Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания

2019-12-19 218
Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Предисловие. 3

Биография. 4

Лирика Лермонтова. 7

«Маскарад». 9

«Демон». 11

«Мцыри». 12

«Герой нашего времени». 13

Список произведений М.Ю. Лермонтова, имеющихся в фонде ЦБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина Центрального округа. 16

Собрания сочинений и многотомники. 16

Лирика. 16

«Маскарад». 16

«Демон». 17

«Мцыри». 17

«Герой нашего времени». 17

Книги о Лермонтове и о его произведениях. 18

Статьи из периодических изданий. 19

о Лермонтове. 19

о произведениях Лермонтова. 21

Приложения. 23

 


Предисловие

 

15 октября 2019 года исполняется 215 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Поэт глубокой мысли и активных чувств, он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания и личное отношение к реальности занимают такое важное место.

Гений, творивший в 20-30-ые годы 19 столетия. Эти годы были нелегким периодом в жизни страны. Эпоха, последовавшая после Декабрьского восстания. Время мрачной реакции. Важной темой в творчестве Лермонтова была тема личной свободы.

Поэт-изгой, его не понимали и не очень любили люди, которые жили с ним рядом.

В библиографическом указателе «Ангел полуночи», посвящённом жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, вы можете найти краткую биографию поэта, информацию об истории создания его крупных произведений («Герой нашего времени, «Маскарад», «Демон», «Мцыри»). Кроме того, в указателе вы найдете информацию о том, какие книги Лермонтова и литература о нем имеется в фонде Центральной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина Центрального округа.

Указатель предназначен для школьников, учителей, работников библиотек и всех влюбленных в творчество поэта, которого Дмитрий Сергеевич Мережковский называл Лермонтова «ночное светило русской поэзии».


 

Биография

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — том самом, где сегодня стоит самый известный в России памятник, посвященных поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой.

Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова
М. Ю. Лермонтов в возрасте 6-9 лет
Молодой Лермонтов не отличался ни хорошим здоровьем, ни веселым нравом. Все детство он болел. Худенький мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал насмешки у других детей. «Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его образованием и лечением. В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возникло самый важное для него место. «Горы кавказские для меня священны», — написал он.

С 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а потом на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым».

Но дружбы со студентами Михаил не искал, участия в кружках не принимал, споры игнорировал. Среди «манкированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались намного позже — в период первого ареста поэта. По окончании второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов показал свою начитанность и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли споры с экзаменаторами. Так в документах администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша уехал в Петербург.

Город на Неве Лермонтов не любил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет не стал засчитывать Лермонтову два московских года — ему было рекомендовано снова поступать на первый курс. Лермонтов обиделся и по совету знакомого сдал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Перед поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» у поэта в школе были только муштра и рутина. Тут «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов считал годы учебы «страшными» и «злополучными».

Автопортрет
В Школе подпрапорщиков поэту дали прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — имя персонажа Мае из романов — циника и остряка. Поэт действительно держался дерзко и независимо, а в учебе был среди лучших учеников. В записях однокурсника Николая Мартынова (который в будущем вызовет поэта на последнюю дуэль) Лермонтов описывается как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

В петербургский период поэт начал писать исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику, поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».

27 января 1837 года состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его смерти по Петербургу распространились слухи о гибели поэта — об этом узнал и Лермонтова. Уже 28 января стихотворение «Смерти поэта» стало стремительно распространяться в списках. Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при непосредственном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились друзья Пушкина (в первую очередь, Василий Жуковский) и бабушка Лермонтова, которая имела хорошие связи. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, который дислоцировался тогда на Кавказе. Лермонтов уезжал из Петербурга скандальной знаменитостью.

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась несколько месяцев, но была богатой событиями: работа над «Мцыри» и «Демоном», встреча с ссыльными декабристами, поездки в Пятигорск с его «водным обществом» и в Тифлис. В период ссылки юношеский оптимизм поэта почти исчез, он стал более замкнутым, почти всегда находился в «черной меланхолии».

Стараниями бабушки в 1838 году Лермонтов вернулся в Петербург. И оказался в кругу литературной элиты: Вяземский, Жуковский, Карамзин… Лермонтов считался одним из самых популярных писателей северной столицы. Буквально каждый номер «Отечественных записок» Андрея Краевского выходил с новыми произведениями поэта.

Но через два года, после участия в очередной дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова очутился на Кавказе. Ему было предписано находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с восторгом: он участвовал во многих сражениях, и даже в битве на реке Валерик. Этому бою посвящено его стихотворение «Валерик».

Там же, на Кавказе поэт трудился над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого.

В феврале 1841 года Лермонтов получил короткий отпуск в Петербург. У поэта в тот момент уже были написаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу». В северной столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и размышлял над планом создания собственного журнала. Но этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получает приказ в течение 48 часов выехать обратно в полк.

Конфликт с Николаем Мартыновым случилась во время пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Лермонтов находился в самом язвительном и меланхоличном своем настроении и вечер за вечером дразнил отставного майора, за что тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук недалеко от Пятигорска. Как сообщали очевидцы, во время дуэли поэт специально выстрелил в воздух. Но Мартынов оказался слишком обижен и не стал проявлять такое великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.


 

Лирика Лермонтова

 

Лермонтов, как и любой настоящий художник слова, был искренним в своих стихах.

Его лирика передает нюансы и особенности внутреннего мира поэта, моменты душевного состояния. По своей тематике она разная: патриотическая, философская, пейзажная, психологическая, любовная, в ней ярко выражены мотивы одиночества и свободы, темы Кавказа и назначения поэзии.

Лирика Лермонтова – это следующий, послепушкинский этап в русской поэзии. В ней, как отображающем эпоху зеркале, можно лицезреть многое, но главное, констатировать важный сдвиг в сознании лучшей части дворянской интеллигенции, которая не смирилась и не успокоилась, не получив свободу, но вслед за подавлением восстания декабристов, не могла открыто вести борьбу.

Каковы особенности лирики Лермонтова? Провозглашение прав личности, но, вместе с этим, и неверие в возможность активной деятельности из-за сложностей данного периода истории, предопределили трагический и протестный характер лирики поэта.

Тема Родины занимает очень важное место в творчестве поэта. Литературные критики обращают внимание на то, что отношение мастера к родной стране было противоречивым и неоднозначным. В период всей своей творческой карьеры Лермонтов размышляет о Родине. В работе «1830 год. Июля 15-го» — это радость «семьи родной», детства и счастья, «где все грело солнце», «все было мне наставник и друг».

Но существует и другая Россия, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка», 1829 год).

Гнев переполняет поэта, когда понимает, что для думающего об Отчизне, невозможно воплотить идеалы справедливости и свободы. И он восклицает с негодованием:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ».

 

Но Родину не выбирают и не любить ее невозможно. Лермонтов не может определить, почему он любит Родину, но эта любовь бескорыстна – Отчизну нельзя любить за что-то.

«Люблю отчизну я, но странную любовью!

Не победит ее рассудок мой.

………………………………

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

………………………………

Люблю дымок спаленной жнивы;

В степи ночующий обоз…»

Постоянные разногласия и томления, печаль и тоска по невозможному счастью («Земля и небо»), разочарования в морали «света», стремлении обрести согласие с миром и осознание наивности своей мечты – все это так типично в лирике поэта.

В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтов испытывает сложные чувства и находится в трагическом разладе со светским обществом («мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски»), лелеет «в душе старинную мечту» — снова оказаться там, где он был счастлив в детства, увидеть родные места и пейзажи: «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, а за прудом село дымится…».

В любовной лирике Лермонтова наряду с личным, часто присутствует и философское. В стихотворении «К***» (обращенное к Н.Ф.Ивановой), относящимся к периоду 1828-1836 гг., есть такие строки:

«Мы снова встретились с тобой…

Но как мы оба изменились!..

…………………………………

Ищу в глазах твоих огня,

Ищу в душе своей волненья.

Ах! Как тебя, так и меня

Убило жизни тяготенье!..»

 

В личных мотивах присутствует чувство безысходности и горечи.

Лирика Лермонтова пейзажного направления очень узнаваема и искренна. Природа, беспристрастная и чистая, позволяет лучше понять внутреннее «я» лирического героя, быть подлинным участником повествования. Это можно ощутить, прочитав стихотворение «Выхожу я один на дорогу» (1840). В этом произведении неразрывно сплетаются несколько тем: философские размышления, тема природы и тема одиночества.

Тоска одинокого странника и изгнанника можно почувствовать в зарисовках: «Тучки небесные, вечные странники…», «На Севере диком…», «Дубовый листок».

И радостные настроения, мирная жизнь связана с природой. Поэт получает связь с Богом и миром.

«Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

………………………………………

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…»

 

В лирике Лермонтова, которая считается «зрелой», герой все равно чужд обществу, «гонимый миром странник». Он не получил покой, бросил вызов небесам и миру, и пренебрег спокойными пристанями любви. Герой чужд обществу, но есть что-то, к чему тяготеет его душа: к природе («Ветка Палестины»), к женственности («М.А. Щербатовой»), к дружбе («Из альбома С.И. Карамзиной»).

В шестнадцать лет Михаил Юрьевич писал произведения, которые приблизили его к вершине русской поэзии, в двадцать восемь его не стало. В своём творчестве поэт, который не мирится с действительностью, постоянно соотносит свои идеалы и реальностью. И чаще признает власть реальности.

Лирика Лермонтова, многообразная по своей тематике, обличающая и искренняя, ликующая и тоскующая – настоящая, она будоражит душу, ведь за ней стоит яркая и сильная личность гения.

«Маскарад»

(1835)

Драма Лермонтова в четырёх действиях, в стихах. Главным героем её является наделённый мятежным духом и умом дворянин Евгений Арбенин.

Пьеса повествует о петербургском обществе 1830-х годов.

Ее замысел возник у Лермонтова, скорее всего, в конце 1834 - начале 1835 гг. Самая первая из известных редакций драмы в 4 актах есть в списке, обнаруженном в бумагах семьи Якушкиных. В октябре 1835 года Лермонтов предъявил в драматическую цензуру новую редакцию драмы «Маскарад». Данная рукопись до нас не дошла. Имеется лишь подробный отзыв цензора с изложением ее содержания. Эта редакция драмы (в ней было 3 акта) была почти новым произведением. Цензура определила драму как недопустимую к представлению на сцене из-за «непристойных нападок» на костюмированные балы в доме Энгельгардтов и «дерзостей противу дам высшей знати». А. Х. Бенкендорф увидел в ней прославление порока (Арбенин, отравивший жену, остается безнаказанным) и высказал требование, чтобы пьеса кончалась «примирением между господином и госпожой Арбениными». фактически изменяя весь идейный смысл драмы. Рукопись вернули автору с пометкой: «Возвращена для нужных перемен. 8 ноября 1835».

В конце 1835 года Лермонтов создал новую редакцию «Маскарада» и в декабре того же года вновь представил в цензуру. В новой, четырехактной редакции (ее принято считать основной) появился Неизвестный, что обусловило ряд сюжетно-композиционных правок. Цензура не пропустила и эту редакцию, так как Лермонтов не выполнил ни одного из предыдущих требований. А новый акт, придав «Маскараду» еще большую идейную и художественную завершенность, стал настолько сильным, что новая редакция драмы вызвала особое негодование цензуры.

В 1836 Лермонтов создал еще одну, пятиактную редакцию драмы с названием «Арбенин». В ней смягчил нападки на светское общество, изменил образ Звездича, Нины, по-другому выглядел и Арбенин. Вместо картины великосветского маскарада – простой бал, интрига с браслетом заменена любовной интригой Нины со Звездичем, месть Арбенина жене ограничивается мнимым отравлением и семейным конфликтом. В конце пьесы Арбенин уезжает, разрывая со «светом» полностью. Появилось новое лицо (воспитанница Оленька), но нет баронессы Штраль, Неизвестный слит с Казариным. Пятиактная редакция поступила в цензуру в октябре 1836 года, но и она не была разрешена к постановке. Вскоре после гибели поэта А.А. Краевский принял меры к публикации пьесы. 22 сентября 1842 года А.В. Никитенко представил «Маскарад» на рассмотрение цензуры, изъяв места, которые, с его точки зрения могли вызвать запрет произведения. Драма была разрешена к печати; но она вызвала неодобрительные отзывы критики. Им противостояла оценка Белинского.

«Демон»

(1829 – 1839)

«Демон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, над которой поэт работал в течение десяти лет — с 1829 по 1839 год. Произведение долго не допускалось к печати из-за цензуры и распространялось только списках, в них были представлены и его ранние, и его поздние версии; всего, по данным исследователей, насчитывалось восемь авторских редакций «Демона». В 1842 году в «Отечественных записках» были опубликованы отрывки из поэмы. Первое полное издание произведения было в Германии в 1856 году, а в России только в 1860-м.

Идея поэмы о монахине, в которую влюбляются и Ангел, и Демон, возникла у пятнадцатилетнего поэта во время учёбы в университетском пансионе. В первых, ранних версиях произведения не было конкретного места действия — всё происходило на фоне «условного романтического пейзажа». Но затем усложнялся и сюжет, и образы героев, появились различные варианты диалогов между действующими лицами. Около 1837 года Лермонтов «поместил» действующих лиц произведения (получившего второе название — «Восточная повесть») в Грузию, обогатил произведение деталями кавказского быта, внес этнографические элементы. В 1838-м поэт преподнес своей возлюбленной Варваре Лопухиной авторскую рукопись с посвящением: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!».

Но, несмотря на посвящение, работа над поэмой продолжалась до февраля 1839 года. В марте «Демон» был представлен в цензуру. Цензор собственноручно удалил из текста многочисленные «крамольные» части; но в итоге он дал разрешительный вердикт. Однако потом цензура объявила о неразрешении «Демона» к печати. Лермонтовская поэма повторила судьбу другого запрещённого произведения —комедии «Горе от ума» Грибоедова: и то, и другое получило известность в русском литературном сообществе задолго до выхода первого издания благодаря распространению в списках.

Известно, не менее о восьми вариантов «Демона». Так как при жизни автора поэма не была опубликована, специалисты так и не пришли к общему мнению о том, какую редакцию следует считать основной; рукописи, передававшиеся друзьями и знакомыми поэта, нередко оказывались комбинированными, собранными из разных версий. После смерти Лермонтова, в 1842 году, отрывки из поэмы появились в журнале «Отечественные записки».


«Мцыри»

(1839)

«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году и опубликованная (с цензурными пропусками) в 1840 году в единственном прижизненном издании поэта — сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Относится к поздним кавказским поэмам и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии.

Сюжет поэмы был взят из кавказской жизни. Имеются свидетельства о возникновении замысла поэмы. Согласно им, Лермонтов сам слышал историю, которую потом сделал основой сюжета. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, путешествуя по старой Военно-Грузинской дороге, он наткнулся на одинокого монаха. От него Лермонтов узнал, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым. Генерал его отвёз с собой и оставил заболевшего мальчика в монастыре. Тут он вырос; долго не мог привыкнцть, тосковал и пытался бежать в горы. Следствием одной такой попытки была долгая болезнь, которая привела его на край могилы. Этот интересный рассказ впечатлил поэта и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».

История, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был вполне обычным явлением. Лермонтову мог быть известен ещё один такой пример: непростая судьба российского художника П. З. Захарова, чеченца по национальности, также совсем маленьким мальчиком попавшего в плен к русским и всё тем же генералом А. П. Ермоловым отвезённого в Тифлис.

Значительное влияние на произведение оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен народными мотивами. Например, центральное событие «Мцыри» — битва героя с барсом — основано на мотивах грузинской народной поэзии, на хевсурской песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Сначала поэма называлась «Бэри» (Бэри, по-грузински монах). Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально такой: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но затем был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Данное библейское изречение имеет символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри». Оно лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: «послушник» («не служащий монах») и «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий.

Лермонтов переработал и содержание поэмы. Например, поэтом были исключены несколько фрагментов. Некоторые из стихов писатель вынуждено вычеркнул по цензурным соображениям. В частности, убраны строки, где Мцыри обижается на Бога за то, что тот ему «Дал вместо родины тюрьму». В том числе Лермонтов исключил из произведения части, содержавшие описание соотечественников Мцыри (например, его отца), которые явились герою в бреду в виде грозных всадников, борющихся за свободу.

Окончательно поэма была доделана автором, согласно записи, на обложке тетради Лермонтова: «1839 года Августа 5». Через год была напечатана и вошла в прижизненный сборник стихотворений.

 

«Герой нашего времени»

(1838—1840)

Историю создания «Героя нашего времени» Лермонтова можно разделить на три основных этапа. Рассмотрим последовательно эти этапы.

Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения

Важнейший этап написания текста произведения.

Писатель трудился над созданием текста в 1838-1841 гг. До сих пор идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал «Тамань», потом «Фаталиста», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла».

При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их написанием. В 1839 году, первой, была опубликована часть под названием «Бэла». Тогда она называлась «Из записок офицера на Кавказе». На эту небольшую повесть обратил внимание известный критик В.С. Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе.

Затем была опубликована повесть «Фаталист» (1839 год). Читателям в ту пору очень понравилось это произведение. Позже были высказаны две основных версии происхождения сюжета: согласно первой, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшемся, но погибшем в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова в одной из казачьих станиц; по второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя писателя, который и рассказал потом племяннику эту загадочную историю.

Следующей опубликовали «Тамань». Произошло это в 1840 году. Ученые полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, произошедшее с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.

Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году задумал опубликовать их в одном романе. И добавил последнюю часть «Максим Максимович», чем сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части («Бэла). Здесь о нем говорит добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, но не сумел принести ей счастья и уберечь ее. Во второй части «Максим Максимович» дается описание портрета главного героя и раскрывается его личный дневник. Здесь уже читатели в полной мере понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два самых важных эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовной драме с княжной Мери Лиговской. Завершается роман «Фаталистом», подводящим итог рассказу о грустной судьбе Печорина.

Современники вели многочисленные споры от том, кто является прототипом главного героя произведения. Называется много разных имен, начиная от личности известного красавца и дуэлянта А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.

Но, бесспорно, «Герой нашего времени является гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала XIX века.


 

Лирика

1. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Лирика / М. Ю. Лермонтов. - Москва: ЭКСМО, 2006. - 384 с. - ISBN 5-699-01351-2 (в пер.).

2. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов; авт. послесл. Л. Арутюнов; худож. А. Лепятский. - Москва: Художественная литература, 1981. - 368 с.: ил.

3. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов; худож. Г. Дмитриева. - Москва: Советская Россия, 1984. - 24 с.: ил.

4. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. - Москва: Художественная литература, 1984. - 415 с. - (в пер.).

5. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Поэмы; Герой нашего времени / М. Лермонтов. - Москва: АСТ: Олимп, 1996. - 477 с. - (Школа классики). - Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. - ISBN 5-7390-0346-6 (в пер.).

6. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Мцыри; Демон; Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов. - Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 95 с. - (Библиотека школьника). - ISBN 978-5-17-023745-6.

 

«Маскарад»

1. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Маскарад: драма в 4 действиях, в стихах / М. Ю. Лермонтов; авт. вступ. ст. К. Куликова. - Ленинград: Детская литература, 1990. - 272 с.: ил. - ISBN 5-08-000238-7 (в пер.).

2. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов; авт. послесл. Л. Арутюнов; худож. А. Лепятский. - Москва: Художественная литература, 1981. - 368 с.: ил.

 

«Демон»

1. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Демон: стихотворения, поэмы, пьесы / М. Ю. Лермонтов. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 672 с. - (Русская классика). - ISBN 5-699-17800-7 (в пер.).

2. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Мцыри; Демон; Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов. - Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 95 с. - (Библиотека школьника). - ISBN 978-5-17-023745-6.

 

«Мцыри»

3. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Мцыри: [поэма] / М. Ю. Лермонтов. - Нальчик: Эльбрус, 1980. - 32 с.: ил.

4. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Мцыри; Демон; Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов. - Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 95 с. - (Библиотека школьника). - ISBN 978-5-17-023745-6.

 

«Герой нашего времени»

5. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Герой нашего времени / Худож. М. Петров. - Москва: Советская Россия, 1981. - 224 с.: ил.

6. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Герой нашего времени: роман / Вступ. ст. М. Дунаева; худож. Ю. Николаева. - Москва: [б. и.], 2007. - 184 с. - (Школьная библиотека). - ISBN 978-5-08-004270-6 (в пер.).

7. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов; авт. послесл. Л. Арутюнов; худож. А. Лепятский. - Москва: Художественная литература, 1981. - 368 с.: ил.

8. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. - Москва: Художественная литература, 1984. - 493 с. - (Классики и современники. Русская классическая литература). - (в пер.).

9. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Стихотворения; Поэмы; Герой нашего времени / М. Лермонтов. - Москва: АСТ: Олимп, 1996. - 477 с. - (Школа классики). - Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. - ISBN 5-7390-0346-6 (в пер.).

О Лермонтове

31. Абсава, Георгий. Кто убил Лермонтова? / Г. Абсава, Н. Бурляев. - Текст: непосредственный // Наш современник. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 225-238.

32. Белых, В. Дуэль или убийство? М.Ю. Лермонтов / В. Белых. - Текст: непосредственный // Человек и закон. - 2014. - N 11/12(Ноябрь-декабрь. - С. 69-90.

33. Бельский, Александр. Памятник времени / А. Бельский. - Текст: непосредственный // Библиополе. - 2014. - N 2(Февраль). - С. 32-34.

34. Белый, Александр. О Лермонтове, но больше о Борисе Рыжем / А. Белый. - Текст: непосредственный // Новый мир. - 2017. - №1. - С. 145-177.

35. Богомолов, Николай. Два советских Лермонтова / Н. Богомолов. - Текст: непосредственный // Новый мир. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 178-194.

36. Волкова, Наталья. "Мой дом везде, где есть небесный свод": [М.Ю.Лермонтов] / Н. Волкова. - Текст: непосредственный // Природа и человек. XXI век. - 2016. - №3.-. С.62-64.

37. Волкова, Наталья. Роковые друзья. 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова / Н. Волкова. - Текст: непосредственный // Природа и человек. XXI век. - 2014. - N 8(Август). - С. 72-75.

38. Давидов, Михаил. Верстах в четырех от Пятигорска...: поединок и подножия Машука / М. Давидов. - Текст: непосредственный // Наука и жизнь. - 2015. - N 10(Октябрь). - С. 108-118.

39. Жижина, Алевтина. Поэт и его творения. 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова / А. Жижина. - Текст: непосредственный // Русский язык и литература для школьников. - 2014. - N 7(Июль). - С. 7-11.

40. Звиняцковский, Владимир. Лермонтов и Украина / В. Звиняцковский. - Текст: непосредственный // Нева. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 184-195.

41. Карбасова, Ольга. От Овидия до Лермонтова / О. Карбасова. - Текст: непосредственный // Москва. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 154-157.

42. Карпец, Виктория. Пушкин - Лермонтов. Диалог поэтов / В. Карпец, Н. Шевченко. - Текст: непосредственный // Библиополе. - 2014. - N 9(Сентябрь). - С. 68-72.

43. Кирсанова, В. В. "Мой дом везде, где есть небесный свод..." / В. В. Кирсанова. - Текст: непосредственный // Русская история. - 2014. - N 4(Декабрь). - С. 90-95.

44. Княжицкий, Александр. К нам Лермонтов сходит / А. Княжицкий. - Текст: непосредственный // Русский язык и литература для школьников. - 2014. - N 7(Июль). - С. 3-6.

45. Княжицкий, Александр. Кавказ и восток в жизни и творчестве Лермонтова / А. Княжицкий. - Текст: непосредственный // Русский язык и литература для школьников. - 2014. - N 6(Июль). - С. 3-8.

46. Княжицкий, Александр. Лирическое настроение Лермонтова. К 200-летию поэта / А. Княжицкий. - Текст: непосредственный // Русский язык и литература для школьников. - 2014. - N 10(Ноябрь). - С. 3-10.

47. Княжицкий, Александр. "Люблю отчизну я, но..." / А. Княжицкий. - Текст: непосредственный // Русский язык и литература для школьников. - 2014. - N 9(Сентябрь). - С. 3-7.

48. Лебедев, Юрий. Слово о Лермонтове / Ю. Лебедев. - Текст: непосредственный // Знание-сила. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 21-27.

49. Маншилина, И. Г. "Строка из сердца русского звучала..." / И. Г. Маншилина, О. И. Лактанова. - Текст: непосредственный // Искусство. Всё для учителя!. - 2014. - N 11(Ноябрь). - С. 13-17.

50. Молчанова, Татьяна. Знаки судьбы. Мистическая трагедия родовой фамилии / Т. Молчанова. - Текст: непосредственный // Нева. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 143-150.

51. Осипов, Юрий. "Гонимый миром странник": [Михаил Лермонтов] / Ю. Осипов. - Текст: непосредственный // Смена. - 2017. - №8. - С. 4-23.

52. Павлова, Галина. Зовет он снова в край лазури... / Г. Павлова. - Текст: непосредственный // Библиополе. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 33-37.

53. Паласио, Мигель. "Царство дивное": путешествие в Тарханы. 200-летию М.Ю. Лермонтова посвящается / М. Паласио. - Текст: непосредственный // Современная библиотека. - 2014. - N 9(Сентябрь). - С. 24-33.

54. Ростовцева, Инна. Лермонтовский элемент / И. Ростовцева. - Текст: непосредственный // Наш современник. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 217-224.

55. Север, Анна. Топография ирреального: [Литературные места Петербурга] / А. Север. - Текст: непосредственный // Знание-сила. - 2017. - №1. - С. 96-102.Скопич, Юлия.

56. "Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящею стих" / Ю Скопич. - Текст: непосредственный // Чудеса & приключения. - 2019. - №7. - С. 42-45.

57. Сорвина, Марианна. Отважный певец несвершенного подвига / М. Сорвина. - Текст: непосредственный // Знание-сила. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 36-41.

58. Соснина, Екатерина. О монтаньярах, большом кинжале и об искусстве умирать, или Два сюжета о роковой дуэли М.Ю. Лермонтова / Е. Соснина. - Текст: непосредственный // Нева. - 2019. - №1. - С. 219-226.

59. Юхнова, И. С. Музыкальные фрагменты в структуре произведений М.Ю. Лермонтова / И. С. Юхнова. - Текст: непосредственный // Библиотековедение. - 2014. - N 4(Сентябрь). - С. 71-75.

 

О произведениях Лермонтова

1. Бабичева, Майя. Недаром помнит вся Россия! / М. Бабичева. - Текст: непосредственный // Библиополе. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 26-32.

2. Бельский, Александр. В созвучье стиха и музыки / А. Бельский. - Текст: непосредственный // Библиополе. - 2014. - N 12(Декабрь). - С. 34-37.

3. Жижина, Алевтина. "Потерянное" поколение в "Думе" М. Ю. Лермонтова / А. Жижина. - Текст: непосредственный // Русский язык и литература для школьников. - 2014. - N 10(Ноябрь). - С. 11-19.

4. Васильчикова, Татьяна Николаевна. Функции пейзажа в произведениях М.Ю. Лермонтова / Т. Н. Васильчикова. - Текст: непосредственный // Литература в школе. - 2015. - N 7(Июль). - С. 9-11.

5. Сорвина, Марианна. Герой любого времени или синдром Печорина / М. Сорвина. - Текст: непосредственный // Знание-сила. - 2014. - N 10(Октябрь). - С. 28-35.

6. Юхнова, И. С. Музыкальные фрагменты в структуре произведений М.Ю. Лермонтова / И. С. Юхнова. - Текст: непосредственный // Библиотековедение. - 2014. - N 4(Сентябрь). - С. 71-75.


60.

Приложения

 

630049

Г. Новосибирск

Ул. Красный проспект, 83

Телефон: (8-383) 226-55-50

Эл. почта: [email protected]

 

Оглавление

Предисловие. 3

Биография. 4

Лирика Лермонтова. 7

«Маскарад». 9

«Демон». 11

«Мцыри». 12

«Герой нашего времени». 13

Список произведений М.Ю. Лермонтова, имеющихся в фонде ЦБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина Центрального округа. 16

Собрания сочинений и многотомники. 16

Лирика. 16

«Маскарад». 16

«Демон». 17

«Мцыри». 17

«Герой нашего времени». 17

Книги о Лермонтове и о его произведениях. 18

Статьи из периодических изданий. 19

о Лермонтове. 19

о произведениях Лермонтова. 21

Приложения. 23

 


Предисловие

 

15 октября 2019 года исполняется 215 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Поэт глубокой мысли и активных чувств, он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания и личное отношение к реальности занимают такое важное место.

Гений, творивший в 20-30-ые годы 19 столетия. Эти годы были нелегким периодом в жизни страны. Эпоха, последовавшая после Декабрьского восстания. Время мрачной реакции. Важной темой в творчестве Лермонтова была тема личной свободы.

Поэт-изгой, его не понимали и не очень любили люди, которые жили с ним рядом.

В библиографическом указателе «Ангел полуночи», посвящённом жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, вы можете найти краткую биографию поэта, информацию об истории создания его крупных произведений («Герой нашего времени, «Маскарад», «Демон», «Мцыри»). Кроме того, в указателе вы найдете информацию о том, какие книги Лермонтова и литерату


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.