма межгосударственной интеграции) и еврорегионы (форма трансграничной интеграции).

Европейский опыт ТГС позволяет рассматривать еврорегионы как наиболее распространенную форму трансграничного взаимодействия.

Исторически основными целями создания еврорегионов было объединение усилий приграничных районов западноевропейских стран для преодоления их относительной отсталости в социально-экономической сфере, определенной изолированности по отношению к центру. Стимулом к развитию трансграничного сотрудничества могли выступать активные потоки населения, совершающего ежедневные миграции к месту работы по другую сторону границы.

По мере углубления процессов европейской интеграции еврорегионы стали рассматриваться сначала как наиболее эффективный способ пространственной интеграции, такими являются и по сей день.

Еврорегион – это объединение региональных и местных властей по обе стороны границы, иногда при наличии парламента; это трансграничные организации с постоянным секретариатом, экспертами и административным персоналом; такие организации подчиняются общественному праву, основанному на международных договорах.

Существуют различные критерии для отнесения того или иного трансграничного образования к еврорегионам.

(на слайде) Критериями для отнесения того или иного трансграничного образования к еврорегионам являются:

1) наличие государственной границы (сухопутной или водной) между сотрудничающими регионами или местными властями;

2) институционализированность сотрудничества – представительные органы;

3) географическая принадлежность к Европе;

4) желание участвовать в процессе европейской интеграции;

5) общая для еврорегионов структура, т.е. еврорегион включает регионы и/или местные сообщества, обладающие полномочиями заключать со- глашения о сотрудничестве;

6) общая польза участников, т.е. стремление к «общему благу».

Однако, следует сказать, что хоть еврорегион характеризуется наличием четко организованной институциональной структуры, регулирующей трансграничную кооперацию, при этом ТГС способствует формированию особого вида идентичности, т.н. трансграничной идентичности, которая выражает политическую общность интересов, экономическую взаимозависимость и социально-культурную связанность территорий, образующих трансграничных регион.При такой модели интеграции увеличивается интенсивность сотрудничества между акторами, что способствует дальнейшему развитию ТГС и обеспечивает интересы всех участвующих сторон.

Примеры

ЕИДП — это один из девяти инструментов внешней помощи Европейского Союза на 2007—2013 гг., предназначенный для реализации политики добрососедства по отношению к странам, которые расположены вдоль его внешних границ, и обеспечивающий поддержку Азербайджану, Алжиру, Армении, Беларуси, Грузии, Египту, Израилю, Иордании, Ливану, Ливии, Марокко, Молдове, Палестинской Автономии, России, Сирии, Тунису и Украине. Важнейший приоритет ЕИДП — развитие трансграничного сотрудничества между организациями из стран ЕС и соседних государств.

Программы трансграничного сотрудничества ЕИДП

ЕИДП включает компонент, специально ориентированный на взаимодействие между странами Европейского Союза и странами-партнерами, которые расположены вдоль его внешних границ, и представленный программами трансграничного сотрудничества (ТГС) двух типов:

•   между двумя или несколькими регионами с общими сухопутными или морскими границами;

•   многосторонние, охватывающие бассейны морей.

В настоящее время насчитывается 9 программ, реализуемых на территории вдоль сухопутных, и 3 — вдоль морских границ ЕС, а также 3 программы, охватывающие бассейны Балтийского, Черного и Средиземного морей. Для Беларуси, Молдовы, России и Украины они во многом являются продолжением Программ добрососедства (ПД), которые действовали в период с 2004 по 2006 г.

ЕИДП ТГС — один из компонентов европейской политики добрососедства, направленной на поддержание стабильности и процветания регионов по обе стороны границы и ориентированной на достижение четырех общих целей стратегии ЕС в области трансграничного сотрудничества:

•   содействие экономическому и социальному развитию в приграничных регионах;

•   решение общих проблем (например, экологических, социальных и пр.);

•   обеспечение эффективных и безопасных границ;

•   содействие развитию контактов между людьми.

Приоритеты каждой программы определены следующим образом.

Программа «Регион Балтийского моря»:

содействие инновациям (стимулирование успешного производства, внедрение и использование новшеств в экономической и социальной сфере);

внутренняя и внешняя доступность (преодоление дисбаланса в развитии транспорта и ограничений беспрепятственной транспортировки пассажиров и грузов);

совершенствование управления ресурсами Балтийского моря для достижения лучшего экологического состояния;

привлекательные и конкурентные города и регионы (повышение их конкурентоспособности в масштабах Европы на основе стратегий устойчивого развития).

Программа «Польша — Беларусь — Украина»:

повышение привлекательности приграничной территории (поддержка инициатив, направленных на улучшение условий развития предпринимательства, туризма и транспортных систем);

рост качества жизни (предотвращение экологических угроз, стимулирование рационального использования природных ресурсов, возобновляемых энергоресурсов и экономии энергии, совершенствование инфраструктуры границы и эффективности пограничных процедур, укрепление безопасности границы);

институциональное сотрудничество и поддержка местных инициатив (создание трансграничной институциональной среды, а также стимулирование взаимодействия между населением приграничных регионов).

Программа «Латвия — Литва — Беларусь»:

содействие устойчивому экономическому и социальному развитию (стимулирование сотрудничества предприятий для повышения конкурентоспособности региона, совместное планирование, каналы связи, транспорт, сопутствующая инфраструктура и сфера услуг, трансграничный туризм, продвижение культурного и исторического наследия, стимулирование инициатив местных и региональных сообществ, а также укрепление социально-культурных связей);

решение общих проблем (охрана и рациональное использование природных ресурсов, развитие образования, здравоохранения, социальной сферы, пограничной инфраструктуры и служб, содействие эффективной организации границ).

 

программа «Польша — Беларусь — Украина».

Программа трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина, в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства (ЕИСП), продолжает и расширяет сотрудничество на территориях приграничных областей трёх стран, которое развивалось в рамках Программы Добрососедства Польша-Беларусь-Украина.

Основной целью Программы является поддержка процесса развития трансграничных территорий. Цели Программы реализуются при помощи некоммерческих проектов, осуществляемых в рамках следующих приоритетов и мероприятий:

Приоритет 1. Повышение конкурентоспособности приграничной территории:

Основной задачей Приоритета 1 являются мероприятия, способствующие и поддерживающие улучшение условий для развития предпринимательства, туризма и транспортной системы.

• Мероприятие 1.1. Улучшение условия для развития предпринимательства;

• Мероприятие 1.2. Развитие туризма

• Мероприятие 1.3. Повышение доступности регионов.

Приоритет 2. Повышение качества жизни:

Основной задачей Приоритета 2 является предотвращение экологических угроз и действия, способствующие рациональному экономическому использованию природных ресурсов, развитию возобновляемых энергоресурсов и экономии электроэнергии, повышению эффективности инфраструктуры границы и пограничных процедур, усилению безопасности границы.

• Мероприятие 2.1. Защита окружающей среды в приграничной области;

• Мероприятие 2.2. Эффективные и безопасные границы.

Приоритет 3. Институциональное сотрудничество и поддержка местных инициатив:

Основной целью Приоритета 3 являются мероприятия по пропаганде и поддержке трансграничного сотрудничества в отношении создания институциональных возможностей, а также местных инициатив, способствующих сотрудничеству между населением.

• Мероприятие 3.1. Повышение возможностей трансграничного сотрудничества

на региональном и местном уровне;

•  Мероприятие 3.2. Инициативы местной общественности.

 

Для реализации Программы созданы следующие совместные структуры:

 

— Совместный Мониторинговый Комитет (СМК),

— Совместный Орган Управления (СОУ) - Министерство Регионального Развития

Республики Польша,

— Совместный Технический Секретариат (СТС) - расположенный в Фонде «Фонд

Сотрудничества» в Польше.

Азиатская модель ТГС

Азиатский вид ТГС традиционно рассматривают в качестве альтернативы европейскому. Сюда обычно относят опыт АСЕАН по созданию треугольников и четырехугольников роста (развитие приграничных торгово-экономических отношений между соседними странами), трансграничных свободных экономических зон (зон приграничного экономического сотрудничества и зон взаимной торговли). Главная черта ТГС - преобладание экономического фактора интеграции.

АСЕАН в отличие от ЕС является менее формализованной структурой. Государства должны разделять главные принципы АСЕАН.

Позитивная сила АСЕАН заключается в том, что она провозгласила открытость для всех стран Юго-Восточной Азии, также здесь отсутствует региональный гегемон.

Трансграничное сотрудничество в таких условиях выступает ключевым механизмом развития межгосударственных и трансграничных проектов, направленных на привлечение иностранного капитала и повышение экспортной ориентированности региональной экономики. Трансграничная торговля, создание общих рынков, деловая активность частных корпораций, приоритетное развитие экономической интеграции с низкой степенью институционализации сотрудничества – все это является признаками азиатского вида ТГС.

Таким образом, можно утверждать, что азиатская модель ТГС – это регионализация рынков, а не государств, это «корпоративная модель» интеграции, основанная на «соединении в единое целое регионов, обладающих взаимодополняющими видами факторов производства» путем развития экономических и финансовых проектов.

Рассмотрев несколько моделей ТГС, развивающихся сегодня в рамках разных региональных структур и образований, полагаем важным подчеркнуть, что каждая успешно функционирует в определенных экономических, политических и социокультурных условиях.

Основой интеграционного процесса являются совпадения интересов и получение конкретной выгоды от многостороннего сотрудничества государств-участников, а интеграция эффективнее тогда, когда выше социально-экономическое развитие государств и ближе этническо-религиозные и социо-культурные менталитеты народов объединяющихся стран, что ясно видно на примере Европы.

Что касается Азии, здесь е важными критериями ТГС, которые служат началом сотрудничества и в дальнейшем влияют на его развития, выступают показатели в экономической сфере, такие как объем внутрирегиональной торговли, объем взаимных инвестиций, количество совместных предприятий, а также стабильность стратегии трансграничного сотрудничества.

В итоге хочется подчеркнуть, что две самые распространенные формы ТГС, еврорегион и треугольники роста, формируются на основе естественных факторов трансграничной регионализации, социально-экономической и культурной близости и налаженных экономических связей.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.